Брат ГоспитальерБрат Госпитальер 28 Апр 2010 (13:50):
Есть некие стереотипы озвучки, которые приняты в науке, поэтому "кхопеш"..
Ну и после этого будете настаивать на тождестве?
Брат Госпитальер 28 Апр 2010 (13:50):
Солнышко науки то наше наконец то узрило своими глазками что два меча оказывается разные то
Не надо приписывать мне Ваши бредни. Махайра и копис - одно и то же.
Брат Госпитальер 28 Апр 2010 (13:50):
И неужели солнышко наше научное
Чудило, если кто не в курсе, вся западная историография второй половины 20 - начала 21 вв. так полагает. И попутно отечественные специалисты.
Брат Госпитальер 28 Апр 2010 (13:50):
А доказательства использования и тех, и других ахеменидскими воинами - не ко мне, не я это придумал
Да, да, конечно. Все та же история - где-то слышал/прочитал/спёр.
Брат Госпитальер 28 Апр 2010 (13:50):
Не надоело позориться-то?
P.S.
Цитата
У греков это оружие [махайра/копис] получает распространение во второй половине-конце VI в. В литературе высказывалось предположение о его фракийском происхождении. На запад, в Италию, оно попадает с греческими... ну уже собственно и не колонистами даже. Про испанские фалькаты пишут, что они были принесены на Пиренейский п-ов финикийцами, которые, в свою очередь, заимствовали их у греков. По датировкам находок - в общем все соответствует.
Цитата
Судя по данным западных ученых (в первую очередь, монографии Снодграасса о вооружениии в гомеровскую и раннеархаическую эпохи) махайра в Греции появляется не ранее рубежа 6-5 вв. до н.э. Об этом уверенно свидетельствуют археологические источники (т.е. до этого момента их просто нет) и иконографические (нет никаких изображений). Однако, в Северном Причерноморье найдено несколько фрагментов махайр второй половины 6 в. до н.э. У кого их заимствовали колонисты - большой вопрос. Фракийцы, кстати, были недалеко.
Цитата
Горелик считает, что наряду с заимствованной у греков махайрой персы использовали и свои формы однолезвийного клинкового оружия, более легкие. Их принципиальное отличие - заточена выгнутая сторона. Это те самые S-образные клинки, о к-рых пишет Бутягин (его точка зрения в этом вопросе совпадает с мнением Горелика); он же замечает, что термин "копис" употребляется преимущественно [но не только - ср., например, термины в "О коннице" Ксенофонта] в связи с варварами. Я, в принципе, согласен. Добавлю, что "махайрофоры" у Фукидида - фракийцы (II 96, VII 27), у Геродота - египтяне (IX 32). У Фукидида же и Ксенофонта (Cyr.) - это самоназвание одного из фракийских племен. Поминает махайру, кстати, и приснопамятный лексикон Суда.
(с) сообщения Д. Алексинского и А. Бутягина
И обширное сообщение Д. Алексинского (с примечанием, где дается разъяснение для идиотов):
Цитата
"Верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне - можно"(С) Л. Броневой (Г. Мюллер)
По поводу заметки на ru.wikipedia.org... Ну, в целом заметка действительно плохая, с откровенными ляпами. Но меня особенно порадовало вот это: "Махайрод ? саблезубый тигр, прозванный так за сходство его зубов с махайрой". Интересно, а палеозоологи в курсе?
В отечественной литературе для обозначения меча с изогнутым однолезвийным клинком (собственно, тесака) утвердился термин ?махайра? (μαχαιρα), тогда как западные исследователи чаще употребляют другой термин, kopis (κοπις). Оба слова представлены в античной традиции. Сетования Н. Секунды на некорректность такого словоупотребления (?not desirable practice?) в данном случае не вполне справедливы: с точки зрения современной терминологии термин ?махайра? вполне корректен, а кроме того, он надежно зафиксирован эпиграфикой. Совершенно прав Э. Снодграсс, утверждающий, что аутентичная греческая терминология применительно к конкретным типам и видам вооружения часто не вполне адекватна. Действительно, слово ?махайра? может быть использовано и для обозначения кописа (Xen. De Equitandi Ratione 12, 11), и, например, для римского ?иберийского меча? (gladius hispaniensis; Polyb. VI, 23, 6) с прямым обоюдоострым клинком, не имеющего, кстати, никакого отношения к "фалькате".
