Спойлер (раскрыть)
Список включает лишь некоторые материалы, использованные при подготовке книги. Более или менее исчерпывающим образом публикации по теме отражены в библиографических пособиях и обзорах, например:
Atiya A.S. The Crusade: Historiography and Bibliography. Bloomington, 1962.
Воеhm L. Die Kreuzziige in bibliographischer und historiographischer Sicht. — «Historischo Jahrbuch». 81, 1962.
Сardini F. Gli studi sulle crociate dal 1945 al oggi. — «Rivista storica italiana». 1968, fasc. I.
Мауеr Н.Е. Bibliographic zur Geschichte der Kreuzzuge. 2-te Aufl. Stuttgart, 1965.
Мауег Н.Е. Literatur-bericht liber die Geschichte der Kreuzzuge. Veroffentlichungen 1958–1967. — «Historische Zeitschrift», Sonderheft 3. Muncben, 1969.
Произведения основоположников марксизма-ленинизма:
Маркс К. Хронологические выписки. — Архив Маркса и Энгельса. Т. 5. М, 1936.
Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту от 12 марта 1895 г. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 31.
Ленин В. И. О государстве. — Полное собрание сочинений. Т. 39.
Источники, и литература:
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М. — Л., 1964.
Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская хронография XI — XIII вв.). М. 1966.
Заборов М. А. Историография крестовых походов (литература XV — XIX вв.). М. 1971.
Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М. 1977.
История Византии. Т. 1–3. М. 1967.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л. 1955.
Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского государства. Ереван. 1952.
Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. — «Библиотека всемирной литературы». Серия 1. Т. 23. М. 1974.
Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М. 1966.
Семенова Л. А. Из истории фатимидского Египта. Очерки и материалы. М. 1974.
Соколов Н.П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов. 1963.
Удальцова 3.В. Советское византиноведение за 50 лет. М. 1969.
Юзбашян К.Н. Классовая борьба в Византии в 1180–1204 гг. и Четвертый крестовый поход. Ереван, 1957.
Примов Б. Жофроа дьо Вилардуен, четвъртият кръстоносен поход и България. София. 1949.
Alphandery P. La chretiente et I'idee de croisade. Ed. Dunront A. Vol. 1–2. P. 1954–1959.
Atiya A.S. Crusade. Commerce and Culture. Bloomington, 1962.
Ben-Ami A. Social Change in a Hostil Environnement. The Crusader's Kingdom of Jerusalem Princeton. 1969.
Вezzоla G.A. Die Mongolen in adendlandischer Sicht (1220–1270). В. 1974.
Bongars J. Gesta Dei per Francos. Hannoviae. 1611.
Вrundage J.A. The Crusades. A Documentary Survey. Milwaukee. 1962.
Bulst-Thiele М.L. Sacrae domus mi:itiae templi hierosolymitani magi-stri. Untersuchungen zur Geschichte des Tempelordens 1118/1119–1314 Gottinsen. 1974.
Сahen С. La Syrie du Nord a 1'epoque des croisades et la principaute fran-que d'Antioche. P. 1940.
Carile A. Per una storia dell'Impero latino di Costantinopoli (1204–1261). Bologna. 1972.
Chroust A. Quellen zur Geschichte des Kreuzzuges Kaiser Friedrich I Zurich-Berlin (West). 1964. (Reprint 1928).
Crusades and other historical Essays presented to Dana C. Munro by his former Students. Ed. by Paetow L.J. Preeport (New York). 1968. (Reprint 1928).
DonovanJ.P. Pelagius and the Fifth Crusade. Philadelphia — London. 1950.
Dubу G. Hommes et structures du Moyen ape. Recuell d'articles. P. 1973.
Duggan A. The Story of the Crusades. 1097–1297. N. Y. 1964.
Ebersolt J. Orient et 1'Occident. Recherches sur les influences byzantines en Prance avant et pendant les Croisades. P. 1952.
Elisseeff N. Nur ad-Din, un grand prince musulman de Syrie au temps des croisades. Vol. 1–3. Damas. 1967.
ErbstosserM. Die Kreuzzuge. Leipzig. 1976.
Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Stuttgart. 1955.
Fedden R. Crusader Castles. A Brief Study in the Military Architecture of the Crusades. L. 1950.
Finke 1 G. Journey to Jorsala. Sydney. 1969.
Frolow A. Recherches sur la deviation de la quatrieme croisade vers Constantinople. P. 1955.
Gabrieli F. Storici arabi delle crociate. Torino. 1957.
Geschichte der Araber. Hrsg. von Lathman. 2 Bde. В. 1971.
Gottschalk H.L. Al-Malik al-Kamil von Egypten und seine Zeit Wiesbaden. 1958.
GramadaJ. Cruciadele. Bucuresti. 1961.
Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jerusalem Vol. 1–3. P. 1934–1936.
Hagender О., Haidacher A. (ed.). Die Register Innocenz III Bd 1-Texte. Graz — Koln. 1964.
Hagenmeyer H. Die Kreuzzugsbriefe aus den Jahren 1088–1100. Innsbruck. 1901.
Heer F. Kreuzzuge — gestern, heute, morgen? — Luzern — Frankfurt a. M. 1969.
He11enkemper H. Burgen der Kreuzritterzeit in der Grafschaft Edessa und im Konigreich Kleinarmenien. Studien zur historischen Siedlungs-geographie Siidost-Kleinasiens. Bonn. 1976.
Hill G.A. History of Cyprus. Vol. 1-4. Cambridge. 1940–1952.
Hill J.H., Hill L.L. Raimond IV de Saint Gilles.1041 (ou 1042) — 1105 Toulouse. 1959.
Hind1eу G. Saladin. N. Y. 1976.
A History of the Crusades. Ed. by Setton K. M. Vol. 1-4. Philadelphia — Madison. 1955–1977.
Hоpf Ch. Chroniques greco-romqnes. В. 1873.
Hrochova V., Hroch M. Krzzaci v Levante. Praha. 1975.
