Крещение Руси.
?Язычество и Христианство?.
Язычество.
Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен Он - златорун, милосерд!
Велесова книга
?Вначале несколько слов о самом термине "язычество". Он литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т.е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы "отгораживались" от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.
Язычество древних славян имеет глубокие корни. Истоки его видятся за много тысячелетий до начала нашей эры. А отголоски сохранялись до недавнего времени. Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточнославянского и древнерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других нардов. При всех различиях в условиях существования - социальных, географических, климатических - необходимо помнить о прохождении одинаковых стадий в становлении языческих воззрений у разных народов.
Входя в мир славянского язычества, мы должны также четко представлять, что его развитие опосредовано окружающей человека природной средой и господствующими общественными отношениями? (Ю. Кривошеев. Религия восточных славян накануне крещения Руси).
?Не столько недостаток в записях, относящихся до древнего славянского баснословия, сколько нестарание о развитии находящихся о сем предмете сухих сказаний, тому причиною, что мы не имеем до сего времени систематического описания сих богов. Бывшие вскоре по просвещении христианством славянских племен писатели имели причину мало упоминать или совсем умалчивать о идолослужении, тогда еще не совсем истребившемся, и может быть многими уважаемом как вере их отцов? (Г.Глинка Древняя религия славян 1804г). Так же часто летописцы писали искажённые факты, или умалчивали от таковых. Ведь кто такие летописцы? ? Христиане. Поэтому можем ли мы полностью полагаться на те данные, что оставили нам христиане-летописцы о язычниках? "Рукой летописца, - писал академик А.А. Шахматов, - управлял в большинстве случаев не высокий идеал далекого от жизни и мирской суеты благочестивого отшельника... рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы". Вопрос актуальный, но актуальность его до вечности, так как нет свидетельств и за и против. Вот например: Златая мать или ещё называемая Златой Бабою, Бабушкой, а в некоторых летописях Бабушкой Ягой. Вот какое описание об этой богине даёт Глинка в совей статье:
??Баба была богинею тишины и покоя. Истукан ее был сделан из золота в виде женщины; а от сего и наименование свое получила, равномерно как и от свойства, приписываемого ей. На руках она держала младенца, который почитался ея внуком, и от коего названа Бабою, т. е. Бабушкою. Сей внук был Световид. Вокруг истукана находилось великое множество музыкальных орудий, на коих во время ея праздненства были ей воспеваемы хвалы. Храм же ея славнейший был сооружен при реке Обиго или Обеге. Здесь она давала ответы; а потому храм сей почитался прорицалищным, и был в великой славе. Она столь была свято чтима, что мимо ея истукана никто не смел пройти, не принесши чего-либо на жертву, и если ничего не имел, то по малой мере клочок от своего платья с земным поклонением подносил??.
Так почему добрая древне русская богиня Бабушка Яга стала в ?русских народных сказках? злой каргой Бабой Ягой? Ответа нет, лишь предположения. И противоречия, так в одном из описание подземных богов мы можем встретить Ягу Бабу, которая уже похоже на сказочного персонажа ?и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к
ступе проделанными мелом и помелом?. Да, конечно само происхождение, суть и свойства славянских богов до нас не сохранилось. Но тем не менее многое заключить из отдельных строк и совпадений в летописях, сказаниях и ?памятям старины? (археологические находки). Так например основываясь на Велесовой книге, о прославление великого Триглавы мы можем узнать уже достаточно многое о древнерусских богах.
?Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы??
Или например одним из самых почитаемых богов в Древней Руси был Даждь-бог. Бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. Его имя переводилось, как ?бог жары?. Славяне называли его ?Солнце-царь?, ?Сын Сварогов?, символами его были золото и серебро. Интересна трактовка Даждь-бога, как древнейшей антологии с Христом. Языческий бог, так же как и христианский пророк, был дарителем благ для человека и изображался, на княжеских коронах. Он почитался как защитник, славяне называли себя детьми Даждь-бога.
Но кроме культа богов у древних славян мы можем найти и другие культы:
Священным деревом считался дуб. Константин Багрянородный повествует, как русы, плывущие на ?моноксилах? (ладьях) в Константинополь, добравшись до острова Хортица в низовье Днепра, совершают ?свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, втыкают они стрелы кругом, а другие кладут также кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай?. Любопытные находки, связанные с культом дуба, имеются у археологов: со дна Днепра и Десны были подняты стволы дубов, которые стояли на речных берегах и попали в воду, вероятнее всего, в результате подмыва. Радиоуглеродный анализ днепровского дуба показывает, что он упал в реку где то в середине VIII столетия. В верхнюю часть стволов (где расходились ветви) оказались вбитыми кабаньи клыки. Эти дубы с клыками, несомненно, являлись священными деревьями, возле которых происходили моления, как это было на острове Хортица.
Кабаньи клыки, вделанные в стволы священных деревьев, указывают еще на один пласт верований восточных славян ? культ животных. Кабан вепрь стоял в ряду почитаемых зверей. К числу священных животных относились также конь, медведь, козел, змея, утка, кукушка, ворон и др. Происхождение родовых и племенных групп связывалось с тем или иным животным. Люди искали у священных животных помощи и покровительства.
В глубокой древности, в эпоху родового строя, возник культ предков. Он строился на убеждении, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но в ином качестве. Умершие не порывали связи с живущими, которым они либо помогали, либо вредили. Покойники вредители ? это прежде всего принадлежащие к чужому роду или племени.
Предметом благоговения и почитания были ?чистые?, ?добрые? покойники ? прародители и родители мужского и женского пола. Они охраняли живущих родичей от бед, выступая в качестве заступников и покровителей перед внешним миром. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. Следы культа Чура, защищавшего живущих сородичей, находим в славянских языках. Восклицания ?Чур!?, ?Чур меня!?, ?Чур, это мое!? означали, по видимому, заклинание, призывание Чура на помощь.
Так что мы знаем о ?язычестве? славян? По сути ничего.
Христианство ? Крещение.
?Приходили ко мне болгары, говоря: ?Прими закон наш?. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя? Что же вы посоветуете, что ответите?? Бояре и старейшины здраво заметили: ?Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь и в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба, кто как служит богу? И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять?Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сидит и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали ? на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем здесь жить по старому? Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей?.
В 980 году была предпринята попытка превратить Киев в религиозное средоточие восточного славянства, для чего языческое капище с изваянием Перуна, располагавшееся в первоначально в черте городских укреплений, выноситься на новое место, доступное всем прибывшим в центр земли Русской. Согласно Повести временных лет, Владимир ?постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его средяну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и проважаху сыны свои и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмъ тъ?. Владимиром был создан целый пантеон богов. Само ?Постановление кумиров? - это идеологическая акция, с помощью которой киевской князь надеялся укрепить свою власть над союзными племенами. Перун предстал в окружение богов других племён, символизируя их единство. Столица полян тем самым объявлялась религиозным центром восточного славянства и, возможно других этических групп ? балтских, угро-финнских, иранских. (по А.Г.Кузьмин ?Принятие христианства на Руси и по И.Я. Фроянов ?Древняя Русь?).
Языческая ?реформа? Владимира оказалась неудачной, как и предшествующие ей попытки провозгласить Перуна верховым божеством всем славян. Сам Перунов культ приходилось навязывать, различным племенам и общинам. В результате чего, это вылилось в религиозное насилие над кривичами, словенами, радимичами, вытичами идр. Что и оборачивалось в антикиевские выступления. Так в 984 году Владимир воюет с радимичами. Наверное тогда поняв, что реформа имеющая цель сплотить, наоборот привела к раздорам и обострила отношения, Владимир понимает необходимость поисков новых средств для сплочения межплеменного союза, для утверждения власти полян и утверждения киевской верхушки. Что и привело к принятию христианства на земле Русской.
С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна ? к нему, даже поверженному, князь Владимир проявил уважение: идол был спущен в Днепр и его сопровождал эскорт из двенадцати дружинников в соответствии с одной из форм славянского погребения. Так свергнутый бог был похоронен, как умерший человек.
Привлекает внимание весьма красноречивое указание древнерусского летописца, создателя ?Повести временных лет?. Приведя версию о крещении князя Владимира в Корсуне, он замечал, что несведущие считают, будто Владимир крестился в Киеве, ?иные же говорят в Васильеве, а другие и по иному скажут?. Не было известно в точности, где крестили киевлян ? в Днепре или Почайне. Значит, прошло не более ста лет со времени крещения, а русские люди уже имели довольно смутное представление об этом событии. О чем это свидетельствует? Конечно же о том, что ?крещение Руси? не запечатлелось в памяти народной, будучи в сознании современников событием почти рядовым. (по И.Я. Фроянову ?Начала христианства на Руси?)
Эпоха христианства показала уникальный синтез язычества и новой религии. Они не столько боролись друг с другом сколько взаимодополнялись. Должно пройти время, чтобы христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна ? заменил Илья-Пророк, Велеса ? Николай Угодник, образ Даждь-бога соединился с образом Христа.
Но в тоже время, если верить Иоакимовской летописи, то христианство в некоторых областях приживалось с трудом. Так летопись описывает события в Новгороде, куда по приказу Владимира, ?пошёл Добрыня?. В городе созвали вече и решили не впускать не прошенных гостей в Новгород ?и не дати идолы опровергнути?. Путята и Добрыня хитростью взяли город и ?идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в речку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика?. Потом он ?посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению?. Тех же кто не хотел креститься, крестили насильно.
Существует множество версий почему князь Владимир принял именно христианство, что принесло христианство на Русь, какие последствия это имело. Но стоит ли об этом рассказывать и обсуждать ещё раз, если всё и так известно и входит в программу изучения учеников и студентов? Я думаю, не стоит.
Это отрывок из моего последнего доклада. Как раз на эту тему.