В этногенезе вятичей большую роль сыграли балты, однако не стоит игнорировать и влияние финнов дьяковцев (мери) и городецкой культуры (волжских финнов). Также нужно отметить культуру рязано-окских могильников.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Не Ваксману, а шовинюгам типа Аватара считающих русских славянами в вакууме.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
В Среднем Поднепровье славяне то автохтоны. А вот о Среднем Поволжье этого не скажешь. Как не крути а именьковцы скорее балты, или так сказать балто-славяне. И еще много людей займет скептичную позицию в отношении славянства именькова. Измайлов, Халиков, Лифанов, Обломский, Сташенков. При этом Кляшторный тюрколог, так что не авторитет. Да и ссылался на ал-Куфи, при этом Нахр ас-Сакалиба сложно локализировать на Волге. Сакалиба хотя в большинстве случаев совпадают с славянами, не всегда такими есть. Например у Ибн Фпдлана упомянутый малик ас-сакалиба есть никем иным как эльтебером волжских булгар Алмушем а сахиб ас-Сакалиба к которому обращались цанары (в хронике ал-Йакуби) вообще какой-то кавказский народ. Я уже молчу о каких-то сакалиба в составе енисейских кыргызов по ал-Гардизи.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
А относительно самого термина сакалиба, то он арабами исползовался в значении светловолосый человек (Якут ал-Хамави). Грузинским горцам цанарам должен был прийти на помощь сахиб ас-сакалиба. Что то я сомневаюсь что на Кавказе был славяне, зато были вполне себе рыжие вайнахи и черкесы. Относительно применения этого термина Ибн Фадлана к Поволжью, то нужно обратить внимание на присутствие в этом регионе волжско-финнских народов (муромы, эрзи и мокши). Ну и именьковцы скорее были ближе к соседним к ним днепровским балтам чем к далеким склавинам Полесья.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Цитата из Напольских
Цитата
Характер, время и район контактирования именьковцев с финно-угорским населением Волго-Камья точно соответствует реконструируемым параметрам контакта неизвестного балто-славянского языка с финно-угорскими языками региона.
Как общий облик этой культуры, так и специфические параллели с пшеворскими и черняховскими древностями приводят археологов к выводу о приходе именьковцев с запада, из Поднепровья, о принадлежности именьковской культуры к кругу постзарубинецких культур Восточной Европы [Матвеева 1981; Седов 1994]. Не вдаваясь в дискуссию об этнолингвистической привязке зарубинецких и постзарубинецких древностей, замечу, что при любом подходе к этой проблеме едва ли возможно отрицать присутствие и даже преобладание среди постзарубинецкого населения балто-славянских групп, принадлежащих именно к южной части макробалтского ареала, то есть в любом случае достаточно близких тем группам, к диалектам которых восходит праславянский.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Приходько В.В. К вопросу об этноязыковой атрибуции именьковской археологической культуры // Симбирский научный вестник. 2011. № 2 (4) - С. 42-47.
В работе обосновывается возможность рассмотрения населения именьковской археологической культуры в качестве носителя древнего балтийского языка. Для поддержки данной гипотезы привлекаются археологические данные наряду со сведениями по балтийской лексике и топонимии российского Северо-Запада. Впервые выделяется ряд гидронимов Ульяновской области, общей чертой которых является отсутствие удовлетворительной этимологии на основе поволжских языков и, наоборот, наличие адекватных соответствий в гидронимии и апеллятивной лексике российского Северо-Запада и балтийских стран.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Михайлова Елена Робертовна. КУЛЬТУРА ПСКОВСКИХ ДЛИННЫХ КУРГАНОВ.ПРОБЛЕМЫ ХРОНОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб. 2009
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Подборка статей Е.Р. Михайловой
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Похожее мнение у Штыхова, который отмечал балтский и финно-угорский субстрат в кривичах и в культуре длинных курганов
Георгій Штыхаў - Крывічы. Па матэрыялах раскопак курганоў у Паўночнай Беларусі
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Топоров В. Н. О балтийском слое русской истории // Florilegium: К 60-летию Б.Н. Флори. М., 2000. С. 349-411.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Русские мордовского происхождения - Гундяев, Синдяев, Кильдяев, Чиндяйкин, Кеняйкин, Астайкин.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Ю. М. Смирнов (Муром) - МУРОМ: ЭТНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ Доклад на Уваровских чтениях Муромского музея, 2005.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В.В. Бейлекчи, В.В. Родин
ПОСЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕНИ МУРОМА (У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
О балтах мощинцах. Они родственны балтской днепро-двинской культуре
Массалитина Г. А. Современное состояние изучения мощинской культуры // Оки связующая нить. Археология Среднего Поочья: Сборник материалов Второй региональной научно-практической конференции (Ступино, 18 февраля 2009 г.). / Под общей редакцией: Э. Э. Фомченко. — М.: ЗАО «ЗЭО «ММТК-СТРОЙ», 2009. — С. 38-43.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Т. И. Алексеева пишет:
Русские с территории обитания муромы также очень сходны с мещерой. У них относительно светлая пигментация, ослабленное развитие бороды, очень узкое лицо, преимущественно прямой нос и т. д. Этот факт может быть истолкован как подтверждение связи мещеры и муромы, а при учете того, что в населении, окружающем эти группы, проявляются иные антропологические типы — валдайский и восточновеликорусский, — как подтверждение генетического родства этих реликтовых восточнофинских приокских групп.