I1ing G. Kreuzzugswahn in Vergangenheit und Gegenwart. В. 1964.
Irmscher I. Die weltgeschichtliche Beduulung des Byzantinisuhen Reiches. В. 1969.
Islam und Abendland. Geschichte und Gegenwart. Bern — Frankfurt a. M. 1976.
Jefferey G. Cyprus under an English King in the Twelfth Century. The Adventure of Richard I and the Crowning of his Queen in the Island. L. 1973.
The Jews and the Crusaders. The Hebrew Chronicles of the First and Second Crusades. Transl. and ed, by Eidelberg Sh. Madison, 1977.
Die Kreuzzuge in Augenzeugenberichten. Hrsg. und eingeleit. von Pernoud R. Miinchen. 1975.
Knосh P. Studien zu Albert von Aachen. Der erste Kreuzzug in der deutschen Chronistik. Stuttgart, 1966.
Kraemer I. Der Sturz des Konigreiches Jerusalem 583/1187 in der Darstellung des Imad ad-Din al-Katib al-Isfahani. Wiesbaden. 1952.
The Latin Conqueste of Constantinople. Ed. by Queller D.E. N. Y., 1971.
Lettres de Jaque de Vitry (1160/1170–1240), eveque de SainlrJean-d'Acre. Ed. Huygens R.B.C. Leiden, 1960.
Longnon J. L'empire latin de Constantinople et la principaute de Moree. P. 1949.
Luders A. Die Kreuzzuge im Urteil syrischer und armenischer Quellen. В. 1964.
McMahon R. The Story of Hospitallers of St. John of God. Westminster. 1959.
Mауer H.E. Bistiimer, Kloster und Stifte im Konigreich Jerusalem. (Schriften der Monumenta Germaniae Historica. Bd. 26). Stuttgart. 1977.
Mауer H.E. Geschichte der Kreuzzuge. Stuttgart. 1965.
Mayer H.E. Das Itinerarium peregrinorum. Eine zeitgenossische englische Chronik zum dritten Krouzzug in urspruglicher Gestalt. Stuttgart. 1962.
Mundо Lo S. de Cruzadas en Byzancio. La cuarta cruzada a la luz de las fuentes latinas у orientales. Buenos Aires. 1957.
Nicholson R.L. Joscelyn III and the Fall of the Crusader States, 1134–1199. Leiden. 1973.
North A. Heiliger Krieg und Heiliger Kainpf in Islam und Christentum. Beitrage zur Vorgeschichte und Geschichte der Krouzziige. Bonn, 1966.
Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. Sammelte Aufsatze zur Geschichte der byzantinisch-abendlandischen Beziehungen und das Kaisertums. Darmstadt. 1958.
Oldenburg Z. Les croisades. P. 1965.
Ostrogorski G. Geschichto des byzantinischen Staates. 31 Aufl. Munchen. 1963.
Pernoud B. Les tompliors. P. 1974.
Prawer J. Histoire du royaume latin de Jerusalem. Vol. 1-2. P. 1969–1970.
Prawer J. Die Welt der Krcuzfahrer. Wiesbaden. 1975.
Purcell M. Papal Crusading Policy 1244–1291. L. 1975.
Recueil des Historions dos Croisades. Vol. 1–17. P. 1841-1906.
Relations between East and West in the Middle Ages. Ed. by Barker D. Edinburgh. 1973.
Riant P. Exuviae sacrao Constantinopolitanao. Vol. 1–2. Gcnevae. 1877.
Richard J. Le royaume latin de Jerusalem. P. 1953.
Riley-Smith J. The Feudal Nobility and the Kingdom of Jerusalem, 1174–1277. Hamden. 1973.
Riley-Smith J. The Knight of St. John in Jerusalem and Cyprus c. 1050–1310. N. Y. 1967.
Riley-Smith J. What were the crusades? L. 1977.
Rohricht R. Quinti belli sacri scriptores minores. P. 1879.
Roscher H. Papst Innocenz III und die Kreuzziige. Gottingen. 1969.
Rousset P. Histoire des croisades. P. 1957.
Runciman St. A History of the Crusades. Vol. 1–3. Cambridge. 1951–1954.
Setton К. M. The Papacy and the Levant (1204–1571). Vol. 1. The Thirteenth and Fourteenth Centuries. Philadelphia. 1976.
Simon H. Die Entwicklung der arabischen Welt im Mittelalter und ihre kulturelle Bedeutung. В. 1968.
Skladankowa M., Skladankow B. Wyprawy krzyzowe. Warszawa. 1968.
Smail R.C. The Crusaders in Syria and the Holy Land. N. Y. — Wash. 1973.
Smail R.C. The Crusading Warfare (1097–1193). A Contribution to Medieval Military History. Cambridge. 1956.
Sуvan E. L'lslam et la croisade. Ideologic et propagande dans les reactions musulmanes aux croisades. P. 1968.
Tillmann H. Papst Innocenz III. Bonn. 1954.
Tafel G.L.F., Thomas O.M. Urkunden zur alteren Handcls-und Staats-geschichte der Republik Venpdig mit besonderer Beziehung auf Byzanz und die Levante. 1. Th. (814–1205). Amsterdam. 1964 (Reprint 1856).
Trоор Р. Criticism of the Crusade. A Study of Public Opinion and crusades Propaganda. Amsterdam. 1940.
Venozia dalla prima crociate alia conquista di Costantinopoli del 1204 Firenze. 1965.
Villeу M. La croisade. Essai sur la formation d'une theorie juridique. P. 1942.
Waas A. Geschichte der Kreuzzuge. 2. Bde. Freiburg. 1956.
Waeger G. Gottfried von Bouillon in dcr Historiographie. Zurich. 1969.
Wentzlaff-Eggebert F.W. Kreuzzugsdichtung des Mittelaltcrs. Studien zu ihrer geschichtlichen und dichterischen Wirklichkeit. Berlin. (West). 1960.
