Вообще-то распад балтославян на балтов и славян всеми известными лингвистами датируется 1 тыс. до н.э. Существование балто-славян по Лер-Спллавинского это период культур шнуровой керамики и лужицкой культуры.Лер-Сплавинский Т. Ответ на вопрос «Существовали ли балто-славянское языковое и этническое единство и как его понимать?» // Сборник ответов на вопросы по языкознанию (к IV Международному съезду славистов). — М., 1958.
Бернштейн датирует время распада общности серединой 1 тыс. до н.э.
Бернштейн С. Б. Ответ на вопрос «Существовали ли балто-славянское языковое и этническое единство и как его понимать?» // Сборник ответов на вопросы по языкознанию (к IV Международному съезду славистов). — М., 1958.
Старостин по данным глотохронологии датирует время распада 13-12 вв. до н.э. Климас вообще выступил с критикой идеи балто-славянского языка - BALTO-SLAVIC OR BALTIC AND SLAVIC?
(The Relationship of Baltic and Slavic Languages)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
BALTIC AND SLAVIC REVISITED
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Лаучюте Ю.-С. А. О методике балто-славянских исследований // Славяне. Этногенез и этническая история. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989.
Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках / Отв. ред. чл.-корр. АН СССР А. В. Десницкая; Институт языкознания АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — 212 с. — 2750 экз. (в пер.)
Лаучюте Ю.-С., Мачинский Д. Балтские истоки древнерусской сакральной пары Перун — Велес/Волос (по данным языкознания, истории, археологии) // Проблемы этнической истории балтов. Rīga, 1985. С. 187—188.
Лаучюте считает общих двести слов взаимными заимствованиями.
Оландер занял компромисную позицию. Он и говорил и о общем балто-славянском языке и о контактах древних праславян с балтами
Olander T. Balto-Slavic accentual mobility. // Berlin; New York: Mouton de Guyter, 2009. (Trends in linguistics. Studies and monographs). стр. 9—10
Стороником балто-славянского единства есть В. Дыбо
Дыбо В. А. Система порождения акцентных типов производных в балто-славянском праязыке и балто-славянская метатония // Вопросы языкового родства — М., Международный научный журнал. М., 2009. № 2.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Дыбо В. А. Балтийская сравнительно-историческая и литовская историческая акцентологии // Аспекты компаративистики / Ред. А. В. Дыбо, В. А. Дыбо и др. М., 2005. РГГУ (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Выпуск VI). стр. 178—179
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Массалитина Галина Александровна -Мощинская культура
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
применение названия "мощинская культура" в отношении всего верхнеокского бассейна /включая орловское и частично тульское течение р. Оки/ и для обозначения всех процессов, проистекаввих в регионе с начала проникновения сюда позднезарубинецких элементов и до появления древностей славян-вятичей, неоправдано. Территориальные и хронологические рамки этого понятия, при желании сохранить само название. должны быть существенно сужены.
Цитата
обосновывается тезис об отсутствии генетической преемственности между мощинской культурой и памят-.никами боршевского типа. К этому склоняет выявление ошибочности оснований для такого вывода и наличие более чем 300-летнего разрыва между древностями обеих культур. При этом отмечается распространение некоторых элементов мощинской культуры, в частности груболепной керамики типа 1, западном и северо-восточном направлениях, в среду тушемлинских и дьяковских племен.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Седов В.В. - Голядь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
Вопрос об этнической принадлежности носителей мощинской культуры решается так. Основой этой культуры несомненно были верхнеокские древности, носителями которых были местные балты. Домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, дают основания для отнесения носителей мощинской культуры к балтоязычному населению. Инфильтрация в верхнеокские земли потомков зарубинецких племен не изменила коренным образом этнос их обитателей (Никольская, 1966, с. 15-16; Третьяков, 1970, 60; Седов, 1970, с. 42-44).
