Сообщество Империал: Океания. Процессы консолидации и вестернизация. - Сообщество Империал

Laszlo

Океания. Процессы консолидации и вестернизация.

Камеамеа, Помаре и другие
Тема создана: 27 сентября 2015, 11:39 · Автор: Laszlo
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 27 сентября 2015, 11:39

Когда европейцы прибыли на Гавайи и Таити государства там были в процессе формирования. Первые европейцы зафиксировали процессы консолидации. Камеамеа, который был причастен к гибели Кука, сумел объединить Гавайские острова в единое государство. Уже его потомки начали постепенную вестернизацию островов. Вождь Тоуху или же по другому Помаре воспользовался же помощью экипажа мятежного корабля Баунти под командованием Вильяма Блау в борьбе против других вождей Таити. Таити посетил и Кук. В 1778 г. Помаре провозгласил себя королем Таити. В 1790 г. были разбиты противники Помаре. В 1791 г. Помаре выдал экипаж Баунти прибывшим кораблям ВМФ Великобритании. Помаре Второй допустил пребывание на Таити протестанских миссионеров. При помощи миссионеров он подавил бунт части таитян, а в 1812 г. принял христианство. В 1817 г. на острове был первый печатный станок. При Помаре Четвертом таитяне покорили Бора-Бора и Раиатеа. При Помаре Четвертом разразилась борьба между французами и британцами на острове. В конце-концов победили французы. Таити в 1847 г. признали французский протекторат. Помаре Пятый правил до 1880 г., когда Таити стало французской колонией.

Читать далее (Раскрыть)


Литература (Раскрыть)

Видео (Раскрыть)
     Laszlo
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 27 сентября 2015, 12:40

    Фиджи. Первые европейцы побывали на Фиджи в 17 веке. В 18 веке на островах побывали Кук и Блау. В 19 веке побывали французы и американцы. В 19 веке на Фиджи еще ощущалось влияние тоганцев. Фиджи были разделены на королевства Мбау, Мбуа, Рева, Матаута. Наиболее сильным было королевство Мбау которое при Такомбау объединило Фиджи в единое королевство. В 1830 г. на Фиджи высадились мссионеры с Таити, в 1839 г. на Фиджи появился первый печатный станок. В 1835 г. на Фиджи прибыли методисты. В 1845 г. большая часть фиджийцев была вестернизирована. Такомбау пришлось воевать против короля островов Лау в битвах с которым терпел поражения. Также против него поднялись короли островов Рева. Такомбау был вынужден в 1854 г. принять помощь тонганцев. Взамен этого он должен был принять христианство (это было одним из условий помощи со стороны тонганцев). В 19 веке на Фиджи начали проживать европейцы. К 1866 г. их было уже 500. В 1846 г. на Фиджи появился американский консул. В 1849-1858 гг. американцы начали навязывать фиджийцам долговые обязательства. Фтджийцы попросили помощи у британца Притчарда, который съездил в Лондон. Уже следующий посланец британец высказался в пользу установления протектората над Фиджи. В 1865 г. была сформирована конфедерация Фиджи при помощи британского консула Джонса. В 1867 г. Такомбау пошел на соглашение с Полинезийской компанией которая выаплачивала долг американцам. В 1869 г. Фиджи попроьывали передать под протекторат США. В 1873 г. обраились за помощью к британцам. В 1874 г. британцы приняли решение превратить Фиджи в коронную колонию. В 1904 г. в Фиджи сформирован законодательный совет из двух фиджийцев и шести европейцев. На Фиджи завозили меланизийцев и индкусов. Индусы стояли выше чем местное и меланизийское население.

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

    На Гавайях, Таити и Тонга сравнительно быстро были переняты европейская система управления, христианство, одежда и технологии. При этом эти острова населяли полинезийцы. Как и на Самоа. Население же островов населеных меланизийцами безнадежно отставало в развитии. Исключением были разве-что Фиджи но даже там развитие государства существенно отставало от полинезийских аналогов. Образование конфедерации вождеств состоялось во многом благодаря цивилизаторскому влиянию со стороны Тонга.
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 27 сентября 2015, 13:47

      Только выселившиеся далеко полинезийцы на Кирибати, Науру, Маршаловых островах утратили сложность своей социальной организации. Маори тоже можно считать задворками полинезийского мира, но все таки они не были такими примитивными как на Науру. Океанская полинезийская семья языков в свою очередь входила в Австронезийскую макросемью. Там задворками были Калимантан (Борнео) и Филиппины. При этом ряд гоударств в форме вождеств существовал. Также задворками был Мадагаскар. Однако как на Тонга, Гавайях и Таити ресурсов местного развития было достаточно чтобы создать довольно стойкое государство Имерина. При помощи англичан в 1822 г. Имерина объединила весь Мадагаскар. Под боком у Мадагаскара были мусульманские султанаты Восточной Африки. Уже объединитель острова Радама Первый носил европейскую одежду и отказался от традиционного австронезийского облачения. Радама Первый ввел латиницу для малагасийского языка, содействовал распрстранения англиканства. Королева Раваналуна правившая после Радамы взяла курс на изоляцию, но уже ее преемник Радама Второй снова открыл страну для европейцев. Он в отличии от предшественицы не преследовал христиан и еа него существено влияли католики. В стране действовала французская компания Ламбера, были заключены договоры про дружбу с Францией и Великобританией. При Расухерине была объявлена свобода вероисповедания, королева носила европейские одежды. Под конец жизни королева приняла католицизм. Ранавалуна Вторая же исповедовала протестантизм и сделала его государственной религией. Что Расухерина что Ранавалуна Вторая были номинальными правительницами реальным правителем были Райнивунинахитриниуни и Райнилайаривуни. При Ранавалуне Второй началась быстрая европеизация. Принят свод законов на европейский манер, строились школы, популяризировались европейские школы. Была введена всеобщая военная повинность и армия строилась на европейский манер. Создавались пелагогические, технические, медицинские училища. Администрирование Мадагаскара велось по европейскому образцу и суды были по европейскому образцу. Власть монарха была ограничена хартией. Страной реально управляла европеизирующася знать.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      В первой франко-мальгашской войне французам не удалось полностью подчинить Имерину и они вместо того чтобы сделать Имерину колонией как первоначально думали предложили следующее - контроль над внешней политикой и контрибуция. Договор подписала Ранавалуна Третья в 1887 г.. В 1886 г. Имерина постаралась заручится поддержкой США. В 1890 г. Имерина оказалась без поддержки Великобритании. В 1895 г. Ранавалуна Третья отказывалась соблюдать франко-мальгашский договор 1887 и это привело к второй франко-мальгашской войне и установлению режима колонии в 1896 г. А так бы была аналогия Марокко, Камбодже и Вьетнаму где формально оставались местные правители, а реально правили французы.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Центром австронезийского мира была Нусантара или по нашему Индонезия. В Раннем и Развитом Средневековье там доминировал индуизм, которому потом на смену пришел ислам в Позднем Средневековье. Местные государства безнадежно отставали от европейцев и стали их колониями. Впрочем колонизация продолжалось весьма продолжительное время. В отличии от открытых новациям полинезийцев и мальгашей, ислам обусловил консерватизм многих австронезийцев в Нусантаре. Открытым к христианству среди австронезийской переферии были филиппинцы, кроме той части которая жила на островах Сулу. Филиппинцы католики и это обусловлено их колониальным прошлым под властью испанцев. К концу 19 века они дозрели к пониманию необходимости собственной независимости. Поддержали американцев в американо-испанской войне, а потом вели войну за освобождение и из под власти США.
         rokkero
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 29 мая 2016, 23:41

        Сегодня прочитал на аглоВики, что воинственный гавайский король Камеамеа I (правил в 1782-1819 гг.) имел в своем войске элитный отряд (гвардию?), вооруженный очень длинными копьями, и который сражался ими в тесных построениях, наподобие европейских пикинеров предыдущих столетий, в то время как все остальные гавайцы рубились как и прежде один на один боевыми палицами и кинжалами. Камеамеа также имел в своих войсках значительное по местным меркам количество стрелков из мушкетов и даже пушку (которые были куплены в проплывающих европейцев), правда в одном сражении 1791 г. после поражения его армии и мушкеты и пушка достались враждебному вождю, но тот не сумел ими воспользоваться - его воины не умели с ними обращаться.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, в ней также кратко описывается состояние дел на Гаваях того времени и описание оружия и традиционных методов боя гавайцев. К сожалению, о гавайских "пикинерах" там не упоминается.

        А вот оригинальный текст с Википедии:

        Цитата

        The great Hawaiian warrior king Kamehameha I had an elite force of men armed with very long spears who seem to have fought in a manner identical to European pikemen, despite the usual conception of his people's general disposition for individualistic dueling as their method of close combat. It is not known whether Kamehameha himself introduced this tactic or if it was taken from the use of traditional Hawaiian weapons.
        (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)
           rokkero
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 31 мая 2016, 13:10

          Вот армия Камеамеи I-го на 1804 год:
          Imp
          Он был умен, вот как приобретал железо для военных и прочих нужд:
          Imp
          Довольно интересный четырехстраничный отрывок из Лисянского о короле, его войнах и местных традициях - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь.
          Ну и одна из этих самых традиций:
          Спойлер (раскрыть)
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 01 июня 2016, 16:57

