Отбегал до 410 года за Бургундов... ну что же... ну такое.... весьма своеобразные ребята. Сразу предупреждаю - написанное мое имхо, у всех у нас свои стили игры и свои методологии развития и поведения в игре.
Изначально я долго оттягивал момент игры за Бургундов, так как они ничем не прельщают: у них нет какой-либо славной истории, нет предпосылок к неким будущим свершениям народа (не надо путать с Бургундией), войска выглядят невзрачно и слабопрезентабельно и да же с "ролевой" мотивацией играть за них то же не все ладно.
Тем не менее после Лангобардов и "тестовых" партий за Алеманов решил все таки поиграть за этих хмммм мигрантов-"партизан".
Фракционные бонусы:
Бонусы от фракции:
1. Ледяная решимость: +10% к пополнению войск - очень полезный бонус, он очень сильно решает. Более того умирать у нас бойцы будут часто и быстрое пополнение скрашивает этот момент.
2. Неприхотливость: +15 еды на каждый регион с низким плодородием - средняя полезность, с другой стороны голод не наблюдал в своих владениях. Так же помогает определиться с направлением экспансии (сужу по своей компании).
Строения:
У Бургундов введена своя цепочка "ферм" построенная на консервировании пищи в суровых северных условиях: Солильня -> Коптильня -> Склад соли
В чем профит от солений.... по еде соления приносят средне, по деньгам то же, но на этом строении завязаны наши основные войска на старте + последняя конница в цепочке штурмовой кавалерии.
Так же наличие солений снижает в процентах апкип армии, которая находится в провинции. Это очень ценно.
Вообще в целом фракционный бонус на еду + соления + загоны + козлятник и с едой полный порядок поддерживается. Голодал лишь разок, в Британии и то ситуационно.
Особенность в исследованиях:
О войсках и своих изысканиях я напишу ниже, но отмечу, что мы как очередное маленькое королевство "бомжей в районе Рейна" должны развиваться и отжираться. За Бургундов мы можем это делать, так как без военных иследований вообще мы можем неплохо воевать на застрельщиках первого тира и шоковой кавалерии первого тира - собственно говоря это наша Бургундская изюминка. Когда возникнет необходимость - то переход на второй тир застрельщиков происходит почти в самом начале цепочки военных исследований. В этом заключается и подвох, потому что если сразу их "случайно" изобрести, то можно начинать игру заново, ну или ахаться сыко-пехотой, но это только трата времени и нервов.
Войска:
Самый большой пункт получится, долго эксперементировал.
Изначально нам подают как экзклюзив:
1. Пращников.
2. Застрельщиков.
3. Шок-каву доступную с самого начала.
- с дротиками
- с топорами
4. Скам, типо бургундских собак, за эксклюзив не считаю. Собачи как собачи, но в начале пригодятся...
Пращники. Пращники у Бургундов своеобразные. Анонсирован урон в 20, но стреляют 3 зарядами. По сути своей так же полезны или бесполезны как и скандинавские ребята с пращой. Использовались в базовой комплектации на старте и очень быстро были вытеснены из списка армии в связи со спецификой игры за Бургундов. Улучшенная модификация пращников так же быстро была вытеснена из армии из-за стоимости апкипа, тактики сражений, стрельбы в затылок застрельщикам и бОльшей актуальности лучников в используемой армии. Не все могут поехать на мундиаль в Италию, за место в команде надо бороться.
Кава
Кава востребована, кава будет нужна. На старте нам доступна шоковая кава с "солений". Скажу прямо я не умелец грамотного использования кавы, но в результате использовал микс из кавы, потому что придется перехватывать вражескую каву, но у ребят с Рейна с этим проблем нет ибо есть германская кава.
Застрельщики
Это основа нашей армии в которую мы уходим быстро ибо нанимать можно почти с самого начала.
Первый тир "Бородатые застрельщики" - для простоты шотганеры (я их просто так обзывал...).
Второй тир "Бородатые метатели дротиков". Элитные шотганеры.
Обратим внимание на этих ребят:
+ плюсы
1. У нас гигантский урон с брошенного копья - 105...
2. У нас большая скорость швыряния копий
3. У нас достаточный запас копий, у первого тира 9 у второго тира 15 и это без перков и т.п.
4. Мы можем терпеть некоторое время рукопашный бой и вступать в рукопашный бой, у нас сильнее характеристики чем у остальных метателей.
- минусы
1. Метатели тяжелее лучников и, как следствие, менее поворотливы, а маневрировать придется.
