Сообщество Империал: Крещение Руси - Сообщество Империал

Атлант Фарнезе

Крещение Руси

Исторические судьбы Православия на Руси
Тема создана: 19 ноября 2015, 19:06 · Автор: Атлант Фарнезе
 Атлант Фарнезе
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 19 ноября 2015, 19:06

Христианство, официальной датой принятия которого традиционно считается 988 год, стало важной частью культуры трех восточнославянских народов, наследовавших древнерусскому этносу. Еще сто лет назад оно было не просто религией, а важнейшим элементом самоидентификации славянского населения Российской Империи. Тем не менее, история его принятия и распространения до сих пор оставляет массу вопросов, живо интересующих отечественную историческую науку с момента ее возникновения до настоящего времени. И, смею думать, не потеряют своей актуальности и остроты в будущем.
1. Какова историческая роль христианства на Руси?
2. Насколько быстро проникало христианство в сознание людей? Насколько распространено было двоеверие? Много ли было некрещенных людей в первые века после принятия христианства?
3. Какова реальная дата крещения Руси?
4. Насколько было распространено христианство до официального крещения? Насколько историчным является сведения о крещении Аскольда?
5. Каковы были причины, побудившие Владимира принять христианство?
6. Насколько велик был фактор насилия при крещении подвластных полянам славянских племен?

Источников, содержащих необходимую информацию, мало: несколько летописных преданий, скупые сведения житийной и панегирической литературы, единичные свидетельства иностранных авторов — вот, собственно, и все, чем располагает современный исследователь. И, тем не менее, научный поиск продолжается. Возможно именно поэтому мы имеем столь широкий спектр мнений о крещении Руси - от богодухновенного поступка святого князя до радикального материалистических и антицерковных воззрений раннесоветских историков, утверждавших, что изменилась лишь внешняя, обрядовая сторона.

Imp


Эта лишь часть из актуальных вопросов. Они становятся все более острыми в связи с постепенными восстановлением позиций православия в странах-наследницах Древней Руси и поиском новой идеологии. Одни смотрят на эти события сквозь призму религиозного восприятия мира, другие сквозь призму материалистического восприятия мира. Зачастую это приводит к радикализации суждений, что видно не только на примере публицистики, но и в трудах всеми уважаемых историков, вовлекающихся в эту полемику.
Давайте попробуем обсудить все максимально объективно, максимально абстрагировавшись от религиозных чувств и политических взглядов.
     Атлант Фарнезе
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 08 декабря 2015, 16:49

    hjj

    Там ссылка на "А. В. Майоров. Апостольский престол и Никейская империя во внешней политике Даниила Галицкого"

    Прочитал статью, она действительно интересная, и по сути представляет собой часть монографии "Русь, Византия и Западная Европа. Из истории внешнеполитических и культурных связей ХII - ХIII вв". Но она больше о дипломатии и внешней политике, о связи религиозной политики Даниила Галицкого с курсом Никейской империи, а вовсе не о религиозной жизни внутри самой Руси. Ничего о влиянии возвращения Константинополя и отказа от унии на христианизацию сознания даже самого Даниила я там найти не смог.
       Ярославец
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 08 декабря 2015, 17:11

      Атлант Фарнезе

      Возможно именно поэтому мы имеем столь широкий спектр мнений о крещении Руси - от богодухновенного поступка святого князя до радикального материалистических и антицерковных воззрений раннесоветских историков, утверждавших, что изменилась лишь внешняя, обрядовая сторона.

      Таким ли уж он был святым,этот князь...Может, все гораздо проще - для молодого государства нужна была сильная монотеистическая религия, а христианская Византия оказалась наиболее близкой, в том числе и географически.
         Атлант Фарнезе
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 08 декабря 2015, 17:43

        Ярославец

        Таким ли уж он был святым,этот князь...Может, все гораздо проще - для молодого государства нужна была сильная монотеистическая религия, а христианская Византия оказалась наиболее близкой, в том числе и географически.

