(1863-1944)
  Время неумолимо, уходят годы, вместе с ними и люди, меняются места, ландшафты, исчезают с карт реки и города. Неизменной остаётся только человеческая природа. Богатая палитра чувств побуждает людей мысленно возвращаться в прошлое, вспоминать яркие и дорогие сердцу моменты, а в некоторых случаях, впечатления столь сильны, что человек пытается этим поделиться с другими, передать красоту одного мгновения. На протяжении веков подобное было доступно лишь немногочисленным художникам, однако с развитием технологий такую возможность получил каждый.
  Сейчас ценность фотографии сильно упала. Вы наверняка видели, если были в командировках, турпоездках, или если просто наблюдали за туристами в вашем городе, что люди, в большинстве своём, превратили фотографирование в чисто механический процесс. Фотографируют, потому что так положено, не задумываясь о ценности кадров и их смысловой нагрузки. В интернете стало самым обычным делом демонстрировать с помощью бесчисленных фотографий свой быт и досуг. А между тем, имея цветной фотоаппарат, можно создать самый настоящий портал в прошлое для поколений будущего, подходя к этому делу грамотно и осознанно.
  Одним из таких людей был Сергей Михайлович Прокудин-Горский, основоположник цветной фотографии в России. Колеся по бесконечным просторам Империи, он создал ряд фотоальбомов, открыток и марок, благодаря чему мы, люди двадцать первого века, можем увидеть свою родину такой, какой она была сто лет назад и вместе с Сергеем Михайловичем насладиться моментами красоты. А ведь и правда, посмотреть есть на что: планета наша сильно изменилась, пережив две мировые войны и одну холодную, наука и техника шагнули вперёд, забыв о чистоте природы. Ярким доказательством этих печальных слов могут служить воспоминания известного всем путешественника Тур Хейердала*. На этих фотографиях мы можем увидеть будни крестьян, шахов, купцов, узреть восточных красавиц, цветение вишни, величественный Кавказ и многое другое. Думаю, что каждому будет интересно оказаться в самом начале прошлого века, совершить погружение в эту атмосферу, прикоснуться к давно ушедшему.
  Биография Сергея Михайловича насыщена событиями, он много учился, экспериментировал, создавал, путешествовал, вёл журналы и отчёты, уместить её в несколько слов невозможно. Ниже будет приведена хронология, в которой отражены основные события жизни Прокудина-Горского.
  Интересным и важным этапом в профессиональной деятельности стала работа над сохранением русских памятников и других достопримечательностей России в цветных фотографиях (в окончательный вариант фотоальбома вошли снимки 1903-1916 годов). География этого поистине масштабного проекта охватывала земли от северных морей до Туркестана. Между прочим, идея эта получила одобрение самого Императора и Правительства, были предоставлены права проезда по всем железным дорогам, выделен специальный вагон-лаборатория, в полное распоряжение поступали казённые пароходы. Из великого множества фотографий должны были отобрать самые лучшие и ценные, для этого была создана Специальная Комиссия, состоящая из видных географов, археологов и педагогов под председательством великого князя Константина Константиновича. Более того, этнографический отдел музея Императора Александра Третьего выразил желание приобрести снимки за 86.000 рублей, а на Обуховском заводе, в оптической мастерской под руководством профессора Гершуна, планировалось наладить производство специальных фонарей для цветных проекций, с целью ознакомить со снимками широкую публику и пустить фотоальбом в школы. К счастью потомков, проект этот завершился успехом и был сохранён, хотя и не полностью. Мраком тайны окутана история снимков в смутное время революции. Известно лишь только то, что спустя несколько лет Прокудину-Горскому удалось каким-то образом договориться и получить разрешение на вывоз части альбома во Францию из России. Под запрет попали изображения секретных и стратегических объектов, впрочем сам Сергей Михайлович не сильно переживал по поводу этой утраты и признавался, что подобные фотографии не интересны широкой публике. После смерти в 1944 году, наследники приняли решение о продаже коллекции фотографий. Окончательно судьба альбома была решена в 1948 году, когда все оставшиеся снимки были выкуплены США и помещены в Библиотеку Конгресса. Известно, что около 400 негативов было безвозвратно утеряно в период нахождения коллекции во Франции из-за плохих условий хранения.
  Наконец, стоит отметить ещё один интересный факт, а именно то, что фотографии Прокудина-Горского снимались по уникальной технологии (запатентованной и разработанной им самим на базе технологий Адольфа Мите, знаменитого немецкого учёного, пионера цветной фотографии), благодаря чему и сохранились, в отличии от работ других фотографов, которые использовали более простой и несовершенный метод автохрома, фотографии снятые по этой технологии быстро выцветали и были очень требовательны к условиям хранения.
  Ниже представлены некоторые снимки, определённый интерес вызывают фото-сравнения. Посмотреть все фотографии и фотосравнения вы можете, перейдя по Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь.
* Знаменитый норвежский ученый и исследователь Тур Хейердал рассказывал, что, когда в 1947 г. бальсовый плот «Кон-Тики» прошел около 8 тыс. км в Тихом океане, на всем пути океан был чист и прозрачен. А во время плавания на папирусной лодке «Ра» в 1969 г. он был потрясен степенью загрязнения Атлантического океана. Даже у берегов Африки, посреди океана в районе Вест-Индских островов, рассказывает Хейердал, «мы целыми днями наблюдали картину, которая больше всего напоминала акваторию какого-нибудь крупного порта. До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину. Годом позже, следуя примерно тем же маршрутом на «Ра-2», мы из 57 дней, в течение которых длился дрейф, 43 дня вылавливали сетью комки мазута». (Улицкий Ю.А. «Океан надежд»)