По поводу расстрела Бинга.
Не знаю, какой идиот впервые озвучил версию о том, чтоб Бинг не решился вступить в сражение, поскольку сломал бы линию, и за это был расстрелял, но в принципе история эта очень проста.
Прежде всего - ошиблось Адмиралтейство, послав Бинга с 13 кораблями в Средиземное море, и оставив против Бреста (в котором находились все 4 французских корабля) аж 25 линкоров. ? Часто английские историки сетуют, что эскадру, следующую в Средиземное море, нечем было усилить. Это совершенно не так. Еще 20 января 1756 года адмирал Осборн с 13 линкорами вышел в море и взял курс на юг – сопроводить торговые суда, но в Бискайском заливе отпустил конвой и вернулся в Англию. В марте 2 корабля и 3 фрегата были выдвинуты к Барфлеру для атаки французского коммерческого караван, 2 линкора отправили в Вест-Индию, 2 – в Северную Америку, 2 – к Шербуру, а еще 45 фрегатов и шлюпов отрядили на охрану «узких морей» («Narrow Seas» - проливы, отделяющие Великобританию от Европы и от Ирландии). Вся эта орава охраняла подходы, по сути, к второстепенным портам. В это же время в доках чинилось множество линкоров и фрегатов, экипажи которых просто болтались на суше без дела. То есть при желании можно было укомплектовать команды Бинга гораздо раньше и усилить его кораблями. Этим пытался заняться герцог Камберлендский, но его попытки были полностью проигнорированы Адмиралтейством. Когда Бинг вышел в море (с неполными экипажами, которые должен был пополнить в Гибралтаре морпехами), в Портсмуте стояли на рейде боеготовые 90-пушечный «Принс», 80-пушечный «Принс Джордж», 74-пушечный «Инвизибл», «Торбэй», 64-пушечные «Монмут», «Ярмут», «Эссекс», «Нассау», «Принс Фредерик», 60-пушечные «Ноттингем», «Принцесс Аугуста», и «Энсон». В гавани вооружались 90-пушечные «Ройял Энн», «Дюк», 80-пушечный «Барфлер», 64-пушечные «Свитшур», «Бедфорд», «Элизабет», 50-пушечные «Бристоль», «Колчестер», 40-пушечный фрегат «Ромли», 20-пушечные «Грэйхаунд», «Гибралтар», «Найнтигаль» и «Юникорн». Почти все (кроме последних четырех) они были полностью укомплектованы экипажами.
В самом бою Бинг допустил ошибки, поскольку думал, что противник будет действовать так как он запланировал, но противник - какая гадость! - действовал сообразно ситуации, в результате линия Бинга просто проскочила линию французов, поэтому Бинг приказал последовательно поворачивать на врага (что противоречило линейной тактике) под почти прямым углом. Изначально шестой в линии 64-пушечный «Ривендж» зачем-то во время поворота решил обойти с наветра шедший перед ним потерявший фор-стеньгу 64-пушечный «Интрепид» (тогда как согласно «Инструкциям для похода и боя» должен был занять место выбывшего из линии корабля и продолжать маневр), но неожиданно потерял ветер и заштилел. Эти два корабля организовали «пробку» - следующие два корабля английской линии - «Принсесс Луиза» и «Трайдент» - имели два варианта: либо обойти потерявшие ветер корабли на ветре, попав при этом под огонь всей французской линии, либо обогнуть их под ветром, но для этого пришлось бы сделать большой крюк. Оба выбрали второй вариант. Тем временем к сутолоке и дыму подходил флагманский 90-пушечный «Рамиллиес». Увидев два сцепившихся корабля и обходящие их линкоры, Бинг подумал, что французы смогли выйти на ветер и открыл огонь, правда с большой дистанции. Лишь на пятом залпе командир морских пехотинцев лорд Берти крикнул Бингу: «Прекратите огонь! Мы стреляем по «Трайденту»! Я узнал его по красному корпусу!» «Рамилиес», вклинившийся между кораблями, оказался в «коробочке»: перед ним стоял «Интрепид», слева – «Ривендж», справа – «Принсесс Луиза» и «Трайдент». Надо было как-то выбираться. Бинг приказал «Ривенджу» вернуться в строй, а фрегату «Честерфилд» вывести из линии «Интрепид». Эти маневры заняли 45 минут, арьергард французов пытался атаковать сгрудившиеся британские линкоры, но так робко, что один 74-пушечный «Каллоден» смог отогнать их. Весь бой уже продолжался 3 часа.
Собственно из-за капитанов трех английских кораблей в бое принял участие только авангард Веста, остальные просто не дошли. Пока Бинг распутывался с "пробкой на МКАД", французы просто сбежали.
Между тем Бинг созвал совет морских и армейских офицеров, который единогласно пришел к следующему решению:
1).Новая атака французского флота ничего не даст для облегчения положения Порт-Магона.
2). Если бы французского флота вообще не было, один флот без помощи армии снять осаду не сможет.
3). Если с эскадрой Бинга что-либо случится, Гибралтар может оказаться в опасности.
4). Атака, учитывая нынешнее состояние флота, создает опасность для Гибралтара.
5). Самое лучшее – вернуться в Гибралтар.
19 июня Бинг вернулся в Гибралтар, где уже находился прибывший туда 15 июня контр-адмирал Бродрик с 80-пушечным «Принс Джордж», 64-пушечные «Ипсвич», «Нассау», «Хэмптон Корт» и 50-пушечный «Исиз». Корабли начали исправлять повреждения, запасаться водой и т.д., предполагая вновь идти к Менорке, но 3 июля на 50-пушечном «Антелоуп» в Гибралтар прибыли вице-адмирал Хок и контр-адмирал Сондерс, имевшие приказ сменить Бинга и Веста (а также и их флаг-капитанов). 9 июля они отправились домой на «Антелоуп», куда прибыли 26 июля.
По итогам боя в Англии состоялся суд над Джоном Бингом. На трибунале капитаны и офицеры с «Интрепида», «Ривенджа» утверждали, что никоим образом не мешали Бингу и другим кораблям сблизиться с французами, и что адмирал задержался перед ними по своей собственной инициативе. Кэптены авангарда говорили, что центр и арьергард Бинга по какой-то причине не поддержали их атаку. Командир «Каллодена» заявил, что если бы они атаковали французов, то «взяли бы все их корабли до одного» (!). Командир «Рамиллиеса» спасая свою жизнь сообщил суду, что адмирал отстранил его от командования и сам во время боя отдавал приказы кораблю. Лишь главный канонир флагмана утверждал, что путь «Рамиллиесу» преградил «Интрепид», что не позволило кораблю спуститься на французов, но к его мнению не прислушались, поскольку посчитали, что он с гон-дека не мог наблюдать полной картины боя. В судебном решении трибунал отметил, что Бинг подпадает под следующий раздел статьи 12 «Боевых инструкций», в котором сказано: «Достоин смерти тот командир, который... не предпримет все от него зависящее, чтобы взять или уничтожить каждое судно, с которым он должен был сражаться и помогать и облегчать положение каждому судну Его Величества, которое будет в этом нуждаться».
Поскольку указанная статья предписывала смерть без какой-либо альтернативы путем расстрела на борту того корабля, который укажут лорды Адмиралтейства, то, принимая во внимания показания кэптенов (а по свидетельствам офицеров, находившихся во время боя 20 мая около адмирала, они не заметили какой-либо робости или свидетельств страха или замешательства, он отдавал приказания четко и хладнокровно, и у него не было недостатка в личной храбрости), суд отрицал, что неверный образ действий Бинга имел причиной трусость либо нелояльность и единодушно полагал рекомендовать его в качестве «объекта, достойного королевского милосердия». Тем не менее Бингу отказали в помиловании (прежде всего благодаря усилиям Энсона и других лордов Адмиралтейства, которые и допустили основную ошибку), и 14 марта 1757 года Джон Бинг был расстрелян на шканцах линейного корабля «Монарк».
