Age of Charlemagne, в отличие от главной кампании, куда более проще в прохождении и располагает к размеренному геймплею, поэтому в своем выборе ориентируюсь на возможность отыгрывать реальные исторические события.
На первом месте само собой Карл Великий, под которого заточено данное DLC.
На втором - Астурия. Небольшие стартовые владения, необходимость колонизировать заброшенные земли, проблемы с религиозным вытеснением ислама и достаточное количество испанских регионов в сумме дают атмосферное воспроизведение Реконкисты. Проходил за иберийских христиан дважды: обычную кампанию и с вызовом объявлять войну всем мусульманским фракциям после знакомства с ними, без заключения мира и без любых переговоров.
На третьем - Вестфалия. Люблю саксов и с удовольствием играю за их фракции во всех играх и модах TW, где они есть. Однако, когда франки наконец соизволили начать большую войну, саксы объединили почти все германские земли и возня двух могучих фракций уже оказалось скучноватой.
Отдельно список условно "не интересных" фракций. "Условно" поскольку они не выделяются на общем фоне именно Attila TW, но в остальном гармонично дополняют лучшую историческую игру серии Total War и соответствуют её высочайшему качеству.
Авары - в АоС на поле боя царит стреляющая конница, два блока по четыре отряда даже лёгких всадников с дротиками обнуляют любых опасных юнитов во вражеском стеке, а затем разбирают его при поддержке остальных отрядов. У аваров же в наличии конные лучники, которые в принципе непобедимы под руководством игрока. Кампания, где у тебя вообще нет даже намека на шанс проиграть битву, не ставит вызов перед игроком и, соответственно, совершенно пресная.
Датские викинги - несмотря на наличие интересных эвентов после вторжения на территорию Британии, сама по себе островная локация небольшая, поэтому легко и быстро захватывается необходимый плацдарм. Далее не исторично и не интересно предполагается добивать ошмётки разномастных британцев и, с неприступной островной базой в резерве, идти на континент. Возможно, правильнее было бы не вводить играбельную фракцию данов, а сделать их скриптовые набеги, чтобы викинги и под управлением ИИ хоть как-то себя проявляли.
Кордовские мусульмане - аналогично с Вестфалией, только ещё проще, учитывая обширные стартовые земли. После разборок с тайфами и христианской мелочью, имея в тылу безграничные ресурсы всего Иберийского полуострова, возиться на дальних северных рубежах с аналогичным франкским титаном вообще не интересно.
Мерсия - не играл, но по географически-историческим критериям кампания должна соответствовать викингам, разве что на старте не нужно тратить несколько ходов на морской переход.
Лангобарды - сыграл всего пару ходов, но вообще не заинтересовали. Возможно, в будущем вернусь к ним.