Зарождение государственности. Ямато. (Раскрыть)
Япония в хрониках Китая
Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.
В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.
В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие — на северной части острова Кюсю.
Япония 3 век
Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.
Хозяйство и общество
В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.
Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.
Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.
Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.
Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)
Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства — Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.
Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север — до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.
Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.
Внешняя политика Ямато
Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.
Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения — методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.
В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.
Впервые древняя Япония упоминается в китайских исторических хрониках империи Хань 1 века н. э.. В этих письменах говорится, что древние представители Японии вадзин обитали на островах в Восточном море, были разделены на 100 небольших государств и периодически платили Китаю дань.
В «Книге Поздней Хань» уцелела заметка о делегации вана одной из японских стран На, которому в 57 году китайский император подарил золотую печатку.
В хрониках китайской империи Вэй «Предание о людях ва», датируемых третьим веком, говорится о 30 японских странах, из которых самой могущественной страной был Яматай. В письменах утверждается, правительница Яматай женщина-ван Химико имела большую власть благодаря использованию «чар для одурманивания людей». В 239 году Химико направила в Вэй делегацию с данью и китайский император наградил ее титулом «вана японцев, вторая Вэй» и сотней зеркал из бронзы. Из-за большого числа неопределенностей в упоминании о Яматай археологи с историками до сих пор не могут точно определить, где располагалась эта страна. Одни утверждают, что она находилась в районе Кинки, другие — на северной части острова Кюсю.
Япония 3 век
Государство Яматай было вынуждено войти в китаецентричную систему международных отношений Восточной Азии. В соответствии с этой схемой, сформированной в период царствования династии Хань, Китай начинал вести диалог с зарубежными правителями только если они признавали господство императора Китая и платили дань. В ответ китайский император оказывал иностранному предводителю политическую и военную поддержку и давал разрешение на торговлю с Китаем.
Хозяйство и общество
В китайских хрониках упоминается, что в 1-2 веке н. э. японцы выращивали просо, рис, коноплю. Они создавали холсты и шелк, добывали жемчуг и сапфиры.
Китайцы утверждают, что зимой можно было выращивать овощи, климат был теплый. В качестве оружия в основном использовали копья, стрелы с костяными наконечниками, щиты для защиты.
Мужчины наносили татуировки на тело и лицо, которые определяли их социальное положение.
Города были обнесены частоколом. Дома были разделены на отдельные помещения для мужчин и женщин, для молодых и стариков, также присутствовала общая комната. Отсутствовали столовые приборы, хотя посуда была. Японцы в большом количестве употребляли алкогольные напитки. Обувь не носили. Среди японцев было множество долгожителей, которые доживали до 100 лет. Количество женщин было большим, многие имели по 2-3 жены, богатые 4-5 жён. Мужская одежда состояла из горизонтальных отрезков ткани. Женщины обматывали голову своими волосами, в качестве косметики использовали киноварь. Воровство происходило редко. Преступника отдавали в рабство вместе с семьёй, за серьезные преступления убивали всю семью. Умершего не хоронили 10 дней, постились и оплакивали его. Перед морским плаванием один из членов команды корабля соблюдал пост, не мылся, не расчёсывал волосы, не разговаривал с женщинами. Если плавание проходило неудачно, этого человека убивали, так как считали, что все беды из-за того, что он плохо постился.
Ямато. Период кофун (Япония в 4-6 веках нашей эры)
Япония перестает упоминаться в китайских хрониках в 4 веке н.э. В Китае началась эпоха междоусобиц, которые подорвали его авторитет на международной арене. Вместе с этим на Корейском полуострове образовались три государства — Силла, Когурё и Пэкче, каждое из которых стремилось захватить власть над всей Кореей. На фоне этих событий государство Ямато, которое располагалось в регионе Ямато нынешней префектуры Нара, также начала стремиться объединить Японию. Письменные упоминания о том, как возникло это государство, отсутствуют, однако историки считают, что усиление его влияния связано с популяризацией культуры курганов кофун в центральной части Японии.
Обычай хоронить в земляных курганах кофун богатых и влиятельных людей появился на Японских островах в 3 веке и поддерживался до середины 6 столетия н.э. Эта эпоха носит название периода кофун, а культура этого времени называется «культурой кофун». Курганы могли быть разных форм, тем не менее наиболее распространены были кофуны, при взгляде сверху напоминавшие замочную скважину. В основном подобные захоронения использовались в Ямато и Кавати, где сейчас располагаются префектуры Нара и Осака, что указывает на союз знатных родов этих районов. На юг культура кофун распространилась до префектуры Кагосима, а на север — до префектуры Иватэ. Археологи и историки считают, что распространение культуры курганов связано с постепенным захватом страной Ямато территорий Японских островов.
Предположительно Ямато имела федеративное устройство. Страной руководил вождь окими, глава яматских родов, он имел всю полноту религиозной и военной власти. Ему подчинялась региональная знать, которая была объединена в роды удзи. В зависимости от статуса удзи вождь окими наделял руководителей родов титулами кабанэ, которые определяли позицию рода в иерархии правительства. Такая система организации государства носила название родово-титулярной.
Внешняя политика Ямато
Страна Ямато активно участвовала в делах восточноазиатского межнационального сообщества и нередко вмешивалась в политику южнокорейского государства Пэкче. В 4 веке н.э. Ямато оказало военную помощь Пэкче в конфликте с северокорейским государством Когурё, и за это получило южные земли Мимана. На это указывает текст стелы, возведенной в честь правителя Когурё Квангетхо. В 5 веке лидеры Ямато пытались дипломатическими средствами получить власть над корейским полуостровом, для этого они просили помощи у Китая. В письменных хрониках китайской династии Сун рассказывается о «пяти японских ванах», которые в период с 413 по 478 год отправили к императору Китая 10 делегаций с просьбой признать их правителями юга Кореи. Так как Ямато признавало господство Китая, Китай оказал Ямато военную и политическую поддержку в противостоянии с Когурё. В шестом веке Пэкче и Ямато создали союз для оказания сопротивления другому корейскому государству под названием Силла. Однако эта война не принесла успеха и закончилась присоединением Миманы к Силле в 562 году.
Благодаря тому, что правительство Ямато проводило энергичную внешнюю политику, в Японию было ввезено множество достижений цивилизации материка. Китайские и корейские переселенцы, поселившиеся на Японском архипелаге передавали японцам новые умения — методы создания прочных керамических изделий, способы ювелирной обработки металлов, строительное искусство, иероглифическую письменность и познания в медицине.
