У некоторых камрадов возникли недоумения по поводу державы гуннов, Аттилы и их влияния на Европу.
Тема специфична, поэтому отвечу в общих чертах.
Во первых, влияние именно Аттилы, как повелителя многих народов - не просто выдающееся, но во многом и определяющее для самосознания германских народов. Прежде всего это касается мироощущения и эпоса. Катастрофичность германского самосознания, его апокалиптичность определяются изначально гибелью готского и бургудского королевств, которая произвела неизгладимое впечатление на современников. Отсюда истоком - эпос о Нибелунгах, отсюда апокалиптичность скандинавского "Прорицания Вельвы" и многих прочих эпических песен.Излишне говорить, что германский романтизм 19 века(который во многом породил современную германскую нацию), берет истоки из эпоса. Не забыть и Вагнера?
Во вторых, надо очертить границы образа Аттилы, как ?бича божьего?. Европейскому миру Аттила стал известен в двух ипостасях:
1. Церковный вариант. Известно, что при описании его подвигов церковники пользовались библейским описанием Гога и Магога, скифов и проч. Помнится, это была книга Иеремии. Здесь он однозначно рассматривается как кара Божия за грехи.
2. Языческий вариант. Тут все наоборот. Аттила здесь показан не как племенной вождь, но как ?Царь?, который стоит выше окружающих правителей. Здесь напомню ангосаксонскую песнь Видсида, да и остальные ранне и позднегерманские сказания, вплоть до ?Гренландской песни об Атли?.
По одной из версий вообще имя ?Аттила? рассматривается как готское ?Батюшка, батяня?. Магия его имени была настолько сильна, что у германцев появились такие имена, как Атли, Гуннар.
Культурное влияние гуннов? Есть и тоже выдающееся. Это великолепный ?варварский? стиль, который разошелся по всей ранней Европе ? выемчатые эмалированные ювелирные украшения. Блин, забыл термин?
Оружие и военное дело? Стремена, двуручные мечи наподобие найденных в Танкеевсом могильнике.
Это вкратце.