Дошли наконец руки посмотреть сие кино... Дважды.
Ну что сказать... Общественных восторгов, пожалуй, не разделю - но и хаять с пеной у рта не стану. Неоднозначное в общем, впечатление... Попробую по порядку, дабы разобраться в первую очередь самому - на сердце какая-то смесь восторга и разочарования...
Итак, «28 панфиловцев» — долгожданный мною ильм, на который деньги собирали краудфандингом, который в эпоху всяких «Сталинградов», "Единичек" и «Утомлённых солнцем 2» обещал нам показать реально хороший фильм про войну, без сопливых любовных линий, пьяных политруков и заградотрядов. Только боевые действия. Поэтому я ожидал увидеть реально закрученный военный боевик.
Во-первых - само мое отношение к идеологически-сюжетной канве фильма. Не разделял и не разделяю я бугурта некоторых камрадов, мол фейковый подвиг, развенчанный миф и т.д. Ну да, миф. И что? Это уже почти 50 лет как не секрет для тех, кто интересовался. 28 - это некий образ, символ, черт с ним - где-то может и лубок, известный почти каждому (к примеру, я про них знал еще лет в 6, за два года до похода в 1й класс, знал и помнил легендарную "велика Россия, а отступать некуда" из учебника старшего брата). Да плевать сколько их там было в самом то деле. 316я дивизия была? Была. Бои на Волоколамском направлении были? Были. Бои в Подмосковье в ноябре 41го были - бои тяжелейшие, неравные, с превосходящим противником, жестокие бои, доходящие до гранат, бутылок и рукопашных в окопах были? Были. Ну вот и все, большего мне не надо. Захочу копнуть глубже - посмотрю документалку. А х/ф - он и есть х/ф. У кого бомбит бомбино от самих "28" - ради бога, да абстрагируйтесь вы от этих цифр, как это сделал я - пусть это будет безымянная рота где-то на безымянной высотке в райне Волоколамска. Мало их было, что ли...
Далее. Само кино.
Что понравилось.
Первое - относительно мало пропаганды, идеологии и нездорового слащавого ватно-квасного патриотизма, свойственного большинству современных (и не только) фильмов про ВОВ. Тем паче - для такого лубка, выбранного за основу.Так же обошлось без другой крайности - чернухи, корпания в грязном белье и охаивания самого политического строя. Удалось избежать большинства штампов и клише как постперестроечного, так и совдеповского кино (никаких "одна лопата на троих", никто не сношает в промежутке между боями санитарку/связистку/снайпершу/просто девушку Катю, нет кровавой гебни, тупых и пьяных командиров, мрачного призрака Сталина в каждом темном углу - ну вы поняли).
Второе - внимательное отношение к матбазе и деталям, никаких пушек из будущего, обфанеренных Т-72 и прочего в подобном ключе. Относительно правдоподобно показана танковая атака при поддержке мотопехоты - без советского "от края до края ровными рядами железные коробки, а следом широкими цепями пяхота в полный рост". В кои - то веки показан артобстрел во всей его прелести (ну, во сколько хватило бюджета, естессно) - тяжелый, деморализующий, даже не столько разрушительный и смертоносный - сколько выматывающий душу и нервы. Первый - и, кажется, последний видел подобное в "Они сражались за Родину".
Третье - экшен. Не плохо. Добротно. Веришь. Местами... По документальному суховато, но реалистично - без всяких бабахов на пол экрана, лопающихся, как мыльный пузырь, танков, отлетающих на 50 метров башен и т.д. Нет вундервафель вроде бронебойных "мосинок" и пушек, стреляющих буквой "Г", нет откровенно тупых поступков сражающихся (есть немецкая пехота - но о ней ниже), последняя треть фильма, когда все становиться совсем плохо и на горизонте маячит Толстый Полярный Лис, действительно держит в напряжении...
Мёд закончился, плесну дегтя.
Главная претензия - фильм откровенно слаб именно как художественное произведение. Если одним словом - то "недосоленно". Пресно как-то. Картонно. Не дотянули драмы - и все тут. Нет персонажей, личностей, характеров, судеб - есть какие-то безликие статисты. Поймал себя на мысли, что после двух просмотров с интервалом в неделю в памяти так и не отложилось ни одного героя, за исключением, разве что, балагура Москаленко, косящего под Быкова из "Аты-баты..." да сержанта-хохла, изъясняющегося на каком-то адском суржике. И все! Остальные бойцы так и остались какой-то серой массой, в лучшем случае запомнились как "казах с бронебойкой", "двое из пулеметного расчета", "суровый мужик, похожий на Шукшина, что 15 гранат по рассказам из блиндажа выкинул". Даже хрестоматийный Клочков, персонаж-легенда, человек-велика-россия-а-отступать-некуда, и тот откладывается в памяти не как знаменитый политрук с горящим взором и пламенными речами, а как "какой-то чувак в щегольском белом полушубке". Сравните его - и безымянного политрука из "Брестской крепости". (Кстати, про Клочкова... Ощущение - в фильме намеренно показана его беспомощность — когда он пытался читать новости по старой газете. То есть политрук, который должен быть примером образования, политической грамотности и информированности новостями для поддержания духа бойцов — не может ничего сделать, кроме как читать клочки старых газет. И в результате простые бойцы ему и говорят, что газетка мол старая, они и так эти «новости» уже знают. Лицодлань.) Где-то читал, что это, мол, такой режиссерский ход, оставить всех героев безымянными красноармейцами, эдаким сублиматом всех дравшихся под Москвою. Не, знаю... Как по мне - это не ход, это провал. Творческая импотенция как режиссера, так и сценариста. В фильме нет героев - есть статисты...
