Согласно античным источникам первым правителем египетского государства был царь Мина или Менес.
КЕМ БЫЛ МЕНЕС?
Имя царя Менеса неизвестно из источников раннединастического Периода. Впервые оно упоминается в списках египетских правителей, составленных при XVIII династии, и выписывается как mnj. В произведениях классических авторов имя первого правителя Египта звучит как: Менес, в сочинении Манефона, как Менас у Диодора Сицилийского, а в Истории Геродота ? как Мен (Allen, 1992, с. 19).
Идентификация правителя, объединившего Египет и основавшего столицу в Мемфисе, является предметом многочисленных гипотез. Ряд ученых склоняются к той точке зрения, что под именем Менеса в памяти потомков сохранились деяния Хора Нармера или Хора Аха (Midant-Reynes, 2000a, с. 248; Wilkinson, 2001, с. 68). По мнению В. Викентьева, не один, а несколько правителей раннединастического времени могут быть идентифицированы с Менесом, поскольку это встречается на документах, относящихся к различным правлениям Тинитского царства (Vikentiev, 1942, с. 290-294). Исследователь Ф. Дершен отверг существование Менеса в качестве некогда правившего царя Египта. По мнению ученого, имя Менес, происходящее от слова mn, которое означало не идентифицированное личное имя (Wb. 1 65), использовалось для обозначения любого царя, от чьего имени проводились религиозные церемонии. В этом качестве mn, может быть переведено как ?некто?, ?имярек? (Dershain, 1966, с. 31-36). Согласно гипотезе Ж. Веркуттера, в царских анналах XVIII династии царь Мени может означать бога-покровителя этого царского дома Амона, который согласно царской идеологи того времени мог считаться первым фараоном Египта (Vercoutter, 1990, с. 1025-32).
Наконец, в последнее время Д. Алленом была высказана гипоте?за, согласно которой имя Менес происходит от названия столицы Египта Мемфиса. Первоначально, как известно, город назывался jnbw-hdw (?Белые стены?), однако в правление XVIII династии пере?нял имя заупокойного комплекса Пепи I, расположенного в Саккаpa, mn-nfr pjpj (?Прекрасная пирамида Пепи?). Называя первого пра?вителя Египта mnj, египтяне Нового царства, возможно, желали увязать воедино два важнейших события в начальной истории стра?ны ? объединение Дельты с Долиной и основание столицы Мемфиса (Allen, 1992, с. 21).
ПРАВЛЕНИЕ ХОРА НАРМЕРА (СОМА)
Прочтение имени этого фараона до сих пор является загадкой. Оно состоит из двух иероглифических знаков. Первый изображает ниль?ского сома и может быть прочтен как nr, второй представляет резец (стамеску) и может быть озвучен как mr.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
28. Палетка Нармера из Иераконполя. Граувакка. Каирский музей
Столь странное сочетание двух слов в имени фараона ?Сом-резец? получило ряд символических интерпретаций. Д. Редфорд считает, что оно означа?ет ?Свирепый сом?; В. Хельк переводит имя правителя как ?Злобный сом?; Голдвассер как ?Сом резец? (Ray, 2003, с. 132).
Наконец, в по?следнее время Гедике была высказана точка зрения, согласно кото?рой вторая составляющая имени, иероглиф, изображающий стамес?ку, имеет фонетическое значение тп и является эпитетом ?превосходный? (Ray, 2004, с. 111). Первый иероглиф, изображаю?щий сома, представляет собой семитское слово, служащее для обо?значения ?воителя? и употребляемое в таком значении в описании Кадешской битвы Рамзеса II. Целиком имя правителя, по мнению Гедике, должно быть, таким образом, прочитано как ?Превосходный Воитель Хора?. В российской египтологии имя Нармера также вызывает разночтения. Его называют и Хором Сомом (Ю.Я. Перепелкин) и даже Хором Сомаком (Д.Б. Прусаков). Проблема с но?менклатурой первого правителя единого Египта определяется тем, что на многих серехах с именем Нармера, начертанных, например, на сосудах и имеющих таким образом исключительно утилитарное значение, знак резца не выписывался. Это означает, что знак mr имел вспомогательное значение и мог быть опущен. Однако и иероглиф, изображающий сома, в имени Нармера порой уступает место другим знакам. Так, на печати, недавно найденной германскими археолога?ми в Абидосе, в серехе, принадлежавшем Нармеру, выписан знак рез?ца, а вместо сома изображена шкура животного с закрученным хво?стом (Ray, 2003, с. 134-135). Проблему выяснения истинного имени первого царя объединенного Египта усложняет и тот факт, что в древности Нил населяло несколько видов сома, каждый из которых, it свою очередь делился на подвиды. При этом все они имели разные названия (Op. cit., с. 137-138).