Процитирую один неопубликованный текст:
"Слово ?махайра? (μαχαιρα), сохранившееся и в новогреческом языке в значении ?нож?, достаточно древнее. Оно известно уже создателям эпоса, и в гомеровском словоупотреблении близко к современному. Так, например, назван нож, которым Агамемнон перерезает горла жертвенным баранам (Ilias. II, 272-273). Любопытно, что этот клинок, как следует из описания, носили у ножен меча. Другой раз в ?Илиаде? нож-махайра присутствует как аксессуар костюма юношей, изображенных на щите Ахилла (Ilias. XVIII, 598): в этом случае махайры носятся на плечевых ремнях (серебряных теламонах ? αργυρέων τελαμώνων). Как обозначение ритуального ножа термин ?махайра? встречается и в классический период (Аристофан. Мир 948), причем в том же значении может быть применен и другой, синонимичный термин ? ?копис? (Еврипид, Электра 837). Последний связан с глаголом κόπτω, имеющим среди прочих значения ?отсекать?, ?зарезать?, но также ?разить?, ?сражаться? (Отсюда имя Прокопий, что переводится как ?разящий? или ?сражающийся впереди?). Здесь оба термина, копис и махайра, семантически близки, ведь ?махэ? (μαχη) тоже означает ?сражаться?.
Для обозначения боевого оружия термин ?махайра? употребляется в классической традиции преимущественно в связи с варварами. ?Махайрофорами? (?носящими махайру?) у Фукидида названы фракийцы (Thuc. II 96, VII 27). Действительно, согласно одной из гипотез, махайра имеет балканское происхождение: на севере Балкан, в ареале расселения фракийских племен, известны многочисленные находки клинков с обратным изгибом. В основном это ножи, но в эллинистическое время во Фракии была популярна ромфайя (ρομφαία, ?falx? латинских авторов), длинный прямой или слегка искривленный, серповидный клинок на длинной рукояти, оружие, переходное к древковому. Согласно позднейшим лексикографам (Hsch.; Photius; Suidas), термины μαχαιρα и ρομφαία синонимичны, что, впрочем, не означает, что всякий раз подразумевается идентичное оружие. Возможно, взаимозаменяемость терминов обусловлена внешним сходством каких-то элементов, в данном случае ? кривизной клинка. Плутарх упоминает ромфайю, описывая фракийских союзников македонского царя Персея в битве при Пидне (Aem. 18). Климент Александрийский, христианский писатель II ? III вв., сообщает, что ?фракийцы первые придумали оружие, называемое ?άρπη (то есть, изогнутый меч)? (Clem. Al. Strom. I. 16, 75, 5).
По другой версии, это оружие появилось на Ближнем Востоке, с чем согласуется одна из самых ранних находок махайры вполне сложившегося облика в Сардах. Восточные серповидные клинки хорошо известны. Прототипы ? различные малоазийские кривые клинки. У Эсхила ?махайроносцы? ? персы (Aes. Pers. 56).
(...)
К ближневосточной тесно примыкает третья гипотеза, основывающаяся на фонетическом сходстве греческого термина ?копис? и древнеегипетского ?хепеш? (hpš), служившего для обозначения серповидного меча, попавшего в Египет из Ханаана в конце Среднего Царства. Британский египтолог Дж. Уилкинсон еще в 1837 году, исходя из предположения о связи этих терминов, высказал гипотезу о египетском происхождении греческого кописа (махайры). Это заманчивое, но не доказанное* предположение коррелирует с данными Геродота, который называет ?махайрофорами? воинов-египтян (Hdt. IX, 32).
(...)
В самой Греции махайра зафиксирована иконографическими памятниками со второй половины VI в. до н. э., к тому же времени относятся некоторые из находок в Северном Причерноморье, рубежом VI?V вв. до н. э. датирован экземпляр из раскопок некрополя Синда (Фессалоники, Археологический музей).
Любопытно, что ранние изображения отражают, похоже, представление о махайре, как об оружии негероическом. На расписных сосудах рубежа VI ? V вв. до н. э. вооруженные махайрой герои чаще предстают в сценах избиения стариков и младенцев, а не в ?героической дуэли?. Некоторые исследователи не без оснований связывают эту особенность с варварским происхождением данного оружия. Стоит, однако, привести и другую возможную причину. Не исключено, что в этих изображениях проступает изначальная функция махайры ? жертвенного ножа. Ведь на произведениях греческих вазописцев показаны не ?рядовые? убийства, а ?илиюперсис?, падение Трои. Умерщвление поверженного врага здесь сродни жертвоприношению.
Так или иначе, к IV в. до н. э. махайра прочно входит в арсенал греческого наступательного вооружения. Ксенофонт в трактате ?О коннице? даже особо оговаривает преимущества этого оружия для всадников (Xen. Peri hippikes. XII. 11). Хотя копис (махайра) мог применяться и пехотинцами, вряд ли будет ошибкой определить его как в первую очередь оружие конного воина. В инвентаре Эрехтейона за 307/6 г. до н.э. и в одной делосской надписи III в. до н. э. (IG II (2) 161 b 99) сохранились даже прямые упоминания о всаднической махайре (μαχαιρα ιππικη)."
_________________________
*Египетская этимология слова κοπις не имеет, по мнению египтологов, с которыми я консультировался, реальных оснований. Во всяком случае, В. П. Ернштедт в специальном исследовании о египетских заимствованиях в греческом языке, не рассматривает данный термин