Цитата
Коллеги, видел я фотографию фрески из Помпей, на которой изображено ранение Спартака. По большому счету это два красноватых пятна, в которых поддаются реконструкции лишь контур изображения и подпись. Кажется, эта фотография была опубликована у А. В. Мишулина "Спартаковское восстание" М., 1936.
Цитата
Однако об интерпретации фрески из Помпей спорят до сих пор. Большинство все же считает, что хоть и имеется надпись “Spartaks”, на самом деле изображена схватка гладиаторов. И действительно, как то не вписывается в сцену боя трубач в маске, более подходящий для сигнального сопровождения сражения гладиаторов – эквитов. Видимо окончательного ответа, что же изображено на самом деле не будет никогда, ведь часть надписей стерта…
Цитата
Вполне вероятно, дополнительный свет на вопрос об обстоятельствах гибели Спартака проливает фрагмент древней фрески, обнаруженной в Помпеях в 1927 г. Она происходит из небольшого домика, принадлежавшего жрецу Аманду и построенного лет за полтораста до гибели города в результате извержения Везувия. Фреска, украшавшая дом на заре его существования, обнажилась случайно, когда в коридоре обвалилась поздняя штукатурка. Частично поврежденное изображение включало две сцены, которые, если следовать направлению сопровождающих его надписей, надо рассматривать справа налево. Тогда в первой сцене оказваются два всадника, один из которых настигает обернувшегося противника и вонзает копье ему в бедро. над последним надпись оскскими буквами "Спартакс", над головой преследователя частично сохранившиеся буквы, которые итальянский археолог А. Майюри расшифровал как "Феликс из Помпей" (Мишулин А.В. Спартак. М., 1947, С. 96-98; Носов К.С. Гладиаторы. СПб., 2005, С. 77). Далее слева, во второй сцене - два бьющихся пеших воина. Обращает на себя внимание следующее: защищающийся воин представлен без шлема и поза его довольно неестественна, что заставляет предполагать, что он ранен в ногу и продолжает отбиваться от врага, находясь в тяжелом состоянии. Если это так, а фреска датируется временем не ранее начала I в. до н.э., то некий Феликс из Помпей решил таким образом увековечить свой подвиг сразу после победы над Спартаком. У некоторых исследователей, отдающих предпочтение версии изображения здесь гладиаторов, основные сомнения вызывает расположенная справа фигура трубача в маске, но разве не может она служить символом победного рева труб, возвестивших о ранении, а затем и гибели великого противника Рима.
Ну и наконец:
Цитата
Anton J.L. van Hooff. Reading the Spartaks fresco without red eyes. In Stephan T.A.M. Mols, Eric M. Moormann (Eds.). Omni pede stare. Saggi architettonici e circumvesuviani in memoriam Jos de Waele. Studi della Soprintendenza Archeologica di Pompei 9. Naples, 2005, pp. 251-256.
Вот краткая рецензия на статью из Bryn Mawr Classical Review:
Anton van Hooff offers a modern history lesson in his explication of the fresco in the House of the Priest Amandus that depicts a mounted warrior labeled "Spartaks" in the Oscan inscription. Although read in Stalinist Bulgaria as the historical Spartacus, he probably portrays a gladiatorial type, the Thracian, who is pursued here by "Pheliks Pompaians" -- the "Lucky Pompeian" -- in a composition that records famous, actual funeral games.