Уважаемый вы что-то кроме идеологизованного чтива читали? В ВКЛ официальный язык русинский или как говорят в России западнорусский. Частная переписка вполне велась на русинском. Вы будете удивлены но многие летописи в ВКЛ писались или на русинском, или на русинском латиницей. Только некоторые летописи писались польским. Густынская летопись и Кройника с летописцев стродавних писаны на русинском. Исходник беларуского и украинского русинский.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Вы бы почитали что ли Яковенко. Нужно сказать, что вам удобно вырывать отдельные фразы из контекста. У православных в Реи Посполитой в 16 веке были могущественные заступники например князья Острожские, в 17 веке этими заступниками стали казаки. При этом поляки поли на ряд уступок тому же П. Конашевичу-Сагайдачному. Да будет вам известно, что в Речи Посполитой были полемические сочинения например Тренос Мелетия Смотрицкого, существовали братские школы типа Львовской и Киевской.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Касательно времени Яна-Казимира нужно понимать, что время было военное и далекое от нормального там было положение. Разделение происходило по линии католик, протестант и греко-католик за Речь Посполитую, православные значит сторонники Хмельницкого и Московии. На практике это значило, что православные кошмарили всех кроме самих православных, вырезая попутно и евреев с армянами которые попадали под гарячую руку. Католики и греко-католики кошмарили православных. Именно временем Хмельниччины и был обусловлен переход украинской шляхты окончательно под власть греко-католической церкви.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Религиозные войны характерны для украинской части Речи Посполитой. При этом православные до Хмельниччины могли противостоять католикам и греко-католикам не саблей, а силой слова.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Цитата
Продолжу: Правители Польши с X-XI вв., а в ВКЛ с более поздних времен также проводили свою централизацию ("полонизацию"), в том числе в области языков
И с какого это времени полонизация означала централизация. Я вас удивлю, но литовские татары в Беларуси например писали свои китабы на тюркско языке арабицей. Например православные и греко-католики могли писать русинским языком то кириллицей то латиницей. Да прочтите хотя бы Хронику Литовскую Жмойтскую написаную в 17 веке -
Цитата
Року 1507. Михаил Глинский скоро по от[ъ]Ђзди короля Жигимонта з Литвы до Кракова, вЂдаючи, же ему ишло не по мысли его у кроля, удался ростиркови шкодливому, a напервЂй 37 збунтовавши старых жолнЂров и помочников своих в семисот ездных 38 избранных, преправился през Немен з Лыскова и просто до Гродна в[ъ]Ђхал 39, маючи през шпиги вЂдомость, же там Ян Забережанский, маршалок великий литовский, его головный неприятель в той час в дворЂ своем в ГроднЂ мешкал.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Польским среди беаруско-литовских летописей написаны Ольшевская летопись, Хроника Быховца, Летопись Панцырного и Аверки, Могилевская хроника. То есть 4 против 14 кириллицей. В литовской части Речи Посполитой например с 16 века фиксируються письменные памятники на литовском языке. Армянские общины на территории Речи Посполитой говорили на тюркском армяено-кыпчакском и армянском языках, оба на армянской графике. Караимы и евреи писали на еврейской графике, на тюркском караимском и идише.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Польским среди беаруско-литовских летописей написаны Ольшевская летопись, Хроника Быховца, Летопись Панцырного и Аверки, Могилевская хроника. То есть 4 против 14 кириллицей. В литовской части Речи Посполитой например с 16 века фиксируються письменные памятники на литовском языке. Армянские общины на территории Речи Посполитой говорили на тюркском армяено-кыпчакском и армянском языках, оба на армянской графике. Караимы и евреи писали на еврейской графике, на тюркском караимском и идише.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -В украинских владениях Речи Посполитой например на кириллице были написаны такие летописи: Густынская, Хмельницкая, Креховского монстыря, Дворецих, Подгорецкая, Межигорская, Добромыльская. И о ужас на кириллице написаны например хроники Яна Бинвильского, Родынная хроничка Петра Кунащака.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Вам сюда -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
И кстати например Иосиф Шумлянский греко-католик тоже писал на кириллице. А на Закарпатье местные греко-католики также писали кириллицей. Кириллица и латиница существовали паралельно. Тут уже кто как хотел, то и использовал.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -И к вашему сведению после Генрыковых артыкулов Речь Посполита пошла путем децентрализации и в 16-17 вв. частные армии магнатов куда более эфективно били татар чем кварцянэ вийсько. В 18 веке же эти армии были пережитком прошлого.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Христофор Филарет например монг свободно писать против папы и греко-католиков ΑΠΟΚΡΙΣΙΣ, abo odpowiedź na xiążki o Synodzie Brzeskim imieniem ludzi starożytney religiey Greckiey, przez Christophora Philaletha w porywczą dana или «Апокрисис альбо Одповідь на книжки о соборі Берестейськім іменем людій віри старожитно-гречеської через Христофора Філалета врихлі дана».
