Что ж, что-то вроде промежуточного отчёта.
Вестготская кампания.
Специфика хардкор-патча такова, что для хитрых людей (вроде меня) экономика всё равно останется доходной. Просто надо дольше ждать, и игра естественным образом растягивается. Т.е. начальный этап закончился у меня только к году 425-430-му. Гунны опять выжгли полмира (белые сдохли ещё до встречи со мной), но основная часть игры придётся на период после смерти Аттилы, так что я надеюсь увидеть колонизированный мир.
Тем не менее экономика на среднем этапе получила именно тот фактор нестабильности, который раньше приобретала только на высоких уровнях коррупции. Доход большой, но он улетает на застройку, и я даже не все римские стены ещё перестроил. При этом я владею одним из самых богатых регионов в игре - Северо-западной Африкой - сидючи на шахте с изумрудами.
Однако же обо всём по порядку.
Начало было - мрак мрачный. Из-за ванильных гарнизонов вырваться с Балкан было намного легче, но вот осесть в ЗРИ... Как я уже писал ранее, у меня три попытки провалились - в Бетике, Галисии и Аквитании. ЗРИ приходила тремя стеками из палатинов и матиариев - ну что тут попишешь. Причём старый
фикс на римский наём я не подключал.
С четвёртой попытки я попёр в Африку, причём удалось провернуть хитрый трюк, ибо Мавретания - уникальная провинция. Я смог поднять по пусти следования спящие/убитые фракции: Мавретанию (Тамусига), Испанию (Тингис) и Африку (Кесария Мавретанская) - получив и тыл, и союзников, и торговые договоры.
Соответственно, осел я в провинции Африка - и испытал неприятные минуты от всё тех же палатинских стеков ЗРИ, но с моря отбиваться было легче, да и в принципе Африка ввиду своей компактности очень удобная для обороны провинция. Зато с тыла меня никто не беспокоил (что у меня никогда не бывало в аналогичных вандальских кампаниях). Берберы разругались друг с другом на религиозной почве. На этом фоне возвысилась Африка, захватив всю Мавретанию и Сахару. Я осмелел и отжал анклав ЗРИ - Триполитану - после чего жить стало легче, жить стало веселее, ибо провинция богатая.
Дальше настало время роста и обогащения, но в определённый момент я упёрся в потолок - из-за отсутствия дерева я не мог строить львиную долю построек. Никто мне его не продавал, а глупая Африка его не добывала. Вот это меня напрягало и в ваниле. Единственный способ заставить ИИ добывать ресурсы - это прописать соответствующие здания в стартпозе. Сносить он их не снесёт. А иначе он их и не строит.
Ну что ж, развился кое-как и обратил оружие против недавнего союзника, вынеся в два присеста Африку. Рерих-мод в сочетании с усталостью тут сыграл на руку мне - потому что Африка после нескольких поражений разом тут же мирилась, и я получал передышку. Так что усталость от войны - палка от двух концов. Надо подумать, кому она больше бед приносит. С другой стороны, игра стала управляемой. Сам я первый уровень усталости получал регулярно.
Всё: как только овладел всей Африкой, настало время возвышения. Я помирился со ЗРИ. Причём та меня поразила - её в конечном счёте зажали в пределах одной Лузитании, и я думал, ей хана. Но нет, ЗРИ отбила всю Галисию и окрепла.
Потому я под шумок влез в Испанию и отхватил Бетику, полностью занятую ребелами.
Во время штурма Кордовы случилось презабавное:
Ко мне на помощь пришли войска ЗРИ, причём
гарнизон ЗРИ находился под моим управлением. Это ванильный баг или что?
В любом случае, я не мог пройти мимо такого циничного пира духа и, постреливая из онагра, с удовольствием наблюдал, как войска ЗРИ под управлением меня и ИИ режет своих мятежных собратьев:
Кстати, во время того же штурма выяснилось, что онагром можно поджечь баррикаду:
Ну и в принципе огонь с соседних зданий её повреждает.
Тут стали гунны плавать около моих берегов. Я не стал ждать, пока эта сволочь вылезет на берег - и потопил. Потом отправился к Балканам и нашёл водоплавающего упыря:
Его я тоже утопил. Правда, никаких сообщений не выскочило. В связи с этим хотел бы спросить: ещё во время лангобардской кампании на прошлой версии мода я не менее десяти раз убивал Аттилу (больше автобоем, но всё же) - и... ничего. Совершенно. Это СА намудрила, или вы что-то подкручивали?
Ну а дальше я и вовсе охамел - ввязался в войну между ЗРИ и лангобардами (которые стали сильнейшей германской державой, как водится).
Отхватил Нарбоненсис. Хотя лангобарды там были "не те", без годансменов, с общегерманским шлаком. И всё-таки штурм Нарбо выдался эпичным, с массой народа, любо-дорого посмотреть.
Вот новоявленные готские герои - из линейки "верных" - идут в атаку:
Конное селфи:
Ну и итоги:
Казалось бы, как мало сделать надо: довести до ума линейку фалксменов и усилить готский варбанд - а теперь это реально одна из сильнейших германских фракций.
Лангобарды тотчас же попросили мира, а ненавидящая меня Италия до того устрашилась, что сама стала набивать в марионетки:
Мир в 440 году:
Сасаниды с ВРИ, как ни странно, не воюют. Жалко только, что и не колонизируют сгоревшее покуда.
Баги/непонятки:
Вы пофиксили потери от мороза в древе войска, но немного ошиблись. В случае полного иммунитета к морозу и должен стоять ключ immune_to_snow_attrition или как-то так. На самом деле, и в данном случае потерь тоже нет, но (в отличие от полного иммунитета) всё равно высвечиваются череп и кости (как если бы войско страдало от мороза), что может сбить игроков с толку. Короче говоря, не горит, но лучше пофиксить потом.
Я запутался с новой системой неспокойствия при захвате. У всех варваров прописано отсутствие недовольства от захвата римских поселений (почему?). В то же время instability при захвате городов какой-то очень большой. Как понимаю, так и задумано, но интерфейс запутывает. При захвате города без разграбления интерфейс и вовсе привирает - instability всё равно выше (хоть и ниже чем если грабить). Разницы в итоге нет - грабь не грабь, а будет восстание. Instability -40 - это на самом деле нечто запредельное, ибо оно снижается всего на -1 в ход. Может, стоило однократный штраф от захвата повысить, а instability не трогать? Ну или хотя бы повысить процент восполнения потерь при захвате без грабежей, а то нынче этот вариант совсем не нужен.