        Это очень распространенная точка зрения, сформировавшаяся в советское время. Я к ней отношусь с уважением. Но мне ближе точка зрения, увязывающая принятия христианства с неудавшейся языческой реформой. Цель - создать из Киева религиозный центр и упрочить господство полянской общины над подвластными племенами. Княжеская власть даже в Киеве еще не достигла такого уровня развития, чтобы использовать христианство в качестве дополнительной легитимации. Первые подобные попытки, на мой субъективный взгляд, были сделаны в Галицко-Волынской земле после Батыева нашествия. А по серьезному уже в Москве.
           Ярославец
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 08 декабря 2015, 17:57

          Атлант Фарнезе

          Это очень распространенная точка зрения, сформировавшаяся в советское время.

          Да, и я тоже "формировался" в советское время, поэтому и изложил свое мнение, которое, как Вы пишите, является распространенным (извините, я не историк).

          Атлант Фарнезе

          Но мне ближе точка зрения, увязывающая принятия христианства с неудавшейся языческой реформой. Цель - создать из Киева религиозный центр и упрочить господство полянской общины над подвластными племенами.

          То есть то же самое - нужна была сильная религия (монотеистическая)?
             Атлант Фарнезе
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 08 декабря 2015, 18:23

            Ярославец

            То есть то же самое - нужна была сильная религия (монотеистическая)?

            Да, сильная, и единая. А вот дальше начинаются расхождения, обусловленные расхождениями в оценке уровня развития политических институтов на Руси того времени. Сторонники точки зрения, которую вы изложили считают, что Киевская Русь уже была к тому времени вполне состоявшимся государством (в советское время добавляли раннефеодальным, теперь же это лишь одна из нескольких возможных характеристик), желавшим укрепления престижа среди соседей-христиан; со сложившейся монархией, нуждавшиеся в дополнительной легитимации с помощью монотеистической религии, постулирующей святость власти монарха и летописания; с развитыми ремеслом и торговлей, нуждающимися в письменности и т.д.
            Та же точка зрения, которую разделяю я, относит Русь того времени к доклассовым обществам, где монаршья власть, аналогичная той, что существовала тогда в Западной Европе, еще не сложилась. Следовательно, никакой потребности в ее легитимации с помощью монотеистической религии еще не было. Поэтому, принятие христианства рассматривается как средство укрепления господство полян над подвластными им племенами с помощью внедрения общей религии и превращения Киева в общий религиозный центр. Для этого могло сойти и язычество, но языческая реформа потерпела неудачу.
               Ярославец
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 08 декабря 2015, 19:06

              Атлант Фарнезе

              монархией, нуждавшиеся в дополнительной легитимации с помощью монотеистической религии, постулирующей святость власти монарха и летописания; с развитыми ремеслом и торговлей, нуждающимися в письменности

              А всегда ли монархии необходима монотеистическая религия? Впрочем, если считать религию Египта монотеистичной, то да. Но есть масса других примеров - Ассирия, Вавилон и т.д. Видимо, единой "схемы" не существует, просто по мере "эволюции религиозной мысли" монотеизм стал доминировать, и

              Атлант Фарнезе

              языческая реформа потерпела неудачу.
                 Атлант Фарнезе
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 08 декабря 2015, 19:47

                Ярославец

                А всегда ли монархии необходима монотеистическая религия? Впрочем, если считать религию Египта монотеистичной, то да. Но есть масса других примеров - Ассирия, Вавилон и т.д. Видимо, единой "схемы" не существует, просто по мере "эволюции религиозной мысли" монотеизм стал доминировать.