Также полемизмом занимались Иван Вишенский -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Стефан Зизаний написал «Защита православия от папизма».
Мелетий Смотрицкий например со временем стал греко-католиком.
Захария Копыстенский например написал «Книга о вере единственной» (1619-1621), «Книга о правдивом единстве православных христиан» (1623).
Только пожалуй Зизаний подвергся каким-то преследованиям. Все полемисты умерли своей смертью и не попали в руки инквизиции. Даже Михаил Андрелла на Закарпатье перешедший из греко-католичества в православие не пострадал. При этом уместно помянуть, что в 17 веке в Московии преследовали староверов. Стригольников же жидовствующих РПЦ просто физически уничтожало. Даже нестяжатели преследовались.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Перед тем как что то писать против католиков и греко-католиков, посмотрели бы на своих православных. Польские и венгерские католики были более толлерантны чем испанская и немецкая инквизиция. Вот например стоило попасть протестанту Даниэлю Крману в Австрийскую Империю как его прихватили и замучили австрийские католики.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Польский язык был доминирующим но далеко не единственным в ВКЛ и Речи Посполитой. Кто хотел ассимилировался, кто не хотел нет. В любом случае греко-католическая церковь оставляла простор для сохранения восточнославянской идентификации беларусов и украинцев. Католическая аристократия имела преимущество перед православными, но православными также могли быть шляхтичами и например сенаторами как Острожские и Кысиль.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -А вот например книга человека с ПГМ. Украинский перевод сведений Павла Халебского, православного араба из Сирии -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Там та часть которая посвященна Украине.
Думаете он был гумманистом? Нет он ставил в пример валашскому и молдавскому господарям этнически чистки в отношении армян и евреев которые проводились с ведома Хмельницкого.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Обращение Льва Сапеги к Сигизмунду Третьему
Цитата
Наяснейшому пану, пану Жикгимонъту Третему [...] Были тые часы, наяснейшый милостивый г[о]с[по]д[а]ру королю, коли в томъ згромаженью а посполитован[ь]ю людскомъ, которое мы речью посполитою называем, не правомъ якимъ описанымъ або статутомъ, але только своимъ зданъемъ и уподобанъемъ владность свою г[о]с[по]д[а]ры и короли того света надъ людми ростегали. Але ижъ частокроть от пристойное своее повинности отступовали, а, на свой толко пожытокъ речы натегаючы, о сполное доброе всихъ мало дбали, оттул[ь] то было уросло, же люди, брыдечысе ихъ панованьемъ и звирхностю и не господарми, але тыранами оные называючы, на самом только статуте и праве описаномъ все беспеченство и доброе речы посполитое засажали. А прото онъ великий и зацный филозофъ греческий Арыстотелесъ поведилъ, же тамъ бельлуа, а по-нашому дикое звера, пануеть, где чоловекъ водлугъ уподобанья своего владность свою ростегаеть, а где опятъ право або статутъ гору маеть, там самъ богъ всимъ владнеть.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Это на секунду 1588 г.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Две сердца ся споили, меч их розрывает,
Моц старожитных домов през тот осведчает,
Которым варварскии гуфы не зровнали,
Пойзри на гелм, обачиш, як ся потыкали.
Котвицы теж веры статечнои знаком,
Як кгды окрут на ветры умоцнен тройгаком.
А крест церкви похвала, крест верным оброна,
И тот есть Стеткевичов клейнот и корона.
Претож их слава в небо, як стрела, възносити
И на веки ся будет в людех голосити.
Спиридон Соболь, На герб вельможных их милостей панов Стеткевичов
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Полска квитнет лациною,
Литва квитнет русчизною:
Без той в Полсце не пребудешь,
Без сей в Литве блазном будешь.
Той лацина езык дает,
Та без Руси не вытрвает.
Ведзь же юж, Русь, иж тва хвала
По всем свете юж дойзралаж
Весели ж се ты, Русине,
Тва слава никгды не згине!
Ян Казімір Пашкевич, 22. VIII. 1621