Uncia Uncia
Спорное решение. Особенно если учесть что основной ресурс в РТВ - население, из него нанимаются войска, от его численности зависит объем налогов (а налоги всегда дают больше чем с/х и торговля, даже Селевкидам, владеющим Садами и Колоссом удается только поднять доходы с них до уровня налогов, не больше).
Если учесть, что в ванильном РТВ базовая плодородность регионов такова, что города за 10 лет растут до нового уровня, то даже на огромных отрядах никогда не испытывал такой проблемы.
Ну и по доходам вы таки загнули. В ванильном РТВ (речь здесь как я понимаю о ваниле, в модах все по-разному) торговля, особенно морская - главный источник дохода, особенно на поздних этапах игры за развитые фракции. И момент с налогами - чтобы собирать много, нужно большое население, а если население большое и город не возле столицы, то получается так, что максимальные налоги не подымешь, а оставляешь на минимальных и денег собирают фиг да нифига. Порой город в 2000 рыл на максимальных налогах собирает этих налогов больше, чем беспокойный город в 20.000, где налоги не поднимешь. Вот так.
И все-равно торговля рулит. В прибрежных городах она начинается от 1000-1500 (второй уровень порта, любой рынок и наличие 2-3 торговых путей) и достигает 6000-7000 и более в отдельных городах (есть такая тема в этом же разделе - самый богатый город).
Uncia Uncia
Попробуйте сыграть с максимальной величиной отрядов, и не за Египет - складывается интереснейшая ситуация. В прямом смысле провинции обезлюдевают. В Европе так вообще за милую душу, несколько лет серьезной войны с крупными потерями - и не то что новые отряды нанять проблематично, а даже старые переподготовить нельзя, населения не хватает. Сначала садится на жопу продуктивность и налоговая база, а потом и армия начинает неуклонно таять... Large Town - так 6-7 warband нанял и привет, остается 400-500 человек всего, найм невозможен. А полный стек вычищает даже Minor City почти до дна, а ждать пока снова народятся людишки - ой как долго... Работорговля тоже не спасает.
1. Не нанимать отряды в городах с населением менее 2500.
2. Если есть возможность - в чрезмерно больших городах клепать крестов и перегонять в малонаселенные, выравнивая демографию и ускоряя общий рост.
3. Расселять губеров в малых городах и регулярно превращать захваченных в рабов.
4. Воевать так, чтобы было мало потерь (и это главное).
Вообщем не знаю, может вы в какой мод играете вроде SPQR или РС (где найм 0 ходов и постоянные мясные битвы), но в ваниле даже на огромных отрядах никогда не стояло такой проблемы, как нехватка населения. Скорее наоборот - всегда мешал избыток на поздних этапах игры.
Ну и путем простого математического подсчета - население 4000, рост ~4%, итого прирост 160рыл/ход. Итого если вы даже каждый ход будете нанимать в этом городе отряд в 160чел, то его население падать не будет. При этом 4% для ванили - это даже очень мало. Конечно, если вы играете за варваров, у которых отряды по 240, да города маленькие, да рост низкий то да, проблема может встать в полный рост. Но тогда - грабьте соседей по полной, уводя их в полон. Теоретически одного внезапного налета на Карфаген скажем за рабами (~8.000-12.000рыл) вам надолго хватит, если расселить эту ораву по своим городам.