Цитата
В Верхнеокском регионе, как и в левобережной части Верхнеднепровского бассейна, вместе с водными названиями балтского происхождения, имеющими многочисленные соответствия в Подвинье и современных литовско-латышских земелях, имеются гидронимы западнобалтского (прусско-ятвяжско-галиндского) облика. Общая характеристика последних была сделана мною в связи с решением вопроса об этнической принадлежности племен зарубинецкой культурой (Седов, 1970, 44-47). Отнесение некоторых из таких гидронимов к западно-балтской группе дискуссионно, но среди них есть и достаточно надежные (например, с прусским корневым элементом "аре" или с меной -ж- на -з-). В этой связи В.Н.Топоров в своих гидронимических штудиях, специально посвященных Подмосковью, подчеркивает, что "мощный западнобалтийский компонент" в Днепровском левобережье и Верхнем Поочье несомненен (Топоров, 1982, с. 15). Показательными в этом отношении являются также выявляемые этим исследователем "соответствия между галиндо-прусской и верхнеднепровско-окской ("голядской") гидронимией" (Топоров, 1981, с. 114; 1980, с. 135).
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
Мощинская культура оставлена определенно дославянским населением. В VIII в., когда верхнеокский бассейн заселяется славянами (рис. 2), она прекращает свое развитие. Славянами в эти края были принесены культурные элементы, проявляемые в домостроительстве и керамическом материале, сопоставимые с материалами роменской и боршевской культур. Вместе с тем, очевидно, что местное балтское население в основной массе в процессе славянского расселения не покинуло мест своего обитания. Ярким примером взаимодествия мощинских племен со славянами является появление у последних обычая хоронить умерших в курганах.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
Славяне, поселившиеся в ареале мощинской культуры, первоначально не знали курганной обрядности и переняли её от аборигенов. Воспринят был и обычай сооружения кольцевых оград. Правда, они встречаются только у части курганов VIII-Х вв.
На верхней Оке (до устья Угры) процесс славянизации аборигенного населения протекал, по-видимому, довольно активно и к ХI-ХII вв. завершился. Курганы XI-XII вв. этого региона имеют уже характерный вятичский облик. Лишь по его окраинам, там, где вятичская колонизация встретилась с кривичской, выявляются отдельные погребения голяди.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Ну и в помощь исследования Топорова
Топоров В. Н. Балтийские языки // Языки мира: Балтийские языки. М.: Academia, 2006. (Стр. 32—33 посвящены селийскому языку)
Топоров В. Н. О балтийском элементе в Подмосковье // Baltistica, 1972, I priedas.
Топоров В. Н. Голядский фон ранней Москвы. О балтийском элементе в Подмосковье // Проблемы этногенеза и этнической истории балтов. Вильнюс, 1981.
Топоров В. Н. Балтский горизонт древней Москвы // Acta Baltico-Slavica, 1982, t. 14.
Топоров В. Н. Древняя Москва в балтийской перспективе // Балто-славянские исследования 1981. М., 1982.
Топоров В. Н. Балтийский элемент в гидронимии Поочья. I // Балто-славянские исследования 1986. М., 1988.
Топоров В. Н. Балтийский элемент в гидронимии Поочья. II // Балто-славянские исследования 1987. М., 1989.
Топоров В. Н. Балтийские следы на Верхнем Дону // Балто-славянские исследования 1988—1996. М., 1997.
Топоров В. Н. Балтийский элемент в гидронимии Поочья. III // Балто-славянские исследования 1988—1996. М., 1997.
Топоров В. Н., Трубачёв О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Балтийская гидронимия и топонимия характерная для верхнего и среднего течения Западной Двины и для верхнего течения Днепра, а также частично для Оки. Наибольшая концентрация балтийских гидронимов в Московской и Калужской областья.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
В балтийских есть заимствования из волжско-финнских, например
Цитата
лит. sóra ‛просо’, ‛пшено’, латыш. sāre, источником которых было исходное *psārā, объясняющее, видимо, и русское просо, ср. морд. śora (эрзя), suro (мокша) ‛хлеб’, ‛зерно’.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
По балтам в Беларуси и России смотрим эту тему несколькими страницами выше. Тушемлинцы, днепро-двинцы, мощинцы это балты.
Евгений Альфредович Шмидт
О ТУШЕМЛИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ IV-VII ВЕКОВ В ВЕРХНЕМ ПОДНЕПРОВЬЕ И ПОДВИНЬЕ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Е.А. Шмидт
ВЕРХНЕЕ ПОДНЕПРОВЬЕ
и ПОДВИНЬЕ в III-VII вв. н.э.
ТУШЕМЛИНСКАЯ КУЛЬТУРА
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Звяруга Я.Г. Беларускае Павілле у жалезным веку і раннім сярэднявякоўі
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Лопатин Н.В., Фурасьев А.Г. Северные рубежи раннеславянского мира в III - V вв. н. э.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шмидт Е.А. О Тушемлинской культуре IV–VII веков в верхнем Поднепровье и Подвинье (к вопросу этнической атрибуции)
// Iš baltų kultūros istorijos. Вильнюс. - 2000. - S.113-121.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Миграция славян в пределы тушемлинской ккультуры в сущности не меняет ее балтскую идентификации.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Наблюдается преемственость тушемлинцев от предшествующей днепро-двинской культуры.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
формированием тушемлинской культуры в III-IV в.в., что происходило на основе древностей днепро-двинской культуры в последний период ее существования в процессе перемещения населения с укрепленных поселений -городищ на неукрепленные поселения – селища.
Цитата
В процессе формирования тушемлинской культуры в ее состав были включены некоторые элементы от племен, расселявшихся южнее в Поднепровье, не исключено проникновение небольших групп населения с окраинных территорий племен штрихованной керамики , принесших прием прочерчивания поверхности сосудов, гребнем. Однако, это не привело к изменению этноса. В период существования тушемлинских племен в V-VII в.в. сохранились основные элементы местной культуры, балтская принадлежность которых очевидна (Шмидт, 1996, с.33-37), хотя и происходило включение новых элементов, что связано было с переселением народов и перемещением балтских племен внутри своего ареала. В частности, перемещение ятвяжских племен в пределы Восточной Литвы, а затем отсюда в V в. далее по северной территории восточных балтов через Подвинье в Смоленское Поднепровье, т.е. в пределы тушемлинской культуры. С этим перемещением племен, видимо, связано распространение височных колец, браслетов с расширенными концами, шпор и пр.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
Думка аб прыналежнасці банцараўскай культуры ўсходнім балтам толькі таму, што яна склалася на мясцовай аснове, прадстаўляецца не такой ужо бясспрэчнай, як гэта лічаць некаторыя даследчыкі. Больш пераканаўчым у свеце
атрыманых у апошнія часы даных з’яўляецца пункт гледжання, згодна з якім банцараўская культура склалася ў выніку змешвання розных этнічных элементаў: мясцовага балцкага насельніцтва (балцкая прыналежнасць культуры штрыхаванай керамікі ні ў каго з сучасных даследчыкаў не выклікае сумнення) і прышлага славянскага. Калі не ўласна славян (хоць інфільтрацыя славян, безумоўна, мела месца), то нашчадкаў плямён культуры тыпу Адаменкі, якая сфарміравалася непасрэдна пры ўдзеле славян. Пранікненне славян на вывучаемую тэрыторыю, падобна як і ў іншыя землі, заселеныя балтамі, мела ў асноўным мірны характар. Асноўная частка балцкага насельніцтва заставалася жыць на ранейшых месцах, хаця нейкая яго частка была, верагодна, адціснута на захад і паўночны захад, а магчыма, нават загублена. У некалькіх месцах сярод славян–прышэльцаў
заставаліся астравы мясцовага насельніцтва. Так, напрыклад, аж да пачатку ІІ тысячагоддзя н.э. такія астравы існавалі ў ваколіцах Будслава, Даўгінава, у басейне ракі Дзвінасы.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Лопатин и Фурасьев говорят о славянизации Тушемли-Банцеровщины, однако не о славянской ее идентификации. Мигранты с юга постепенно ассимилировали местное балтское население. Днепровские балты и регион Верхнего Подвинья активно взаимодействовали с киевской культурой. Днепровские балты достаточно рано подверглись ассимиляции, что обусловлено влиянием со стороны киевской культуры. Подвинье было северным рубежлм проникновения ранних славян.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
П.Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге
Цитата
Жизнь на новых местах, в Верхнем Поднепровье, наличие здесь балтийского этнического субстрата и окружения не могли не отразиться и на славянских переселенцах. В их культуре появились некоторые балтийские элементы - предметы убора и украшения, погребальные обычаи и др. Существенной особенностью жизни славян в Верхнем Поднепровье было то, что они оказались в значительной мере изолированными от родственных племен, обитавших в Средней Европе.
Цитата
Вероятно, именно с целью получения дани отдельные группы славян появились в это время далеко на севере-около оз. Ильмень и Чудского, на Валдайской возвышенности и в Волго-Окском междуречье - как в областях, занятых балтами, так и на финноугорских землях.
Цитата
Пришедшие с верховьев Западного Буга (?) группы славян известны в археологии по специфическим погребальным памятникам - длинным курганам. Первоначально, в третьей четверти I тыс. н.э., ими были заняты слабо заселенные местности, примыкающие к верхнему течению Западной Двины и к р. Великой, впадающей в Чудское озеро, лежащие по балто-финно-угорскому пограничью. В самом конце Vll и в VIIIв. н.э. многочисленное население с длинными курганами появилось на Верхнем Днепре.
Цитата
В формировании наиболее северной древнерусской группировки-славян новгородских, - возникшей в VI-VIIIвв. н.э. на землях чудских (финно-угорских) племен, центральную роль сыграли, по-видимому, выходцы из левобережных частей Верхнего Поднепровья. Об этом говорит их погребальная обрядность - могильники и высокие круглые курганы с трупосожжением (сопки).
Цитата
Последние века I тыс. н.э. были временем проникновения славян также и в Волго-Окское междуречье, и не только в его западные и центральные области, куда еще раньше проникло балтийское население, но и в восточные и южные области, принадлежавшие финно-угорским племенам - мере, муроме и северным мордовским группировкам. По течению Волги вплоть до района Ярославля распространились поселения кривичей (с длинными курганами). В область Средней Оки и в смежные местности в эти же столетия продвигались верхнеокские вятичи, потеснившие на Оке многочисленное мордовское население. С севера по водным путям, соединяющим Балтийский бассейн с Поволжьем, спускались группы населения из Приильменья. Мощная волна колонизации, охватившая восточные финно-угорские области Волго-Окского междуречья - будущие Ростово-Суздальскую и Муромскую земли, - относится к Х-XIIвв.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
Этническая картина Волго-Окского междуречья особенно усложнилась к началу последней четверти I тыс. н.э., когда в эту область начали проникать славяне. Сначала они расселились преимущественно в западных областях междуречья, там, где господствующим элементом до этого времени были восточные балты. В конце I тыс. н.э. славянское население проникло и дальше на восток, сломав указанную выше линию Ярославль-Плещеево озеро-Коломна. Славяне двигались в область Волго-Окского междуречья несколькими путями - с юго-запада, запада и северо-запада.
Цитата
В Волго-Окском междуречье курганы такого типа, относящиеся к последней четверти I тыс. н.э., доходят по поречью Оки почти до устья Москва-реки. Около Москвы вблизи д. Беседы такой курган был исследован в 1946г. А.В. Арциховским. Следует указать, что в окрестностях Москвы имеется немало единичных курганов, нередко больших размеров. Было бы очень целесообразно заняться их изучением. Среди них могут оказаться и курганы (VIII-Хвв.), аналогичные Беседовскому.
Погребальная обрядность принадлежит к наиболее устойчивым элементам древней культуры. И распространение балтийских черт погребального обряда в славянской среде свидетельствует о чрезвычайно тесных балто-славянских контактах и связях, установившихся в условиях ассимиляции славянами значительных масс восточнобалтийского населения.
Цитата
археологические данные не подтверждают такого толкования летописного известия о вятичах и радимичах. Их культура сложилась на основе восточнославянских зарубинецких и местных восточнобалтийских элементов.
По-видимому, более мощной была древняя славянская струя, проникавшая в Верхнее Поволжье с запада, от кривичей.
П.Н. Третьяков. Об этнической истории Волго-Окского междуречья
в середине и второй половине I тыс. н.э.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Вот мне интересно, почему носителя другого аккаунта так задевает аргументация финнской принадлежности мери? Или это все таки один человек у которого несколько аккаунтов. Я скажу так, что ботоводство на этом форуме не приветствуется.
Финнскость мери указана в ряде исследований, но похоже что кто-то исследований так и не считал, занимаясь одним унылым троллингом. И рязано-окцы по нему не-финно-угры и осуществляет наезды на меня человека читавшего Ахмедова как на не читающего. При этом он даже не потрудился посмотреть на то, что во всех статьях написано Ахмедов, а не Ахметов как он считал. Ну а аргументы в области материальной и духовной культуры со стороны археологии, а также в субстратной топонимии и исторической лингвистике. Ткаченко провел реконструкцию мерянского языка, хотя многие считают его реконструкцию не вполне удачной, однако финноязычность мери в целом под вопрос не ставится ни лингвистами ни археологами.