                Я недостаточно компетентен чтобы сравнивать с Древним Египтом и Междуречьем. Но, очевидно, монотеизм не может утвердится в обществе, не подготовленным к этому внутренней религиозной эволюцией. Однако, эта эволюция идет параллельно с эволюцией политических институтов. Это связанные процессы.
                Собственно говоря, возвращаясь к Древней Руси, многие историки объясняют длительное существование двоеверия именно тем, что принятие христианства опередило развитие социально - политических процессов и естественный ход эволюции местной религии, во многом находившейся еще в примитивном состоянии.
                   Ярославец
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 08 декабря 2015, 19:55

                  Атлант Фарнезе

                  очевидно, монотеизм не может утвердится в обществе, не подготовленным к этому внутренней религиозной эволюцией.

                  Атлант Фарнезе

                  принятие христианства опередило развитие социально - политических процессов и естественный ход эволюции местной религии, во многом находившейся еще в примитивном состоянии.

                  По Вашему мнению принятие христианства на Руси было преждевременным?
                     Ratsha
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 08 декабря 2015, 21:11

                    Gremlin

                    Gremlin

                    Гальковский на основе тех же Слов и Поучений делает вывод, что Перун был скорее богом простого народа чем знати.

                    А ссылкой на его работу не поделитесь?

                    Атлант Фарнезе

                    Атлант Фарнезе

                    Это более чем спорное утверждение. Ведь Илия не воспринял его военных функций. Их восприняли святые-воины. Зато Илия воспринял функции подаятеля дождя, которому молились земледельцы. В Новгороде его культ имел совершенно невоинственные черты. Его иконы часто находились в сельских церквях. Это роднит его с Даждьбогом.

                    "Конкуренцию" и взаимосвязь культов Перуна и Велеса, на мой взгляд, неплохо иллюстрирует следующая народная «быль»:
                    Спойлер (раскрыть)

                    В этой «были» Илья выступает не как христианский святой, а скорее как капризный, ревнивый, гневливый языческий небожитель.
                    Смерды Миколу (Велеса) просили о помощи. А Илью (Перуна) задабривали. Илья (Перун) - "Грозный". Микола (Велес) - "Милостивый". Для того, чтобы Илья не сгубил урожай, в середине лета отмечался его праздник и ему приносилась жертва. Этот обычай сохранялся до 19 века. Крестьянин не мог игнорировать Илью, так как это было реально опасно (в его представлении). Но за помощью обращался в первую очередь к "милостивому" Николе (Велесу).

                    Атлант Фарнезе

                    Продвигал его по причине желания сделать бога полян главным для всех восточнославянских племен, превратить Киев в религиозный центр и укрепить нарождавшееся раннегосударственное образование. Я согласен с теми исследователями, которые считают языческую реформу и принятие христианства звеньями одной цепи.

                    В целом, поддерживаю эту гипотезу. Но на чем основано мнение, что Перун был богом одних лишь полян?

                    Атлант Фарнезе

                    Могу посоветовать книгу Воронина - Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI веке. Там медведь отождествляется как раз с Велесом, которого автор считает племенным богом словен. С другой стороны его корни ведут к примитивному тотемизму. А рыбаков считал его осколком культа женского божества - Берты или Мокоши.

                    Обязательно почитаю. :046:
                    Рискну предположить, что культ Перуна мог быть сильнее на Юге, так как гроза гораздо опаснее на открытой степной или лесостепной местности, равно как и риск засухи. По схожей причине культ Велеса мог быть сильнее на Севере, где плодородие почв было хуже и риск встретиться в лесу с опасным хищником был намного выше.
                    Особое, суеверное отношение к медведю до сих пор сохраняется у жителей Русского Севера и Сибири. Принято считать, что русские унаследовали его от финнов, но на мой взгляд распространенность "культа медведя" почти прямо пропорциональна ареалу его обитания (раньше он был намного больше, сейчас медведь встречается лишь за Волгой, в "исконно финских" краях) и ранее этот культ мог быть вполне славянским (на что может указывать сильная табуированность "прямого" имени этого зверя в славянских языках благодаря чему оно в настоящее время прочно забыто).
                       Атлант Фарнезе
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 08 декабря 2015, 22:19

