Genastrat
А её ещё надо искать в формате .doc или .pdf. И, наверно, она очень большая.
А чем djvu не устраивает?
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь 50 страниц не осилите?
Genastrat
Следует ли из этого, что какое-то городское сословие регулярно занималось военной подготовкой (наподобие регулярных военных сборов советского времени)?
Не было на Руси "горожан" и "крестьян" в привычном нам понимании. Была община тяглых "черных людей", живших в городах, на посадах, и в сельских поселениях. Параллельно существовали категории феодально-зависимых "людей" - княжеских, боярских, митрополичьих, монастырских, которые не являлись членами общины. Общинные порядки на Руси оказались весьма живучими. Даже в сер. 15 в. Псков имел по сути архаичную административную систему: шесть "концов", к каждому были приписаны по два "пригорода", каждый пригород был центром волости из 5-15 "губ" ("десятков"). При этом житель городского посада мог быть земледельцем, а поселянин, наоборот, держать ремесленную мастерскую. Среди повинностей "черных людей" была и воинская, которая, по всей видимости, осуществлялась на основе пропорционального выбора. У Лукина приведен пример аналогичного призыва в ополчение у балтийских славян в 12 в. - один конный ратник от каждых десяти семей. Точно также уже в 9 в. формировался фюрд у англо-саксов. При этом надо понимать, что для участия в дальнем походе "коэффициент выбора" был выше (а численность "полка" соответственно меньше), чем при обороне собственной земли-волости. В условиях, когда военные походы совершались чуть ли не каждый год, а также параллельного роста стоимости воинского снаряжения в 12-13 вв., члены общины "черных людей", регулярно "ходившие с ратью", не могли не превратиться в фактически наследственное военное сословие, при этом юридически продолжая оставаться купцами, ремесленниками и крестьянами-земледельцами. Например, находки довольно редких предметов вооружения и снаряжения всадников (в том числе доспешные пластины и шпоры) при раскопках южнорусских поселений 12-13 вв. трактуются как принадлежность общинных ополченцев, поскольку эти артефакты найдены на рядовых сельских усадьбах.
Кстати, не стоит смешивать воинскую повинность "ходить с ратью" с такими повинностями, как "ставить подводу" или "ставить город", которые несли как "черные люди", так и некоторые феодально-зависимые категории населения.
По мнению И.Б.Михайловой, ратники "городовых" полков к сер. 15 в. превратились в мелких вотчинников и стали одним из составляющих такой страты, как "городовые дети боярские". В ВКЛ они, по всей видимости, ко второй пол. 15 в. "эволюционировали" в военных слуг незнатного происхождения - "панцирных" (доспешных), "конных" и "щитных".
Genastrat
Жители Афин могли выстроиться в 10-тысячную фалангу, а жители древнерусского города как защищались?
Примерно вот так:
Цитата
B лЂто 6948 [1440]. Сотворися зло велико в ЛитвЂ, убиень бысть князь велики Жикгимонть в Литви во граде Троцех во вербную неделю перед обедомь, и бысть метежь великь в Литовьскои земли. A в то врЂмя в Смоленску держал воеводство от Жикгимонта пань Андреи Саковичь, и поча приводити ко целованию смолнянь: «Что ж князи литовъски и паны, вся земля Литовъская, кого посадять на Вильни на великомь княжени, и вамь от Литовьскои земли не отступати и великого князя литовъского, a ко иному не приступати, a мене вамь в себе держати воеводою во себе доколе сядеть на Вилни князь великыи». И владыка смоленскыи Семион и князи, и бояре, и местичи, и черныя люди целовали пана АндрЂя на всемь томь Вилни не отступати и пана АньдрЂя держати в себе честно воеводою на Смоленску. И по Велице дни на святои недели в среду здумаша смолняне черныя люди: кузнеци, кожемяки, перешевники, мясьники, котельники пана АндрЂя согнати силою c города, a целование переступили, и наредилися во изброи и со луками, и со стрелами, и c косами, и зь секЂрами, и зазвонили в колокол. Пан же АндрЂи почал ся радити со бояри смоленскими, ж бояре ему молвили: «Вели, пане, дворяномь своимь убиратися y зброи, a мы и c тобою. Чи лепшеи датися имь в руки». И поидоша c копи противу их на конех. И бысть имь ступь y Бориса ГлЂба во городе, избиша много черных людеи копии до смерти, a иныи ранены живы остали, и побегоша черныа люди от пана ОндрЂя. И тои нощи выеха пан Андреи из города со женою и бояре смоленскыи c нимь.
Genastrat
Если жители Новгорода, к примеру, от рождения хомячки, то каким местом они выгоняли не понравившегося князя с его дружиной?
Вышибали клин клином. То бишь играли на междукняжеских противоречиях:
Цитата
Въ то же лЂто (1187) выгнаша новгородьци князя Мьстислава Давыдовиця, и послаша къ ВсЂволоду Володимирю по Ярослава по Володимириця; и въниде въ Новъгородъ, и седе на столЂ мЂсяця ноября въ 20.
К тому же разница в воинском умении была не настолько велика, чтобы несколько десятков княжеских дворян смогли бы долго противостоять трем тысячам "новогородских мужей". Что подтверждает и приведенный выше пример Смоленского восстания 1440 г.: несмотря на успех в первой стычке со смоленским ополчением "черных людей", наместник Андрей Сакович был вынужден ночью спешно бежать вместе со смоленскими боярами и собственными послужильцами.