Не знаю, какой идиот впервые озвучил версию о том, чтоб Бинг не решился вступить в сражение, поскольку сломал бы линию, и за это был расстрелял, но в принципе история эта очень проста.
Прежде всего - ошиблось Адмиралтейство, послав Бинга с 13 кораблями в Средиземное море, и оставив против Бреста (в котором находились все 4 французских корабля) аж 25 линкоров. ? Часто английские историки сетуют, что эскадру, следующую в Средиземное море, нечем было усилить. Это совершенно не так. Еще 20 января 1756 года адмирал Осборн с 13 линкорами вышел в море и взял курс на юг – сопроводить торговые суда, но в Бискайском заливе отпустил конвой и вернулся в Англию. В марте 2 корабля и 3 фрегата были выдвинуты к Барфлеру для атаки французского коммерческого караван, 2 линкора отправили в Вест-Индию, 2 – в Северную Америку, 2 – к Шербуру, а еще 45 фрегатов и шлюпов отрядили на охрану «узких морей» («Narrow Seas» - проливы, отделяющие Великобританию от Европы и от Ирландии). Вся эта орава охраняла подходы, по сути, к второстепенным портам. В это же время в доках чинилось множество линкоров и фрегатов, экипажи которых просто болтались на суше без дела. То есть при желании можно было укомплектовать команды Бинга гораздо раньше и усилить его кораблями. Этим пытался заняться герцог Камберлендский, но его попытки были полностью проигнорированы Адмиралтейством. Когда Бинг вышел в море (с неполными экипажами, которые должен был пополнить в Гибралтаре морпехами), в Портсмуте стояли на рейде боеготовые 90-пушечный «Принс», 80-пушечный «Принс Джордж», 74-пушечный «Инвизибл», «Торбэй», 64-пушечные «Монмут», «Ярмут», «Эссекс», «Нассау», «Принс Фредерик», 60-пушечные «Ноттингем», «Принцесс Аугуста», и «Энсон». В гавани вооружались 90-пушечные «Ройял Энн», «Дюк», 80-пушечный «Барфлер», 64-пушечные «Свитшур», «Бедфорд», «Элизабет», 50-пушечные «Бристоль», «Колчестер», 40-пушечный фрегат «Ромли», 20-пушечные «Грэйхаунд», «Гибралтар», «Найнтигаль» и «Юникорн». Почти все (кроме последних четырех) они были полностью укомплектованы экипажами.
В самом бою Бинг допустил ошибки, поскольку думал, что противник будет действовать так как он запланировал, но противник - какая гадость! - действовал сообразно ситуации, в результате линия Бинга просто проскочила линию французов, поэтому Бинг приказал последовательно поворачивать на врага (что противоречило линейной тактике) под почти прямым углом. Изначально шестой в линии 64-пушечный «Ривендж» зачем-то во время поворота решил обойти с наветра шедший перед ним потерявший фор-стеньгу 64-пушечный «Интрепид» (тогда как согласно «Инструкциям для похода и боя» должен был занять место выбывшего из линии корабля и продолжать маневр), но неожиданно потерял ветер и заштилел. Эти два корабля организовали «пробку» - следующие два корабля английской линии - «Принсесс Луиза» и «Трайдент» - имели два варианта: либо обойти потерявшие ветер корабли на ветре, попав при этом под огонь всей французской линии, либо обогнуть их под ветром, но для этого пришлось бы сделать большой крюк. Оба выбрали второй вариант. Тем временем к сутолоке и дыму подходил флагманский 90-пушечный «Рамиллиес». Увидев два сцепившихся корабля и обходящие их линкоры, Бинг подумал, что французы смогли выйти на ветер и открыл огонь, правда с большой дистанции. Лишь на пятом залпе командир морских пехотинцев лорд Берти крикнул Бингу: «Прекратите огонь! Мы стреляем по «Трайденту»! Я узнал его по красному корпусу!» «Рамилиес», вклинившийся между кораблями, оказался в «коробочке»: перед ним стоял «Интрепид», слева – «Ривендж», справа – «Принсесс Луиза» и «Трайдент». Надо было как-то выбираться. Бинг приказал «Ривенджу» вернуться в строй, а фрегату «Честерфилд» вывести из линии «Интрепид». Эти маневры заняли 45 минут, арьергард французов пытался атаковать сгрудившиеся британские линкоры, но так робко, что один 74-пушечный «Каллоден» смог отогнать их. Весь бой уже продолжался 3 часа.
