Прохождение кампаний в ДаК
Здраствуйте, камрады. Если говорить о модификациях Третьей Эпохи, то для меня лично ДаК занимает приблизительно равную позицию с сабмодами МоС /Фейт оф Миддл Ерс. Заметно уступая по напряжению кампании, поведению ИИ на страткарте и тактике, тем не менее берет свое разнообразием и красочностью фракций, юнитов и локаций. По аналогии вспоминается мод Варяга, который так же не был хардкордным, однако одна прорисовка фракции Трасия позволила ему занять место в золотом фонде на жестком диске. Но вернемся к ДаК.
Недостатки , которые влияют на интерес прохождения, на мой субьективный взгляд, таковы : при игре за большинство фракций развитие происходит практически без осложнений. К 20 -30 ходу казна стабильно уходит в хорошие плюсы, агрессивность соседей , по сравнению с тем же МоС, минимальна. Дипломатия по Толкиену – угроза нападения фракций вашего «окраса» минимальна. Но доже если и случилось подобное, и вам обьявили войну – неважно темные или светлые – даже при наличии мощных сил вторжения совсем не факт что вам придется отбивать штурм за штурмом. Достаточно часто я наблюдал совершенно нелогичные маневры вражеских армий возле слабозащищенных населенных пунктов своей фракции, или просто утопическое – десяток ходов фулстаковая армия врага стояла на месте на расстоянии перехода от моего города. Уверен, именно это является основным минусом данного мода. Есть и другие , скажем так «недостатки». Беру «недостатки» в кавычки, ведь это лишь мое мнение. Игра слишком сбалансирована в вопросе противостояния светлых и темных фракций. Если в МоС , выбирая сторону силы, вы получали скрипт , который подкручивает противоположную сторону, то здесь этого нет . В результате , есть интересные фракции, игра за которые превращается в легкую прогулку. Именно за счет сильных союзников и прикрытых флангов. Так вот, «если б я был султан», то есть мододел, то я бы добавил:
1. Более агрессивную и «умную» систему поведения врагов на страткарте.
2. Скрипт, усиливающий в кампании все фракции противники.
3. При достижении некоторого уровня развития – скрипт который делал бы вашу фракцию приоритетной целью для других фракций.
4. Оно же – от ранее «дружественных» фракций.
5.
Условно, я бы разделил все фракции на группы по сложности прохождения. Само собой, это всего лишь личный опыт, да и сложность в некоторых фракциях сильно зависит от выбранного стратегического направления развития.
Группа А.
Эльфы Серых Гаваней.
По ощущениях самая легкая фракция. Очень сильная экономика, особенно после завершения «пробега» дипломатом. Очень сильные войска. Хорошая инфраструктура. Со старта, практически стартовыми силами увеличиваем территорию практически втрое – от Холодного Берега и Базра – Дума на юге, до холмов Эвендила на Севере. Все, можете расслабиться, экшн закончился. Ходов 70 -80, за которые скорее всего на вас никто даже косо не посмотрит, вы отстроите города и выведете экономику гарантировано в плюс 500 тысяч. А дальше, бейте кого хотите. Блицкриг на земли Энедвайта, которые не смогут вас даже притормозить за счет значительно более низкого класса элиты, кораблями на Умбар, или даже высадка в долине Андуина с последующим разгромом Мордора. В одной из кампаний обьявлял войну Бри, Рейнджерам и Эред – Луина, которые к тому времени практически сьели Ангмар и начинали есть Дунланд. Сознательно не «зергуя» после обьявления войны, я так и не дождался каких – лтбо серьезных вторжений с той стороны.
Гномы Эред – Луина.
Похожая ситуация со стартом кампании . Разница только в направлении – подхватав мятежных провинций и приведя кампанию к экономической стабильности и непрерывности воинских пополнений, вы делаете «Дранг нах Остен» в краткие сроки захватывая Ангмар и север Мглистых Гор. Остановились, выдохнули – и вы практически фракция номер 1.
Эребор – схожая ситуация.
К востоку и югу от железных гор хватаем все , что светится серым и останавливаемся на захваченном. Тут не МоС и Дэйл с Дорвинионом еще очень долго не дадут Руну вам угрожать, поэтому то что вы захватили можно считать банковским депозитом, который будет регулярно вам приносить дивиденды. От Эребора же отправляем армии и подкрепления на запад, на захват Чертогов Дурина. После взятия этой цитадели нужно некоторое время чтобы набрать необходимую культуру и сделать позитивним баланс в казне. Удержание, учитывая слабость стартовых отрядов ОМГ, проблемой не будет. Ну а после набора культуры и некоторых финансовых мощностей вас уже не остановить – впереди Гундабад, Город гоблинов, Загх – Кала ( если она к тому времени еще не захвачена Кхазад – Думом) , Литаш и Карн – Дум. Цитадели и огромные города позволят вам бесплатно содержать сильные гарнизоны, и очень резко поднимет экономику.