Локализация такого своеобразного морфологического комплекса на относительно изолированной территории позволяет поставить вопрос о выделении нового антропологического типа в систематике Восточной Европы. На основании сходства с ильменским его можно отнести к восточноевропейской контактной группе типов североевропеоидной или балтийской малой расы (по Чебоксарову). Последовательно проводя географический принцип в обозначении расовых типов, следует назвать его среднеокским.
Сравнение черепов мещеры, мери и муромы с восточнославянскими, с одной стороны, и с финноугорскими — с другой, говорит о значительно большем сходстве их с первыми. В этом смысле мы можем говорить о генетических связях восточнославянских и восточнофиннских народностей на территории Волго-Окского бассейна, возникших задолго до их этнического оформления.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Несмотря на то, что северные и южные мещёрские говоры не образуют в настоящее время языкового единства и входят в разные диалектные группы, их объединяет некоторое число общих для них черт, наиболее яркой из которых является твёрдое цоканье — неразличение звуков [ц] и [ч], появившееся у русских, вероятнее всего, под влиянием финно-угорской мещеры: [цы]тать (читать), [цы]сто (чисто), [ц]асто (часто), [ц]удо (чудо), кала[ц] (калач), [ц]ена, ули[ц]а, оте[ц]
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Для мещёры были характерны обособленные мещёрские рязанские говоры, разделявшие основные диалектные черты Рязанской группы говоров южнорусского наречия — на юге Мещёрского края.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Власова И. В. Этнографические группы русского народа. Историко-культурные зоны // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. В. А. Александрова, И. В. Власовой и Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 107—108. (
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
И. Г. Добродомов ИЗ МЕРЯНСКОГО ВКЛАДА В РУССКОЕ СЛОВОПРОИЗВОДСТВО (ВПОЛГЛАЗА, ВПОЛУХА, ВПОЛПЛЕЧА)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Маларчук Б.А., Деренко М.В.
СТРУКТУРА РУССКОГО ГЕНОФОНДА
"Природа", 2007, № 4
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Профессор Ткаченко указывает и глагол ковылять (родственное финск. кavalla – «ходить, слоняться»), северорусское урма – «белка» (родственное вепсск. оrau и коми ур – «белка»), костромское сика – «свинья» (ср. финск. sika – «свинья»), лейма – «корова» (на эрзянском – лишме), ярославское тульяс – «огонь» (родственное финск. tulli и марийское тул – «огонь»), северорусское вёкса – «протока из озера», ярославское бяни – «вилы», общерусское кока – «крёстная мать» и еще десятки других. Более обстоятельно данная тема раскрыта в классической монографии ученого «Мерянский язык».
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -В славянских языках нет и особой притяжательной конструкции «у меня есть». Украинец всегда скажет «маю» (имею), поляк и чех – «мам», и только русский – «у меня есть».
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Мызников С.А. - Лексика финно-угорского происхождения в русских говорах Северо-Запада
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Словарь тюркизмов в русском языке Е.Н.Шиповой содержит около 2000 слов тюркского происхождения, среди которых много архаизмов, регионализмов, локализмов, фактически не освоенных русским языком и не используемых русским населением.
А фамилий тюркского происхождения около 500.Фонетическая примета тюркских заимствований называется сингармонизмом гласных, практически в русском языке дающий повторение одной и той же гласной в слове: башмак, алмаз, казна, батрак, балда, сазан, таракан, баклажан, балаган; сундук, урюк, утюг, чубук, чугун. Для некоторых слов тюркского происхождения характерны конечные — лык и ча: башлык, ярлык, балык, шашлык; каланча, алыча, парча, саранча, епанча.Сохранившиеся тюркизмы (из тюркских языков или через их посредство из других) домонгольского периода исчисляются единицами: боярин, шатёр, богатырь, ватага, жемчуг, кумыс, лошадь, лошак, орда. Слово собака, по наиболее распространённой версии иранское, О. Н. Трубачёв считал тюркским. Особую группу составляют несколько булгаризмов, заимствованных через посредство старославянского языка: бисер, ковчег, кумир, сан, чертог. Кроме того, можно добавить слово неясного происхождения ковёр (Фасмер допускает его заимствование из волжско-булгарского или дунайско-булгарского языка.
Период Золотой Орды
В этот период в русский язык вошёл ряд важных слов, относящихся к государственному (ям, ямщик, ярлык, казак, караул, кочевать) и экономическому устройству (деньга, казна, казначей, тамга (откуда таможня), барыш, хозяин, харч, возможно также кабала).
Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (кирпич, жесть, лачуга), украшения (серьга, алмаз, изумруд), напитки (брага, буза), огород (арбуз, ревень), ткани (атла́с, миткаль, бязь, тесьма), одежда и обувь (башмак, колпак, фата, чулок, кафтан). Некоторые другие заимствования этого периода: кулак, курган, алый, барсук, бусурман, карий, мишень, стакан, безмен, таракан, тюрьма, бадья, булат.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -И. Г. Добродомов - НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЮРКИЗМОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
(Вопросы лексики и грамматики русского языка. - М., 1967. - С. 364-374.)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Относительно же этногенезе русских то естественно у него была своя предыстории, которая сначала выразилась в переселение ряда славянских племен на территорию проживания днепровских балтов и их ассимиляцию. Этот процесс закончился в XII в., когда была ассимилирована Голядь. Балтский субстрат о котором я говорю более относится к антропологии и археологии. В лингвистическом отношении это ряд гидронимов и топонимов. Ну и конечно для предыстории русских нужно также ометить процесс ассимиляции части финно-угров в Владимиро-Суздальской земле(меря, мурома, мещера), Новгородской Республике (ассимиляция Чуди Заволоцкой и образования на этой основе субэтноса поморов). Конечно значимую роль сыграло переселение части населения из Юго-Западной Руси. Славяне просто банально были многочислинее местных финно-угров. Ассимиляция финно-угров происходила много веков и продолжаются и сейчас, поэтому неудивительно что древние народы Водь и Ижора так малочисленны что скоро исчкзнут как и ливы в Латвии. Темпы ассимиляции мордвы также высокие. Аналогичные процессы наблюдаются и в коми. Это объективный процесс который очевидно в XXII в. завершится исчезновением ряда ныне существующих финно-угорских народов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -тюркизмы русского это больше золотоордынское время. Ну и кончно сюда же нужно добавить и время существования постоордынских ханств Поволжья и Сибири. То есть это время активного взаимодействия русских и тюрок. А вот влияние волжских булгар было ограничено. Этому способствовало что жители Владимиро-Суздальской Руси и Волжской Булгарии принадлежат к разным конфессиям, к тому же эти государства были отделены друг от друга мордвой и марийцами. В принципе это не исключает заимствований, но при таких условиях они были крайне малочисленными. Относительно же влияние хазар и кочевых протоболгар то оно больше относилось к землях Южной Руси, то есть непосредственных соседей. Из регионов не относящихся к украинским землям только земля вятичей некоторое время поддерживала активные контакты с Хазарским Каганатом.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Золотарева И. М.Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии (1974)
Выдержки из текста статьи: Алексеева Т.И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – 1974. – С. 69-76.
А. П. Богданов (1865) был первым, кто показал роль финских этнических элементов в антропологическом составе восточных славян.
Е. М. Чепурковский (1913) впервые собрал очень полные антропологические данные, характеризующие основные типологические варианты, и предложил гипотезу формирования русского народа на финском субстрате с участием пришлых элементов.
В. В. Бунак (1932) разработал первую антропологическую классификацию восточнославянских народов и показал большую важность переселений с запада, с одной стороны, и автохтонного [т.е. проживающего ранее на данной территории] субстрата с другой.
Т. А. Трофимова (1946) создала более детальную классификацию восточных славян и концепцию их автохтонного происхождения с участием элементов, присутствующих у финнов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Золотарева И. М.Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии (1974)
Что касается финно-угорского субстрата в восточных славянах, то в средневековье он проявляется у вятичей и северо-восточных кривичей – племён, принимавших участие в сложении русского народа.
Вятичи, отражая черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины, через дьяконцев восходят к неолитическому населению этой территории, известному по единичным, правда, грацильным, европеоидным черепам из Володарской и Панфиловской стоянок. Северо-восточные кривичи обнаруживают особенности, характерные для неолитического населения культуры ямочно-гребенчатой керамики лесной полосы Восточной Европы.
Черты финно-угорского субстрата прослеживаются в антропологическом облике русского народа, но удельный вес их в современном населении меньше, чем в эпоху средневековья. Это объясняется распространением славянского населения с западных и северо-западных территорий, по-видимому в эпоху позднего средневековья.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -В облике средневековых восточных славян достаточно отчётливо проступают особенности субстрата [то есть до-славянского местного населения] (Алексеева, 1971). Так, например, вятичи и северо-восточные кривичи в антропологическом отношении могут рассматриваться как ославяненное узколицее восточнофинское население Волго-Окского междуречья; финский же субстрат, но в широколицем варианте, проявляется в словенах новгородских; поляне по сути дела представляют собой непосредственных потомков черняховцев; балтийский субстрат получил отражение в группах радимичей и дреговичей.
Участие всех этих племён в сложении восточнославянских народов бесспорно, следовательно, бесспорно и проявление в последних дославянского субстрата.
По-видимому, некоторые славянские группы средневековья, например вятичи и восточные кривичи, представляли собой не столько славян, сколько ассимилированное славянами финское население.