Alexios
Цитата
Упрощенно-примитивный погодинский взгляд на генезис казачества.
Казаки 15 - нач.16 вв. - это далеко не только беглые холопы (крепостных в "классическом" понимании тогда еще не было), но, в своей основе, оседлое православное ("русской веры") население междуречья Воронежа, Дона и Хопра.
Это точка зрения А.П.Пронштейна и Н.А.Мининкова, надеюсь вы знаете эти имена, ибо это одни из самых известных исследователей ранней истории донского казачества.
Цитата
За право "окормлять" эти земли (т.н. "Червленый Яр") еще в сер. 14 в. вели между собой спор епископы Рязанский и Сарско-Подонский. Казачество Верхнего Дона - это потомки местного населения Червленого Яра, принимавшего в свои общины беглецов из Сев.-Восточной Руси и Орды
Из книги Мининкова "Донское казачество в эпоху позднего средневековья"
(...) В источниках, однако, нет сведений о том, чтобы "караулы" как-то проявляли себя в боевом отношении. Последнее упоминание о "караулах" возле "Хопор по Дону" содержится под 1400 г. в Никоновской летописи*.(ПСРЛ. Т.11. С.184.) Трудно сказать, как сложилась судьба Червленого Яра в XV в. Возможно, что какая-то часть населения "караулов" проживала в глухих хоперских дебрях не только в XV в., но и в XVI в. и слилась с хоперским казачеством, вышедшим из России. Отсутствие же сведений об этом населении связано с тем, что Хопер стоял в стороне от путей, по которым шли сношения России с ногаями, Турцией и Крымом, и Хопер оставался вне поля зрения летописцев и дипломатического ведомства Российского государства. Червленоярцев XIV в. можно признать предшественниками хоперской группы донских казаков в том отношении, что они, как и казаки XVI-XVII вв., жили в укрепленных поселениях и, возможно, представляли собой этнически смешанное население (русские, мордваи татары). Едва ли они, однако, могли бы считаться непосредственными предками донских хоперских казаков, даже если они и дожили до середины XVI в. и встретились с первыми поселенцами из Руси. Эти переселенцы и должны были постепенно поглотить и растворить в своей среде всех, кто мог проживать до них. Во всяком случае, в фольклоре хоперских казаков отсутсвуют червленоярские мотивы.
Цитата
Зимой 1443 г. казаки на службе рязанского князя Ивана Федоровича участвуют в битве на Листвене с татарами царевича Мустафы. В грамоте Ивана III 1502 г. упоминаются казаки на службе у великой княгини рязанской Агриппины Васильевны. Они сопровождали посольства в их пути по "Полю", охраняли речные "перевозы", несли сторожевую службу. Из той же грамоты мы узнаем, что "на Дон в молодечество" шли, кроме "сельских", также и "служилые люди, бояре и дети боярские".
Там же.
Промысловики-заполяне конца XV - начала XVI в. и уходившие "в молодечество" рязанцы были в числе русских первопроходцев на Дону, способствуя в дальнейшем более активному продвижению в этом
направлении населения окраинных русских земель. В них можно видеть не только первопроходцев, но и предшественников донских казаков. Однако едва ли этих людей можно признать за донских казаков. Постоянно на Дону они не проживали и сведений об их поселениях там нет. Само выражение "донские казаки" также не встречается в источниках до 1549 г.
Я, в принципе, не отрицаю, что казаки это не только беглые холопы. Мещерцы беглыми не были и звались "княжими людьми". Однако основа казаков Дона-Хопра это беглые из Московского царства, которые бежали от закрепощения(и это не только холопы) и основывали, в конечном счете, такую социально-политическую систему, какую мы все хорошо знаем. Не были они "царскими стражами границ", как говорит лектор и не нанимались они служить Московскому царству. Они продолжали своевольничать и в перв.пол. 17 века(в 1614 не пошли бить Заруцкого, а в 1630 не пошли с турками на поляков), ибо никаких обязательств они до 1671 года не давали.