Дэйл.
Во всех модах Дэйл был моей любимой( наиболее удобной) фракцией и этот мод не стал исключением. Очень выгодная стратегическая позиция на карте с сильными союзниками и векторами развития. Пока Дорвинион с юго – востока и лесные эльфы с юго –запада защищают «подбрюшье» а Эребор фланг на востоке, Дэйл не спеша захватывает близлежащие мятежные поселки, выходит через Прирунье к Внутреннему Морю и начинают отжимать у Руна прибрежные земли. Денег хватает, войска многочисленны и разнообразны. Если ваша цель – падения Мордора, это один из наиболее быстрых способов захватить долину Ородруина.
Кханд.
Немного читерная фракция, не имеющая поначалу даже выхода к естественным врагам. Читерная из за чрезмерных экономических прибылей, в том числе из за постройки рабских лагерей, и найма отрядов из гильдий. Очень хорошая элита найм которой очень упрощен отсутствием необходимости выводить посления на высокий уровень развития и вкладывать деньги и время в возведение казарм. При прохождении кампании за Кханд я начал войну с Харадом, и очень быстро поставил на колени всю территорию южнее Мордора. Скорость найма, рост экономики был очень интенсивным, играть стало банально не интересно.
Умбар. Классическая фракция с очень мощной экономикой. При первом прохождении я делал упор на противостояние с Дол – Амротом и Гондором и это вносило некоторую интригу. Во втором я решил переждать стартовую бурю и посмотреть за развитием ситуации. Захватив первым делом Дальний Харад ( без баллист, хватило 3 отряда лучников чтобы взбесить мумаков из гарнизона) я узрел сумасшедшее пополнение казны. Не единоразовое, а путем открытия новых торговых маршрутов. В итоге, я спокойно удерживал остров Гобен – Толфалас силами 4 отрядов в форте, а три стартовых города + Дальний Харад не только позволяли ни в чем себе не отказывать при строительстве, но содержать элитную армию сохраняя позитивный баланс наполнения бюджета. Кстати, такое сидение в засаде, при заключении мира со всеми без исключения фракциями, было прервано вторжением Харада. Который очень быстро перестал существовать как государство – к тому времени во всех фортах на содержании были исключительно отряды мумаков..
Мордор.
Долго колебался, но все же записал в категорию легчайших. Причина – на старте кампании Гондору практически нечего противопоставить назгулам. Читерный финт – брать в осаду силами 1 -3 отрядов назгулов и ждать вылазку на следующем ходу. ИИ почему то считает что во время вылазки отряд итилиенских рейнджеров Фарамира сильнее отряда конных назгулов. Ну а так то у Мордора с экономикой не ахти и раскачивать ее довольно долго. Хотя, учитывая отсутствие врагов кроме Гондора, просто пришлось бы пооборонять Минас – Моргул десятку другую ходов.
Энедвайт.
Единственный в этом списке, войска которого , даже в элитной версии, недотягивают до среднестатистического по Средиземью.
Но играть Энедвейтом очень легко. Для начала вы плотно занимаетесь захватом мятежных провинций. Не вступаю в внешние конфликты вы разширяетесь одновременно и на юг и на север выйдя на границы Гондора, Серых Гаваней и людей Бри. Как показывает практика, дальше играет несколько моментов. Пассивность Линдона и Гондора ( ну послдених можно понять – у них с Мордором замес), очень высокая скорость найма и разнообразие юнитов, пусть и не чета элите, но возможно лучших по параметрам количество/стоимость/качество, минимальные условия для начала найма по культуре и зданиям. Энедвейт, на первых порах, способен бурстом выдать несколько армий которые легко захватят , для начала, земли Бри. Второй раз я не начинал, но если умышленно притормозить до хода эдак 100 без войны, то Энедвейту придется сложнее.
Группа Б.
Имладрис .
При игре за ИИ , наблюдается такая картина – захватив два поселения включая Эрегион , Имладрис останавливается и уже активно не играет на страткарте. Но если за Эльдар играет игрок, все можно сделать совсем иначе. Основные плюсы – сильные войска, удачное расположение на страткарте. Дважды играл за Ривенделл и дважды я отмечал миролюбивость окружающих фракций. Ангмар не лезет вообще, еле отбиваясь от сдвоенного натиска Дунедайн Эред – Дуина, ОМГ 90 процентов усилий направляют на борьбу с Кхазад – Думом, Дунланд, при заключенном мирном договоре , тоже долго не будет вас тревожить. По сути, можно захватить 3 провинции и сидеть на попе ровно. Но лучше конечно экспансия. З счет очень сильных юнитов вы способны опередить Кхазад – Дум и захватить последовательно Загх – Кала, Кхазад – Дум, Город Гоблинов и выше. Ну а дальше у вас дружественные соседи, сильная экономика и мощные армии.
