Александрович
Александрович
... С введением постоянных армий практика поменялась не сразу. Солдаты получали жалование, но экипировку покупали за свой счёт. К началу 18 века государство взяло на себя практически все функции по обеспечению армии. Иными словами забота о наличии оружия и экипировки, а значит и его производства легла на государство, что тодтверждаеи и наличие государственных оружейных заводов.
Я Вам об этом же и писал. Только Вы, почему-то, делаете из всего сказанного ложный вывод:
Цитата
... Государство создаёт инструмент для ведения войны если он оказывается не подходящим для услови, в которых применяется, значит это плохой инструмент.
На самом же деле государство, создав этот инструмент, должно поддерживать его в рабочем состоянии, чего Рейх полностью обеспечить не смог.
Александрович
Проблему сырья немцы неплохо решили двумя путями.
1) Захват других стран обеспечил Германию значительным притоком ресурсов...
Уже когда-то писал по этому поводу, повторю ещё раз. Приведённая Вами табличка - филькина грамота (без обид). Наши доблестные "истореги из ИМЛ" опять сели в лужу, дав данные о военно-промышленном
потенциале, т.е. не о том, что
реально добывали, а о том, что
в принципе могли добыть. Покажу на примере нефти.
Большая часть её добывалась, как известно, в Румынии, которая с конца 1940 г. стала союзником Германии. Вроде бы всё красиво: у румын есть нефть, они - союзники немцев. Следовательно, они поделятся нефтью (равно как и продовольствием) с немцами. А по факту: хрен вам, а не нефть!
В 1938 г. немцы получали из Румынии 2,8 млн. баррелей нефти (~ 382 тыс. тонн). В 1941 г. эта цифра была увеличена до 13 млн. баррелей (~ 1 млн. 773 тыс. тонн) и удерживалась приблизительно на этом уровне в 1942 и 1943 гг., что составляло, кстати говоря, около половины всей румынской добычи! Короче, немцы раззявили "варежку", а вышел полный облом!
И ведь проблема была не только в румынском производстве, но и в транспорте. Так, если до войны Румыния экспортировала нефть по трём каналам (каботажное плавание, Дунай, железные дороги), то с началом войны от каботажа пришлось отказаться по понятным причинам, а ж.д. транспорт оказался не в состоянии выполнить все возложенные на него задачи (по причине своего слабого развития) даже вкупе с речными перевозками.
Александрович
... 2) Развитая промышленность позволила немцам создавать синтетические заменители недостающих материалов. Возьмём тот же бензин. Практически всё авиационное топливо, 2/3 обычного бензина и половина дизельного топлива производилось из угля...
Даже если мы отбросим вопрос качества синтетического топлива (а вопрос-то далеко не маленький, каким кажется), то и тогда остаются проблемные моменты: обратите внимание в таблицах И. Куртукова на то, когда немцы вышли на более-менее нормальное производство "синтетики", - по авиационному бензину, например, это 1943 г.!
Александрович
... Для начала несколько замечаний.
1) Нацисты столь упорно не желали использовать женщин в производстве, что приняли в 1935 году закон о трудовой повинности, которой подлежали все Юноши и девушки 18 - 25 лет...
Что такое "все девушки в возрасте от 18 до 25 лет"? Это много или мало? Урланис, например, даёт такую структуру населения Германии по полу и возрасту (к сожалению, только на 1933 г.):
Т.е. даже на 1933 г. женщин в обозначенном Вами диапазоне должно было быть ~ 5 млн. чел., в то время как в возрасте даже 26 - 40 лет - не менее 7,5 - 8 млн. Т.о., имеем подтверждение моим словам о том, что не хотел Гитлер, чтобы немецкая женщина вставала за станок.
Александрович
... 2) На производстве столь сложного устройства как фау 2 немцы составляли 1/4 от всех рабочих. Остальные были военнопленными.
3) кроме остарбайтеров были весарбайтеры, военнопленные, вольнонаёмные иностранцы и люди работавшие на предприятиях в оккупированных. Одна фирма "Рено" чего стоит...
Собственно, Вы написали то, о чём я и сказал, разве что оговорив отдельно "вестарбайтеров" (признаться, я всех иностранных рабочих называю "остарбайтерами") и военнопленных (ну, их я не считаю в данном вопросе выделять отдельной строкой, т.к., если у первых ещё может быть стимул к работе (например, у действительных наёмников, а у не согнанных как скот жителей западных регионов СССР), то у военнопленных его чуть меньше, чем ноль).
Александрович
... Несмотря на отток рабочих из промышленности, и активное привлечение иностранцев на их места выпуск военной продукции растёт. Это при высокой сложности производства большинства образцов немецкого вооружения. Явное свидетельство возможности заменить иностранцами немцев ушедших на фронт, несмотря на их нелояльность.
И опять не соглашусь с Вашим выводом, т.к. данные из выложенных Вами таблиц свидетельствуют:
а) о росте выпуска продукции ВПК;
б) о продукции цивильных отраслей хозяйства ни слова, хотя доподлинно известно, что иностранные рабочие в больших масштабах направлялись в немецкое сельское хозяйство и передавались по несколько человек в качестве "работников за миску баланды" мелким немецким предпринимателям, сиречь людям, имевшим бизнес ну явно не военной сфере;
в) даже если мы абстрагируемся от такой "мелочи", как гражданский сектор экономики, то и тогда видим, что численность людей, занятых в германском хозяйстве существенно ниже уровня 1939 г., т.е. рост выпуска продукции ВПК следует объяснять не лояльностью иностранных рабочих и военнопленных нацистским властям и не их, рабочих, заинтересованностью в результатах своего труда, а организацией производства, т.е. тем, чем немцы всегда были сильны.
Александрович
Из вышеизложенного видно, что ушедших на фронт с успехом заменили иностранцы...
Ну, из написанного мной выше Вы уже поняли, что я не согласен с этим выводом, и, надеюсь, мне удалось достаточно аргументировать свою позицию.