            ЛАТУШКО ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ - ЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖНОГО ОБЩЕСТВА НА ГАВАЙЯХ (В ДОЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕРИОД)
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Русская колонизация Гавайев (1804 - 1825 г.г.)
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Тумаркин Д. Д. Материалы экспедиции М. Н. Васильева — ценный источник по истории и этнографии гавайских островов // Советская этнография. — 1983. — № 6. — С. 48—61.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Kamehameha III: Kauikeaouli
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Helen Wong, Ann Rayson. Hawaii's Royal History. — Bess Press, 1987. — 233 p.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Ann Rayson, Helen Bauer. Hawaiʻi, the Pacific State. — Bess Press, 1997.
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Norris Whitfield Potter, Lawrence M. Kasdon, Ann Rayson. History of the Hawaiian Kingdom. — Bess Press, 2003. — 201 p. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            История Гавайской монархии 1780 - 1917.
            (Сборник лекций по истории Тихоокеанского региона XVIII- XX вв. Изд. Ново-Архангельского Университета, 1984 г.)
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - Сообщение автоматически склеено - - -

            Черевкова А. А. История одной маленькой монархии
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
               rokkero
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 02 июня 2016, 15:53

              Laszlo
              Спасибо, перечитываю все, что на русском.

              Особенно понравилось, как Лиолио, сын Камеамеи, восстал против старой религии и традиционных табу, представляю себе это:

              Цитата

              13-го апреля 1819 года, гениальный правитель [Камеамеа I], державший в своих железных руках объединенное, умиротворенное государство, смертельно заболел. Жрецы, колдуны, заклинатели собрались со всех островов, пели гимны, творили молитвы, приносили жертвы и, наконец, предложили прибегнуть к крайнему средству — к человеческому жертвоприношению, но король наотрез отказал дать свое согласие на это. 8-го мая Камеамеа умер.
              Тело государя было сожжено, и на престол вступил Рио-Рио, известный в истории под именем Камеамеа II. Коцебу, видевший Рио-Рио в 1816 году, говорит, что это — толстый урод, физический и нравственный, и ничего больше. Он не вмешивался ни во что и на аудиенциях храпел где-нибудь на полу, как животное. Насколько отец был велик и умен, настолько сын казался вялым и ничтожным. Но... наружность обманчива, и Рио-Рио доказал это еще один лишний раз. Не долго царствовал этот толстяк, — всего пять лет, и немного он сделал; но тем не менее он вписал свое имя крупным шрифтом на страницы истории родной страны. В его царствование было уничтожено идолопоклонство и нанесен смертный удар святости табу.
              Государь и его советники решили освободить народ от табу и, прежде всего, избавить от его гнета женщин. Женщины, по старым обычаям, не только не имели права есть вместе с мужчинами, но им было запрещено употребление в пищу и некоторых фруктов. Нарушение табу наказывалось в этих случаях смертью. Уничтожение этого страшного обычая было обставлено чрезвычайно торжественно, и главным героем торжества явился сам король. Вот как это произошло: в один из очень больших праздников толпа народа собралась около дворца, в ожидании царского угощения. На разостланных на земле рогожках были расставлены блюда: по одной стороне для мужчин, по другой для женщин. Когда все собрались, вышел король, взял несколько кушаний, предназначенных для мужчин, перешел на дамскую половину и стал угощать дам запретными блюдами. Трудно представить себе ужас, охвативший суеверную толпу. “Табу, табу, табу!” — раздалось со всех сторон, но король и его придворные преспокойно продолжали есть в обществе дам, угощая и их недозволенными кушаньями. Народ бросился в храмы, привел оттуда жрецов и с гневом стал указывать им на нарушение обычаев отцов. Жрецы, заранее приготовленные к этой комедии, начали кричать: “Да, да, вот ужасное беззаконие, явное нарушение табу! Да, что же, однако, делают наши боги? Отчего они не мстят? Как могут они допускать такое преступление, да еще в виду всего народа? Так, видно, они бессильные, ложные боги! Уничтожить их! Освободиться от них! Пойдемте, гавайцы, расплатимся с ними!” И старший жрец собственными руками зажег главный храм. Весть об этом событии быстро разнеслась по всему архипелагу. Возникли кое-где попытки восстаний за поруганную старую веру, но они были быстро подавлены.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 02 июня 2016, 17:51

                   Похожие Темы
                  ИАвстралия и Океания
                  Австралия и Океания
                  Автор K KraVseR
                  Обновление 14 января 2018, 18:21
                  ПСудебные процессы над животными в средневековой Европе
                  Казни кошек, свиней, мышей и прочей живности
                  Автор Ч Чиполлино
                  Обновление 18 сентября 2016, 20:05
                  АНужна ли вестернизация?
                  Нужна ли вестернизация?
                  Автор N Novus Respublicus
                  Обновление 08 марта 2015, 18:50
                  Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                  РегистрацияВход на форум 
                  Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени XVIII-XIX век Обратная Связь
                  Стиль:Language: 
                  «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 23:43 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики