1) Беспорядок большой сразу после взятия города. Поэтому самое сложное - обеспечить порядок сразу после взятия города. Если это получилось, дальше волнения уменьшаются, процент довольных растет, и можно проводить какие-то дополнительные меры, недоступные вначале.
2) Гарнизон дает максимум +80%. При этом влияет только численность солдат. Их качество не важно. Поэтому чем больше захватываемый город, тем больший гарнизон надо в нем разместить. Лучше всего для этого подходят крестьяне. У них максимальный по численности юнит (240). И они самые дешевые. Для получения максимального эффекта следом за штурмовой армией должен идти стек крестьян. Армия берет город, и выходит из него тут же. Город занимают крестьяне.
3) В продолжение предыдущего пункта. Не совсем для укрепления порядка, но для общестратегической эффективности. Т.к. максимально гарнизон дает +80%, то не надо держать гарнизон, если процент уже 80. Надо выводить войска и вести их дальше. Эти избыточные крестьяне пригодятся в следующем городе. А если во взятом городе осталось место, там можно пополнять боевые отряды. Тут важно то, что если есть проблемы с порядком, не надо пополнять войска, не обеспечив порядок. Пополняемые юниты по определению меньше, их надо выводить, чтобы в город ввести максимальное количество солдат.
4) Играть надо с максимальным количеством юнитов в отряде. То есть 240 крестьян. Если играть с маленькими отрядами, сколько там, 30-40-60 крестьян? То естественно полный стек крестьян в городе даст в разы меньший эффект на порядок, т.к. количество солдат в городе будет в разы меньше. Но вообще играть с уменьшенным количеством солдат в отряде - хуже. Понятно, что могут быть проблемы с железом. Но вот получается, что это влияет не только на зрелищность битв, но и на обеспечение порядка в городах.
5) Генерал. В наиболее проблемные городов надо тут же ставить губернаторами тех, кто сильно повышает порядок. Имея таких генералов, не надо их держать не пойми где. Их надо ставить в свежезахваченные города. Потом, когда порядок улучшится, их надо быстрее выводить. Если впереди есть другие проблемные города. Да, и хороших генералов надо выращивать. Надо строить Академии и выше, чтобы не боевые генералы в них учились. И тогда начинают подрастать действительно полезные ребята, сильно помогающие с порядком.
6) Не надо брать город, если у тебя могут быть проблемы с порядком в нем, а у тебя нет рядом ни стека крестьян, ни "миролюбивого" генерала. Надо подождать и подвести их. Обеспечить порядок наперед, и только потом штурмовать.
7) Столица. Ее надо постоянно назначать в наиболее выгодном городе. Перемещение столицы не дает никаких негативных эффектов, ее можно менять много раз за один и тот же ход, чтобы пробовать. Столицу мало просто поставить где-то примерно в центре. Если идет наступление, например, на запад, а на востоке города - в тылу, столица может быть смещена больше к западу. Надо смотреть на цифры порядка. Пусть крайние города с "тыловой" стороны опустятся до 80%. Это приемлемо. Зато с проблемной стороны мы выжмем максимум из размещения столицы. И даже найдя примерное положение столицы, можно еще попробовать поиграть со смещением в несколько городов на запад/восток/север/юг, чтобы найти наиболее оптимальный город. Это если есть проблемы. А если их нет, столицу двигать не обязательно, это понятно
.
8) Есть еще прием. Его можно назвать условно честным, но все же по правилам... Когда ты заказываешь новые юниты в городе, их численность из населения вычитается сразу же. Заказав полный стек крестьян, численность населения тут же уменьшается на пару тысяч. И всегда это дает какой-то эффект. Заказав полный стек крестьян, можно улучшить порядок процентов на 10-15-20. Очень часто именно этих процентов не хватает, и они решают все.
9) Даже если сколько-то процентов не хватило до 75 (ниже которых начинаются беспорядки), все равно надо делать максимум возможного. И стремиться увеличить процент в каждый следующий ход. Подводить крестьян, генералов и т.п. Стройка крестьян в том же городе на первых ходах после захвата почти всегда оправдана. Мятеж на идет сразу. Чем ближе к 75, тем больше шанс, что беспорядков не будет вообще. Даже если беспорядки начались - это еще не мятеж. Должно пройти 3 хода с такими беспорядками, чтобы случился действительно полный мятеж, и город отвалился. Даже 2 хода с беспорядками, на на третий ход мы вывели на 75%, используя все меры - город не отвалится!
10) Шпион. Свой шпион в городе повышает вероятность обнаружения вражеских тайных агентов. А если они там есть, то город получит процентов 20-30 к своим беспорядкам. Поэтому в свежевзятый город надо тут же сажать своего шпиона. Я вообще держу шпионов в каждом своем городе, на всякий случай, плюс для обзора. Это конечно стоит денег, но я на безопасности не экономлю
.
