Ну что, посмотрел я сие кино... Делюсь впечатлениями, пока свежо... Ах да...
Осторожно, возможны спойлеры!!!
"По соображениям совести" - это не военная драма, это не байопик, это даже не псевдоисторический боевик. Это арт-хаус. Ну, знаете, из серии "а я так вижу и не е... гм, волнует"... Рекламную акцию своего опуса Мэлу Гибсоновичу следовало проводить под слоганом: "Первый кинокомикс про Вторую Мировую с некостюмированным супергероем. Весело, задорно, пафосно." Лично я схожие эмоции испытал когда в 2007 без психологической и информационной подготовки пошел на "300 спартанцев". То бишь, ежели сразу знаешь, что тебя ждет комикс - то удовольствие от фильма получить можно. Но ежели настраиваешься увидеть историческое/автобиографическое/"по реальным событиям" кино на серьезный щах - а на тебя вываливают такое, единственная мысль, неоном горящая на лбу - это " what a fuck??!!!111".
В целом фильм выглядит так, будто лысому Хведьке с усатым Никитой выдали голливудский бюджет на ремейки "Форест Гампа", "Цельнометаллической оболочки" и "Рядового Раена". Хведька с Никитой бюджет традиционно пропили, но не 90%, как обычно, а где-то 2/3, а по сему на остатки решили сварганить одно кино, совместившее все три сюжета - ну чтоб два раза не вставать... Примерно так оно и смотрится. Итак, по порядку...
Часть первая. Реклама молока "Домик в деревне".
Первая треть фильма, посвященная мирному времени, напоминает просмотр картинок из мягкого журнала свидетелей Иеговы. Все — приторные няши, любящие друг друга, улыбающиеся белозубыми широкими улыбками. Солнце ярко освещает тихий уютный городок, нет плохой погоды, тепло. Не смотря на некий драматизм (отец был на войне, после чего стал прибухивать и дебоширить), детство и юность Дезмонда окрашены в яркие краски дешёвых женских романов, герои которых наивны и добры, девушки красивы и честны, всё вокруг пахнет счастьем. Мир словно шепчет герою: «Здесь рай, защити это место от порождений сатаны». И герой идёт защищать.
Отдельное «не верю»: красноречивость персонажей. Будь это мрачный алкоголик, милая медсестра или суровый вояка, каждый хоть раз, но выдаёт что-нибудь пафосное на полстраницы текста. Такие речи выучить то сложно, не то, что в разговоре родить. А тут их произносит любой малообразованный гражданин. При том что сами герои – как на подбор, плоские, а местами – просто карикатурные.
Вообще, фильм – это сплошные штампы, клише, заимствования. Местами - откровенная "клюква".
Часть вторая. Учебка.
«Зачем ты пришел служить в мою любимую морскую пехоту, сынок?!» (с)
Последние 2/3 фильма воспринимаются как агитационный плакат, где плохие парни карикатурно уродливы и тщедушны, а хорошие парни с золотистыми локонами, развивающимися на ветру, как американский флаг над островом Окинава, давят врагов своими сапогами. И в этом им пособляет один «мега-пафосный» сантитар с бесконечным запасом шприцов с морфием, который просто ОБЯЗАН доказать всем, что вся Америка «в едином порыве», «вопреки» и «несмотря ни на что». Характерно, кстати, как для "ихнего" кинематографа, так и для нашего: агитка, она, знаете ли, везде -
...
Сослуживцы из учебки — все как один бравые бойцы армии США с агитплаката + один комический персонаж (какой цирк без клоуна?), усиленно косящий под Реда Баттлера (кстати, Мэл - а где политкорректные ниггеры???). Сержант усиленно пародирует своего коллегу из "Оболочки", но не дотягивает даже до Пореченкова из "9й роты" (образ, кстати, как и сцены про «кто кого переорет в казарме» с диалогами «ты говно! – йес, сержант!!!» уже настолько замылены, что брать их в свой фильм, по меньшей степени, просто стыдно, чес слово!)
Здесь, в армейской казарме и начинается
психологическая драма откровенная клоунада. ГГ идет добровольцем в армию, но – ВНЕЗАПНО! - категорически отказывается даже притрагиваться к оружию. (Ну, сиди ты в тылу тогда, точи снаряды в три смены что ли , и таким способом приноси пользу отечеству и выполняй свой долг!) При этом прикрывается религиозными запретами. Выглядит всё это настолько шизофренически, что постоянно хочется кричать: «Ты или трусы надень, или крестик сними». Мотивация у него простая. «Завербовались все его знакомые», поэтому и он тоже хочет служить, но Бог ему запрещает оружие в руки брать! Не беда, ведь свобода вероисповедания превыше дурацких воинских уставов, приказов командования и прочих армейских глупостей, а поэтому начальников-командиров и их приказы можно просто игнорировать.
А еще ему по субботам бог запрещает служить. И пусть весь мир подождёт.
«Я хочу быть мужчиной в твоих глазах», сказал Десмонд невесте, наматывая сопли на кулак. Очевидно, в одной голове с трудом уживается нежелание убивать, и желание воевать… он не в состоянии постоять ни за себя, ни за других, в конфликтной ситуации подставляет другую щёку, а при угрозе для жизни — закапывает голову в песок. Образец мужества, в общем.
Решение полевого суда гласит «Вы вправе учавствовать в сражении, не имея при себе личного оружия для самообороны». Попытаться осмыслить этот набор слов я не смог (куда мне, с моей совковой ментальностью). Короче он, без оружия для самообороны, отправляется защищать Отечество на другой конец света, в Японию, где будет участвовать в сражении не сражаясь. (тут я закончил первый день просмотра, ибо эту шизофрению переварить не смог).
Вообще, относительно подвига Досса (киношного Досса!!!), возникла одна аналогия. В одном фильме, некий Форест Гамп искал своего друга во время бомбёжки во Вьетнаме, не мог найти и спас попутно пять бойцов, а Десмонд ищет бога… поэтому спасти ему пришлось 75 человек.
На второй день меня отпустило, и я решил досмотреть, ибо еще теплилась надежда, что батальные сцены с лихвой окупят треш первой половины фильма. Благо материал просто отменный — битва за Окинаву — самое кровопролитное и упорное сражение, которое американцы провели на Тихоокеанском ТВД.
Часть третья. "Кровь, кишки, распи....сило".
А вот фиг там!!! Вместо реальной войны - мрачной, кровавой, ни разу не пафосной - нам снова показывают комиксы. Временами - а-ля бездарчуковский "сталинград", местами - эдакий "Вархаммер 1945". Сцены боев здесь такие же клиповые и клишированные, как и сцены мирные. Только вместо пения пташек, поцелуев и розовых пони здесь — кровища, говнище, кишки и дешевые бензиновые взрывы из второго «рэмбы», и все это в воистину вархаммеровских объемах. Многие рецензенты говорят, мол, Гибсон переплюнул реализм «Рядового Райана». Брехня. Натурализм «Райана» не превращается в безумную кровавую кашу. В отличие от ленты Гибсона, герои Спилберга не просто орут, стреляют и пачками гибнут, а выполняют какую-то конкретную задачу.
Здесь же цирк с конями продолжается. Сначала его герои лезут на гору по какой-то непонятной сетке для ловли слонов (что мешает япошкам встретить звездно-полосатых дружным ружейно-пулеметным огнем с вершины склона еще на подходе, до артпоготовки с плохо нарисованного крейсера или просто срезать сетку, ведь американских войск на самой горе нет и в помине), потом попадают в какую-то непонятную локацию, похожую на Мордор, бредут в тумане и дыму, оскальзываясь на кишках и опарышах, потом их начинают убивать. Все батальные сцены Гибсоном сняты по принципу "мясо ради мяса", по этому о логике в такой ситуации речи не идет. Это не Вторая Мировая. Это "вархаммер". Вот
имперцы американцы бегут в атаку плотной толпой плечом к плечу (норм идея в эпоху автоматического оружия), а задние ряды весело палят из автоматов по бегущим спереди. Вот суровый
имперский гвардеец американский морпех ухватил располовиненного взрывом сослуживца (изрядно подтухшего с прошлой атаки – натурализм, чо), прикрылся им как щитом, и держа ручной пулемет одной рукой, браво пошел в атаку, прицельно отстреливая на бегу картинно мрущих статистов. Вот зерг-раш японцев - япошки похожи на орков и, видимо, тоже обладают свойством неисчислимости (сцена с
ВАААГХ!!!ом зерг-рашембанзай-атакой и лезущими из под земли полчищами узкоглазых подсказывает, что в молодости Гибсон тоже удосужился посмотреть "Звездный десант"). Нет, я люблю жестокость и натурализм в историческом кино. Но фокус в том, что вся эта «окопная правда» - кровища, грязища, бабахи на пол экрана - выглядят настолько же натуралистично, как и фирменная укладка главгероя, так и не потерявшая форму на протяжении всего фильма.
Ну и отдельно: момент с «вознесением главного героя в небо" на носилках. Какая же тонкая аллегория, Мэл. Какая глубина. Никита Сергеич просто в усы плачет.
Отдельно - еще пару слов о главгерое. Дезмонд Досс (как говорили реальные люди в конце фильма) был весьма скромным и религиозным парнем. Меня же практически весь фильм (особенно первую половину) не отпускало чувство, что предо мной умственно отсталый имбецил. Осталось не ясным - по мнению Гибсона и играющего Досса актера скромные и религиозные люди просто выглядят как имбецилы, или ими же и являются??? К тому же, в первой части нам так и не раскрывают, откуда у Досса взялось упоротое предубеждение к оружию (до момента пока он это не рассказал, я с полной уверенностью полагал, что это было связано с эпизодом драки братьев в детстве, а фиг там!). По большому счету, в фильме не раскрывается ни чего: есть только упоротоая упёртость главного героя и огромная безграничная вера в свою правоту. Словно запрограммированный робот, он слепо следует намеченному курсу и неспособен остановиться, отойти и со стороны взглянуть на происходящее. В итоге, киношный Досс симпатий особых не вызывает, мотивы его туманны, религиозность его сомнительна, больше показушная, а сам он если и погибнет, то «не жалко».
Как патриотическая агитка фильм, кстати, тоже слаб - режиссером не раскрывается проблематика самой войны (что за война? причины? цели? что мы, бравые техасские парни забыли здесь, на этих чертовых островах? если все эти вопросы оставить за кадром - тогда да, действительно, любая война есть мясорубка, бессмысленная и глупая, после которой, если вдруг выжил и не сошел с ума сразу – то только и остается, что спиваться, ежевечерне охаживая жену по мордасам) или какой-либо другой фундаментальной проблемы, весь посыл в том что "война - это плохо, потому что "кровища, говнище"... короче,смотри выше. Поэтому дружно сменим мечи на орала..." При этом тема святого пацифизма тоже запорота в конце, когда наш "святой", аки Олеанская Дева ведет воинство на дальнейшую бойню. Я уж молчу про лишние сюжетные ветки - например, что стало с братом Досса?
Вообще, очень странно, что подобные истории являются частью реальности США. Чувак демонстративно ставит себя против системы, мол, пусть лучше мир прогнется под меня - и он прогнулся. Вопрос с точки зрения государства/армии: зачем надо было рисковать с таким неадекватом? Комиссовали бы, и дело с концом. Ведь есть же санитары нормальные, одним больше, одним меньше, зачем этот клоун и постоянный напряг в коллективе?
Эка набомбил, просто приступ похмельной графомании какой-то...