Willemart P. Les croisades. Mythe et realite de la guerre sainte. P. 1972.
Williams J. Les croisades, apogee do la chevalerie. P. 1963.
Wоllschlager H. Die bewaffnete Wallfahrton gen Jerusalem. Geschichte der Kreuzziige. Zurich. 1974.
Zollner W. Geschichte der Kreuzzuge. В. 1977.
Atiya A.S. The Crusade: Historiography and Bibliography. Bloomington, 1962.
Воеhm L. Die Kreuzziige in bibliographischer und historiographischer Sicht. — «Historischo Jahrbuch». 81, 1962.
Сardini F. Gli studi sulle crociate dal 1945 al oggi. — «Rivista storica italiana». 1968, fasc. I.
Мауеr Н.Е. Bibliographic zur Geschichte der Kreuzzuge. 2-te Aufl. Stuttgart, 1965.
Мауег Н.Е. Literatur-bericht liber die Geschichte der Kreuzzuge. Veroffentlichungen 1958–1967. — «Historische Zeitschrift», Sonderheft 3. Muncben, 1969.
Произведения основоположников марксизма-ленинизма:
Маркс К. Хронологические выписки. — Архив Маркса и Энгельса. Т. 5. М, 1936.
Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту от 12 марта 1895 г. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 31.
Ленин В. И. О государстве. — Полное собрание сочинений. Т. 39.
Источники, и литература:
Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М. — Л., 1964.
Заборов М.А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская хронография XI — XIII вв.). М. 1966.
Заборов М. А. Историография крестовых походов (литература XV — XIX вв.). М. 1971.
Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М. 1977.
История Византии. Т. 1–3. М. 1967.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л. 1955.
Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского государства. Ереван. 1952.
Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. — «Библиотека всемирной литературы». Серия 1. Т. 23. М. 1974.
Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М. 1966.
Семенова Л. А. Из истории фатимидского Египта. Очерки и материалы. М. 1974.
Соколов Н.П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов. 1963.
Удальцова 3.В. Советское византиноведение за 50 лет. М. 1969.
Юзбашян К.Н. Классовая борьба в Византии в 1180–1204 гг. и Четвертый крестовый поход. Ереван, 1957.
Примов Б. Жофроа дьо Вилардуен, четвъртият кръстоносен поход и България. София. 1949.
Alphandery P. La chretiente et I'idee de croisade. Ed. Dunront A. Vol. 1–2. P. 1954–1959.
Atiya A.S. Crusade. Commerce and Culture. Bloomington, 1962.
Ben-Ami A. Social Change in a Hostil Environnement. The Crusader's Kingdom of Jerusalem Princeton. 1969.
Вezzоla G.A. Die Mongolen in adendlandischer Sicht (1220–1270). В. 1974.
Bongars J. Gesta Dei per Francos. Hannoviae. 1611.
Вrundage J.A. The Crusades. A Documentary Survey. Milwaukee. 1962.
Bulst-Thiele М.L. Sacrae domus mi:itiae templi hierosolymitani magi-stri. Untersuchungen zur Geschichte des Tempelordens 1118/1119–1314 Gottinsen. 1974.
Сahen С. La Syrie du Nord a 1'epoque des croisades et la principaute fran-que d'Antioche. P. 1940.
Carile A. Per una storia dell'Impero latino di Costantinopoli (1204–1261). Bologna. 1972.
Chroust A. Quellen zur Geschichte des Kreuzzuges Kaiser Friedrich I Zurich-Berlin (West). 1964. (Reprint 1928).
Crusades and other historical Essays presented to Dana C. Munro by his former Students. Ed. by Paetow L.J. Preeport (New York). 1968. (Reprint 1928).
DonovanJ.P. Pelagius and the Fifth Crusade. Philadelphia — London. 1950.
Dubу G. Hommes et structures du Moyen ape. Recuell d'articles. P. 1973.
Duggan A. The Story of the Crusades. 1097–1297. N. Y. 1964.
Ebersolt J. Orient et 1'Occident. Recherches sur les influences byzantines en Prance avant et pendant les Croisades. P. 1952.
Elisseeff N. Nur ad-Din, un grand prince musulman de Syrie au temps des croisades. Vol. 1–3. Damas. 1967.
ErbstosserM. Die Kreuzzuge. Leipzig. 1976.
Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Stuttgart. 1955.
Fedden R. Crusader Castles. A Brief Study in the Military Architecture of the Crusades. L. 1950.
Finke 1 G. Journey to Jorsala. Sydney. 1969.
Frolow A. Recherches sur la deviation de la quatrieme croisade vers Constantinople. P. 1955.
Gabrieli F. Storici arabi delle crociate. Torino. 1957.
Geschichte der Araber. Hrsg. von Lathman. 2 Bde. В. 1971.
Gottschalk H.L. Al-Malik al-Kamil von Egypten und seine Zeit Wiesbaden. 1958.
GramadaJ. Cruciadele. Bucuresti. 1961.
Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jerusalem Vol. 1–3. P. 1934–1936.
Hagender О., Haidacher A. (ed.). Die Register Innocenz III Bd 1-Texte. Graz — Koln. 1964.
Hagenmeyer H. Die Kreuzzugsbriefe aus den Jahren 1088–1100. Innsbruck. 1901.
Heer F. Kreuzzuge — gestern, heute, morgen? — Luzern — Frankfurt a. M. 1969.
He11enkemper H. Burgen der Kreuzritterzeit in der Grafschaft Edessa und im Konigreich Kleinarmenien. Studien zur historischen Siedlungs-geographie Siidost-Kleinasiens. Bonn. 1976.
Hill G.A. History of Cyprus. Vol. 1-4. Cambridge. 1940–1952.
Hill J.H., Hill L.L. Raimond IV de Saint Gilles.1041 (ou 1042) — 1105 Toulouse. 1959.
Hind1eу G. Saladin. N. Y. 1976.
A History of the Crusades. Ed. by Setton K. M. Vol. 1-4. Philadelphia — Madison. 1955–1977.
Hоpf Ch. Chroniques greco-romqnes. В. 1873.
Hrochova V., Hroch M. Krzzaci v Levante. Praha. 1975.
I1ing G. Kreuzzugswahn in Vergangenheit und Gegenwart. В. 1964.
Irmscher I. Die weltgeschichtliche Beduulung des Byzantinisuhen Reiches. В. 1969.
Islam und Abendland. Geschichte und Gegenwart. Bern — Frankfurt a. M. 1976.
Jefferey G. Cyprus under an English King in the Twelfth Century. The Adventure of Richard I and the Crowning of his Queen in the Island. L. 1973.
The Jews and the Crusaders. The Hebrew Chronicles of the First and Second Crusades. Transl. and ed, by Eidelberg Sh. Madison, 1977.
Die Kreuzzuge in Augenzeugenberichten. Hrsg. und eingeleit. von Pernoud R. Miinchen. 1975.
Knосh P. Studien zu Albert von Aachen. Der erste Kreuzzug in der deutschen Chronistik. Stuttgart, 1966.
Kraemer I. Der Sturz des Konigreiches Jerusalem 583/1187 in der Darstellung des Imad ad-Din al-Katib al-Isfahani. Wiesbaden. 1952.
The Latin Conqueste of Constantinople. Ed. by Queller D.E. N. Y., 1971.
Lettres de Jaque de Vitry (1160/1170–1240), eveque de SainlrJean-d'Acre. Ed. Huygens R.B.C. Leiden, 1960.
Longnon J. L'empire latin de Constantinople et la principaute de Moree. P. 1949.
Luders A. Die Kreuzzuge im Urteil syrischer und armenischer Quellen. В. 1964.
McMahon R. The Story of Hospitallers of St. John of God. Westminster. 1959.
Mауer H.E. Bistiimer, Kloster und Stifte im Konigreich Jerusalem. (Schriften der Monumenta Germaniae Historica. Bd. 26). Stuttgart. 1977.
Mауer H.E. Geschichte der Kreuzzuge. Stuttgart. 1965.
Mayer H.E. Das Itinerarium peregrinorum. Eine zeitgenossische englische Chronik zum dritten Krouzzug in urspruglicher Gestalt. Stuttgart. 1962.
Mundо Lo S. de Cruzadas en Byzancio. La cuarta cruzada a la luz de las fuentes latinas у orientales. Buenos Aires. 1957.
Nicholson R.L. Joscelyn III and the Fall of the Crusader States, 1134–1199. Leiden. 1973.
North A. Heiliger Krieg und Heiliger Kainpf in Islam und Christentum. Beitrage zur Vorgeschichte und Geschichte der Krouzziige. Bonn, 1966.
Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. Sammelte Aufsatze zur Geschichte der byzantinisch-abendlandischen Beziehungen und das Kaisertums. Darmstadt. 1958.
Oldenburg Z. Les croisades. P. 1965.
Ostrogorski G. Geschichto des byzantinischen Staates. 31 Aufl. Munchen. 1963.
Pernoud B. Les tompliors. P. 1974.
Prawer J. Histoire du royaume latin de Jerusalem. Vol. 1-2. P. 1969–1970.
Prawer J. Die Welt der Krcuzfahrer. Wiesbaden. 1975.
Purcell M. Papal Crusading Policy 1244–1291. L. 1975.
Recueil des Historions dos Croisades. Vol. 1–17. P. 1841-1906.
Relations between East and West in the Middle Ages. Ed. by Barker D. Edinburgh. 1973.
Riant P. Exuviae sacrao Constantinopolitanao. Vol. 1–2. Gcnevae. 1877.
Richard J. Le royaume latin de Jerusalem. P. 1953.
Riley-Smith J. The Feudal Nobility and the Kingdom of Jerusalem, 1174–1277. Hamden. 1973.
Riley-Smith J. The Knight of St. John in Jerusalem and Cyprus c. 1050–1310. N. Y. 1967.
Riley-Smith J. What were the crusades? L. 1977.
Rohricht R. Quinti belli sacri scriptores minores. P. 1879.
Roscher H. Papst Innocenz III und die Kreuzziige. Gottingen. 1969.
Rousset P. Histoire des croisades. P. 1957.
Runciman St. A History of the Crusades. Vol. 1–3. Cambridge. 1951–1954.
Setton К. M. The Papacy and the Levant (1204–1571). Vol. 1. The Thirteenth and Fourteenth Centuries. Philadelphia. 1976.
Simon H. Die Entwicklung der arabischen Welt im Mittelalter und ihre kulturelle Bedeutung. В. 1968.
Skladankowa M., Skladankow B. Wyprawy krzyzowe. Warszawa. 1968.
Smail R.C. The Crusaders in Syria and the Holy Land. N. Y. — Wash. 1973.
Smail R.C. The Crusading Warfare (1097–1193). A Contribution to Medieval Military History. Cambridge. 1956.
Sуvan E. L'lslam et la croisade. Ideologic et propagande dans les reactions musulmanes aux croisades. P. 1968.
Tillmann H. Papst Innocenz III. Bonn. 1954.
Tafel G.L.F., Thomas O.M. Urkunden zur alteren Handcls-und Staats-geschichte der Republik Venpdig mit besonderer Beziehung auf Byzanz und die Levante. 1. Th. (814–1205). Amsterdam. 1964 (Reprint 1856).
Trоор Р. Criticism of the Crusade. A Study of Public Opinion and crusades Propaganda. Amsterdam. 1940.
Venozia dalla prima crociate alia conquista di Costantinopoli del 1204 Firenze. 1965.
Villeу M. La croisade. Essai sur la formation d'une theorie juridique. P. 1942.
Waas A. Geschichte der Kreuzzuge. 2. Bde. Freiburg. 1956.
Waeger G. Gottfried von Bouillon in dcr Historiographie. Zurich. 1969.
Wentzlaff-Eggebert F.W. Kreuzzugsdichtung des Mittelaltcrs. Studien zu ihrer geschichtlichen und dichterischen Wirklichkeit. Berlin. (West). 1960.
