Не нашёл нужной темы, напишу здесь. Наиграл 40 с небольшим часов, прошел кампанию за ВРИ, до неё проиграл кампанию за ЗРИ.
Сначала - о минусах игры.
По ходу прохождения раздражали две вещи: глупая дипломатия и вечные грабежи без захватов провинций варварами. Объявил мне Иран войну - я разбил стеков 7-8 у него, разрушил поселения, уничтожил вассалов. Вроде бы он в проигрышной ситуации - так нет, ни в какую мир не хочет. Пришлось его ликвидировать вовсе. И таких примеров было много: эфиопы, гетулы, арабы. Мне провинции в той части карты, например, не нужны, но мира ИИ не хочет, поэтому пришлось выжигать. И такая глупая ситуация на !средней! сложности игры. Правда за ЗРИ играл на высоком и там было тоже самое. Еще раздражало, что с кем-то воюешь де-юре, а де-факто ни одного сражения не было. Проходит ходов 50, ни один солдат в "кропролитной" войне не погиб, но ИИ ни в какую мириться не хочет. А если это какие-нибудь эбданы, то не буду же я плыть туда? Почему бы не заключить белый мир?
Ещё почему-то мне "везло" на уникальных полководцев: то перс, то гунн, вскормленный Римом - ни один не появлялся у меня в найме.
Функция стратегического планирования с союзниками тоже, увы, не работала. Ни гунны, ни лазы мне так и не помогли, хотя их армии и тусовались неподалёку.
Технологии и апгрейды воинов - идея отличная, а реализация не очень: первые копейщики меняются на других буквально за пару-другую ходов. И смысл в них? + если вы вводите такую фичу, как смену религии, то нужно было как-то и в техах это отразить. Странно изучать вселенские соборы, играя за язычника. Хотя я понимаю, что всё это альтхистори и играть надо за православную ВРИ.
О религиях - они для галочки. Увы, но это так. Опять СА поменяли название с "культуры" на "религию", но смысл от этого не изменился. "Мировая ересь" вообще не чувствуется. У полководца был предмет "страница первого творения", даёт + к боевому духу войнов-манихеев. И тут встаёт вопрос: а кто у меня в войске манихей, а кто никеец? Как это посмотреть? Хотя тут может я не разобрался. Пелагий похоже в Аттиле не родился. Деление на греческий и латинский обряд опять же глупость, но в угоду игровому процессу.
Насчёт сражений: универсальная тактика против всех - зажаться в угол - работает и в Аттиле. Можно ей не пользоваться, но...
Защитная черепаха - это просто имба. А вот что действительно не понравилось в битвах, а точнее в юнитах, так это раскраска воинов: германский "гринпис", голубые скандинавы, попугаи-восточники. Слишком аляписто, ИМХО.
Плюсы, я думаю, очевидны, но главный для меня - это атмосфера и вообще: "Roma non pereat si Romani non pereant!"