вторую кампанию в Атилле начал за франков. сюжетно - одна из самых интересных фракций в игре. собственно, сюжет - становление государственности у полудикого германского племени. на это намекает и последовательное развитие типов юнитов и систем набора; то, какие юниты к каким зданиям привязаны; дерево технологий, что гражданских, что военных. от племенного ополчения с дружинами военных вождей во главе - к королевской власти с ее институтами.
Впрочем, в Атилле возможность для развития надо еще заслужить. потом, кровью и мозолями на заднице (не то от седла, не то от кресла перед десктопом
). ни доброжелательные соседи, ни климатические изменения, ни особенности экономики игры не дают это сделать спокойно и расслабленно, как это было в Р2.
Для франков на старте я наметил два оптимальных способа заполучить жизненное пространство для неспешного развития.
1) оккупация Фризии и, возможно, Скандинавии - как базы для дальнейшего броска на юг, уже с профессиональной армией и достаточным уровнем экономического развития.
2) миграция в края с более мягким климатом и меньшим числом соседей и прочих угроз. и там уже развитие в рамках, как минимум, одной богатой провинции.
с учетом опыта неудачной кампании за ютов, поступательное развитие на севере было признано нецелесообразным. Там все силы уйдут на поддержание статус-кво, ни о какой значительной экспансии и гармоничном развитии речи идти не может. потому на первом же ходу франки снялись с места, сожгли свои дома и оправились ...в Испанию. на разведку вдоль берегов двигался флот наследника, за ним - небольшая орда генерала. Франкский вождь с основной армией двигался по суше, пользуясь тем, что с западным Римом был мир и пакт о ненападении. В Испании для освоения была выбрана Baetica. Чудо света, торговый ресурс (вино) и укрепленная столица, позволяющая контролировать все сухопутные пути в этой части страны. + перспектива экспансии в северную Африку. Если не против ЗРИ (с ней в планах - замирение), то против кочевников. чтоб было кого грабить да и чтобы вожди не скучали.