2. Метатели пускают копья по низкой дуге, почти по прямой - если свой отряд будет стоять перед метателем, то это в минус 15-20 человек за бросок, а бросают они быстро.
3. Метатели требуют своего метательского менеджмента. Это как управление конными стрелками - нужен определенный уровень скила и понимания ситуации.
4. Метатели, какие-бы боевые характеристики они не имели, сражаются в боевом порядке метателей, а не боевого отряда как легионеры, копейщики и т.п.
Немножко боевой практики:
Пробовал сценарий "классика", когда впереди стоят пехотинцы, во второй линии наши шотганеры. Враг страдает, но свои бойцы от выстрелов в спину кончаются быстрее. Начал эксперимент с использований наиценейших бургундских собак. Даром что ли с самого начала дают.
С собаками сценарий был следующий: шотганеры в линию встречают противника, но перед тем как зайти в зону огня, спускаются собаки. Таким образом создаем ситуацию, когда собаки на короткое время тормозят отряды врага и дают возможность расстрелять их. Вроде здорово, с фантазией, современно, но... собаки не тот юнит который долго живет в армии да и эффективность на старте сражения аннулируется бесполезностью в середине битвы.
... про каву специально не пишу, она по умолчанию работает как в любой армии.
... все эти перки про партизанские дела, маскировку в траве, стрельбу из невидимости и т.п. это лишь способ покуражиться над побитым стеком противника, или внести разнообразие, или удивить железный ящик своим остроумием (жалко, что он не ценит), но это не способ добиться победы в войне.
В итоге я очень быстро пришел к тактике, когда основа армии состоит из шотганеров, которые стоят и встречают врага ординарной стеной с наличием конницы на флангах. На практике эти залпы надо видеть, отряды просто тают.При этом от "тяжести" несущегося катка центр можно отвести, чтобы создать глубину и плотность прострела, но играть в перестрелки не получится, за счет тяжести экипировки скорость у нас не та, чтобы в перестрелки играть, хотя то же имеет право на жизнь.
Сложность начинает возникать когда отряд противника доходит до шотганера. У шотганера нет плотного строя и происходит частичное взаимопроникновение. Другие шотганеры начинают стрелять и выкашивают в том числе половину своего отряда. Это неизбежное зло. Решение было найдено в германских лучниках... они стояли за шотганерами и палили мораль врага огненными стрелами. Таким образом доходило меньше врагов до строя и проблема была решена.
В финальной версии армия выглядела:
9-10 застрельщиков в линию, 3-4 германских лучника вторым рядом с огненными стрелами. остальное кава на флангах. При этом задача конницы преимущественно заключается в том, чтобы не попасть в зону обстрела застрельщиков и прикрывать фланги (ситуационно подъедать стрелков противника), выезжать на линию огня застрельщиков категорически запрещено.
Подводя итог:
1. Очень интересная армия со своим геймплеем.
2. Просто запустите обычный бой и посмотрите как эти ребята выкашивают пехоту в лоб. Надо хотя бы один раз увидеть.
3. Специфика войск и армии Бургундов такова, что это не наступательный каток, это больше оборонительная армия, так как стэк или полтора стэка, которые зашли в гости мы перестреляем, но больше - нет. Боезопас в игре всегда у всех ограничен, если первый стек мы перестреляем, вторые полстека достреляем домучаем, то третий стек в бою просто возьмет нас готовыми ибо ускакать как гунны мы не можем.
4. Исходя из п.3 надо взвешенно подходить к расчету войсковых операций на территории условного противника.
5. Элитных шотганеров на автобое компьютер обсчитывает очень хорошо, но мы же не для автобоя играем.
6. Важна разведка. В случае с Бургундами - это особо актуально. Если у нас есть понимание, что у компа стэк сыко-пехоты почти ьез конница и стрелков (на Альбионе так любят повеселиться иногда), то таких клиентов мы быстро разберем.
7. Против кочевников некомфортно.
Кампания:
Имхо. Как я играл - вы можете сами хоть в африку плыть. Классика за варваров.
Первый ход выносим наемниками столицу провинции. Добираем стартовый регион. Учитывая, что у нас "все неплохо" в регионах севера с низким плодородием, имеет смысл обратить взор на север. Пускай пока германцы с зри бодаются. Ситуационно у меня вышла большая заварушка с норвегами и они все были утыканы дротиками, оставшиеся сбежали как в третьем сезоне сериала "Викинги" распахивать земли под Вессексом. Усмирил Англов, поработил Британию. К этому времени в Европе уже "все случилось" и я отправился неспеша добирать то, что указано в целях. Рим, кстати, не указывают в задачах, цели поскромнее будут.