russell
Quote
В одной из соседник веток камрад АУОЕ бросил упрек, что много вроде бы любителей темных веков, а тем открывается мало.
Добавлю, пишут в них немного, ну и так далее по списку.
Государства и народы евразийских степей. Древность и средневековье - С.Г. Кляшторный, Т.К. Султанов
Идентификация ?азиатских? и ?европейских? гуннов зачастую вызывала сомнение, так как нет прямых указаний на их миграцию к западу от среднеазиатских степей.
Достоверно неизвестен и язык гуннских племен Востока и Запада, хотя по косвенным указаниям можно предположить, что их основную массу составляли и там и тут прототюркские племена.
Это, конечно, не исключает многоязычия гуннских объединений, куда входили предки монголов, тунгусов, угров, а в Средней Азии и на западе ? ираноязычных племен и даже славян.
Наибольшее затруднение для историка вызывает то обстоятельство, что в степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно, в 70-е годы IV в.
Первой их жертвой стали приазовские аланы, лишь часть которых спаслась в горах Северного Кавказа.
Вслед затем, овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства.
Вся причерноморская периферия античного мира, вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были разгромлены в течение нескольких лет; частью они были включены в состав орд, частью бежали на Днестр.
К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границам Римской империи.
?Невиданный дотоле род людей, ? пишет автор V в. Аммиан Марцеллин, ? поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор?.
Для ромейского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, ?о котором мало знают древние памятники?. В середине 2 в. автор стихотворного ?Описания населенной земли? Дионисий размещает гуннов (уннов) где-то в Прикаспии. Во второй половине 2 в. их упоминает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей.
Но даже для образованного человека IV?V вв. эти краткие и невнятные сведения мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось не только внезапным, но и ужасным.
Классическое описание пришельцев и их воздействие на римский мир дал Аммиан Марцеллин.
По его словам, гунны, ?которые превосходят всякую меру дикости?, были ?семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий?; ?все они отличаются... столь страшным и чудовищным видом, что можно принять их за двуногих зверей... кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости; ...они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда, сидя на них по-женски, они исполняют на них все обычные свои дела; на них каждый их этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон... Если случится рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке: они не подчиняются строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути... У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина; он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше?
[Аммиан Марцедлин, XXXI, 2].
В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллян допустил ряд преувеличений, наделив их традиционными чертами самых диких северных племен.
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города.
Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для их предков в Центральной Азии.
Собственные производительные силы европейских гуннов были ничтожны. Нападения на оседлые народы, захват продуктов их труда, пленение и обращение в рабство ремесленников сделались для них основным источником добывания жизненных благ, а гуннское общество стало полностью паразитическим.
Все это с особой силой проявилось в последующий период, когда степняки прорвали пограничную линию Римской империи и их вождь Атилла создал Гуннскую империю в Европе.
Были ли гунны монголоидами?
Антропологически подтверждаемая материалами из гуннских погребений Монголии эта монголоидность принималась с той оговоркой, что ?ни изображений, ни описаний наружности гуннов и дунху мы не имеем? [Руденко, с. 177].
В отношении гуннов эта оговорка, однако, не вполне корректна.
Имеется вполне убедительный иконографический материал, позволяющий найти изобразительный контекст ликам на подвесках пазырыкской узды.
В 121 г. до н. э. император Уди назначил прославленного воина Хо Цюй-бина ?военачальником сильной конницы?, которая должна была подавить гуннов на их же территории.
Действия Хо Цюй-бина были столь успешны, что, несмотря на скорую кончину (117 г. до н. э.), он сумел нанести гуннам невосполнимые потери.
Особенно прославила его победа над гуннами у гор Цилянь, на земле ?малых юэчжи?. Над могилой Хо Цюй-бина ?был насыпан холм, по форме напоминающий гору Цилянь? [Таскин, вып. 1, с. 94].
А на мраморе гробницы были вырезаны барельефом несколько групп его противников и сцены триумфа.
В 1936 г. венгерский антрополог Золтан Такач посетил погребальный комплекс Хо Цюй-бина и снял эстампажные копии той группы, которая носила название ?Кони топчут сюнну?.
В 1938 г. эстампажи и прорисовки были опубликованы Такачем в Пекине [Такаск, с. 275?277], но великолепный иконографический материал остался вне внимания исследователей. Между тем результаты работ Такача имеют эталонное значение, и мы пользуемся случаем использовать его рисунки именно в этой функции (см. рис. на с. 67).
Иконографические изображения гуннов гробницы Хо Цюй-бина наиболее близки к загадочным ликам на пазырыкской узде [см. Руденко] ? те же признаки монголоидности: выдающиеся скулы, низкий лоб, толстые губы, короткий приплюснутый нос, борода и торчащие вверх прямые жесткие волосы.
Таким образом, имеются все основания утверждать, что позолоченные головы на пазырыкской узде, украшавшие парадный убор коня одного из юэчжийских вождей, ? это головы убитых им воинов-гуннов, из черепов которых были сделаны золоченые чаши ? свидетельство жестоких гунно-юэчжийских войн IV?III вв. до н. э.