И ведут себя эти статисты не как живые люди - а некие биороботы. Они идут всю ночь, потом без устали копают в мерзлой земле окопы, потом ложные позиции и всё без отдыха, без устали, перекуров и обедов. Почему в фильме «Они сражались за Родину» не чурались показать жалость солдата к своим сапогам, банальную усталость, тоску по дому, жене и трактору мирной рабочей жизни или умиление от «щей со свежей капусткой и бараниной»? Отсюда плавно вытекает следующее - диалоги.
Диалоги здесь порою неуместные, порою глупые, порой вроде и по теме, и отсылки некоторые есть (про ту же сбитую винтовочными залпами "раму" читал лет 10 назад у Бека) - но в целом ни-ка-ки-е. Никакие - как и сами персонажи. Лучший диалог в этом фильме мне показали три года назад, в рекламном тизере - "спокойно жгем танки!", и я почему думал, что подобными диалогами - яркими, живыми, но на разные темы - будет насыщен весь фильм. Увы! Какие-то неуместные истории о семи самураях (на тот момент Япония была врагом, «самураи пытались перейти границу у реки», восхваление врага?! да и фильм Курасавы выйдет только в 1957м), обещания "показать немцам при обороне Казахстана", какие-то философские бредни Клочкова про то что Родина — это только территория, а вот Отечество — это уклад жизни, отдельно - командир, красоте слога которого позавидовали бы нобелевские лауреаты по литературе (черт возьми, ну не верю я, да простят меня патриоты, но в памяти всплыл немецкий капитан из "сталинграда", мотивирующий своих содат тем, что "за Волгой - Индия, где у каждой шлюхи по 7 рук" - наш оратор смотрится не так глупо, но не менее вычурно). Едва ли не единственный персонаж, которому веришь — лейтенант, проводящий ликбез среди бойцов. Это единственный, кто знает что такое война, как дорого время и как дешевы разговоры.
Игра актеров. Плохо. Плохо не как обычно - с выпячиванием глаз, «ломанием» рук и истериками, нет. Она просто никакая - под стать персонажам. Им не веришь. А раз не веришь - то и не хочется сопереживать... Точнее, хочется - но не выходит... Как не старайся. Когда актеры по фильму умирают, то ты и видишь актеров, а не настоящих героев той войны - сейчас камеру выключат, все встанут, отряхнуться и пойдут вместе с немцами в павильон - греться и пить чай.
Музыка. Грамотный саундтрек способен вытянуть слабую игру актеров и недостаток спецэфектов. Запечатлеть сцену в памяти каленым железом. Заставить прослезиться в нужном месте. Хороший и грамотный саундтрек может, порою, вытянуть самый бездарный фильм. Увы... Музыка здесь местами никакая, местами - вроде бы и ничего, но не вовремя...
Бой. Здесь придираться не стану. Относительно не плохо, если брать наше кино - то за последние лет 30 ничего похожего и рядом не снимали. К мелочам, как и к иным огрехам матбазы, докапываться не буду - не любитель я пуговицы считать, пока до явного маразма не доходит, это раз, а если показать как оно должно было быть на самом деле - то наших героев просто перехерачат в окопах из пушек метров эдак с 200, и все - никакого пафоса, никакого подвига, и никаких 14 танков, дымящих на раздавленных траншеях. Но пара моментов таки упомяну... Первое - за весь фильм показан всего лишь один (один, Карл!) момент, где немцы используют курсовый пулемет. Про спаренный с пушкой, наверное, ветераны панцерваффе, прошедшие всю Европу, и вовсе не слышали. Второе - немецкая зомби-пехота. Про этих распыляться не стану, на форуме об этом уже писали. Просто напомню, что немецкий пехотинец времен Первой и Второй мировых не даром назывался "гренадер". Гренадер, Карл!
Благодаря рейтингу само сражение вышло несколько стерильным - нет ни предсмертных воплей, ни истекающих кровью раненых. Я не фанат гуро - но все таки после всех "рядовых Раенов" стерильные советские фильмы для меня остались в прошлом...
В конце, пожалуй, упомяну некую камерность обстановки. Советские солдаты как бы в каком-то вакууме. Они квартируются в деревне - но кроме двух дряхлых дедов, которые эпизодически появляются в кадре, прочих людей в фильме как бы и нет.
В общем, вердикт - кино, в целом, не плохое. Это не треш в стиле "Сталинграда", "Единички", "Белого тигра" и всяких прочих "Безымянных высот" (шедевр усатого режиссера даже в суе поминать не стану). Но это и не "Брестская крепость" (советскую классику намеренно тоже поминать не стал - это совсем другое время, цензура, атмосфера и школа режиссуры). В голосовалке поставил 4. Хотя после второго просмотра склоняюсь к 3 с плюсом.
Как-то сам неожиданно для себя наваял целую простыню - хотя думал ограничиться парой тезисов. Спасибо всем, кто дочитал...