В 6 веке правитель Пэкче передал яматоской знати буддистские образы и сутры. Таким образом в Японию пришел буддизм. Однако по отношению к новой вере среди японцев возникли споры, впоследствии переросшие в религиозную войну. Сильный род Сога требовал принять буддизм, как его приняли соседние государства, а древний род Мононобэ защищал старинные верования. Обладая поддержкой эмигрантских родов, Сога в 587 году разгромили Мононобэ и сосредоточили всю власть в стране в своих руках.
Курган кофун Дайсэн (г. Сакаи)
Фрески в кургане Такамацудзука
Железный доспех времен Ямато
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Эпохи Асука и Нара (Раскрыть)
Принц Сётоку и эпоха Асука (593—710 год)
В конце 6 столетия Ямато возглавил принц Умаядо, которого обычно называют знаменитым принцом Сётоку. В 593 году Сетоку получил титул регента императрицы Суйко. После прихода принца к власти начался период Асука (538—710), который назван в честь региона Асука, расположенного в нынешней префектуре Нара и являющемся политическим и культурным центром Ямато в те времена.
Япония 6-8 век
Принц Сётоку решил сделать из аристократической федерации Ямато цивилизованное государство с централизацией власти. В 600 году Сетоку направил в китайскую династию Суй делегацию, для того, чтобы разобраться в государственном устройстве Китая и перенять его. Три года спустя принц создал в Японии государственную конструкцию из двенадцати рангов, при помощи которой хотел основать систему чиновников китайского типа, которая непосредственно взаимодействовала с правителем. В 604 году принц издал «Конституцию 17 статей», которая являлась морально-этическим сводом правил для государственных служащих. В конституции государственным строем Японии провозглашалась централизованная монархия.
Кроме того, Сётоку старался установить равноправные отношения с Китайской империей для упрочнения международного положения Японии. В 607 году принц отправил вторую делегацию в Китай. Посол Оно-но Имоко отдал императору Китая письмо, которое начиналось со слов "Сын Неба, где солнце всходит, пишет Сыну Неба, где солнце заходит. Как ваши дела? ". В послании об обоих правителях говорилось как о равных, что вызвало гнев китайского императора. Китайское правительство издавна взаимодействовало с другими странами с чувством собственного превосходства, и считала недопустимым то, что японский владыка назвал себя китайским титулом «Сын Неба». Лишь нужда в союзниках для войны с корейской страной Когурё заставило китайскую сторону принять японских послов. В 608 году японский принц направил очередное посольство в династию Суй, но в своем послании применил новое нейтральное звание «Небесный монарх». В Китае делегацию приняли с радостью, посчитав что японцы этим титулом признали свою вину и господство китайской стороны, однако японское правительство восприняло реакцию Китая как принятие равноправия между правителями. Позже титул «Небесный монарх» стал частью имени японских правителей, и ныне означает «Император Японии».
В эпоху правления Сётоку буддизм стал государственной религией. В 593 году был возведен большой буддистский храм Ситеннодзи, а в 607 году — храм Хорюдзи. Одновременно принц уделял внимание традиционным верованиям и стремился к сосуществованию религий.
Реформирование Тайка, Япония 6 век
В 618 году на смену ослабленной Суй пришла новая китайская династия Тан, и в середине седьмого столетия напала на Корейский полуостров. Это вторжение показало необходимость в укреплении государственный аппарата и армии Японии. Однако реформам мешал знатный род Сога, установивший жесткую диктатуру в Японии после смерти принца. Сога-но Ирука, сын диктатора Сога-но Эмиси, убил наследника покойного Сётоку. В Японии образовалась тайная группа людей, стремившаяся свергнуть род Сога и стремившаяся создать идеальную централизованную империю, какой ее видел Сётоку. Оппозицией руководили преемник престола принц Нака-но Оэ и Накатоми-но Каматари. 10 июля 645 года во время приема корейской делегации в Императорском дворце, они убили Сога-но Ирука и принудили его отца, диктатора Сога-но Эмиси, закончить жизнь самоубийством.
После этих событий на престол взошел император Кокэн, ставший символом нового времени. 17 июля 645 года он первым принял японский девиз власти «Тайка» (что означает «великие преобразования»), а 22 января 646 года выдвинул указ о реформе, который дал начало знаменитым «Реформам Тайка». Целью проводимой политики являлось образование централизованной монархии по подобию континентальных руководить которым будет император. Первым делом для осуществления этого замысла было проведено огосударствление земли и населения Японии.
Тем временем на Корейском полуострове начали происходить серьезные перемены. В 660 году корейская страна Силла в союзе с китайской династией Тан разгромили Пэкче, которое было союзником Японии. Правительство Пэкче в 663 году попыталось освободить государство при содействии японской армии, но эта попытка не принесла успеха. В 668 году Силла захватила северную часть Кореи Когурё, и стала править на корейском полуострове. Беженцы из разгромленных корейских стран были приняты японским правительством, и поселены в центральных и восточных районах государства. Корейские события насторожили Императора Японии Тэндзи, ради предотвращения китайско-корейского нападения он ввёл всеобщую воинскую повинность, построил укрепления в западных регионах, а на острове Кюсю возвел крепость поблизости от города Дадзайфу и расставил часовых. Столицей Японии стал более укрепленный город Оцу.
В 672 году после кончины императора Тэндзи его сыновья начали борьбу за трон. В ней одержал верх принц Оама, впоследствии назвавший себя Тэмму. Столкновение повлёкло раздоры среди знатных родов, что снизило их воздействие на центральное правительство. Пользуясь ослаблением знати, император принялся проводить реформы, которые были направлены на централизацию власти. Впервые в истории Японии было организовано законодательство по подобию Китая, написаны официальные хроники и приведена в действие упорядоченная система должностей и рангов для государственных служащих. Политику реформ продолжила жена императора, получившая престол после его смерти, известная под именем императрица Дзито. Новой столицей стал первый город, построенный в соответствии с китайской архитектурой - Фудзивара. Предполагается, что Япония впервые была так названа (словом «Ниппон»), во время правления императора Тэмму и императрицы Дзито.
Эпоха Нара и «правовое государство» (710—794 год)
В 701 году впервые был создан крупный свод законов Японии Тайхо. Система управления страной, которая основываласть на этом кодексе, носила название «правовое государство». Несмотря на то, что законы, излогавшиеся в данном документе, были составлены по китайскому подобию, они имели множество японских индивидуальных положений. Одновременно с реформой законодательства, японцы усвоили китайскую денежную систему и в 708 году принялись выпускать собственные монеты.