Собственно из-за капитанов трех английских кораблей в бое принял участие только авангард Веста, остальные просто не дошли. Пока Бинг распутывался с "пробкой на МКАД", французы просто сбежали.
Между тем Бинг созвал совет морских и армейских офицеров, который единогласно пришел к следующему решению:
1).Новая атака французского флота ничего не даст для облегчения положения Порт-Магона.
2). Если бы французского флота вообще не было, один флот без помощи армии снять осаду не сможет.
3). Если с эскадрой Бинга что-либо случится, Гибралтар может оказаться в опасности.
4). Атака, учитывая нынешнее состояние флота, создает опасность для Гибралтара.
5). Самое лучшее – вернуться в Гибралтар.
19 июня Бинг вернулся в Гибралтар, где уже находился прибывший туда 15 июня контр-адмирал Бродрик с 80-пушечным «Принс Джордж», 64-пушечные «Ипсвич», «Нассау», «Хэмптон Корт» и 50-пушечный «Исиз». Корабли начали исправлять повреждения, запасаться водой и т.д., предполагая вновь идти к Менорке, но 3 июля на 50-пушечном «Антелоуп» в Гибралтар прибыли вице-адмирал Хок и контр-адмирал Сондерс, имевшие приказ сменить Бинга и Веста (а также и их флаг-капитанов). 9 июля они отправились домой на «Антелоуп», куда прибыли 26 июля.
По итогам боя в Англии состоялся суд над Джоном Бингом. На трибунале капитаны и офицеры с «Интрепида», «Ривенджа» утверждали, что никоим образом не мешали Бингу и другим кораблям сблизиться с французами, и что адмирал задержался перед ними по своей собственной инициативе. Кэптены авангарда говорили, что центр и арьергард Бинга по какой-то причине не поддержали их атаку. Командир «Каллодена» заявил, что если бы они атаковали французов, то «взяли бы все их корабли до одного» (!). Командир «Рамиллиеса» спасая свою жизнь сообщил суду, что адмирал отстранил его от командования и сам во время боя отдавал приказы кораблю. Лишь главный канонир флагмана утверждал, что путь «Рамиллиесу» преградил «Интрепид», что не позволило кораблю спуститься на французов, но к его мнению не прислушались, поскольку посчитали, что он с гон-дека не мог наблюдать полной картины боя. В судебном решении трибунал отметил, что Бинг подпадает под следующий раздел статьи 12 «Боевых инструкций», в котором сказано: «Достоин смерти тот командир, который... не предпримет все от него зависящее, чтобы взять или уничтожить каждое судно, с которым он должен был сражаться и помогать и облегчать положение каждому судну Его Величества, которое будет в этом нуждаться».
Поскольку указанная статья предписывала смерть без какой-либо альтернативы путем расстрела на борту того корабля, который укажут лорды Адмиралтейства, то, принимая во внимания показания кэптенов (а по свидетельствам офицеров, находившихся во время боя 20 мая около адмирала, они не заметили какой-либо робости или свидетельств страха или замешательства, он отдавал приказания четко и хладнокровно, и у него не было недостатка в личной храбрости), суд отрицал, что неверный образ действий Бинга имел причиной трусость либо нелояльность и единодушно полагал рекомендовать его в качестве «объекта, достойного королевского милосердия». Тем не менее Бингу отказали в помиловании (прежде всего благодаря усилиям Энсона и других лордов Адмиралтейства, которые и допустили основную ошибку), и 14 марта 1757 года Джон Бинг был расстрелян на шканцах линейного корабля «Монарк».