Итак, к теме ахеменидской военной организации и контингентов подвластных царям царей народов:
Сагартии (Asagartiya), если верить Геродоту, выставили 8000 всадников (вооруженных короткими мечами / кинжалами и плетеными из кожаных ремней арканами, которые метали на врагов и их коней в бою; без металлической брони; снаряжение / одежда их – наполовину персидская, наполовину пактийская) в армию Ксеркса (Hdt., VII.85). В боевых порядках сагартии стояли возле персов (Hd., VII.86), хотя, по всей вероятности, реально в походе на Грецию не участвовали. Во всяком случае, они нигде не упоминаются в описаниях военных действий (высказывалось предположение, что сагартии вернулись в Азию с Ксерксом), да и численность их Геродотом явно завышена.
При Дарии I мятежник сагартиец Чисса(н)тахма (521 г.), объявив себя царем, утверждал, что он «из рода Увахштры [Киаксара]» (Бехистунская надпись, § 33, 52). Контекст указывает на близость Сагартии к Мидии: завершая описание боев в Мидии и Сагартии, «говорит Дарий царь: вот что мною сделано в Мидии» (§ 34). Арбела, где был казнен Чиссатахма, нередко считается центром мятежной области (у Дария I было обыкновение, как замечает И.М. Дьяконов, казнить мятежников в стране, где они восставали), т.е. Сагартии (или собственно Мидии?). Надпись об основании террасы Персеполя перечисляет Сагартию как отдельную область, перед Парфией, Дрангианой, Арией и Бактрией. Другие античные авторы размещают сагартиев в Мидии (Ptol., VI.2.6), т.е. севернее Персии (по мнению Стефана Византийского, Сагартия – полуостров в Гирканском море!). Но Геродот недвусмысленно указывал, что сагартии разговаривают на персидском языке и являются кочевым племенем персов, а не мидян (Hdt., I.125; по словам Геродота, они не поддержали Кира, решившего отпасть от мидян). Вероятно, они обитали на юго-востоке Ирана, хотя не исключено, что отчасти и в Мидии (иракский Курдистан), тем более что тот же Геродот (Hdt., III.93) относил сагартиев к 14-й сатрапии – вместе с сарангами (Систан), арахотами (?), утиями из Кармании и народностями Персидского залива. Гипотезу о двух ветвях сагартиев выдвигали еще И.М. Дьяконов, Э. Херцфельд и Э.А. Грантовский, а Д. Кук развил ее в идею о летних и зимних перекочевках в Мидию (там они сражались с войсками Дария I) и Персиду (там их находили налоговые власти, как у Геродота) соответственно. Версия Херцфельда и Б. Якобса: впоследствии Арбелитида отошла к Вавилонии, и это может объяснить то, что ко времени сочинения труда Геродота сагартиям принадлежали только земли в Персии. Локализация сагартиев в Карманской пустыне выглядит сомнительно – не самое подходящее место для разведения табунов (может быть, этноним образован от asa- «конь») и применения лассо, а пехоту у сагартиев Геродот не упоминает.
Возможно, что описание скудного вооружения сагартиев у Геродота относится к небоевой обстановке, своего рода тренировочным упражнениям с арканами, тогда как в сражениях они использовали более внушительный набор оружия, отмечает Д. Хэд. Однако, более поздние свидетельства о парфянах, сарматах и аланах подтверждают, что аркан применялся всадниками кочевников собственно в бою.
По мнению Р.Д. Барнетта и Э. Шмидта, на рельефах Ападаны делегация данников № XVI, возможно, сагартии (несут одежды, включая кандис (?), и ведут коня). Их одежда мидийская (подпоясанная рубаха, штаны, сапоги – только у предводителя с завязками; прическа – борода, усы, длинные волосы), но головной убор варьируется. Предводитель носит мидийскую полусферическую шапку, но четверо сопровождающих – башлык с тремя складками надо лбом, причем у половины – с опущенной нижней лопастью, закрывающей подбородок (как у мидян). Хотя данная этническая идентификация в целом общепринята, она не является надежной. Так, В. Хинц считал 16-ю делегацию парфянами, хотя Г. Вальзер полагает, что это могут иранцы, пусть даже сагартии. Источник Геродота (Гекатей?) явно подразумевал смешанный характер костюма сагартиев, чего явно не находим на предполагаемой делегации № XVI. Р.Д. Барнетт попытался разрешить противоречие, предположив, что при случае сагартии надевали характерные для пактиев плащи из шкур. Во всяком случае, мидийский костюм (подпоясанная рубаха и штаны, без головного убора) наблюдаем на несомненном сагартии – мятежнике Чиссантахме с рельефа на Бехистунской скале.