                      Ratsha

                      "Конкуренцию" и взаимосвязь культов Перуна и Велеса, на мой взгляд, неплохо иллюстрирует следующая народная «быль»:
                      Спойлер (раскрыть)

                      В этой «были» Илья выступает не как христианский святой, а скорее как капризный, ревнивый, гневливый языческий небожитель.
                      Смерды Миколу (Велеса) просили о помощи. А Илью (Перуна) задабривали. Илья (Перун) - "Грозный". Микола (Велес) - "Милостивый". Для того, чтобы Илья не сгубил урожай, в середине лета отмечался его праздник и ему приносилась жертва. Этот обычай сохранялся до 19 века. Крестьянин не мог игнорировать Илью, так как это было реально опасно (в его представлении). Но за помощью обращался в первую очередь к "милостивому" Николе (Велесу).

                      В этот ряд примеров, на мой взгляд, куда логичнее поставить Даждьбога, нежели Перуна и вы получите типичный земледельческий культ, где основным даром божественных сил является именно дождь в нужное время и в нужном количестве. О том, насколько важны были элементы этого культа, можно судить хотя бы тому, что конфликты городов с князьями и их изгнание часто совпадали с неурожаем. Особенно часто это происходило в Новгороде, находящемся в зоне рискованного земледелия и особо чувствительного к любым природным капризам.

                      Ratsha

                      В целом, поддерживаю эту гипотезу. Но на чем основано мнение, что Перун был богом одних лишь полян?

                      Верховным богом. Нет сомнения, что культ Перуна, равно как Велеса, Рода, Даждьбога и др. был общим для всех восточных славян. Некоторые исследователи, например Топоров и Иванов находят у него праславянские и даже общеиндоевропейские корни! Поэтому речь идет об уровне значимости этого культа в том или ином месте. Так в Киеве он явно занимал основное место, в то время как в Новгороде его пришлось водворять усилиями Добрыни. Некоторые сведения о географии его культа может дать карта восстаний, вспыхнувших вскоре после языческой реформы Владимира - вятичи, радимичи, кривичи. Но точнее сказать вряд ли возможно.
                      Однако еще раз оговорюсь: сам по себе культ был общеславянским. Но степень его значимости имеет региональную дифференциацию.

                      Ratsha

                      Рискну предположить, что культ Перуна мог быть сильнее на Юге, так как гроза гораздо опаснее на открытой степной или лесостепной местности, равно как и риск засухи. По схожей причине культ Велеса мог быть сильнее на Севере, где плодородие почв было хуже и риск встретиться в лесу с опасным хищником был намного выше.

                      Насчет Велеса вполне может быть именно так. Насчет Перуна сложно сказать, насколько функция громовержца первична или вторична по отношению к военной функции. Тем более, что здесь есть явный дублер - Даждьбог.

                      Ratsha

                      Особое, суеверное отношение к медведю до сих пор сохраняется у жителей Русского Севера и Сибири. Принято считать, что русские унаследовали его от финнов, но на мой взгляд распространенность "культа медведя" почти прямо пропорциональна ареалу его обитания (раньше он был намного больше, сейчас медведь встречается лишь за Волгой, в "исконно финских" краях) и ранее этот культ мог быть вполне славянским (на что может указывать сильная табуированность "прямого" имени этого зверя в славянских языках благодаря чему оно в настоящее время прочно забыто).

                      Я думаю, что это как раз остатки примитивного тотемизма.

                      Ярославец

                      По Вашему мнению принятие христианства на Руси было преждевременным?

                      Только в смысле "опережающим текущий уровень развития".
                         Похожие Темы
                        АКрещение на Руси
                        Чужой Креститель
                        Автор A Ayoe
                        Обновление 09 ноября 2008, 17:02
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Культура Средних веков Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 19:23 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики