Голосовал за Симадзу. В Сёгун 1 начал именно с этого клана: дважды был бит сразу, на третий - чуть позже, только вышел на "большую землю". И только в четвёртый как-то справился. Ностальгия
!?
Идея в следующем: есть время освоиться, и достаточно быстро и "безболезненно", на своём острове. Плюс раз - важные ресурсы (кони, кузница, ремёсла, мореходство (2), философия). Плюс два - бонус на основную ударную силу (особенно в гористой местности) - самураев с катанами. Плюс три - относительная близость торговых факторий.
Силён в потенциале клан Мори. Да, были времена!!! Два первых плюса, а также уникальное положение, позволяющее выбрать оптимальный вариант для экспансии, не опасаясь серьёзных игровых кланов в начале. Близко ресурс "железо" и продвинутых монахов-сохеев в собственной первоначальной провинции Аки можно отрядить! Опять же бонус - усиленный флот; чтоб топить "десант" противника так сказать - в "зародыше"
.