Лесные эльфы
Схожая ситуация, просто вектор экспансии идет строго на юг. В этой ситуации , несмотря на неплохие войска и назгулов, Дол – Гулдуру тяжело вам противостоять. Ведь одномоментно на него давят Андуин, Лориэн и вы. Постепенно захватывая Зеленолесье включительно с Дол – Гулдуром, вы выходите на гриницы с Руонм и Мордором. И вот тут моголо бы быть очень интересно, если бы темные фракции были посильнее в общем. Но по факту – на Западе Андуин ,Кхазад – Дум и Эребор дожимают ОМГ, на Востоке Дорвинион и Дэйл успешно сдерживают Рун. Вот и остается вам прямая и практически свободная дорога на Черные Врата. Остается только нанимать армии и бросать их в бой одна за одной.
Лориэн
По географическому положению и по качеству войск Лориэн должен был быть в группе А. С юга прикрыты Роханом, с запада Кхазад – Думом, с севера Андуином. Остается узкий фронт на востоке с Дол – Гулдуром где рукой подать до Дол – Гулдура. Единственная сложность , из за которой он в группе А – первое вторжение в Лотлориэн. Экономика на тот момент еще не развита, войск и денег немного, так что это настоящий челендж. Однако, стоит выстоять в вторжении – и игра дальше катится по прямым рельсам к победе.
Гномы Кхазад – Дума .
В принципе, совсем две разные кампании – первая на харде – дойти в Морию, взять ее штурмом, выдержать нападение Балрога, восстановиться, и взять Западный Кхазад – Дум ( ну он берется до нападения Балрога). Это идет хард, это горящие глаза и дрожащие в предвкушении руки. Потом начинается то, что в РПГ принято называть фармом. Очень мощная экономика, очень сильные юниты. Воюйте в какую хотите сторону ( хотя захват Мглистых Гор выглядит логично) – вас уже не остановить.
Рейнджеры Дунедайн
Поначалу сложно и просто одновременно.
Сложно – большие показатели культуры для найма отрядов, очень слабая экономика, очень плохая логистика векторов войны – Ангмар,Дунланд и мест рекрутинга .
Легко – отличные юниты, дешевизна и малое время для постройки казарм для найма, возможность нанимать местные войска.
Интересно играть вначале кампании – много маневров, отходов, подходов, обороны стратегических узлов. Но потом случаются две вещи – воинская реформа, после которого Дунедайн становятся доступны одни из лучших юнитов в игре, и гномы Эред –Луина обескровливают Ангмар, если вы этого не успели раньше. Дальше волна ваших армий, практически выплескивается в Мглистые горы и на территории Дунланда и Энедвейта, встречая слабое сопротивление. Честно, после захвати Изенгарда и Мглистых Гор, дальше уже не играл. Слишком сильная фракция.
Дорвинион
Практически копия компании за Дэйл. Разница в том что , одновременно пробуя расширяться на север и вдоль побережья Внутреннего моря, вы раньше вступаете в противостояние с Руном. А так – и экономика и войска на уровне.
Изенгард – играл две компании и два разных по интенсивности прохождения. В первый раз я , взяв Фольдбург , пошел собранным стаком на Хельмову Падь и взял ее, правда, с боьшими потерями. И вот тут начались карусели. Казна в минус, энты ждут сигнала, Рохан непрерывно дефиирует армиями возле ваших поселений, Гондор нарисовывается со стороны Дуайт – Эдура. Это могло бы быть очень горячо, если не упомянутая выше пассивность ИИ. Во второй компании, я взял Фолдбург и держа там средний гарнизон, усиленный готовыми придти на помощь отрядами из фортов, планомерно расширялся на Запад в сторону Энедвейта и на юг в Гондор. Во втором случае кампания прошла очень уверенно и безальтернативно для соперников . Этот успех обеспечивается ну очень сильной элитой Изенгарда. Возможно, лучшая подборка элиты по соотношению количество/стоимость/качество.
Рун.
Сильная фракция с отличной экономикой и отличными войчками. Как элитой так и стартовыми. Очень легкой компанию за Рун не позволяют считать соперники в развитии – Дэйл, Дорвинион и Эребор.
Дол – Гулдур.
Учитывая наличие агрессивных соседей – Лориэн, Андуин и Лесные Эльфы – кампания обещает быть насыщенной и интересной. Однако, все ломает пассивность ИИ. Даже когда я, захватив почти все Темнолесье, намеренно застыл в развитии, атаки на мои города были редкостью. При желании форсировать развитие – двигайтесь на север, захватывая послеления эльфов, а при обьявлении вторжения на Лориэн , присоеденяйтесь и пробуйте под шумок добить Лориэн.
Андуин – слабые элиты, да и вообще войска не торт. Плюс – сильные враги на старте. А вообще неинтересная кампания оба раза.
Бри – Учитывая хорошее стратегическое расположение и неплохую экономику могла быть в группе А. Но очень слабые юниты, возможно, худшие стартовые юниты в игре. По сути, эффективно воевать можно не казарменными войсками а вспомогательными – лесные стрелки и лесорубы с лесных территорий, отряды дунедайн, лучники и ополченцы хоббитов. Все что нанимается с казарм дорого и малоэффективно одновременно. До момента когда вы начнете нанимать караульных. Они тоже не торт, особенно по соотношению цена /качество, но уже способны решать серьезные задачи.
Гондор, Рохан без комментариев.
В. Ну и наиболее интересные (сложные) кампании .
Дол – Амрот. Долго колебался куда поставить эту фракцию. Но в категории Б было уже слишком много фракций). Что из интересного можно отметить – скрипт с нападениями корсаров не настолько усложняет жизнь как кажется. Бойцов в Эльфийской Гавани и Дол- Амроте на бесплатном содержании + 4 отряда из форта без проблем хватает отбивать эти наскоки. Сложна я кампания получилась из за того, что вектором агрессии я избрал земли Харондора и остров Бен – Толфалас, в результате чего оказался лицом к лицу с экспедиционными силами трех фракций = Харада, Умбара и Кханда. Длилось это мочилово долго и с переменным успехом, пока не произошло два события - наскреб по сусекам армию, которая десантировалась непосредственно в Умбаре и начала захватывать его родные провинции, и второе – в ходе многочисленных сражений были убиты все представители правящего дома Харад. Единственная кампания, в которой я могу отметить правильную стратегическую активность вражеских ИИ.
Дунланд – одна из интереснейших компаний, сыгранных в ДаК. Несмотря на скудость развития и юнитов у Дунланда. Следуя Толкиеновской дипломатии вступил в боевые действия против Ривенделла, Кхазад –Дума, Дунедайн и Бри. Воевал в принципе успешно, но одномоментно ситуация усугубилась – войска Дунланда добили агонизирующий Изенгард и , одновременно с появлением нового врага у новых границ – Рохана , на нашу территорию вторглись армии Гондора и Энедвейта. Единственное, что хочу сказать – если сконцентрироваться со старта на обороне Тарбада а захватнические войны повести против Энедвайта, уверен что кампания будет несложной.
Орки Мглистых Гор
Очень интересная фракция, кампания за которую так же может быть очень интересной.
Дело в том, что ОМГ имеют очень большой потенциал для стартового рывка. Цитадель, крепость, три огромных города и форты дают возможность содержать бесплатно многочисленное войско и возможность в сжатые сроки нанять и вывести в поле две полнофлажковые армии. Да, качество этих армий, скажем так, не торт. Но на старте игры количество еще может переходить в качество. Но, если вы сознательно выберете тактику обороны и выжидания, очень скоро в ваши ворота постучаться армии Эребора, Имладриса, Кхазад – Дума, Андуина, а возможно и Лориэна. Не забываем еще и про соседей, Ангмар – фракцию, которая почти всегда умирает первой. То есть в некотором отдаленном будущем вы будете ждать привета с Запада в виде армий Эред – Луина и Рейнджеров. В очередной раз вспоминаю пассивность ИИ – дай больше напора и агрессии , каждый ход кампании за ОМГ приносил бы вам порцию адреналина. Так что рекомендую взять нервы в кулак и до хода сотого никуда войска не водить. Это вполне реально, кстати. Отбиться в таких условиях. Ну Западный Кхазад – Дум потеряете. А там будет весело, ведь после воинской реформы ОМГ получают отличные юниты.
И, наконец, самая, на мой взгляд, интересная кампания, это кампания за Ангмар. Забудьте о помощи союзником – в этой кампании вы сам на сам с Дунедайн, Эред – Луином и дажеБри. Захваченные вами земли севернее Артедаина – лишь стартовые поселения, которые не смогут вам обеспечить ни стабильную экономику, ни найм и содержание юнитов. Немного спасают форты. Есть у меня желание сделать детальный рассказ по кампании за Ангмар, поэтому здесь я спойлерить не буду. Единственное , что хочу отметить – не раз наблюдались типичные, к сожалению, ситуации – армии врагов, вместо немедленного нападения , кружат вокруг городов или стоят на месте. Добавить немного инициативности – и кампанию изначально можно было бы считать испытанием даже для опытных геймеров. Ангмар проигрывает во всем – в территории, в экономике, в качестве войск своим соседям .