[Об армии]
7 ноября. ...После окончания саляма многие из генералов и командиров частей, едва успев выйти из дворца, тут же, прямо на улице, переодевались в полуштатское, полунациональное, полувоенное платье, отнюдь не стесняясь посторонней публики, друг друга, а также своих начальников, делающих то же самое, и тем более — своих подчиненных. Сабли и шашки немедленно, еще в самом дворце, отдавались частью сарбазам, частью — слугам в партикулярном платье, которые ожидали своих господ с узлами домашнего платья для переодевания; парадное же платье господ снова увязывалось в узлы и уносилось пешком или увозилось верхом нукерами своих господ; но при этом замечательнее всего, что и многие европейцы из военных, забыв основы приличий и военные порядки своей отчизны, проделывали то же самое. Самый салям заключался в следующем: за два или три дня рассылается ordre du jour (Ordre du jour — распорядок дня); пишет его от имени военного министра адъютант-баши; в нем значится: день и приблизительно час саляма, место, форма одежды (Например, на параде по случаю приезда генерала Куропаткина было сказано: не надевать по трое и четверо штанов, а под мундиры — пестрые сардари длиннее мундиров) в случае ученья — брать ли холостые патроны.
Ordre du jour разносится всем командирам отдельных частей, которые и прикладывают свои печати, а некоторые, которые умеют писать по-европейски, с шиком расписываются; разносит ординарец адъютанта-баши в чине сарханга (полковника); но часто этот офицер ленится делать это сам. Когда дурная погода или он пьян, посылает своего 15-летнего сына; таким образом, выходит, что почти всегда разносит сын, хотя в Тегеране хорошая погода стоит почти круглый год.
При Насер эд-Дин-шахе салям обыкновенно назначался в первом дворе против мраморного трона, привезенного Надир-шахом из Индии. В настоящее время Мозаффар [74] эд-Дин-шах... обыкновенно делает салям во внутреннем саду дворца.
От каждой части наряжается по одному взводу из наиболее видных и чисто одетых... Но что значит по-персидски "чисто одетых"? Вообще носить короткое платье считается неприличным; поэтому короткий мундир австрийского образца да еще с пригонкой а талии между поясницей и лопатками, обнажая сзади грязное белье..., возбуждает насмешки жителей и особенно духовенства. Дабы уничтожить подобное неприличие, сарбазы сшивают позади фалды своих мундиров белыми суровыми нитками, а под мундиры поддевают разноцветные пестрые сардари (Сардари — национальные архалуки, юбка по крайней мере на 1/4 аршина длиннее мундира). Иногда Вагнер-хан (Вагнер-хан — инструктор пехоты, австриец) добивается того, что заставляет встреченного им на улице сарбаза сардари забрать в штаны; тогда картина еще лучше... штаны вздуваются, как плавательный пузырь, а при движении сарбаза колышутся вправо и влево. Под мундир поддето несколько слоев посторонней одежды: жилеты, фуфайка, куртки, сардари, а также, особенно когда сарбазы отлучаются за город, по два-три мундира один на другой, дабы за их отсутствие товарищи не украли и не продали их одежды на базаре; то же и со штанами: по трое, по четверо штанов надевают сразу, дабы не оставлять в казарме; при этом самые длинные штаны надевают первыми, затем более короткие и, наконец, самые короткие сверх остальных...
...Понятно, что, напялив такую кучу различной одежды, сарбаз не может застегнуть верхнего мундира на все пуговицы и поэтому из семи пуговиц (австрийского образца) застегнуто не более двух-трех, а в промежутки между остальными пуговицами вылезает остальная одежда, и никто этого не замечает.
Когда сарбазы находятся вне отправления служебных обязанностей, они зарабатывают себе хлеб насущный всевозможными способами; один из наиболее оригинальных — это доставка винограда. Прежде безусловно воспрещалось делать вино, и потому, чтобы не допустить виноделов покупать сразу большое количество винограда, допускалось ввозить в город виноград лишь небольшими количествами, за чем обязаны были следить фарраши [75] каля-беги (Каля-беги — комендант). Тогда виноделы (преимущественно армяне, хотя есть и европейцы) обратились к сарбазам, которые начали с того, что только конвоировали вьюки с виноградом; но потом... уже сами стали доставлять виноград; для этого они надевали войлочные шапки (для смягчения получаемых ударов), а сверх мундиров накидывали абу (А6а — широкий персидский плащ из верблюжьей шерсти с прорезами вместо рукавов), на боку огромный кривой кинжал. Когда сарбазы встречались с фаррашами, они немедленно скидывали абу, которой обматывали левую руку, служившую вместо щита для отбития ударов, вытаскивали кинжал и вступали в бой с фаррашами. Будучи многочисленнее фаррашей, сарбазы почти всегда оставались победителями и торжественно доставляли виноград по назначению.
За свое кратковременное губернаторство в Тегеране в 1896 г. (около 2 1/2 месяца) Фарман-Фарма успел лишить сарбазов этого рода доходов. Он разрешил ввоз винограда вьюками, но стал взимать по 2 крана с каждого вьюка винограда. Новый губернатор продолжает брать по 2 крана с каждого вьюка винограда. В Табризе же доставка винограда и вообще всех запрещенных вещей, как, например, табака во время табачной монополии, угля в розницу и проч., и поныне производится сарбазами. Уголь должны доставлять целыми вьюками прямо на базарный майдан, где за каждый вьюк взимается по 1/2 крана в пользу губернатора, кроме пошлины в воротах в пользу правительства. На доходы Фарман-Фарма очень изобретателен и бесцеремонен: например, в 1891 г. он в один прекрасный день отпустил в отпуск решительно всех табризских артиллеристов, взяв с каждого из них по 3 тумана себе в карман за отпуск.
...Замечательно то, что те из вельмож, которые во время саляма стоят около трона шаха, надевают шашки не через плечо, а прямо вешают их себе на шею — выражение верноподданнических чувств и покорности.
Равным образом, когда кто-нибудь из бунтовщиков, или непокорных губернаторов, или полководцев сдается и желает выразить покорность, он снимает сапоги, наполняет их песком и вешает их себе на шею вместе с шашкой. [76]