11) Здания, повышающие порядок. Причем если 75% еще нет, а есть здания, строящиеся за пару ходов и дающие процент к порядку - надо строить их. Они "успеют" повлиять, и именно они могут предотвратить мятеж, если этих 5% и не хватает.
12) "Зацепившись" за город (доведя до 75%), надо работать на повышение процента. На это тоже есть уже свои, дополнительные меры. Они ниже.
13) Храм. Чужой храм надо сносить сразу же, как появилась возможность. Даже генерала можно придержать на несколько ходов, ради того, чтобы заменить храм. Свой храм можно улучшать, увеличивая в будущем процент. А также это снижает влияние разницы культур. Поэтому даже храм высшего уровня имеет смысл заменить на свой. В больших городах, где возможны проблемы с порядком в будущем, надо строить такие храмы, которые дают больше бонусов к порядку. Военные храмы надо строить там, где проблем с порядком из-за этого не возникнет.
14) Надо заменять здания чужой культуры зданиями своей. Включая их апгрейды. То есть при планировании строительства надо учитывать всегда эффект влияния чужой культуры, стараться его снижать по возможности, пока он не уйдет в ноль, если это возможно.
15) Фермы. Т.к. говорят, что с максимально развитыми фермами удержать порядок невозможно. У меня пока не было таких прецедентов, но я не рисковал, и не строю фермы дальше 1-2 уровня. Больше я строю только для того, чтобы перевести ферму чужой культуры в свою.
16) В строительстве надо стараться в первую очередь строить здания, повышающие порядок. Если есть возможность - надо повышать налоги. Чтобы снизить прирост населения, и успеть построить больше зданий с бонусами, пока население не будет слишком большим.
17) Здания чужой культуры, повышающие порядок, и которые не в твоей линейке (например, варварский круг бардов или римская арена, если ты играешь не ими) - сносить никогда не надо. Бонус культуры не окупится.
Ну в целом вроде все. Есть еще пара приемов, но про них дольше писать, чем от них будет эффекта.
У меня в последней компании за македонян, империя составила 50 городов в конце. Она раскинулась от Родоса на востоке до Кордобы на западе, от Самаробривы на севере до Карфагена на юге. Столица в конце была в Капуе. Риск мятежа был только в Кордобе, в самом конце. Во всех остальных городах худшее, что было - это процентов 60 на 1 ход, и потом выходило на 75. Самый большой город из захваченных был Карфаген. Там было тысяч 38 жителей. Но в нем не было даже 1 хода беспорядков. За счет мощного генерала, который давал то ли 20, то ли аж 40 процентов к порядку. Кстати, больше 100% в минус нищета не дает. Поэтому с какого-то момента не важно, сколько в городе жителей. 30 тысяч или 100. Порядок у них будет одинаковый. Поэтому возможно, и прием с фермами не обязателен.
Так вот, проблемы были только с Кордобой. Вроде не очень большой был город - тысяч 15. Поэтому я его взял "сходу". Не ожидая крестьян и хорошего генерала. Но у Кордобы есть свой минус к порядку (15% вроде), плюс разные другие факторы, в общем взяв город, и применив все свои приемы, я получил там чистый ноль
. Такое у меня бывает крайне редко, в этой компании единственный раз. В общем я вывел всю армию из города. Все равно там ноль. Чтобы не терять войска впустую. Оставил отряд наемников-варваров - 38 человек. Т.к. хоть один свой отряд в городе обязан быть. Иначе вроде он сразу может отвалиться. И бросил к городу со всех сторон всех, кого можно. От Нового Карфагена сел на корабль крутой губернатор (процентов 20 добавлял). Оттуда же уже шел отряд крестьян. И от Нуманции бросил стек крестьян, хотя он изначально предполагался для этой Нуманции. В результате два года беспорядков. На второй год у меня кто-то уже подошел, стало не 0, а 55. Но все еще не хватало. И на третий год удалось довести до 70%. Но все еще не совсем, 5% не хватало. Хотя шла стройка какого-то улучшающего здания, и крестьяне набирались... Я даже удлинил компанию на 1 ход (уже выиграл, но все равно продолжил), чтобы доиграть этот эпизод с Кордобой (ну и еще в Африке у меня там армия с генералом попала в трудное положение - тоже было интересно доиграть тот эпизод). И на начало следующего хода в Кордобе процент был уже 75. А беспорядки срабатывают не на конец, а на начало хода. Ну и в общем все - раз 75%, все беспорядки закончились, Кордоба затихла. Дальше в ней процент как обычно уже пошел бы на повышение.
PS. Да, я что-то про налоги совсем не сказал. Видимо потому, что слишком очевидно
. Сейчас лень добавлять это первым пунктом, придется все перенумеровывать, а я руками номера ставил