Willemart P. Les croisades. Mythe et realite de la guerre sainte. P. 1972.
Williams J. Les croisades, apogee do la chevalerie. P. 1963.
Wоllschlager H. Die bewaffnete Wallfahrton gen Jerusalem. Geschichte der Kreuzziige. Zurich. 1974.
Zollner W. Geschichte der Kreuzzuge. В. 1977.
Спойлер (раскрыть)
{*1} Излагая ниже историю Крестовых Походов, в которых принимали участие как нормандцы из Южной Италии и Сицилии, так и норманны из скандинавских стран, мы, чтобы избежать необходимости многократных терминологических уточнений, будем обозначать тех и других традиционным понятием «норманны».
{*2} По выражению немецкого историка К. Эрдмана, Альфонс VI «не был передовым борцом за христианскую религию»: призывая на подмогу французских рыцарей (после разгрома при Залакке), «он даже угрожал и случае их отказа перейти в ислам».
{*3} Стоит отметить, что уже в XVIII в. кардинал Просперо Ламбертини, ставший затем папой Бенедиктом XIV (1740–1758), официально отверг подлинность антиохийского святого копья.
{*4} Здесь и в других аналогичных случаях мы пользуемся терминами «Константинопольская империя» и «Греческая империя», широко применяемыми латинскими хронистами для обозначения Византии.
{*5} Профессор Сидней Пэйнтер из американского университета Джона Гопкинса писал: «Немногие военные предводители в истории столь труднодоступны для понимания, как Ричард Львиное Сердце. В качестве воина он был близок к безрассудству, отличался невероятной отвагой и был исполнен смелости, а как командир он был умным, осторожным и расчетливым. Он совершенно беззаботно мог рискнуть собственной жизнью, но ничто не могло убедить его подставить свои войска больше того, чем это было абсолютно необходимо», и далее в том же духе. См.: S. Painter. The Third Crusade. A History of the Crusades. Vol. 2. The Later Crusades. 1189–1311. Madison — Milwaukee — London. 1969, p. 73.
{*6} Некоторые историки считают, будто дож Энрико Дандоло направил крестоносцев на Константинополь в 1202 г. в отместку за «константинопольскую баню» 1182 г. Это мнение неверно: венецианцы не были сколько-нибудь пострадавшей стороной во время погрома, обрушившегося на латинян в майские дни: в то время венецианцев. как установил советский ученый Н.П. Соколов, просто не было в Константинополе.
{*7} Впрочем, в литературе высказывалась и иная, идущая вразрез с общепринятой точка зрения: по мнению Н.П. Соколова, венецианцам было гораздо выгоднее направить крестоносцев в Египет, чем куда-либо еще, поскольку торговая деятельность республики св. Марка в этой стране была связана с различными ограничениями. Мало того, ученый, апеллируя к последующему историческому опыту, т.е. поступая вразрез с требованиями элементарного историзма (события XIV — XV вв. показали, пишет он, что обладание Константинополем ничего не прибавляет к венецианским привилегиям, обладание же Египтом, напротив, сулит максимальные выгоды), высказывает мысль, что именно война с султаном должна была представляться венецианцам предпочтительнее всего прочего. Если же они все-таки не использовали эту возможность и повернули крестоносцев к Константинополю, то лишь потому, что внутреннее положение египетского султана с 1201 г. укрепилось и шансы на успех похода в Египет резко снизились; ввиду этого венецианское правительство, желая избежать опасной египетской авантюры, пересмотрело свои позиции и в 1202 г. дало походу антивизантийское направление.
Гипотетическая конструкция историка покоится на более чем зыбких основаниях: опыт, на который ссылается Н.П. Соколов, венецианцам еще предстояло пережить через столетия — предугадать его за 200 лет никто не был в состоянии. Что касается рискованности похода в Египет, то ведь и война против Византии тоже была авантюрой, но венецианцев такого рода соображения никогда не останавливали. По словам самого автора этой гипотезы, «дерзать, когда это было нужно, Венеция умела». Короче говоря, в его аргументации нет ни единого довода, который позволил бы принять предложенную Н.П. Соколовым оценку событий, связанную с планами Венеции насчет использования Крестового похода.
{*8} Сцепа встречи царевича с папой была запечатлена безвестным равеннским мозаистом среди тех исторических эпизодов Четвертого Крестового похода, изображениями которых был выложен в 1213 г. пол церкви Сан Джованни Эванжелиста — факт сам по себе достопримечательный.
{*9} Уточненные оценки численности крестоносцев, собравшихся в Венеции, основываются исследователями на расплывчатых сведениях хронистов и расходятся между собой: по подсчетам итальянского историка А. Кариле, их было 10589, по выкладкам американских специалистов Д.Э. Квеллера, Т.К. Комптона и Д.А. Кемпбелла, корректирующих арифметические ошибки итальянского ученого, — 11166 или 13 тыс.
{*10} Французский историк Ж. Лоньон полагает, что в Венеции собрались от 1500 до 1800 рыцарей — чуть более трети, но менее половины их обусловленной договором численности.
{*11} Совершенно несостоятельны попытки ряда западных историков представить его поведение как обусловленное религиозными убеждениями и приверженностью католической морали. Известно, что богобоязненность не помешала Симону де Монфор несколько лет спустя резать и жечь соотечественников в Южной Франции!
{*2} По выражению немецкого историка К. Эрдмана, Альфонс VI «не был передовым борцом за христианскую религию»: призывая на подмогу французских рыцарей (после разгрома при Залакке), «он даже угрожал и случае их отказа перейти в ислам».
{*3} Стоит отметить, что уже в XVIII в. кардинал Просперо Ламбертини, ставший затем папой Бенедиктом XIV (1740–1758), официально отверг подлинность антиохийского святого копья.
{*4} Здесь и в других аналогичных случаях мы пользуемся терминами «Константинопольская империя» и «Греческая империя», широко применяемыми латинскими хронистами для обозначения Византии.
{*5} Профессор Сидней Пэйнтер из американского университета Джона Гопкинса писал: «Немногие военные предводители в истории столь труднодоступны для понимания, как Ричард Львиное Сердце. В качестве воина он был близок к безрассудству, отличался невероятной отвагой и был исполнен смелости, а как командир он был умным, осторожным и расчетливым. Он совершенно беззаботно мог рискнуть собственной жизнью, но ничто не могло убедить его подставить свои войска больше того, чем это было абсолютно необходимо», и далее в том же духе. См.: S. Painter. The Third Crusade. A History of the Crusades. Vol. 2. The Later Crusades. 1189–1311. Madison — Milwaukee — London. 1969, p. 73.
{*6} Некоторые историки считают, будто дож Энрико Дандоло направил крестоносцев на Константинополь в 1202 г. в отместку за «константинопольскую баню» 1182 г. Это мнение неверно: венецианцы не были сколько-нибудь пострадавшей стороной во время погрома, обрушившегося на латинян в майские дни: в то время венецианцев. как установил советский ученый Н.П. Соколов, просто не было в Константинополе.
{*7} Впрочем, в литературе высказывалась и иная, идущая вразрез с общепринятой точка зрения: по мнению Н.П. Соколова, венецианцам было гораздо выгоднее направить крестоносцев в Египет, чем куда-либо еще, поскольку торговая деятельность республики св. Марка в этой стране была связана с различными ограничениями. Мало того, ученый, апеллируя к последующему историческому опыту, т.е. поступая вразрез с требованиями элементарного историзма (события XIV — XV вв. показали, пишет он, что обладание Константинополем ничего не прибавляет к венецианским привилегиям, обладание же Египтом, напротив, сулит максимальные выгоды), высказывает мысль, что именно война с султаном должна была представляться венецианцам предпочтительнее всего прочего. Если же они все-таки не использовали эту возможность и повернули крестоносцев к Константинополю, то лишь потому, что внутреннее положение египетского султана с 1201 г. укрепилось и шансы на успех похода в Египет резко снизились; ввиду этого венецианское правительство, желая избежать опасной египетской авантюры, пересмотрело свои позиции и в 1202 г. дало походу антивизантийское направление.
Гипотетическая конструкция историка покоится на более чем зыбких основаниях: опыт, на который ссылается Н.П. Соколов, венецианцам еще предстояло пережить через столетия — предугадать его за 200 лет никто не был в состоянии. Что касается рискованности похода в Египет, то ведь и война против Византии тоже была авантюрой, но венецианцев такого рода соображения никогда не останавливали. По словам самого автора этой гипотезы, «дерзать, когда это было нужно, Венеция умела». Короче говоря, в его аргументации нет ни единого довода, который позволил бы принять предложенную Н.П. Соколовым оценку событий, связанную с планами Венеции насчет использования Крестового похода.
{*8} Сцепа встречи царевича с папой была запечатлена безвестным равеннским мозаистом среди тех исторических эпизодов Четвертого Крестового похода, изображениями которых был выложен в 1213 г. пол церкви Сан Джованни Эванжелиста — факт сам по себе достопримечательный.
{*9} Уточненные оценки численности крестоносцев, собравшихся в Венеции, основываются исследователями на расплывчатых сведениях хронистов и расходятся между собой: по подсчетам итальянского историка А. Кариле, их было 10589, по выкладкам американских специалистов Д.Э. Квеллера, Т.К. Комптона и Д.А. Кемпбелла, корректирующих арифметические ошибки итальянского ученого, — 11166 или 13 тыс.
{*10} Французский историк Ж. Лоньон полагает, что в Венеции собрались от 1500 до 1800 рыцарей — чуть более трети, но менее половины их обусловленной договором численности.
{*11} Совершенно несостоятельны попытки ряда западных историков представить его поведение как обусловленное религиозными убеждениями и приверженностью католической морали. Известно, что богобоязненность не помешала Симону де Монфор несколько лет спустя резать и жечь соотечественников в Южной Франции!
Спойлер (раскрыть)
{1} Откуда Заборов узнал, что летописец XII в. все выдумал? (Здесь и далее в сносках — прим. или коммент. выполнившего OCR.) Заборов написал “ в значительной мере ”, а не “всё”. — Hoaxer.
{2} Клермонского «сборища»! М.А. Заборов проявляет прямо-таки личную неприязнь к крестоносцам замшелого XI в.
{3} Готье Неимущий — Gautier Sans Avoir. Другое прозвище — Вальтер-Без-Гроша (Walter the Pennyless).
{4} Десятки тысяч погибших в Малой Азии так и не были погребены: «...Византийцы, даже имея возможность похоронить перебитое турками воинство Петра Пустынника близ берега Мраморного моря, не сделали этого ни вскоре, ни впоследствии, и множество человеческих костей лежало здесь долгие годы» [Литаврин Г.Г. Как жили византийцы (электронная версия)].
{5} Бенефиция или бенефиций (лат.) здесь: вознаграждение доходной должностью или землей.
{6} Фризы — германский народ, на рубеже новой эры населявший современную Голландию и Северо-Западную Германию Участвовали во вторжении англосаксов в Англию (V в.).
{7} Положено писать: «пали». Подыхают только кошки-собаки.
{8} Почему «якобы»? Заборов не приводит ни одной ссылки на то, что хронист написал неправду.
{9} Самогипноз десятков тысяч людей одновременно. К тому же думающих в своей осаде преимущественно об еде. Это самовоздействие (аутотренинг, понимаешь) голодных людей будет посильнее эффектов Кашпировского.
{10} Не удивляет М.А Заборова данный факт. Как голодные и измотанные осадой люди, которые, как он сам пишет, поедали падаль, мышей, крыс, кору и кожаные ремни, ухитрились разгромить превосходящие, скорее всего, по численности полчища осаждавших? Причем разгромить не вначале осады, когда у крестоносцев еще имелись силы, а именно пережив недоедание «вплоть до галлюцинаций»?
{11} Вряд ли перед лицом общего врага раздоры у мусульман не отступили на второй план. Несколько выше Заборов приводит факт замирения и объединения, в страхе перед крестоносцами, даже недавних военных противников: сельджукского султана Кылыч-Арслана с каппадокийским эмиром Хасаном Данишмендом. Кроме того, и в самом лагере рыцарей Креста, осажденных в Антиохии, как явствует из монографии Заборова, имелись раздоры. Почему они-то не повлияли?
{12} Насколько поредело войско Кербоги? Почему Заборов не приводит данных хотя бы мусульманских хронистов?
{13} Поели падали да коры, и — стройными рядами на врага.
{14} Оригинально: не боялся фальсификатор о. Раймунд Господа, в которого верил «до самогипноза». И это в Средние века, когда ложь считалась одним из самых больших грехов и преступлений: «Именно ко лжи Средневековье испытывало особое отвращение. И лжецов называли дурными людьми, а дурных людей — лжецами» [Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-академия. 1992. — 376 с.].
{15} Очень похоже на правду.
{16} Вот как пишет об этом событии историк XIX в. Жозеф Мишо (История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.): «Чтобы покончить с этими толками, священник Бартелеми решился подвергнуться огненному испытанию... В присутствии христианской армии марсельский священник... вошел на пылающий костер и через минуту вышел из пламени. Бартелеми умер через несколько дней после этого, упрекая своих усердных приверженцев, что они подвергли его необходимости доказывать истину своих слов посредством такого страшного испытания».
То есть, Бартелеми упрекал своих приверженцев за маловерие, у которого он пошел на поводу и за которое Господь и наказал его. Ведь факт победы «галлюцинирующих от голода» осажденных над сытыми осаждающими оказался налицо. Какие еще нужны были доказательства Божьей помощи? Можно ли удовлетвориться последним объяснением, или же нет, каждый решает для себя сам. Как решал для себя сам в XI в. каждый крестоносец.
{17} Если Пьер Бартелеми проделал подобную штуку (заведомый обман), то на что он надеялся, согласившись на «испытание огнем»? Или же его принудили к тому силой? Но тогда, скорее всего, ему было бы выгоднее орать о своем обмане — по крайней мере, его бы не сожгли. Либо просто сопротивляться всеми силами «испытанию огнем». И указанные моменты наверняка попали бы в хроники «скептически настроенных» современников тех событий, цитируемые М.А. Заборовым. Однако ничего подобного там нет.
{18} Дело не в том, подлинно святое копье или нет. А в чуде воодушевления слабых от голода людей на выступление против сильного, преобладающего и сытого врага в открытом поле, о чем ранее никто и не помышлял. И в реальном факте полного и окончательного разгрома этого врага.
{19} Палестина и, в частности, район Иерусалима отнюдь не представляют собой земли, «текущие млеком и медом». Это — каменистая пустыня. Если крестоносцы руководствовались не религиозными соображениями, а жаждой наживы и приобретения плодородных земель, то их рвение захватить Иерусалим непонятно.
{20} Инвеститура — здесь: юридический акт введения вассала во владение феодом.
{21} «Бурги»- от позднелат. burg: в Средние века замок, укрепленные населенный пункт.
{22} Теперь — Лиссабон. Вряд ли опечатка или ошибка: Лисабон и на прилагаемой карте Крестовых походов XII–XIII вв.
{23} Все-таки Рено Шатийонский погиб героической смертью. Этот авантюрист имел понятия о чести и долге христианина перед своей душой. Почему-то Заборов называет указанные честь и долг «спесью». Вот описание вышеприведенного эпизода у Ж. Мишо (История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.): «Ги Люсиньян и главные вожди христианской армии, попавшие в руки неверных, были приведены в палатку, поставленную посреди лагеря Саладина. Султан обошелся благодушно с французским королем и предложил ему освежиться напитком... Король, отпив из чаши, предложил ее Рено Шатильонскому... но султан остановил его и сказал: „Этот изменник не должен пить в моем присутствии...“. И, обращаясь к Рено, он упрекнул его в нарушении договоров и пригрозил ему смертью, если он не примет веры Пророка... Рено с благородным пренебрежением отнесся к угрозам султана и отвечал ему, как подобало со стороны христианского воина; раздраженный султан ударил мечом безоружного пленника, и мусульманские воины... отрубили голову рыцарю».
{24} Алиенора Аквитанская — это которая изменила Людовику VII с Раймундом Антиохийским.
{25} Супрематия — главенство.
{26} Нетипично: средневековые люди не приписывали льву жестокости. Лев и орел символизировали царственность. Наверное, чтобы подчеркнуть жестокость Ричарда, его прозвали бы «Ричардом Волчье Сердце».
{27} Буквальный перевод с английского или французского фамилий Ферреус и Поркус — что-то вроде «Вынюхивающий» и «Свинский». Наверное, это мифические личности.
{28} Священная Римская империя германской нации.
{29} Один граф Робер д'Артуа, брат короля, уже был: он погиб под Мансуром в 1250 г. Откуда взяли второго?
{2} Клермонского «сборища»! М.А. Заборов проявляет прямо-таки личную неприязнь к крестоносцам замшелого XI в.
{3} Готье Неимущий — Gautier Sans Avoir. Другое прозвище — Вальтер-Без-Гроша (Walter the Pennyless).
{4} Десятки тысяч погибших в Малой Азии так и не были погребены: «...Византийцы, даже имея возможность похоронить перебитое турками воинство Петра Пустынника близ берега Мраморного моря, не сделали этого ни вскоре, ни впоследствии, и множество человеческих костей лежало здесь долгие годы» [Литаврин Г.Г. Как жили византийцы (электронная версия)].
{5} Бенефиция или бенефиций (лат.) здесь: вознаграждение доходной должностью или землей.
