Ещё парочка "секретов" игры из личного опыта.
1. Чумотерапия.
Да-да, Вы не ошиблись в прочтении. Чума, оказывается, может быть полезной для игрока. Так случилось, что после большой войны с Византией я захватил несколько их цитаделей. Войска закиданы по завязку, мерзкие потрошители и святые угодники сидят администраторами но морды всё равно синие, а, порой, и красные. Что делать? Правильно - ждать чумы. Порой можно и не ждать, если у соседей она приключилась раньше. Засылаем своего шпиона в зараженный город/замок (в случае со своим поселением - подойдёт любой агент или войска) и разносим чуму по "вражеским очагам сопротивления". Естественно, это имеет смысл лишь при максимальном росте замков, либо, при совсем уж больших проблемах с порядком. Из минусов: учтите, что после эпидемии замки будут давать меньше дохода, но в сравнении с городами это мелочь (у меня, например, в цитаделях с 3500 налоги падали до 2500-2000, а города по 10000-15000 приносили), а городах порядок поддерживать проще - есть больше зданий и возможность поднимать культуру. Второй минус - будьте очень осторожны с зараженными войсками и агентами, не введя их случайно в контакт с крутыми и нужными полководцами или богатыми и процветающими городами. Пользы от этого не будет, а только вред. Администраторы в замках волны чумотерапии тоже должны быть отобранными с риском, что могут загнуться на следующий ход. А могут и не загнуться - вероятность не так уж велика, по крайней мере у меня так было - выжили почти все. Но всё же ключевыми персонажами и хорошими членами семей я бы не рисковал. Если чума начинает угасать, а поселение всё ещё "перенаселено" - можно повторить, вернув заразу из действующего очага. А можно, кстати, и врагу подкинуть чуму шпионом - старый трюк, но если не имеете близких планов по захвату вражеских земель, а враг надоедает атаками с процветающиго поселения - можно поделиться бациллами. Или крысами. Или как там та чума переносилась.
Пару скринов моей чумотерапии на Балканах:
Параллельно, кстати, неплохо бы снести в замках максимального уровня постройки, кои обеспечивают прямой рост населения, но не дают порядка. Нам рост уже не нужен, и чем он меньше - тем больше счастливых десятилетий мира и покоя в этих землях предвидится.
2. Борьба с возрождением фракций.
Эта штука достаточно сложная и слабо прогнозированная. Когда я намеренно провоцировал это восстание, выводя гарнизоны и поднимая налоги, города отказывались бунтовать и переходить старому уничтоженному властелину, а просто становились мятежными. Когда же забил, предполагая, что больше с ними проблем быть не должно, они снова восстали. Лично у меня вред приносил Египет - города и замки массово переходили под его контроль, мои полностековые гарнизоны вышвыривались как шкодливые коты, заменяясь его крутыми стеками, ну и мир между нами, как вишенка на торте.
Сами понимаете, если у Вас ещё и гарнизонный скрипт включён, то это большая проблема. Не считая даже минусов по экономике (чего стОит потеря Каира и Александрии) - если враг в другой культуре или религии, то это также чревато потерями крутых построек Вашей фракции, как, например, Кафедральных Соборов, а это десятки ходов на всю линейку от церквушки. Как можно избежать подобной неприятности? Не так уж и сложно - просто нужно выселить врага куда-то к чёрту на кулички и пусть себе там существует. Например для своего Египта я выбрал Мекку - дальний город на краю карты без доступа к другим провинциям, кроме моей (чтоб ИИ Египта не лез в другие войны и не подставлялся). Передал им эту провинцию, отобрал коренные поселения обратно, перебил заспаунившиеся войска и подошёл большим войском к Мекке. Египет пошёл на мои условия, принял мир и, после небольшого вливания денег, на союз или даже протекторат (последнее - читерство, много денег падает). Всё.
Теперь я спокоен за свои африканские провинции, Египет гоняется за повстанцами по пустыне, но не может выйти из-за моего заслона в большой мир, все счастливы (восточней Мекки - непроходимая пустыня, так что выйти можно только через мою Таиму или Красным морем - но там я всё равно заблокирую).
Единственный минус - по скрипту поддержки семейного древа возле моих бывших египетских ключевых городов спаунятся генералы и, с настойчивостью лосося на нересте, движутся косяками к Мекке. Но нападать на меня одним отрядом генерала ИИ не решается, а значит вреда - минимум.
Византию я, например, загнал на Кипр, в Никосию - правда у них пока ещё осталась столица в верховьях Дуная, но это не долго, ибо католики им уже дают прикурить. А вот на Никосии будут себе сидеть под моим присмотром (в случае большой осады - приду на помощь с Палестины), и обеспечивать спокойствие моего Константинополя.
Такие вот "модо-хаки" по моему небольшому опыту игры. Понимаю, что для опытных игроков это семечки, а не хаки, но читая форум вижу, что есть игроки, которые спрашивают, порой, очевидные (для меня), вещи, а значит эти "секреты" могут быть кому-то полезными. Если ещё что вспомню-обдумаю - выложу.