Рецензия: Wing Leader: Victories 1940-1942
Автор: Рик Мартин
Дата статьи: 9 ноября 2015г.
Журнал: Armchair General
Издатель: GMT Games
Создатель: Lee Brimmicombe-Wood
Цена: $69.00
Плюсы: Фантастический масштаб! Скоростной игровой процесс, отличная художественная работа, уникальная концепция.
Минусы: Требуется оглавление. Трудно эмоционально привязаться к пилотам. Требуется прочитать 30-страничное руководство перед стартом.
Я являюсь поклонником настольных игр о воздушной войне, а также воздушных симуляторов. В зависимости от моего настроения я могу начать играть как в сложные серии игр, вроде Air War или Fighting Wings, так и в визуально прекрасно оформленные, однако более простые Wings of War/Glory или Nova Games Ace of Aces. Чтобы скрасить вечерок, просто посадите меня за стол, дайте запрыгнуть в кокпит самолёта и позвольте сбить кого-нибудь, либо наоборот, я получу очередь в бою, пытаясь осуществить это. В любом случае, это будет значить, что день удался.
А теперь представьте моё волнение, когда я увидел, что GMT выпустили новую настольную игру по воздушным боям! Представьте моё возросшее удивление, когда я увидел, что карта отображает обстановку не как обычно, сверху вниз, а с видом сбоку, с таблицами отображающими высоту и фишки, показывающие борта самолётов! Итак, смогут ли GMT справиться с поставленной задачей? Определённо точно можно сказать, что GMT и талантливый дизайнер Ли-Бриммикомбе-Вуд выложились на все сто!
Сама игра отлично упакована в красивую коробку, оформленную Антонисом Каридисом. На коробке изображено несколько Р40, уничтожающих Ki-43, и готовящихся схлестнуться с Ki-21.Открыв коробку, вы увидите отлично иллюстрированную книгу с правилами, книгу сценариев, игровую карту, два кубика, карточки и фишки. Каждая карточка двухсторонняя: на одной стороне показываются параметры самолёта, используемые в игре, а на другой стороне даётся его описание. Каждая фишка отображает собой один или более самолётов/кораблей, тоже самое и с карточками статуса, показывающими всё, начиная от повреждений и заканчивая навыком пилотов. Дополнительно есть ещё карточки облаков, положения солнца, зенитного огня и т.п. Есть также и вспомогательные карточки с важными таблицами и пр. Всё замечательно иллюстрировано и ладно изготовлено.
Как следует из названия игры, временной период, освещаемый в ней, с 1940-го по 43-й гг. Самолёты принадлежат следующим странам – Великобритания, США, СССР, Италия, Япония и Германия. Отличный перечень истребителей, пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и средних бомбардировщиков представленных здесь в большом разнообразии, позволяет игрокам отыграть любые воздушные бои, как на Тихом, так и на Атлантическом океане. Хотелось бы, ещё увидеть авиапарки китайской и французской стороны, они также были бы хорошим дополнением общей картины.
Почему выбран стиль отображения сбоку? В своих познавательных дизайнерских заметках, приложенных к игре, авторы говорят, что так как внимание игры сфокусировано на перехвате самолётов и пикирующих бомбардировщиках, то «Учитывая, что воздушные налёты, прокладывались прямыми курсами к своей цели, то мы (авторы) смогли сократить геометрию налёта двумя измерениями: длиной вдоль оси налёта и высотой над уровнем земли. Все воздушные перехваты идут на пересекающихся курсах, либо преследованием». И надо сказать, это работает на удивление хорошо.
Вторым уникальным элементом игры является то, что каждая игровая фишка самолёта отображает от 1 до 12 самолётов. Таким образом, масштаб игры становится гораздо большим, чем у большинства других игр о воздушных боях, где как правило, каждая фишка равна одному самолёту. К сожалению, из-за такого большого масштаба эмоционально становится труднее относиться к пилотам на протяжении всей кампании.
Каждый самолёт различается по числу победных очков, скорости, огневой мощи, бронированию, типам бомб, размещению орудия на истребителях, радиусу разворота, скороподъемности и бомбовой нагрузке (если может нести бомбы), плюс по таким дополнительным чертам, как сбрасываемые топливные баки, ракеты и т.д. Все самолёты разбиты на различные группы по высотным диапазонам (некоторые самолёты на определённых высотах действуют лучше, а вне этих радиусов, наоборот, хуже). Победные очки могут также использованы для балансировки сценариев, создаваемых самими игроками.
Игровая карта размечена высотной сеткой от земли или уровня моря до высоты в 19тыс. футов.
Игровой ход идёт в следующей последовательности:
- Фаза поиска – кто кого обнаружит
- Фаза движения – самые медленные и низколетящие самолёты ходят первыми
- Фаза боя – собачьи схватки, бомбо- и торпедометание
- Административная фаза – самолёты пытаются покинуть поле боя, пытаясь изменить векторы направления и т.д.