{6} Фризы — германский народ, на рубеже новой эры населявший современную Голландию и Северо-Западную Германию Участвовали во вторжении англосаксов в Англию (V в.).
{7} Положено писать: «пали». Подыхают только кошки-собаки.
{8} Почему «якобы»? Заборов не приводит ни одной ссылки на то, что хронист написал неправду.
{9} Самогипноз десятков тысяч людей одновременно. К тому же думающих в своей осаде преимущественно об еде. Это самовоздействие (аутотренинг, понимаешь) голодных людей будет посильнее эффектов Кашпировского.
{10} Не удивляет М.А Заборова данный факт. Как голодные и измотанные осадой люди, которые, как он сам пишет, поедали падаль, мышей, крыс, кору и кожаные ремни, ухитрились разгромить превосходящие, скорее всего, по численности полчища осаждавших? Причем разгромить не вначале осады, когда у крестоносцев еще имелись силы, а именно пережив недоедание «вплоть до галлюцинаций»?
{11} Вряд ли перед лицом общего врага раздоры у мусульман не отступили на второй план. Несколько выше Заборов приводит факт замирения и объединения, в страхе перед крестоносцами, даже недавних военных противников: сельджукского султана Кылыч-Арслана с каппадокийским эмиром Хасаном Данишмендом. Кроме того, и в самом лагере рыцарей Креста, осажденных в Антиохии, как явствует из монографии Заборова, имелись раздоры. Почему они-то не повлияли?
{12} Насколько поредело войско Кербоги? Почему Заборов не приводит данных хотя бы мусульманских хронистов?
{13} Поели падали да коры, и — стройными рядами на врага.
{14} Оригинально: не боялся фальсификатор о. Раймунд Господа, в которого верил «до самогипноза». И это в Средние века, когда ложь считалась одним из самых больших грехов и преступлений: «Именно ко лжи Средневековье испытывало особое отвращение. И лжецов называли дурными людьми, а дурных людей — лжецами» [Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-академия. 1992. — 376 с.].
{15} Очень похоже на правду.
{16} Вот как пишет об этом событии историк XIX в. Жозеф Мишо (История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.): «Чтобы покончить с этими толками, священник Бартелеми решился подвергнуться огненному испытанию... В присутствии христианской армии марсельский священник... вошел на пылающий костер и через минуту вышел из пламени. Бартелеми умер через несколько дней после этого, упрекая своих усердных приверженцев, что они подвергли его необходимости доказывать истину своих слов посредством такого страшного испытания».
То есть, Бартелеми упрекал своих приверженцев за маловерие, у которого он пошел на поводу и за которое Господь и наказал его. Ведь факт победы «галлюцинирующих от голода» осажденных над сытыми осаждающими оказался налицо. Какие еще нужны были доказательства Божьей помощи? Можно ли удовлетвориться последним объяснением, или же нет, каждый решает для себя сам. Как решал для себя сам в XI в. каждый крестоносец.
{17} Если Пьер Бартелеми проделал подобную штуку (заведомый обман), то на что он надеялся, согласившись на «испытание огнем»? Или же его принудили к тому силой? Но тогда, скорее всего, ему было бы выгоднее орать о своем обмане — по крайней мере, его бы не сожгли. Либо просто сопротивляться всеми силами «испытанию огнем». И указанные моменты наверняка попали бы в хроники «скептически настроенных» современников тех событий, цитируемые М.А. Заборовым. Однако ничего подобного там нет.
{18} Дело не в том, подлинно святое копье или нет. А в чуде воодушевления слабых от голода людей на выступление против сильного, преобладающего и сытого врага в открытом поле, о чем ранее никто и не помышлял. И в реальном факте полного и окончательного разгрома этого врага.
{19} Палестина и, в частности, район Иерусалима отнюдь не представляют собой земли, «текущие млеком и медом». Это — каменистая пустыня. Если крестоносцы руководствовались не религиозными соображениями, а жаждой наживы и приобретения плодородных земель, то их рвение захватить Иерусалим непонятно.
{20} Инвеститура — здесь: юридический акт введения вассала во владение феодом.
{21} «Бурги»- от позднелат. burg: в Средние века замок, укрепленные населенный пункт.
{22} Теперь — Лиссабон. Вряд ли опечатка или ошибка: Лисабон и на прилагаемой карте Крестовых походов XII–XIII вв.
{23} Все-таки Рено Шатийонский погиб героической смертью. Этот авантюрист имел понятия о чести и долге христианина перед своей душой. Почему-то Заборов называет указанные честь и долг «спесью». Вот описание вышеприведенного эпизода у Ж. Мишо (История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.): «Ги Люсиньян и главные вожди христианской армии, попавшие в руки неверных, были приведены в палатку, поставленную посреди лагеря Саладина. Султан обошелся благодушно с французским королем и предложил ему освежиться напитком... Король, отпив из чаши, предложил ее Рено Шатильонскому... но султан остановил его и сказал: „Этот изменник не должен пить в моем присутствии...“. И, обращаясь к Рено, он упрекнул его в нарушении договоров и пригрозил ему смертью, если он не примет веры Пророка... Рено с благородным пренебрежением отнесся к угрозам султана и отвечал ему, как подобало со стороны христианского воина; раздраженный султан ударил мечом безоружного пленника, и мусульманские воины... отрубили голову рыцарю».
{24} Алиенора Аквитанская — это которая изменила Людовику VII с Раймундом Антиохийским.
{25} Супрематия — главенство.
{26} Нетипично: средневековые люди не приписывали льву жестокости. Лев и орел символизировали царственность. Наверное, чтобы подчеркнуть жестокость Ричарда, его прозвали бы «Ричардом Волчье Сердце».
{27} Буквальный перевод с английского или французского фамилий Ферреус и Поркус — что-то вроде «Вынюхивающий» и «Свинский». Наверное, это мифические личности.
{28} Священная Римская империя германской нации.
{29} Один граф Робер д'Артуа, брат короля, уже был: он погиб под Мансуром в 1250 г. Откуда взяли второго?
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь