Во время просмотра вы, быть может, обратили внимание, что фильм состоит из отдельных глав. Название первой - Молитва царя - вселила некую тоску. Но дальше было круче - 2. Война царя, 3. Гнев царя, 4. Веселие царя.
Сюжетный накал развивался как бы по спирали и, казалось, достиг апогея в 3 главе, когда казнили опальных воевод. Думалось, что пора бы и отдохновение дать и царю в его государственных делах-заботах, и зрителям от ужасов реалий XVI века. Не тут то было! "Веселие царя" оказалось довершением морального коллапса.
В целом хорошее впечатление о фильме. Согласен с комрадами, которые подвергли справедливой критике батальную сцену фильма. Как историк, могу оценить её только неудовлетворительно.
Возможно, фильм действительно не столько исторический, сколько драматический. Не зря режисёрр П. Лунгин славится такими филосовско-морализаторскими картинами. Достаточно вспомнить "Остров". Анатомия и антропология характеров и переживаний действительно показана ярко и впечатляюще. Два антипода - универсальный способ заставить зрителя мыслить, сравнивать, анализировать, переживать. Поэтому столь разное впечатление остаётся от двух ключевых персонажей - Филарета и Иоанна Васильевича. Позиции у них явно противоположные - христианская добродетель и пимат государственности. Но изображены отни такими талантлевыми актёрами, как Янковский (царствие ему Небесное) и Мамонов (тут с удивлением узнал, что он был рокером из группы "Звуки МУ"), поэтому совершенно неоднозначны в тактовке. Как и в реальной жизни не может быть абсолютных злодеев и героев, так и в фильме нельзя не метаться от одной точки зрения к другой.
Всё же позицию царя Ивана я понял лучше (не обязательно, что я её разделяю), и не потому, что у меня ник такой. Сама атмосфера фильма располагала к тому. Что-что, а суровые будни средневековой поры прописаны в картине очень хорошо.
На их фоне проповедь христианской добродетели логично кончается мучиничеством эскмитрополита. Сохранение державы выглядит несколько предпочтительнее в глазах мыслящих людей той эпохи, думаю. Хотя большая часть народа просто боится - и бояре, и те же псы-опричники, и посадский люд.
В общем темы вечные. Поставил 4.