Базовые правила игры расписаны на 31 страницах и включают основные правила полёта и манёвров в бою, погодные условия, включающие облака и инверсионные следы, оставляемые самолётами и блокирующие линию видимости (правила инверсионных следов слишком базовые и объяснены путано), осведомлённость о ситуации, заметность, радиосвязь, боеприпасы и воздушный строй самолётов. Изучение основных правил полётов, все 31 страницы – очень непростое дело, поскольку они полностью исписаны текстом, и думается, что авторам следовало бы переписать все тексты, чтобы новички могли быстрее включаться в игру, без чтения столь обширного обучения. В дополнение, при чтении этих текстов испытываешь дополнительный стресс от отсутствия оглавления. Здесь нет оглавления, так что листать придётся долго.
Некоторые правила и терминология путаны, например, параметр «скорость» используется только при расчёте атаки при сближении с врагом, однако он совершенно не влияет на количество клеток, на которые передвинется самолёт. Передвижение самолётов по клеткам абстрактно и варьируется в зависимости от типа самолёта, например, бомбардировщики передвигаются на 2 клетки, истребители на 3 и т.д. Передвижение зависит от погоды, снижения или набора высоты, а также от собачьей схватки.
Дополнительные правила изложены на страницах с 31 по 45 и включают пояснения по таким аспектам, как лимит топлива, особые тактики, такие как «Оборонительный круг», который применялся тяжёлыми истребителями Ме-110, особое вооружение, вроде ракет класса «воздух-воздух», зенитки, корабли, наземные цели и т.д. Правила не охватывают такие реактивные самолёты как Ме-163, Ме-262 и формации американских бомбардировщиков.
На двух оставшихся страницах присутствуют заметки авторов. Книга сценариев включает миссии на всех фронтах и хорошо проиллюстрирована и продумана. Как всегда, GMT предлагает онлайн контент, включая «Ответы на вопросы» и даже новый буклет сценариев.
Игра очень интересна и захватывающа. Огромное количество самолётов предлагаемых в ней даёт большой запас реиграбельности. Почти любой конфликт может быть смоделирован с помощью предоставляемых самолётов и правил. Для всех интересующихся авиацией периода Второй Мировой войны, игра крайне рекомендована!
Рейтинг Armchair General: 91 %
Автор: Рик Мартин
Дата статьи: 9 ноября 2015г.
Журнал: Armchair General
Издатель: GMT Games
Создатель: Lee Brimmicombe-Wood
Цена: $69.00
Плюсы: Фантастический масштаб! Скоростной игровой процесс, отличная художественная работа, уникальная концепция.
Минусы: Требуется оглавление. Трудно эмоционально привязаться к пилотам. Требуется прочитать 30-страничное руководство перед стартом.
Я являюсь поклонником настольных игр о воздушной войне, а также воздушных симуляторов. В зависимости от моего настроения я могу начать играть как в сложные серии игр, вроде Air War или Fighting Wings, так и в визуально прекрасно оформленные, однако более простые Wings of War/Glory или Nova Games Ace of Aces. Чтобы скрасить вечерок, просто посадите меня за стол, дайте запрыгнуть в кокпит самолёта и позвольте сбить кого-нибудь, либо наоборот, я получу очередь в бою, пытаясь осуществить это. В любом случае, это будет значить, что день удался.
А теперь представьте моё волнение, когда я увидел, что GMT выпустили новую настольную игру по воздушным боям! Представьте моё возросшее удивление, когда я увидел, что карта отображает обстановку не как обычно, сверху вниз, а с видом сбоку, с таблицами отображающими высоту и фишки, показывающие борта самолётов! Итак, смогут ли GMT справиться с поставленной задачей? Определённо точно можно сказать, что GMT и талантливый дизайнер Ли-Бриммикомбе-Вуд выложились на все сто!
Сама игра отлично упакована в красивую коробку, оформленную Антонисом Каридисом. На коробке изображено несколько Р40, уничтожающих Ki-43, и готовящихся схлестнуться с Ki-21.Открыв коробку, вы увидите отлично иллюстрированную книгу с правилами, книгу сценариев, игровую карту, два кубика, карточки и фишки. Каждая карточка двухсторонняя: на одной стороне показываются параметры самолёта, используемые в игре, а на другой стороне даётся его описание. Каждая фишка отображает собой один или более самолётов/кораблей, тоже самое и с карточками статуса, показывающими всё, начиная от повреждений и заканчивая навыком пилотов. Дополнительно есть ещё карточки облаков, положения солнца, зенитного огня и т.п. Есть также и вспомогательные карточки с важными таблицами и пр. Всё замечательно иллюстрировано и ладно изготовлено.
Как следует из названия игры, временной период, освещаемый в ней, с 1940-го по 43-й гг. Самолёты принадлежат следующим странам – Великобритания, США, СССР, Италия, Япония и Германия. Отличный перечень истребителей, пикирующих бомбардировщиков, торпедоносцев и средних бомбардировщиков представленных здесь в большом разнообразии, позволяет игрокам отыграть любые воздушные бои, как на Тихом, так и на Атлантическом океане. Хотелось бы, ещё увидеть авиапарки китайской и французской стороны, они также были бы хорошим дополнением общей картины.
Почему выбран стиль отображения сбоку? В своих познавательных дизайнерских заметках, приложенных к игре, авторы говорят, что так как внимание игры сфокусировано на перехвате самолётов и пикирующих бомбардировщиках, то «Учитывая, что воздушные налёты, прокладывались прямыми курсами к своей цели, то мы (авторы) смогли сократить геометрию налёта двумя измерениями: длиной вдоль оси налёта и высотой над уровнем земли. Все воздушные перехваты идут на пересекающихся курсах, либо преследованием». И надо сказать, это работает на удивление хорошо.
Вторым уникальным элементом игры является то, что каждая игровая фишка самолёта отображает от 1 до 12 самолётов. Таким образом, масштаб игры становится гораздо большим, чем у большинства других игр о воздушных боях, где как правило, каждая фишка равна одному самолёту. К сожалению, из-за такого большого масштаба эмоционально становится труднее относиться к пилотам на протяжении всей кампании.
Каждый самолёт различается по числу победных очков, скорости, огневой мощи, бронированию, типам бомб, размещению орудия на истребителях, радиусу разворота, скороподъемности и бомбовой нагрузке (если может нести бомбы), плюс по таким дополнительным чертам, как сбрасываемые топливные баки, ракеты и т.д. Все самолёты разбиты на различные группы по высотным диапазонам (некоторые самолёты на определённых высотах действуют лучше, а вне этих радиусов, наоборот, хуже). Победные очки могут также использованы для балансировки сценариев, создаваемых самими игроками.
Игровая карта размечена высотной сеткой от земли или уровня моря до высоты в 19тыс. футов.
Игровой ход идёт в следующей последовательности:
- Фаза поиска – кто кого обнаружит
- Фаза движения – самые медленные и низколетящие самолёты ходят первыми
- Фаза боя – собачьи схватки, бомбо- и торпедометание
- Административная фаза – самолёты пытаются покинуть поле боя, пытаясь изменить векторы направления и т.д.
Базовые правила игры расписаны на 31 страницах и включают основные правила полёта и манёвров в бою, погодные условия, включающие облака и инверсионные следы, оставляемые самолётами и блокирующие линию видимости (правила инверсионных следов слишком базовые и объяснены путано), осведомлённость о ситуации, заметность, радиосвязь, боеприпасы и воздушный строй самолётов. Изучение основных правил полётов, все 31 страницы – очень непростое дело, поскольку они полностью исписаны текстом, и думается, что авторам следовало бы переписать все тексты, чтобы новички могли быстрее включаться в игру, без чтения столь обширного обучения. В дополнение, при чтении этих текстов испытываешь дополнительный стресс от отсутствия оглавления. Здесь нет оглавления, так что листать придётся долго.
Некоторые правила и терминология путаны, например, параметр «скорость» используется только при расчёте атаки при сближении с врагом, однако он совершенно не влияет на количество клеток, на которые передвинется самолёт. Передвижение самолётов по клеткам абстрактно и варьируется в зависимости от типа самолёта, например, бомбардировщики передвигаются на 2 клетки, истребители на 3 и т.д. Передвижение зависит от погоды, снижения или набора высоты, а также от собачьей схватки.
Дополнительные правила изложены на страницах с 31 по 45 и включают пояснения по таким аспектам, как лимит топлива, особые тактики, такие как «Оборонительный круг», который применялся тяжёлыми истребителями Ме-110, особое вооружение, вроде ракет класса «воздух-воздух», зенитки, корабли, наземные цели и т.д. Правила не охватывают такие реактивные самолёты как Ме-163, Ме-262 и формации американских бомбардировщиков.
На двух оставшихся страницах присутствуют заметки авторов. Книга сценариев включает миссии на всех фронтах и хорошо проиллюстрирована и продумана. Как всегда, GMT предлагает онлайн контент, включая «Ответы на вопросы» и даже новый буклет сценариев.
Игра очень интересна и захватывающа. Огромное количество самолётов предлагаемых в ней даёт большой запас реиграбельности. Почти любой конфликт может быть смоделирован с помощью предоставляемых самолётов и правил. Для всех интересующихся авиацией периода Второй Мировой войны, игра крайне рекомендована!
Рейтинг Armchair General: 91 %