В 710 году столица Японии была перенесена в город Хэйдзё, в регион нынешней Нары. Восьмидесятилетний период, в течение которого он являлся политическим и дипломатическим центром государства, носит название эпохи Нара (710—794). Хэйдзё был построен по подобию столицы Китая Чанъань. Хэйдзё властвовал над 66 провинциями, каждая из которых разбивалась на сёла и уезды. Провинции имели собственную администрацию, находящуюся под контролем провинциала кокуси, назначаемого из столицы. Кокуси руководил местными уездными чиновниками и сельскими предводителями. Провинции соединялись с центром семью дорогами, на которых были построены станции. Остров Кюсю управлялся отдельным местным руководством Дадзайфу, которое несло ответственность за приём делегаций и оборону с моря, а северную часть Японии охраняли замки Акита и Тага.
Вся территория и проживающие на ней люди провозглашалась собственностью государства. В соответствии с «Законом о выдаче земельных наделов» мужчины и женщины достигшие шестилетнего возраста получали от правительства участки земли на одно поколение, за пользование которыми были обязаны платить государству дань урожаем, тканью и товарами, кроме того они должны были раз в году исполнять трудовые повинности сроком на два месяца. Была принята всеобщая воинская повинность, все взрослые мужчины должны были отслужить в армии. Население разбивалось на вольный «добрый люд» и несвободный «подлый люд». Во вторую категорию входили немногочисленные рабы. В столице проживало 100 тысяч человек, 10 тысяч из них были чиновниками. Те из государственных служащих, кто состояли на высоких постах и были близки к императорскому двору, носили название кугэ.
Одновременно с урегулированием политической и экономической системы государства проводилась работа по составлению официальных японских хроник. В 712 году были созданы «Записи дел древности», а в 720 году — «Анналы Японии». Основная задача данных документов заключалась в подтверждении знатности и древности происхождения японских императоров, что позволило бы японской монархии общаться с Китаем на равных. Ко всему прочему, в провинциях были составлены сборники мифов и поверий «Записи краевых обычаев».
Проводившиеся реформы увенчались успехом, что содействовало росту населения. Однако, увеличение числа жителей привело к сокращению государственных земельных запасов и урезанию площади выделяемых земельных участков. Ради решения возникших осложнений император Сёму в 743 году принял «Закон о вечной приватизации целины», поощряющий население на освоение целины и разрешающий иметь частную собственность за право пользования которой государству должны были платиться налоги. Несмотря на то, что этот указ оказал положительное влияние на экономику Японии, он подрывал идею «правового государства», которая основывалась на том, что вся собственность принадлежала государству. Благодаря данному закону возникло частное землевладение богатой знати и буддистских монастырей, контроль государства над которыми понемногу угасал.
В конце 6 столетия Ямато возглавил принц Умаядо, которого обычно называют знаменитым принцом Сётоку. В 593 году Сетоку получил титул регента императрицы Суйко. После прихода принца к власти начался период Асука (538—710), который назван в честь региона Асука, расположенного в нынешней префектуре Нара и являющемся политическим и культурным центром Ямато в те времена.
Япония 6-8 век
Принц Сётоку решил сделать из аристократической федерации Ямато цивилизованное государство с централизацией власти. В 600 году Сетоку направил в китайскую династию Суй делегацию, для того, чтобы разобраться в государственном устройстве Китая и перенять его. Три года спустя принц создал в Японии государственную конструкцию из двенадцати рангов, при помощи которой хотел основать систему чиновников китайского типа, которая непосредственно взаимодействовала с правителем. В 604 году принц издал «Конституцию 17 статей», которая являлась морально-этическим сводом правил для государственных служащих. В конституции государственным строем Японии провозглашалась централизованная монархия.
Кроме того, Сётоку старался установить равноправные отношения с Китайской империей для упрочнения международного положения Японии. В 607 году принц отправил вторую делегацию в Китай. Посол Оно-но Имоко отдал императору Китая письмо, которое начиналось со слов "Сын Неба, где солнце всходит, пишет Сыну Неба, где солнце заходит. Как ваши дела? ". В послании об обоих правителях говорилось как о равных, что вызвало гнев китайского императора. Китайское правительство издавна взаимодействовало с другими странами с чувством собственного превосходства, и считала недопустимым то, что японский владыка назвал себя китайским титулом «Сын Неба». Лишь нужда в союзниках для войны с корейской страной Когурё заставило китайскую сторону принять японских послов. В 608 году японский принц направил очередное посольство в династию Суй, но в своем послании применил новое нейтральное звание «Небесный монарх». В Китае делегацию приняли с радостью, посчитав что японцы этим титулом признали свою вину и господство китайской стороны, однако японское правительство восприняло реакцию Китая как принятие равноправия между правителями. Позже титул «Небесный монарх» стал частью имени японских правителей, и ныне означает «Император Японии».
В эпоху правления Сётоку буддизм стал государственной религией. В 593 году был возведен большой буддистский храм Ситеннодзи, а в 607 году — храм Хорюдзи. Одновременно принц уделял внимание традиционным верованиям и стремился к сосуществованию религий.
Реформирование Тайка, Япония 6 век
В 618 году на смену ослабленной Суй пришла новая китайская династия Тан, и в середине седьмого столетия напала на Корейский полуостров. Это вторжение показало необходимость в укреплении государственный аппарата и армии Японии. Однако реформам мешал знатный род Сога, установивший жесткую диктатуру в Японии после смерти принца. Сога-но Ирука, сын диктатора Сога-но Эмиси, убил наследника покойного Сётоку. В Японии образовалась тайная группа людей, стремившаяся свергнуть род Сога и стремившаяся создать идеальную централизованную империю, какой ее видел Сётоку. Оппозицией руководили преемник престола принц Нака-но Оэ и Накатоми-но Каматари. 10 июля 645 года во время приема корейской делегации в Императорском дворце, они убили Сога-но Ирука и принудили его отца, диктатора Сога-но Эмиси, закончить жизнь самоубийством.
После этих событий на престол взошел император Кокэн, ставший символом нового времени. 17 июля 645 года он первым принял японский девиз власти «Тайка» (что означает «великие преобразования»), а 22 января 646 года выдвинул указ о реформе, который дал начало знаменитым «Реформам Тайка». Целью проводимой политики являлось образование централизованной монархии по подобию континентальных руководить которым будет император. Первым делом для осуществления этого замысла было проведено огосударствление земли и населения Японии.
Тем временем на Корейском полуострове начали происходить серьезные перемены. В 660 году корейская страна Силла в союзе с китайской династией Тан разгромили Пэкче, которое было союзником Японии. Правительство Пэкче в 663 году попыталось освободить государство при содействии японской армии, но эта попытка не принесла успеха. В 668 году Силла захватила северную часть Кореи Когурё, и стала править на корейском полуострове. Беженцы из разгромленных корейских стран были приняты японским правительством, и поселены в центральных и восточных районах государства. Корейские события насторожили Императора Японии Тэндзи, ради предотвращения китайско-корейского нападения он ввёл всеобщую воинскую повинность, построил укрепления в западных регионах, а на острове Кюсю возвел крепость поблизости от города Дадзайфу и расставил часовых. Столицей Японии стал более укрепленный город Оцу.
В 672 году после кончины императора Тэндзи его сыновья начали борьбу за трон. В ней одержал верх принц Оама, впоследствии назвавший себя Тэмму. Столкновение повлёкло раздоры среди знатных родов, что снизило их воздействие на центральное правительство. Пользуясь ослаблением знати, император принялся проводить реформы, которые были направлены на централизацию власти. Впервые в истории Японии было организовано законодательство по подобию Китая, написаны официальные хроники и приведена в действие упорядоченная система должностей и рангов для государственных служащих. Политику реформ продолжила жена императора, получившая престол после его смерти, известная под именем императрица Дзито. Новой столицей стал первый город, построенный в соответствии с китайской архитектурой - Фудзивара. Предполагается, что Япония впервые была так названа (словом «Ниппон»), во время правления императора Тэмму и императрицы Дзито.
Эпоха Нара и «правовое государство» (710—794 год)
В 701 году впервые был создан крупный свод законов Японии Тайхо. Система управления страной, которая основываласть на этом кодексе, носила название «правовое государство». Несмотря на то, что законы, излогавшиеся в данном документе, были составлены по китайскому подобию, они имели множество японских индивидуальных положений. Одновременно с реформой законодательства, японцы усвоили китайскую денежную систему и в 708 году принялись выпускать собственные монеты.
В 710 году столица Японии была перенесена в город Хэйдзё, в регион нынешней Нары. Восьмидесятилетний период, в течение которого он являлся политическим и дипломатическим центром государства, носит название эпохи Нара (710—794). Хэйдзё был построен по подобию столицы Китая Чанъань. Хэйдзё властвовал над 66 провинциями, каждая из которых разбивалась на сёла и уезды. Провинции имели собственную администрацию, находящуюся под контролем провинциала кокуси, назначаемого из столицы. Кокуси руководил местными уездными чиновниками и сельскими предводителями. Провинции соединялись с центром семью дорогами, на которых были построены станции. Остров Кюсю управлялся отдельным местным руководством Дадзайфу, которое несло ответственность за приём делегаций и оборону с моря, а северную часть Японии охраняли замки Акита и Тага.
Вся территория и проживающие на ней люди провозглашалась собственностью государства. В соответствии с «Законом о выдаче земельных наделов» мужчины и женщины достигшие шестилетнего возраста получали от правительства участки земли на одно поколение, за пользование которыми были обязаны платить государству дань урожаем, тканью и товарами, кроме того они должны были раз в году исполнять трудовые повинности сроком на два месяца. Была принята всеобщая воинская повинность, все взрослые мужчины должны были отслужить в армии. Население разбивалось на вольный «добрый люд» и несвободный «подлый люд». Во вторую категорию входили немногочисленные рабы. В столице проживало 100 тысяч человек, 10 тысяч из них были чиновниками. Те из государственных служащих, кто состояли на высоких постах и были близки к императорскому двору, носили название кугэ.
Одновременно с урегулированием политической и экономической системы государства проводилась работа по составлению официальных японских хроник. В 712 году были созданы «Записи дел древности», а в 720 году — «Анналы Японии». Основная задача данных документов заключалась в подтверждении знатности и древности происхождения японских императоров, что позволило бы японской монархии общаться с Китаем на равных. Ко всему прочему, в провинциях были составлены сборники мифов и поверий «Записи краевых обычаев».
Проводившиеся реформы увенчались успехом, что содействовало росту населения. Однако, увеличение числа жителей привело к сокращению государственных земельных запасов и урезанию площади выделяемых земельных участков. Ради решения возникших осложнений император Сёму в 743 году принял «Закон о вечной приватизации целины», поощряющий население на освоение целины и разрешающий иметь частную собственность за право пользования которой государству должны были платиться налоги. Несмотря на то, что этот указ оказал положительное влияние на экономику Японии, он подрывал идею «правового государства», которая основывалась на том, что вся собственность принадлежала государству. Благодаря данному закону возникло частное землевладение богатой знати и буддистских монастырей, контроль государства над которыми понемногу угасал.
Зала и пагода монастыря Хорю-дзи
Зала и пагода Ситэнно-дзи
Могила Соги-но Умако
Реконструкция ворот Судзакумон в Хэйдзё-кё
Император Сёму
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Эпоха Хэйан (Раскрыть)
Эпоха Хэйан
В 8 веке аристократическая знать и буддистские монахи начали борьбу за влияние на правительство. Власть императора понемногу ослабевала. Для избавления от контроля буддистов столичного региона Нара император Камму в 794 году сделал новой столицей город Хэйан, «столицу мира и спокойствия», который впоследствии получил название Киото. Промежуток времени с начала строительства Хэйан до создания первого сёгуната принято называть эпохой Хэйан (794—1185).
Правление Фудзивара (794—1185 год)
После переноса столицы в новый город император принялся проводить реформы, основная задача которых состояла в обновлении «правового государства» и снижении деспотизма знати в провинциях. Правительство внимательно следило за тем, как выполняется «Закон о выдаче земельных наделов» в регионах. Всеобщая воинская повинность перестала распространяться на крестьян, а вместо них функции по защите регионального правительства обязана была выполнять местная аристократия, сформированная в военные отряды кондэй. Также было проведено нападение на автохтонов, обитавших на юге Кюсю и северной части Хонсю, целью которого являлось расширение территорий японской империи.
После того, как императорский двор переехал в новую столицу и после укрепления исполнительной вертикали императорская власть усилилась и необходимость в его личном участии во всех государственных делах пропала. Однако вместе с тем окрепло влияние советников императора, которыми стали наиболее знатные японцы из рода Фудзивара. Они отдалили от престола представителей других известных родов женщины Фудзивара становились главными императорскими женами, таким образом этот род вступил в родственные отношения с императором. Владыки рода Фудзивара получили титул сэссё — регент малолетнего императора, и кампаку — советник взрослого императора. По сути они получили всю полноту власти в Японии и создали правление регентов и советников в лице императора. Вершиной правления Фудзивара стал 11 век, период власти Фудзивары-но Ёримити, сына Фудзивары но Митинага, во время которого этот род обладал множеством частных поместий (сёэн) и состоял на всех главных должностях в правительстве.
В десятом столении образовался дефицит земель государственного фонда, из-за чего осуществление «Закона о выдаче земельных наделов» застопорилось. Императорский двор дал право собирать дань провинциалам кокуси, которые стали обогащаться на этом. В то же время зажиточные крестьяне принялись бросать государственные земельные участки и начали возделывать целину, чтобы затем сделать из этих территорий частные владения. Правительство взимало крупный налог с таких владений, поэтому их хозяева дарили свою собственность высокопоставленной знати и буддистским храмам, чтобы урезать величину налога. В обмен новые собственники делали дарителей управляющими на своих территориях. Так образовался слой новой провинциальной аристократии из бывших крестьян.
Возникновение самураев и института инсэй
В эпоху Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней опасности для руководящей власти в Японии отсутствовала регулярная армия. Однако степень защищенности в удаленных провинциях была невелика. Для защиты своих владений от нападений региональная аристократия создала военные отряды из «служилых людей» — самураев. Главой таких вооруженных групп обычно становились представители столичной знати, находившиеся с подданными бойцами в отношениях хозяина и подчиненного. Наиболее знаменитыми лидерами были представители родов Минамото и Тайра.
В середине 11 столетия престол получил император Го-Сандзё. Так как Го-Сандзё не был связан родственными узами с родом Фудзивара, он стремился реанимировать неограниченную императорскую власть. Его начинания были продолжены следующим правителем Сиракава. В 1086 году он снял с себя императорские полномочия, передав престол своему сыну, а сам стал исполнять функции советника и опекуна, тем самым снизив воздействие регентов и советников Фудзивара на императора. Благодаря этому было основано «правление экс-императоров», так называемый институт инсэй, задачей которого было оградить монарха от слишком сильного влияния знати. Благодаря удачному воплощению в жизнь такого правления, род Фудзивара, который на в течении двухсот лет применял родство с монархами для контроля над государством, утратил свое положение при императорском дворе.
Вместе со знатью на военные должности правящего дома стали назначать высокородных самураев. Понемногу образовалось самостоятельное самурайское сословие. Во второй половине десятого столетия провинциальные самураи обладали большой силой, например в провинции Канто под руководством Тайра-но Масакадо и поблизости Внутреннего японского моря под командованием Фудзивара-но Сумитомо были подняты мятежи против императорского дома. Так как в империи отсутствовала постоянная армия, она усмирила восстания при помощи других самураев, тем самым подняв их авторитет. В конце 11 столетия на северо-восточной части Японии дважды вспыхивали восстания (бунт Хогэн и бунт Хэйдзи), которые были подавлены войском самураев из Канто. Их предводитель Минамото-но Ёсииэ удостоился лавров самого успешного военачальника на востоке Японии.
В 8 веке аристократическая знать и буддистские монахи начали борьбу за влияние на правительство. Власть императора понемногу ослабевала. Для избавления от контроля буддистов столичного региона Нара император Камму в 794 году сделал новой столицей город Хэйан, «столицу мира и спокойствия», который впоследствии получил название Киото. Промежуток времени с начала строительства Хэйан до создания первого сёгуната принято называть эпохой Хэйан (794—1185).
Правление Фудзивара (794—1185 год)
После переноса столицы в новый город император принялся проводить реформы, основная задача которых состояла в обновлении «правового государства» и снижении деспотизма знати в провинциях. Правительство внимательно следило за тем, как выполняется «Закон о выдаче земельных наделов» в регионах. Всеобщая воинская повинность перестала распространяться на крестьян, а вместо них функции по защите регионального правительства обязана была выполнять местная аристократия, сформированная в военные отряды кондэй. Также было проведено нападение на автохтонов, обитавших на юге Кюсю и северной части Хонсю, целью которого являлось расширение территорий японской империи.
После того, как императорский двор переехал в новую столицу и после укрепления исполнительной вертикали императорская власть усилилась и необходимость в его личном участии во всех государственных делах пропала. Однако вместе с тем окрепло влияние советников императора, которыми стали наиболее знатные японцы из рода Фудзивара. Они отдалили от престола представителей других известных родов женщины Фудзивара становились главными императорскими женами, таким образом этот род вступил в родственные отношения с императором. Владыки рода Фудзивара получили титул сэссё — регент малолетнего императора, и кампаку — советник взрослого императора. По сути они получили всю полноту власти в Японии и создали правление регентов и советников в лице императора. Вершиной правления Фудзивара стал 11 век, период власти Фудзивары-но Ёримити, сына Фудзивары но Митинага, во время которого этот род обладал множеством частных поместий (сёэн) и состоял на всех главных должностях в правительстве.
В десятом столении образовался дефицит земель государственного фонда, из-за чего осуществление «Закона о выдаче земельных наделов» застопорилось. Императорский двор дал право собирать дань провинциалам кокуси, которые стали обогащаться на этом. В то же время зажиточные крестьяне принялись бросать государственные земельные участки и начали возделывать целину, чтобы затем сделать из этих территорий частные владения. Правительство взимало крупный налог с таких владений, поэтому их хозяева дарили свою собственность высокопоставленной знати и буддистским храмам, чтобы урезать величину налога. В обмен новые собственники делали дарителей управляющими на своих территориях. Так образовался слой новой провинциальной аристократии из бывших крестьян.
Возникновение самураев и института инсэй
В эпоху Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней опасности для руководящей власти в Японии отсутствовала регулярная армия. Однако степень защищенности в удаленных провинциях была невелика. Для защиты своих владений от нападений региональная аристократия создала военные отряды из «служилых людей» — самураев. Главой таких вооруженных групп обычно становились представители столичной знати, находившиеся с подданными бойцами в отношениях хозяина и подчиненного. Наиболее знаменитыми лидерами были представители родов Минамото и Тайра.
В середине 11 столетия престол получил император Го-Сандзё. Так как Го-Сандзё не был связан родственными узами с родом Фудзивара, он стремился реанимировать неограниченную императорскую власть. Его начинания были продолжены следующим правителем Сиракава. В 1086 году он снял с себя императорские полномочия, передав престол своему сыну, а сам стал исполнять функции советника и опекуна, тем самым снизив воздействие регентов и советников Фудзивара на императора. Благодаря этому было основано «правление экс-императоров», так называемый институт инсэй, задачей которого было оградить монарха от слишком сильного влияния знати. Благодаря удачному воплощению в жизнь такого правления, род Фудзивара, который на в течении двухсот лет применял родство с монархами для контроля над государством, утратил свое положение при императорском дворе.
Вместе со знатью на военные должности правящего дома стали назначать высокородных самураев. Понемногу образовалось самостоятельное самурайское сословие. Во второй половине десятого столетия провинциальные самураи обладали большой силой, например в провинции Канто под руководством Тайра-но Масакадо и поблизости Внутреннего японского моря под командованием Фудзивара-но Сумитомо были подняты мятежи против императорского дома. Так как в империи отсутствовала постоянная армия, она усмирила восстания при помощи других самураев, тем самым подняв их авторитет. В конце 11 столетия на северо-восточной части Японии дважды вспыхивали восстания (бунт Хогэн и бунт Хэйдзи), которые были подавлены войском самураев из Канто. Их предводитель Минамото-но Ёсииэ удостоился лавров самого успешного военачальника на востоке Японии.
Усмирение автохтонов
Вооруженный аристократ
Минамото-но Ёсиие с женой
Стрельба ябусамэ
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Эпоха Камакура (Раскрыть)
Диктатура Тайра.
В 1156 году между правителем Го-Сиракава и экс-императором Сутоку произошел конфликт, который разбил род Фудзивара на две противоборствующих стороны. В столице стали происходить вооруженные столкновения. Большое влияние на обе стороны приобрело военное сословие самураев.
По воспоминаниям монаха Дзиэна, написавшего хроники «Записки дурака» и являющегося свидетелем противостояния, в Японию пришла «эра воинов».
Япония 12 век, феодальная Япония.
В 1159 году началась новая борьба за власть в столице между родами самураев Минамото и Тайра, результатом которой стало поражение Минамото-но Ёситомо. После упрочнения связей с домом Императора, Киёмори стал первым самураем, который вступил на высочайшую государственную должность Министра высшей политики. Киёмори устранил знать из императорского окружения, и принудил императора взять в жены свою дочь. Это позволило представителям рода Тайра занять верховные должности и овладеть большими территориями. Кроме того, они нажили большое состояние при торговле с китайской империей Сун. Благополучные Тайра относились свысока к другим людям настолько, что появилось высказывание «Кто не из рода Тайра, тот — не человек».
В результате для противостояния роду Тайра образовалась сильная оппозиция. После того как Киёмори назначил императором своего годовалого внука, принц Мотихито потребовал отобрать власть у ненавистного диктатора. Наиболее мощным противником Киёмори был Минамото-но Ёритомо, отправленный родом Тайра после конфликта 1159 года в край Идзу района Канто. Обосновавшись в городе Камакура, он взял власть над местными самураями, и направил против Киёмори войско, которым командовал младший брат Минамото Ёсицунэ. Началось новое противостояние между Минамото и Тайра, в этот раз род Тайра был разбит в сражении под Данноурой в 1185 году.
Сегунат и эпоха Камакура (1185 год—1333 год)
После того, как угроза рода Тайра была устранена, императорский дом дал Минамото-но Ёритомо право устанавливать во всех регионах государства своих военных губернаторов сюго и земельных вождей дзито, которые контролировали государственные и частные земельные наделы. Уничтожив могущественный род Фудзивара, и подмяв под себя регион Тохоку, Ёритомо стал верховным владыкой японских самураев. В 1192 году он получил титул «Великий сёгун — завоеватель варваров» и впервые создал правительство самураев, сёгунат Камакура. Следовательно, в Японии образовались две системы правления — имперско-аристократическая в Киото, и самурайская в Камакуре. Вторая основывалась на взаимосвязи хозяин-подчиненный между сёгуном и самураями, обладающими землями гокэнин. Сёгун обеспечивал обладателям сохранность старых земельных наделов и дарил новые за хорошую службу; в обмен на это гокэнин были преданны сегуну и несли военную службу. Период существования данного сёгуната принято именовать эпохой Камакура (1185—1333).
После того, как Ёритомо умер, его подданные из рода Ходзё ликвидировали часть самурайских владык, имевших большое влияние и взяли в свои руки реальную власть в государстве. Они уничтожили третьего сёгуна из рода Минамото и этот титул потерял свою ценность. Назначая на должность правителя Камакурского правительства знать и членов Императорской семьи, род Ходзё, являясь советниками сиккэн, управляли через них государством. В 1221 году экс-император Го-Тоба, стремясь восстановить централизованную монархию и убрать двоевластие, поднял в Киото мятеж против сёгуната. Но это восстание выло провалено, и самурайские властители завладели столицей и западными провинциями Японии. Для закрепления победы, в 1232 году Ходзё Ясутоки принял первый устав самураев, «Список наказаний», ставший примером для законотворцев дальнейших периодов.
В середине тринадцатого столетия в Азии была создана могущественная Монгольская империя, которая периодически направляла в Японию свои делегации с призывом принять господство Великого хана. Дом императора и сёгунат были солидарны касательно поддержания независимости государства, поэтому все послы были убиты. В отместку, в 1274 и 1281 годах монгольское войско дважды нападало на Японские острова, но было разбито армией самураев и тайфунами камикадзе, ликвидировавшими флот захватчиков. Невзирая на успех, сёгунат не наградил вассалов, чем подорвал доверие к себе.
Во второй половине тринадцатого столетия из-за размежевания, закладывания и продажи своих земельных наделов, большое количество самураев лишились средств, на которые они жили. Ради спасения самураев сёгунат принял в 1297 году «Указ благодатного правления», снимающий долги и принуждающий ростовщиков отдать назад закладчикам-самураям всё заложенное имущество и землю без процентов. Несмотря на это указ не только не покончил с вопросом бедности военного сословия, а даже усугубил это осложнение, так как теперь самураям никто не давал взаймы. Из-за этого популярность Камакурского руководства резко упала.
В 1156 году между правителем Го-Сиракава и экс-императором Сутоку произошел конфликт, который разбил род Фудзивара на две противоборствующих стороны. В столице стали происходить вооруженные столкновения. Большое влияние на обе стороны приобрело военное сословие самураев.
По воспоминаниям монаха Дзиэна, написавшего хроники «Записки дурака» и являющегося свидетелем противостояния, в Японию пришла «эра воинов».
Япония 12 век, феодальная Япония.
В 1159 году началась новая борьба за власть в столице между родами самураев Минамото и Тайра, результатом которой стало поражение Минамото-но Ёситомо. После упрочнения связей с домом Императора, Киёмори стал первым самураем, который вступил на высочайшую государственную должность Министра высшей политики. Киёмори устранил знать из императорского окружения, и принудил императора взять в жены свою дочь. Это позволило представителям рода Тайра занять верховные должности и овладеть большими территориями. Кроме того, они нажили большое состояние при торговле с китайской империей Сун. Благополучные Тайра относились свысока к другим людям настолько, что появилось высказывание «Кто не из рода Тайра, тот — не человек».
В результате для противостояния роду Тайра образовалась сильная оппозиция. После того как Киёмори назначил императором своего годовалого внука, принц Мотихито потребовал отобрать власть у ненавистного диктатора. Наиболее мощным противником Киёмори был Минамото-но Ёритомо, отправленный родом Тайра после конфликта 1159 года в край Идзу района Канто. Обосновавшись в городе Камакура, он взял власть над местными самураями, и направил против Киёмори войско, которым командовал младший брат Минамото Ёсицунэ. Началось новое противостояние между Минамото и Тайра, в этот раз род Тайра был разбит в сражении под Данноурой в 1185 году.
Сегунат и эпоха Камакура (1185 год—1333 год)
После того, как угроза рода Тайра была устранена, императорский дом дал Минамото-но Ёритомо право устанавливать во всех регионах государства своих военных губернаторов сюго и земельных вождей дзито, которые контролировали государственные и частные земельные наделы. Уничтожив могущественный род Фудзивара, и подмяв под себя регион Тохоку, Ёритомо стал верховным владыкой японских самураев. В 1192 году он получил титул «Великий сёгун — завоеватель варваров» и впервые создал правительство самураев, сёгунат Камакура. Следовательно, в Японии образовались две системы правления — имперско-аристократическая в Киото, и самурайская в Камакуре. Вторая основывалась на взаимосвязи хозяин-подчиненный между сёгуном и самураями, обладающими землями гокэнин. Сёгун обеспечивал обладателям сохранность старых земельных наделов и дарил новые за хорошую службу; в обмен на это гокэнин были преданны сегуну и несли военную службу. Период существования данного сёгуната принято именовать эпохой Камакура (1185—1333).
После того, как Ёритомо умер, его подданные из рода Ходзё ликвидировали часть самурайских владык, имевших большое влияние и взяли в свои руки реальную власть в государстве. Они уничтожили третьего сёгуна из рода Минамото и этот титул потерял свою ценность. Назначая на должность правителя Камакурского правительства знать и членов Императорской семьи, род Ходзё, являясь советниками сиккэн, управляли через них государством. В 1221 году экс-император Го-Тоба, стремясь восстановить централизованную монархию и убрать двоевластие, поднял в Киото мятеж против сёгуната. Но это восстание выло провалено, и самурайские властители завладели столицей и западными провинциями Японии. Для закрепления победы, в 1232 году Ходзё Ясутоки принял первый устав самураев, «Список наказаний», ставший примером для законотворцев дальнейших периодов.
В середине тринадцатого столетия в Азии была создана могущественная Монгольская империя, которая периодически направляла в Японию свои делегации с призывом принять господство Великого хана. Дом императора и сёгунат были солидарны касательно поддержания независимости государства, поэтому все послы были убиты. В отместку, в 1274 и 1281 годах монгольское войско дважды нападало на Японские острова, но было разбито армией самураев и тайфунами камикадзе, ликвидировавшими флот захватчиков. Невзирая на успех, сёгунат не наградил вассалов, чем подорвал доверие к себе.
Во второй половине тринадцатого столетия из-за размежевания, закладывания и продажи своих земельных наделов, большое количество самураев лишились средств, на которые они жили. Ради спасения самураев сёгунат принял в 1297 году «Указ благодатного правления», снимающий долги и принуждающий ростовщиков отдать назад закладчикам-самураям всё заложенное имущество и землю без процентов. Несмотря на это указ не только не покончил с вопросом бедности военного сословия, а даже усугубил это осложнение, так как теперь самураям никто не давал взаймы. Из-за этого популярность Камакурского руководства резко упала.
Тайра-но Киёмори
Ворота Ицукусимы, святилища Тайры
Ходзё Ясутоки
святилище Минамото
Император Го-Тоба
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Эпоха Муромати (Раскрыть)
Реставрация Кэмму и противостояние двух династий
В 14 веке, с кризисом сёгуната, род Ходзё начал проводить политику по централизации власти, что вызвало возмущение сословия самураев в провинциях. Это недовольство попытался использовать в своих интересах император Го-Дайго, приверженец мощного императорского правления, поднявший мятеж против камакурского сёгуната, но восстание провалилось и был изгнан на острова Оки. Его отпрыск принц Мориёси продолжил войну за власть и с помощью региональных самураев, которыми руководил Кусуноки Масасигэ, в течение долгого времени противоборствовал войскам Ходзё.
Япония 14 век, история феодальной Японии
После того, как в 1333 году император Го-Дайго вернулся из изгнания, к нему переметнулись провинциальные аристократы. Один из вождей знати, Асикага Такаудзи, уничтожил руководство сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, напал на Камакуру и свергнул сам сёгунат и уничтожил род Ходзё.
После прибытия Го-Дайго в столицу он начал проводить политику, именуемую реставрацией Кэмму, в процессе которой задумывалось восстановить прежнее централизованное императорское государство и создать новое руководство из придворной знати и военной аристократии. Впрочем на самом деле реформы Го-Дайго повысили уровень существования только придворных и не решили вопросы самурайства. Поэтому бывший союзник императора, Асикага Такаудзи, встал во главе возмущенных самураев и поднял мятеж против власти «реставраторов». В 1336 году он покорил Киото, назначил в нём нового правителя и написал указ «Список Кэмму», в котором заявил о создании отдельного сёгуната в столице. Тем временем бывший монарх Го-Дайго отправился в южный регион Ёсино, где назвал мятежников «врагами трона» и основал своё личное монархическое правительство. Так произошло разделение правящего двора, и в Японии началась междоусобица, эпоха двух династий: южной в Ёсино и северной в Киото.
Второй сёгунат и эпоха Муромати, Япония 14-16 век
В 1338 году северная династия отдала титул сёгуна Асикага Такаудзи. Образовалось второе правительство самураев, названное Муромати в соответствие с названием столичного района, в котором располагалась резиденция сёгуна. Период правления этого сегуната принято называть периодом Муромати (1338—1573). В противовес прежним режимам власти новый сёгунат начал проводить политику по децентрализации. Военные губернаторы сюго в регионах получили возможность забирать половину налогов из провинций, и должны были самостоятельно помогать региональным малоземельным самураям. Данные реформы содействовали переходу японской аристократии на сторону правительства в противостоянии двух династий, но губернаторы сюго преобразовались во властных региональных господинов, зачастую не исполнявшими указания из столицы.
В 1392 году во время нахождения на престоле третьего сёгуна Асикага Ёсимицу две династии императорского двора слились в одну, что означало окончание военного противостояния. При содействии советников сегуна канрэев над военными губернаторами появился строгий надзор. Сёгунат принял определенные политические функции правящего двора и преобразовался в единственное общеяпонское руководство. Для оперативного контроля над восточными территориями Ёсимицу отобрал камакурскую администрацию, а для экономического роста Японии приступил к торговле с династией корейского полуострова Чосон и китайской династией Мин. Кроме того, он предпринимал действия по борьбе с контрабандистами и морскими пиратами.
После того, как Ёсимицу скончался, сёгунат стал понемногу терять власть над провинциями. Страну стали контролировать советники сегуна и региональные губернаторы сюго. В 1467 году из-за расногласий советников Хосокава и Яманы по поводу установления следующего руководителя сёгуната начался военный конфликт, именуемый смутой Онин. Это противостояние зародило долгие междоусобицы между самураями в столице и провинциях, это время получило название период Сэнгоку, «Эпоха сражающихся провинций» (1467—1615). Сёгун совсем потерял положение национального вождя и гаранта устойчивости. В Японии того периода были распространены общественные волнения: бунты и восстания низов против верхов. К примеру, в 1486 году в регионе Ямасиро тамошние самураи прогнали всех государственных чиновников и в течение восьми лет своими силами руководили провинцией, а в 1488 году сторонники учения Дзёдо-синсю захватили правление в регионе Кага и властвовали там в течение столетия.
В первой половине 16 века новыми правителями в провинциях стали владыки региональных самурайских родов, они свергли своих прежних господ — военных губернаторов сюго. Эти правители, которые которые именовались даймё, разорвали отношения со столичной властью и принялись создавать личные родовые «государства». Они присваивали себе частные и государственные земельные наделы, не платили налоги центральному правительству и создавали мощные родовые войска, состоящие из провинциальной знати. Оплоты правителей располагались в горных замках, под которыми строились торгово-ремесленные поселения и города. В некоторых из родовых правительств принимались собственные указы и законы, имевшие значения уголовного и земельного кодексов.
Одновременно с тем, как в центре Японии бушевала гражданская война, на южной части острова Рюкю было основано королевство Рюкю. Эта страна заключила контракты с Японией и китайской империей Мин, и являлась посредником в торговле между азиатскими странами в 15-16 веках.
В 14 веке, с кризисом сёгуната, род Ходзё начал проводить политику по централизации власти, что вызвало возмущение сословия самураев в провинциях. Это недовольство попытался использовать в своих интересах император Го-Дайго, приверженец мощного императорского правления, поднявший мятеж против камакурского сёгуната, но восстание провалилось и был изгнан на острова Оки. Его отпрыск принц Мориёси продолжил войну за власть и с помощью региональных самураев, которыми руководил Кусуноки Масасигэ, в течение долгого времени противоборствовал войскам Ходзё.
Япония 14 век, история феодальной Японии
После того, как в 1333 году император Го-Дайго вернулся из изгнания, к нему переметнулись провинциальные аристократы. Один из вождей знати, Асикага Такаудзи, уничтожил руководство сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, напал на Камакуру и свергнул сам сёгунат и уничтожил род Ходзё.
После прибытия Го-Дайго в столицу он начал проводить политику, именуемую реставрацией Кэмму, в процессе которой задумывалось восстановить прежнее централизованное императорское государство и создать новое руководство из придворной знати и военной аристократии. Впрочем на самом деле реформы Го-Дайго повысили уровень существования только придворных и не решили вопросы самурайства. Поэтому бывший союзник императора, Асикага Такаудзи, встал во главе возмущенных самураев и поднял мятеж против власти «реставраторов». В 1336 году он покорил Киото, назначил в нём нового правителя и написал указ «Список Кэмму», в котором заявил о создании отдельного сёгуната в столице. Тем временем бывший монарх Го-Дайго отправился в южный регион Ёсино, где назвал мятежников «врагами трона» и основал своё личное монархическое правительство. Так произошло разделение правящего двора, и в Японии началась междоусобица, эпоха двух династий: южной в Ёсино и северной в Киото.
Второй сёгунат и эпоха Муромати, Япония 14-16 век
В 1338 году северная династия отдала титул сёгуна Асикага Такаудзи. Образовалось второе правительство самураев, названное Муромати в соответствие с названием столичного района, в котором располагалась резиденция сёгуна. Период правления этого сегуната принято называть периодом Муромати (1338—1573). В противовес прежним режимам власти новый сёгунат начал проводить политику по децентрализации. Военные губернаторы сюго в регионах получили возможность забирать половину налогов из провинций, и должны были самостоятельно помогать региональным малоземельным самураям. Данные реформы содействовали переходу японской аристократии на сторону правительства в противостоянии двух династий, но губернаторы сюго преобразовались во властных региональных господинов, зачастую не исполнявшими указания из столицы.
В 1392 году во время нахождения на престоле третьего сёгуна Асикага Ёсимицу две династии императорского двора слились в одну, что означало окончание военного противостояния. При содействии советников сегуна канрэев над военными губернаторами появился строгий надзор. Сёгунат принял определенные политические функции правящего двора и преобразовался в единственное общеяпонское руководство. Для оперативного контроля над восточными территориями Ёсимицу отобрал камакурскую администрацию, а для экономического роста Японии приступил к торговле с династией корейского полуострова Чосон и китайской династией Мин. Кроме того, он предпринимал действия по борьбе с контрабандистами и морскими пиратами.
После того, как Ёсимицу скончался, сёгунат стал понемногу терять власть над провинциями. Страну стали контролировать советники сегуна и региональные губернаторы сюго. В 1467 году из-за расногласий советников Хосокава и Яманы по поводу установления следующего руководителя сёгуната начался военный конфликт, именуемый смутой Онин. Это противостояние зародило долгие междоусобицы между самураями в столице и провинциях, это время получило название период Сэнгоку, «Эпоха сражающихся провинций» (1467—1615). Сёгун совсем потерял положение национального вождя и гаранта устойчивости. В Японии того периода были распространены общественные волнения: бунты и восстания низов против верхов. К примеру, в 1486 году в регионе Ямасиро тамошние самураи прогнали всех государственных чиновников и в течение восьми лет своими силами руководили провинцией, а в 1488 году сторонники учения Дзёдо-синсю захватили правление в регионе Кага и властвовали там в течение столетия.
В первой половине 16 века новыми правителями в провинциях стали владыки региональных самурайских родов, они свергли своих прежних господ — военных губернаторов сюго. Эти правители, которые которые именовались даймё, разорвали отношения со столичной властью и принялись создавать личные родовые «государства». Они присваивали себе частные и государственные земельные наделы, не платили налоги центральному правительству и создавали мощные родовые войска, состоящие из провинциальной знати. Оплоты правителей располагались в горных замках, под которыми строились торгово-ремесленные поселения и города. В некоторых из родовых правительств принимались собственные указы и законы, имевшие значения уголовного и земельного кодексов.
Одновременно с тем, как в центре Японии бушевала гражданская война, на южной части острова Рюкю было основано королевство Рюкю. Эта страна заключила контракты с Японией и китайской империей Мин, и являлась посредником в торговле между азиатскими странами в 15-16 веках.
принц Мориёси
Кусуноки Масасигэ
Кинкакудзи, резиденция Ёсимицу
Охрана сёгуна (16 столетие)
Сюри, резиденция ванов Рюкю (Наха, Окинава)