Maj. Buzzard
«надо ознакомиться со всеми возможными трактовками»
Во-первых, здесь никто не занимается реконструкцией биографии Эвмена. Во-вторых, эти трактовки о характере Эвмена, по сути, являются предположениями историков, живущих спустя два тысячелетия после описываемых событий и представляют ценность как данные историографии по большей части при написании научных статей и монографий, тогда как источниками по рассматриваемому вопросу они не являются. Если вы ратуете за критический подход к источникам, то следует учитывать все возможные варианты, а не утверждать, что «сочинение Гиеронима, который уж постарался как романтизировать образ своего высокого покровителя» . Иероним из Кардии был другом и соотечественником Эвмена. Безусловно, он мог в чем-то приукрасить образ кардийца, но не менее вероятно так же то, что Эвмен действительно мог быть настолько талантлив, каким он описан в источниках. К тому же, далеко не всегда мы встречаем положительную информацию об Эвмене. Например, эпизод с сожжением «шатра Эвмена» крайне не состыкуется с остальной информацией об Эвмене.
Значительный объем данных в источниках свидетельствует о том, что греческое происхождение Эвмена неоднократно ставилось ему в вину со стороны македонских аристократов. Другое дело – сами воины, которые шли за Эвменом невзирая на его происхождение, потому что считали его продолжателем дела Александра и защитником царского трона. Причем, я совершенно не отрицаю положения, что принадлежность Эвмена к грекам могла служить не только причиной, но и поводом для упрека кардийца со стороны диадохов, которые видели в нем прямую угрозу своим посягательствам на власть (Diod. XIX., 13). И совершенно ни к чему придираться к этнониму «кардиец», который применяется во избежание тавтологии в тексте. Например, некоторые историки в процессе повествования называли Александра – Македонянин (или неправильным обозначением – Македонец).
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
«У Певкеста было больше людей, чем у Эвмена»
1) И Певкесту в отличие от Эвмена не пришлось отвоевывать предназначенные ему земли (война Эвмена с Ариаратом), наголову разбивать войска Кратера и Неоптолема и с 321 г. до н.э. в качестве командира армии вести войны с Антигоном Монофтальмом. На определенном этапе войны в 320 г. до н.э. Эвмен имел в своем распоряжении 20 000 человек пехоты, половину которых составляли македоняне, 2 000 всадников и 30 слонов (Diod. XVIII., 40, 7).
«он был телохранителем Александра и лично спас ему жизнь»
2)А Эвмен предоставил деньги Александру на погребение Гефестиона, превзойдя в этом мероприятии остальных сподвижников македонского царя. Кроме того, он во всеуслышание посвятил умершему своё оружие, после чего его примеру последовали многие друзья Александра. Вместе с тем, мы не рассматриваем события, произошедшие при жизни Александра и обсуждаем непосредственно период войны между диадохами. Пердикка и Полисперхонт тоже достойно себя проявили во время Восточного похода, однако как диадохи оказались никудышными.
«наконец, именно Певкест в конце концов разместил у себя союзную армию»
3)Разве это говорит о замечательных военно-политических талантах? Командование над этой армией все равно досталось Эвмену, тогда как Певкест самостоятельно не провел ни единого сражения, чтобы не дает нам возможности оценить его полководческие способности.
«он-то как раз был македонянином знатного рода»
4)И это только плюс для Эвмена, что «не македонянин знатного рода» в итоге был назначен полновластным стратегом в Азии, который встал на защиту царского дома. Да, Эвмен верен династии Аргеадов до последнего. Он талантлив во всем. Отличный бюрократ при Александре. Отменный полководец в годы войн диадохов. Мудрый и хитроумный политик…
«Так что борьба за власть между ними длилась долго»
5)К несчастью, у Эвмена был куда более опасный противник, чем Певкест, а все козни и увещевания, производимые последним с целью заручиться поддержкой солдат, оказались неудачными.
«оба пытались влиять на войско и уговорами, и шантажом, и подкупом, а победа не далась Эвмену легко.»
6)Согласно Диодору и Полиэну Эвмену достаточно было сфальсифицировать несколько писем (согласно Полиэну – одно письмо) чтобы склонить солдат на свою сторону, после чего он привлек к себе и самого Певкеста (Diod. XIX., 23-24; Pol. IV., 8, 3).