Согласно устоявшейся в египтологии точке зрения Нармер был первым правителем объединенного Египта . Эта заслуга при?писывается ему на основании интерпретации событий, запечатлен?ных на знаменитой Палетке Нармера.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
26. Голова неизвестного фараона. Возможно, Нармера. Известняк.
Музей египетской археологии Питри.
Согласно Манефону, правители I и II династии были выходца?ми из Тина. Сложно утверждать наверняка, что там располагалась Резиденция Нармера, однако он, безусловно, имел прочные связи с этим городом, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что он был погребен на некрополе в Абидосе (Wilkinson, 2001, с. 67). Другая, вероятно, основная резиденция Нармера располагалась в Мемфисе, который был им основан во время одного из походов на Север (Мемфис: ?Весы Обеих Земель?, ?Где находилась самая древняя сто?лица Египта??). Активное присутствие Верхнего Египта в Дельте в период правления Нармера, подтверждается многочисленными на?ходками сосудов, помеченных серехом правителя на городищах дельты (Буто, Телль Ибрагим Авад, Миншат Абу Омар) (Op. cit., с. 69). Политические амбиции Нармера, однако, не ограничивались Нижним Египтом, но простирались и на регион Передней Азии. Здесь, на территории современного Израиля, были раскопаны поселения, которые по найденным в них предметам материальной культуры были определены как египетские колонии (Levy, van den Brink, 2002, с. 20).
ПРАВЛЕНИЕ ХОРА АХА (БОЙЦА)
Имя этого фараона, наследовавшего трон после Нармера, может быть переведено как Хор Боец или Хор Воитель.
Можно пред?положить, что Хор Аха был сыном Нармера и царицы Нейтхотеп, ибо в гробнице последней на некрополе Нагада было найдено множество печатей и ярлыков, отмеченных серехом Хора Аха (Op. cit., с. 70). Это, в свою очередь, может означать, что между Хором Нармером и цари?цей Нейтхотеп был заключен династический брак, который обеспе?чил политический альянс Тинитского царства и царства с центром в Нагаде при безусловном доминировании Тина.
Насколько можно судить по дошедшим до нас источникам, прав?ление Хора Аха не было событийно насыщенным. Мемфис, очевид?но, окончательно утверждается как административный центр объеди?ненного государства. В Северной части Саккарского плато, где располагался столичный некрополь, появляются первые мастаба ? элитные погребения, в которых были захоронены вельможи, зани?мавшие высшие посты в государстве и, очевидно, являвшиеся родст?венниками царя. Сам Хор Аха по традиции был погребен на родовом могильнике в Абидосе (Ibid.). (Некрополь Абидоса)
Среди внешнеполитических событий правления Аха значимой яв?ляется военная экспедиция в Нубию, о которой повествуют изобра?жения на костяном ярлыке (Op. cit., с. 71). Южное направление экс?пансии было симметричным движению в Дельту и имело целью устранение посредников в торговле с центральноафриканским реги?оном и установление контроля над золотоносными районами Нубии.
Хором Аха был отпразднован, по крайней мере, один хеб-сед, как о том свидетельствует надпись на глиняной тарелке, найденной в од?ной из галерей под Ступенчатой пирамидой Джосера.
ПРАВЛЕНИЕ ХОРА ДЖЕРА (ХВАТА)
Согласно различным реконструкциям надписей на Палермском Кам?не царствование Хора Джера было относительно долгим .
Согласно Каирскому фрагменту царских анналов, оно продолжалось де?вять лет. Примечательным событием этого царствования можно считать поход против страны śt.t (Сечет), которая локализуется либо в Южной Палестине, либо на Синае (Wilkinson, 2001, с. 71).
Он, очевидно, был единственным военным предприятием прав?ления Джера, о котором сохранились свидетельства. Рельеф из Гебель Шейх Сулейман в Нижней Нубии, изображающий избиение ме?стных жителей, ранее датировался годами правления Джера; однако в последнее время это мнение было пересмотрено и время изготов?ления рельефа отнесено к додинастическому периоду (Murnane 1987, с. 285).
Третий правитель I династии был погребен на родовом кладбище в Умм эль-Каабе (Абидос), причем вместе с ним были захоронены 338 слуг и женщин гарема .
От времени правления Джера не сохранилось свидетельств о праздновании хеб-седа.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
2. Погребальная стела фараона Джера из
Абидоса. Известняк. Каирский музей.