Источником древнегреческой трагедии считаются дионисийские мистерии. По мнению немецкого философа Ф. Ницше, древние греки нашли в искусстве противоядие от бессмысленности реальности и порождаемого осознанием безнадёжного пессимизма. С этим трудно согласиться. Древняя Греция создала первую в истории европейскую цивилизацию, нашу с вами цивилизацию. К тому же поэзия поэта Пиндара позволяет считать, что древним грекам были нечужды идеи реинкарнации. Какой уж там пессимизм! Рассмотрим последовательно идеи, заложенные в произведениях основных трагиков Древней Эллады.
Эсхил, «Прикованный Прометей». Основная идея – неотвратимость рока и бессмысленность борьбы с ним. Однако так ли все однозначно? Совершенное существо (Прометей) не имеет альтернативы своим поступкам и не имеет проблемы выбора – он следует тому пути, которому должен следовать несмотря на неотвратимость наказания. Так устроено совершенное существо, будь то титан или человек.
Софокл, «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне». Если в первой драме Эдип берет на себя ответственность за вину, то во второй он настаивает на своей невиновности с точки зрения человеческой логики и права.
Еврипид, «Медея». Автор уделяет главное внимание человеческой страсти, не высказываясь определенно о природе это страсти. Еврипид увлечен своей любовью к страдающему человеку и требования, выдвинутым разумом. Трагика интересуют события, обусловленные действиями человеческой психики.
(использованы материалы: Ницше, «Рождение трагедии из духа музыки»,1872; А.Боннар, «Греческая цивилизация»,1994.)
Таким образом, имеет место эволюция древнегреческой трагедии, постепенное ее приближение к существующим реалиям.
Прошу высказываться, если есть соображения.
Эсхил, «Прикованный Прометей». Основная идея – неотвратимость рока и бессмысленность борьбы с ним. Однако так ли все однозначно? Совершенное существо (Прометей) не имеет альтернативы своим поступкам и не имеет проблемы выбора – он следует тому пути, которому должен следовать несмотря на неотвратимость наказания. Так устроено совершенное существо, будь то титан или человек.
Софокл, «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне». Если в первой драме Эдип берет на себя ответственность за вину, то во второй он настаивает на своей невиновности с точки зрения человеческой логики и права.
Еврипид, «Медея». Автор уделяет главное внимание человеческой страсти, не высказываясь определенно о природе это страсти. Еврипид увлечен своей любовью к страдающему человеку и требования, выдвинутым разумом. Трагика интересуют события, обусловленные действиями человеческой психики.
(использованы материалы: Ницше, «Рождение трагедии из духа музыки»,1872; А.Боннар, «Греческая цивилизация»,1994.)
Таким образом, имеет место эволюция древнегреческой трагедии, постепенное ее приближение к существующим реалиям.
Прошу высказываться, если есть соображения.