Сообщество Империал: Междуречье - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

[ Регистрация ] · [ Авторизация ]

Междуречье
Шумер , Аккад , Вавилония

  • 12 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Последняя »

Ayoe

    2 133

    29

    1

    136

    852
  • Статус:Примипил

Дата: 28 Апрель 2008, 22:01

Начало шумерской истории
Небольшой экскурс

На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья встретились и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа. Первыми сюда пришли носители языка, условно называемого ?банановым? из-за большого числа слов с повторяющимися слогами (типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесла и металлургии, а также названиями некоторых городов. Носители ?бананового? языка не оставили памяти о названии своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но их материальные следы известны археологам ? в частности, они были основателями земледельческого поселения, носящего ныне арабское название Эль-Убейд. Шедевры керамики и скульптуры, найденные здесь, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры. Вторыми в Двуречье пришли шумеры, основавшие на юге поселения Урук и Джемдет-Наср (также арабское название).

Урук

Реконструкция Урука

Зиккурат в Уруке

Образцы археологических находок из Урука 3000 год до н.э.

Образцы клинописи из Урука 3200 год до н.э.

Последними в первой четверти III тыс. до н.э. из Северной Сирии пришли семиты, осевшие большей частью на севере и северо-западе страны. Источники, дошедшие от всех эпох шумерской истории, показывают, что все три народа компактно проживали на общей территории, с той разницей, что шумеры жили в основном на юге, семиты ? на северо-западе, а ?банановый? народ ? и на юге, и на севере страны. Ничего похожего на национальные разногласия не происходило, и причина столь мирного сосуществования заключалось в том, что все три народа были пришельцами на этой территории, в одинаковой мере испытывали трудности жизни в Месопотамии и считали ее объектом совместного освоения. Определяющей для истории страны явилась организация сети магистральных каналов, которая просуществовала без коренных изменений до середины II тыс. до н.э. В своем исследовании ?Цивилизация и великие исторические реки? Л.И.Мечников разделяет историю человечества на три основных этапа ? речной, морской и океанический. В частности, для речного этапа характерна особая солидарность коллектива при организации ирригационных систем, бывших основой хозяйствования в это время. Именно такая солидарность, предельная сплоченность людей различного происхождения, говорящих на разных языках, вокруг одного общего дела, способствовала их дальнейшему культурному симбиозу. Результатом этого процесса стало общее самоназвание, которое все народы Двуречья воспринимали как знак своей этнотерриториальной идентификации.
С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств ? города. Они вырастали на месте первоначальных групп земледельческих поселений, которые концентрировались на отдельных осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. Города образовывались путем сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округи в один город дело чаще всего не доходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более чем 15 км и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать. Поэтому в одной округе обычно возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи. Каждую такую округу И.М.Дьяконов, по примеру египтологов, предложил называть ?номом?. По-шумерски она называлась ки, что означает ?земля, место?. Сам же город, бывший центром округи, носил название уру, что мы обычно переводим как ?город?. Однако, в аккадском языке этому слову соответствует алу ?община?, поэтому можно предположить тот же первоначальный смысл и для шумерского термина. Традиция закрепила статус первого огражденного поселения (т.е. собственно города) за Уруком, что вполне вероятно, поскольку археологами найдены фрагменты окружавшей это поселение высокой стены.
Каждый ном еще до концентрации населения в городах создавал собственный магистральный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался. Уже к началу III тыс. до н.э. в Двуречье существовали следующие номы:
Ном в долине реки Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.

Храм Тишпака в городе Эшнунна
Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.

Сиппар реконструкция ворот
Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.

Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.

Ном с центром в городе, шумерское имя которого до нас не дошло (араб. Абу-Салябих).
Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфрата с храмом в честь Энлиля.
Ном Шуруппак (совр. Фара) с храмом в честь бога Шуруппака ? также на Евфрате.
Ном Урук с храмом в честь Ана и Инанны.
Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь лунного бога Нанны. В этот же ном, вероятно, входил и город Эреду с храмом в честь Энки. Уже к началу III тыс. до н.э. Эреду был покинут своими жителями, перебравшимися в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило заболачивание и заиливание устья рек после отхода Персидского залива, в результате чего стало невозможно земледелие.
Ном Адаб с храмом в честь богини-матери Дингирмах.
Ном Умма с храмом в честь бога Шары.
Ном Ларак на русле канала между Тигром и И-нина-геной с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.
Ном Лагаш на канале И-нина-гена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога-воителя Нингирсу.
Центром каждого шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации нома, и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий, что постоянно дополнялось приносимыми богу жертвами. Ценности, которые скапливались на храмовых складах, служили, во-первых, запасным фондом для всей общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для международной торговли; в-третьих, для жертвоприношений; в-четвертых, для содержания служебного и рабочего персонала храма. В храмах впервые появляется письменность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. Месопотамский ном, город и храм являются теми основными структурно-территориальными подразделениями, которые впоследствии явятся, так сказать, действующими лицами политической истории Шумера.
(продолжение позже)

    Ayoe

      2 133

      29

      1

      136

      852
    • Статус:Примипил

    Дата: 29 Апрель 2008, 01:19

    Политическую историю Шумера можно разделить на четыре основные вехи:
    1) Соперничество между номами на фоне общеплеменного военно-политического союза.
    2) Семитская попытка унификации и абсолютизации власти.
    3) Захват власти кутиями и невозможность внешней активности.
    4) Период ?шумеро-аккадской цивилизации? и политическая гибель шумеров.
    Двумя главнейшими центрами Южного Двуречья с начала Раннединастического периода были Киш (на севере),Урук и Ур (на юге).

    Раскопки Киша

    Раскопки Урука

    Раскопки Ура

    Шумер и Аккаде
    Урук с древнейших времен шумерской истории был центром военного союза городов Южного Двуречья. Шумерские эпические тексты упоминают о походах энов по имени Энмеркар, Лугальбанда и Гильгамеш в район восточных гор, на территорию города Аратта . Из Аратты привозили строительный материал для храма в честь богини Инанны, а также приводили рабов. Но урукские правители не оставили по себе ни одной надписи (при обилии хозяйственных текстов). Древнейшими надписями, дошедшими от шумерских правителей, являются короткие, в три-четыре строчки, надписи кишского лугаля Энмебарагеси, найденные в долине Диялы. Они очень просты: ?Энмебарагеси, лугаль Киша?. Сын Энмебарагеси, Агга, был участником самой первой известной из эпических текстов войны между городами. Согласно легенде, Агга через послов потребовал, чтобы Урук принял участие в ирригационных работах на территории Киша. Вероятно, такое требование было связано с наличием родственных отношений между городами, основанных на праве сильного, при которых один город считался старшим, а другой ? младшим братом, и младший обязан был выполнять приказания старшего. Правитель Урука эн Гильгамеш, как и положено было в таких случаях, решил испросить совета у народного собрания. Совет старейшин предложил Гильгамешу примириться и исполнить требования Киша, но совет воинов настоял на обратном. Решено было отказать старшему и начать поединок между городами за право старшинства. Получив отказ подчиняться, Агга прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но начатая им осада Урука закончилась поражением воинов Киша. Сам Агга был взят в плен и с целью унижения был назначен смотрителем строительных работ в Уруке, которые теперь должны были проходить с участием граждан Киша. Гегемония над Южным Двуречьем с той поры перешла к Уруку. Должно быть, вскоре после этого события Гильгамеш обнес Урук стеной, объединившей три поселения и составлявшей в длину 9 км. Вполне возможно, что после падения Киша на север Двуречья приходят эламиты; один из их вождей по имени Месилим, родом из города Дера, упомянут в нескольких надписях как третейский судья при различных спорах шумерских правителей.
    Воцарение Гильгамеша и гегемония Урука ? может быть, самые яркие события ранней шумерской истории, оказавшие огромное влияние на формирование духовной культуры шумеров. Следует обратить особое внимание на тот факт, что лугалем Гильгамеша называет совет воинов (буквально ?юноши города?). О чем это говорит ? О том, что Гильгамеш стал лугалем без воли богов, не пройдя обряда интронизации в Ниппуре и даже не получив право на такую интронизацию. Эта его политическая нелегитимность, помноженная на силовой метод решения политических споров, не согласованный со старейшинами, впоследствии послужила основой для мифо-эпических сказаний о походах Гильгамеша за бессмертием, которое не суждено ему богами.
    Примерно через столетие после описываемых событий возник храмовый архив города Шуруппака, из документов которого мы получаем чрезвычайно ценные сведения о начальной поре шумерской истории. Во-первых, в списке богов этого города значатся урукские эны Лугальбанда и Гильгамеш. Это означает, что прошло довольно много времени, и правители, много сделавшие для страны, могут без ущерба для репутации получить титулы богов ? скорее всего, посмертно. Во-вторых, документы из Шуруппака свидетельствуют о существовании в это время большого военного союза во главе с Уруком, объединявшего все государства Южного Двуречья. Здесь кормили воинов своей общины, входивших в состав различных городских гарнизонов ? число их достигало 670-680 чел. В-третьих, мы узнаем из этих документов о существовании большого числа лиц, бежавших в Шуруппак из соседних городов, также как и о беглецах из Шуруппака. Что могут означать такие перемещения ? сказать трудно. Ответа может быть два: или социальное неблагополучие, или экологическое бедствие. Впрочем, возможно и то, и другое. Вряд ли можно признать случайным тот факт, что именно в Шуруппаке этого времени появляется знак URUxUD ?потоп?, а в шумерской и ассирийской версиях мифа о потопе в качестве праведника выступает именно правитель Шуруппака. Образ же потопа в шумерских и вавилонских текстах всех времен обязательно ассоциировал социально-политическую и экологическую катастрофы.
    После эпохи, к которой относится архив из Шуруппака, наступает последний этап Раннединастического периода, характеризующийся бурным ростом богатств в стране и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов за гегемонию в Южном Двуречье. Исторически это время расцвета города Ура и начало политической истории Лагаша.
    Ко времени I династии Ура относятся две гробницы: в одной был погребен лугаль Мескаламдуг, в другой ? некая знатная женщина по имени Пуаби (имя, безусловно, семитское).

    Шлем Мескаламдуга

    Скелет Пуаби

    Головной прибор Пуаби
    Пуаби была погребена в подземном сводчатом склепе, где она лежала на спине на деревянном ложе, в плаще из синих лазуритовых бус, в пышном головном уборе из золотых листьев, венков и заколок в виде цветов. Вокруг склепа было выкопано довольно обширное помещение, в котором с серебряными лентами в волосах и в цветных плащах сидели трупы десятков женщин свиты, музыкантш и т.п; усыпленных или добровольно отравившихся. Здесь же найдены арфы тонкой работы, к резонаторам которых были приделаны золотые или серебряные головы быков с лазуритовой бородой. Найдены были также золотые туалетные приборы, доски для игры в кости и разная драгоценная утварь. В засыпанном землей пологом спуске-коридоре, ведшем с поверхности земли в склеп, были обнаружены повозки, скелеты волов и их погонщиков, а также воинов в шлемах-шишаках и с копьями, как бы охранявших вход.
    Если идеологическая сторона погребения Пуаби до сих пор находится за границами нашего понимания (полагают, что убитые слуги ? жертвы божествам плодородия), то экономическая вполне ясна. Из предметов, обнаруженных в гробнице, становится ясно, что лугали Ура обладали в это время поистине огромными богатствами и вели активную торговлю с разными странами мира ? доарийской Индией (золото), территорией нынешнего Афганистана (лазурит), полуостровом Оман (медь). Богатства доставляли храмовые торговые посредники или их подручные, снаряжавшие либо тростниковые ладьи, либо караваны ослов. Несметное богатство лугалей Ура способствовало их политическому влиянию как в своем городе, так и за его пределами. Уже в это время наряду с титулом ?лугаль Ура? правитель возлагает на себя и звание ?лугаль Киша?, что может свидетельствовать о его претензии на гегемонию над всей территорией Двуречья.

      Ayoe

        2 133

        29

        1

        136

        852
      • Статус:Примипил

      Дата: 29 Апрель 2008, 01:20

      О древнейшей истории Лагаша нам известно мало. До начала РД III в документах фигурируют всего два правителя ? лугаль Энхенгаль и один энси, подчиненный лугалю Месилиму. Новая династия, при которой количество письменных источников резко возрастает, начинается с Ур-Нанше. Отец его вообще не был правителем, а сам он получил свой титул лугаля, вероятно, в связи с какими-то чрезвычайными событиями в стране. Из надписей Ур-Нанше мы узнаем, что его деятельность состояла в восстановлении старых и сооружении новых каналов и плотин, в постройке храмов и святилищ в разных частях лагашского нома, а также в морской торговле по Персидскому заливу. По-видимому, Ур-Нанше не был верховным жрецом главного городского храма и не принимал участие в обряде священного брака ? один из его текстов сообщает об ?избрании мужа для богини Нанше?.

      Ур-Нанше, правитель Лагаша, в окружении своей свиты
      В годы правления внука Ур-Нанше энси Эанатума произошел конфликт между Лагашем и соседней Уммой из-за плодородной земли Гуэден, разграниченной когда-то третейским судом кишского правителя Месилима. Уммийцы самовольно захватили не принадлежавшую им землю. Эанатум отправил в Умму своих послов с требованием очистить территорию, но уммийцы посмотрели на них с презрением. В это время Эанатум увидел священный сон, в котором к нему явился сам главный бог Лагаша Нингирсу с повелением восстановить справедливость. Нингирсу и другие боги Шумера объявляют Эанатума лугалем и вдохновляют его на битву с Уммой. Битва унесла десятки тысяч жизней уммийцев, и, вероятно, столько же жизней граждан Лагаша. Царя Уммы Эанатум лично заставил принести присягу шумерским богам в том, что он никогда не переступит пределы земли Гуэден. Умма была побеждена, и эта победа открыла Эанатуму путь на соседние территории во всех направлениях. Он захватил несколько городов Элама, Киш, Урук и Ур, после чего присвоил себе титул ?лугаль Киша?. Но окончательно закрепить захваченные территории за Лагашем ему в конечном счете не удалось.
      История отношений между Лагашем и Уммой, причем все из-за той же спорной территории, продолжилась через полвека при правителе по имени Энметена. Роль Энметены в истории Шумера еще не оценена в полной мере. Само его имя, принятое в момент вступления на трон, означает ?повелитель по своему предназначению " , а такого имени никто больше из правителей Шумера не удостоился. Именно Энметена первым сообщает о получении из рук бога Энлиля ?скипетра определения судьбы?, причем церемония вручения скипетра проходит в Ниппуре, что однозначно говорит о легитимности этого правителя. В надписи на глиняном конусе Энметена сообщает о разгроме войска уммийского царя Ур-Лумы и восстановлении прав Лагаша на землю Гуэден. Из других текстов этого же правителя мы узнаем о его мирных отношениях с Уром и Уруком, а также о ряде мероприятий, проведенных им с целью уменьшения имущественного неравенства между гражданами Лагаша.
      Однако, и Энметена не был полным хозяином на своей земле. Многие его документы составлены от имени не только правителя, но и верховного жреца Дуду. Именно с этого самого Дуду начинается процесс сращения храмовой земли с хозяйством правителя. Непонятно, по каким причинам сам Энметена и его сын не могли исполнять жреческие обязанности (как ранее не мог исполнять их Ур-Нанше). Зато хорошо понятно, что этим воспользовались Дуду и его преемник на посту верховного жреца Энентарзи. Дуду еще при жизни Энметены имел всю полноту власти в храмах. Правление сына Энметены было подозрительно коротким, после чего с титулом энси в Лагаше начинает править Энентарзи (вполне возможно, не только преемник, но и сын Дуду). При нем и следующем за ним энси по имени Лугаланда хозяйство бога и хозяйство энси становятся неразделимы, а пропасть между знатью и простолюдинами увеличивается на несколько порядков. Не менее 2/3 храмовых хозяйств перешли в это время во владение правителя, его жены и детей. От воли правителя стало зависеть назначение на жреческие должности, как и устранение с них. В то же время ни Энентарзи, ни его сын Лугаланда ничего не делали для укрепления военной мощи Лагаша. Все это стало причиной для социального недовольства.
      Правитель Лугаланда был смещен со своего поста, на который тотчас же заступил некто Урукагина. Достоверно известно (прежде всего, в результате исследований В.К.Шилейко), что Урукагина находился с правившей династией в родстве по линии своей жены, доводившейся сестрой энси Энентарзи. Через год после начала правления в должности энси Урукагина принимает титул лугаля, поэтому в науке принято делить семь лет его правления на 1 год Урукагины-энси и 6 лет Урукагины-царя. О дальнейшей судьбе низложенного Лугаланды можно только гадать. Первый исследователь истории Лагаша А.Даймель думал, что он был убит вместе с женой и со всеми слугами. Русский шумеролог В.К.Шилейко обратил внимание на тексты, в которых упоминается некий ?великий энси? (энсигаль), живший до 6-го года Урукагины-царя в чужом поместье близ Лагаша. Несколько позднее тот же А.Даймель установил, что в течение первых лет правления Урукагины жена Лугаланды получала некие ?почетные дары?, а во 2-м году правления Урукагины-царя она умерла и была погребена с великими почестями при участии 200 жрецов. Таким образом, сам автор версии об убийстве семьи правителя достоверно установил, что жена его после воцарения Урукагины была жива и похороны ее несколько лет спустя стали мероприятием государственного масштаба. Но что же случилось с самим правителем ? Версия Шилейко оказалась все же небесспорной. Совсем недавно Г.Зельц опубликовал свой вариант чтения и интерпретации одного хозяйственного текста времени 1-го года Урукагины-царя, в котором приносятся жертвы статуе Лугаланды. Не значит ли это, что, во-первых, к моменту воцарения Урукагины Лугаланда был уже мертв, и во-вторых, что только со смертью прежнего правителя Урукагина смог принять на себя титул лугаля ? Вопросы, вопросы?
      О родословии правителя, именуемого нами Урукагиной, мы не знаем ничего. Достоверно неизвестно даже правильное чтение его имени. Сперва его читали по слогам Uru-ka-gi-na, затем решили прочитать один знак как идеограмму и прочли Uru-inim-gi-na, и в конце столетия вернулись к прежнему чтению, хотя правильного ответа так и не нашли. Что же до родословия, то в своих надписях Урукагина ничего не пишет о своих предках. Разве что одна зацепка? В ?Обелиске Маништусу?, надписанном при одном из правителей династии Аккада, среди общинников, продающих царю землю, упомянут некто ?Урукагина, сын Энгильса?. Тот ли ? Слишком много должно было пройти времени от Урукагины до Маништусу?
      В первый царский год правления Урукагины им были проведены социальные реформы, основные аспекты которых по повелению лугаля были изложены на трех больших глиняных конусах, из которых в хорошем состоянии дошли два. Мероприятия Урукагины в основном сводились к следующему:
      Была упорядочена оплата жрецов и отменены поборы с них.
      Сокращены поборы с наиболее значительных членов храмового персонала.
      Чиновникам запрещалось самовольно взимать в свою пользу доходы со стад, рыбной ловли и ладей.
      Держателям служебных наделов было предоставлено неограниченное право отчуждения имущества, а также неограниченное право пользования колодцами и арыками на служебных наделах.
      Было восстановлено право собственности богов на те храмовые хозяйства, которые присвоила себе семья энси.
      Были введены законы, охранявшие частную собственность и устои патриархальной семьи.
      С точки же зрения политической истории, правление Урукагины не принесло Лагашу решения его застарелых проблем. Документы из храма богини Бау, в частности, показывают, что увеличение натурального довольствия членам храмового персонала было вскоре сведено на нет. Урукагина даже не сменил административный персонал храмов, действовавший при его предшественнике. Да и сами его конусы были скорее декларацией доброй воли правителя к изменению ситуации, нежели констатацией уже свершившихся фактов.
      В конце правления Урукагины боги отвернулись от Лагаша. В Умме пришел к власти некто Лугальзаггеси ? сын жреца-очистителя, скорее всего, не бывший в родстве с предыдущим правителем этого города. Лугальзаггеси начал активно захватывать один за другим все шумерские города. Под ударами его войска пали Урук, Ур, Ниппур, Киш. Быстрое продвижение Лугальзаггеси по территории Шумера, вероятно, объясняется тем, что население устало от междоусобиц и жаждало ?твердой руки?, которая бы в первую очередь упорядочила разросшуюся ирригационную сеть. Поэтому кое-где ему пришлось воевать, а кое-где города отдавались без боя. Но когда дошла очередь до Лагаша, войско уммийского царя, а теперь и полу-шумерского властелина, столкнулось с ожесточенным сопротивлением его граждан. Война шла два года, к 6-му году Урукагины-царя были разорены и разрушены все общины и храмы, лежащие между каналом на границе с Уммой и пригородами нома. В это время был составлен ?Плач по Лагашу?, в котором дается длинный перечень разрушенных строений, вина за уничтожение которых возлагается на ?энси Уммы Лугальзаггеси? (здесь он не мог быть назван лугалем, поскольку законно избранным был только Урукагина). Документы показывают, что к Лугальзаггеси отошла только северная часть лагашского нома. Урукагина, боясь пленения в центре нома, перенес столицу ближе к морю, в городок Э-Нинмар, где правил еще некоторое время. Но после 7-го года следы его теряются.

      Шумерский чиновник

      Шумерский воин с топором

        Ayoe

          2 133

          29

          1

          136

          852
        • Статус:Примипил

        Дата: 29 Апрель 2008, 01:51

        Боги Древней Месопотамии
        (имена и функции)
        Ан (шум. an "небо", аккад. Анум) - бог неподвижного небесного свода, звездного неба; старейшина богов.
        Анзу (шум. anzud; возможно, из семит. 'nz "орел") - у шумеров божественная птица с головой льва и когтями орла, решающая судьбы людей; покровительница правителей Урука и Лагаша. У вавилонян и ассирийцев - одно из демонических существ, похитительница предопределений у Эллиля.
        Анту - супруга Анума у вавилонян и ассирийцев.
        Ануннаки (шум. a-nun-na-ke4-ne "семена Властителя", аккад. a-nun-na-ki) - у шумеров собрание богов или братья бога-героя; у вавилонян и ассирийцев - боги Подземного мира, судьи мертвых, антиподы Игигов.
        Аруру (значение имени неизв; известна также под именами Нинмах, Нинхурсаг, Дингирмах) - богиня-мать, прародительница богов и людей.
        Асарлухи (неизв.) - в шумерское время сын Энки, покровитель магии и медицины; в Вавилонии слился с Мардуком.
        Ашшурит - супруга Ашшура.
        Ашшур (неизв.) - верховный бог ассирийцев, хозяин одноименного города.
        Бау (или Баба, неизв.) - в шумерское время супруга бога войны Нингирсу, хозяйка Лагаша, дочь Ана; в Вавилонии слилась с богиней врачевания и магии Гулой.
        Бел (семит. b'l "господин, владыка") - в аккадоязычных текстах имя шумерского бога Энлиля или вавилонского Мардука.
        Белит - имя супруги Энлиля богини Нинлиль или супруги Мардука Царпаниту в этих же текстах.
        Гатумдуг (неизв.) - божество жизни и материнства в Лагаше.
        Гештинанна (шум. "виноградная лоза неба") - покровительница виноделия, сестра Думузи.
        Гильгамеш (шум. Bilgames "предок-герой") - герой шумерского и вавилонского эпоса, обожествленный правитель г. Урука. После смерти по решению богов стал управляющим в Подземном мире.
        Гирра (неизв.) - бог огня.
        Гула (возможно, шум. gu-la "великая")- богиня магии и врачевания.
        Дамкина (шум. dam-gi-na "истинная супруга" или dam-gal-nun-na "великая супруга Властителя") - супруга Энки.
        Думузи (шум. dumu-zid "истинный сын" или dumu-zid-abzu "истинный сын Абзу", аккад. Таммуз, Та'уз) - супруг Инанны, бог весны и весенней жертвы, овечий пастух, умирающее и воскресающее божество природы. Почитался сперва в священном квартале Урука Кулаб, затем по всей стране. Шумерская традиция знает также Думузи-рыбака из города Куара.
        Забаба (неизв; возможно, из языка дошумерских обитателей Двуречья) - главный бог шумерского города Киша, божество войны.
        Игиги (неизв.) - боги небес в вавилонской мифологии.
        Инанна (возможно, nin-an-na "госпожа Неба") - у шумеров хозяйка г. Урука, дочь Ана и богиня любовной и воинской страсти; в вавилонское время слилась с Иштар. Отождествлялось с планетой Венера.
        Иштаран (неизв.) - покровитель правосудия и дипломатии.
        Ишкур (семит. Адад) - божество дождя, ветра, грозы и бури.
        Иштар - семитское божество любовной и воинской страсти, могло быть как мужского, так и женского рода (см. Инанна).
        Ишхара (неизв.) - богиня любви и созидания, происхождение неизвестно.
        Кулла (неизв.) - у шумеров божество кирпича и строительства.
        Лугальшулпаэа (шумер. "царь-юноша появившийся") - вероятно, одно из имен планеты Юпитер.
        Мардук (неизв; пишется знаками "ТЕЛЕНОК. СОЛНЦЕ") - верховный бог г. Вавилона.
        Набу (аккад. "имя" или "источник, ключ") - у вавилонян и ассирийцев бог мудрости и грамотности, сын Мардука.
        Намму (неизв.) - в Эреду и Уре богиня первобытного хаоса, мать Энки.
        Нанна (возможно, шумер. en-an-na "господин Неба") - у шумеров бог Луны, хозяин г. Ура; в вавилонское время слился с Сином.
        Нанше (или Нина, неизв.) - дочь Энки, толковательница сновидений, защитница бедных и обездоленных.
        Нару (аккад. "река") - бог рек.
        Нергал (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего")- божество Подземного мира, муж Эрешкигаль.
        Ниназу (шум. "госпожа врачевания") - одно из божеств умирания и воскресения природы у шумеров.
        Нингирима (шум. "госпожа водного источника") - богиня заклинаний, хранительница магических формул.
        Нингирсу (шум. "госпожа Гирсу") - хозяин г. Лагаша, божество войны и земледелия; функционально эквивалентен Нинурте.
        Нингишзида (шум. "госпожа истинного дерева") - шумерское божество, связанное с Подземным миром; администратор в храме Нингирсу.
        Нинзадим (шум. "госпожа ювелиров") - бог-покровитель ювелирного искусства.
        Нинигиламга - покровитель плотницкого искусства.
        Нинкаррак - одна из богинь врачевания.
        Нинлиль - супруга Энлиля, хозяйка Ниппура.
        Нинмешарра (шум. "госпожа всех МЕ") - супруга Энмешарры.
        Нинурта (неизв; возможно, nin-urta/ura? "госпожа земли") - божество войны и земледелия, сын Энлиля.
        Ниншубур (шум. "госпожа свинья" или "госпожа (страны) Субарту", в аккад. текстах Папсуккаль) - слуга Ана и Инанны. Может быть обоеполым.
        Нисаба (шум. nin-?e-ba "госпожа ячменного рациона") - у шумеров богиня ячменя и учета зерна, затем божество школы и грамотности; в вавилонское время и позже богиня только школы и грамотности. Дочь Ана, связана с небесными знамениями.
        Нуску (неизв.) - шумерское божество, администратор храма Нинурты в г. Ниппуре.
        Пабильсаг (неизв.) - шумерское божество; у вавилонян и ассирийцев функционально эквивалентно Нинурте и Нергалу.
        Син - см. Нанна.
        Сирис (или Сираш; неизв.) - сын богини Нинкаси, покровительницы пивоварения.
        Уту (аккад. Шамаш "солнце") - бог Солнца и справедливого суда.
        Хендурсагга (аккад. Ишум) - привратник Подземного мира, божество планеты Сатурн.
        Царпаниту (аккад. "украшенная") - супруга Мардука, хозяйка Вавилона.
        Шара (неизв.) - божество войны, сын Инанны, хозяин г. Уммы.
        Сидури (элам. Шидури "родительница")- хозяйка корчмы богов в X таблице аккадского эпоса о Гильгамеше.
        Энлиль (шум. "господин воздуха", аккад. Эллиль) -божество воздуха, чужих земель, покровитель царской власти и ревнитель царского благочестия, хозяин г. Ниппура.
        Энбилулу (неизв.) - божество оросительных работ в Шумере и позже.
        Энки (шум. en-ki "господин земли" или en-ki(ng) "господин обрядов", семит. Хайа/Эа) -божество пресных подземных вод, покровитель магии и искусств, создатель и покровитель человечества, хозяин г. Эреду.
        Энкиду (шум. en-ki-du10 "господин хорошего места", аккад. en-ki-du3 "Энки создал") - друг и слуга Гильгамеша в эпических сказаниях.
        Энмешарра (шум. "господин всех МЕ")- в вавилонских текстах и позже предок Ана, старейшее божество, проживавшее в Подземном мире.
        Эннуги (возможно, шум. en-nu-gi4 "господин (Страны) без возврата") - божество Подземного мира.
        Эрешкигаль (шумер. "хозяйка Великой Земли") - супруга Нергала, богиня Подземного мира.
        Эрра (неизв.) - одно из имен Нергала; божество чумы, убийства и разрушений.

        Парные божества (или андрогины),
        первые существа мироздания в шумерских и ассирийских текстах


        Энбулуг - Нинбулуг
        Эндаума - Ниндаума
        Эндулькуга - Ниндулькуга
        Энки - Нинки
        Энуль - Нинуль
        Эншар - Ниншар

        Божества-близнецы

        Игалима и Шульшагана - близнецы Нингирсу и Бау, боги-покровители правителей Лагаша.
        Лугальгирра и Месламтаэа - близнецы, боги одоименного созвездия и стражи солнечного пути (как в течение суток, так и в течение года), защитники от демонов. Отождествлялись с Сином и Нергалом.

          Ayoe

            2 133

            29

            1

            136

            852
          • Статус:Примипил

          Дата: 29 Апрель 2008, 03:18

          От Лугальзаггеси к Саргону

          После ослабления экономической и политической мощи Лагаша Лугальзаггеси неожиданно столкнулся с роковым для себя противником ? военным вождем семитского города Аккада, принявшим на себя при воцарении имя Шаррукин (что означает ?царь истинен?), впоследствии произносившееся как Саргон.
          Под этим искаженным именем Саргон он и вошел в историю древнего мира.
          До второй половины двадцатого столетия нашествие войск Саргона на шумерские города воспринималось как внешнее вторжение. Но тщательное изучение всех доступных источников показало, что Саргон не был для шумеров иноземцем, хотя и пришел с севера. До начала своей военно-политической активности он занимал определенное положение при дворе кишского лугаля, у него была вполне известная родословная. Единственным недостатком саргоновской биографии было происхождение из нецарского рода, что, по-видимому, очень мешало при его амбициозных планах и стало поводом для избрания декларативно-вызывающего тронного имени. Большую часть документов, связанных с жизнью Саргона, составляют культовые поэмы и тексты предсказаний по печени жертвенных животных (т.н. omina), составленные через много лет после его смерти. Отдельные упоминания о нем содержатся в текстах так называемых ?Царских списков? ? первых опытах шумерской историографии. Но сохранились и подлинные надписи аккадской эпохи, составленные от имени самого Саргона.
          Итак, согласно источникам, Саргон был незаконным сыном жрицы, отправлявшей культ, при котором не позволялось иметь детей. За деторождение жрица такого культа могла быть даже казнена ? поэтому мать Саргона тайно положила младенца в корзину и отправила ее по Евфрату. Корзину подобрал водонос и садовник кишского царя по имени Акки и усыновил мальчика. Садовник обучил приемного сына своему ремеслу, но когда Саргон достиг юношеской зрелости, на него загляделась богиня любви Иштар. Богиня ИштарОн так понравился ей, что она пообещала оказывать ему свою особую милость, с помощью которой он должен был попасть прямо на царский трон Киша. Так говорят эпические поэмы о Саргоне, полные мифологем, известных и из более поздних сказаний (например, в рассказе о родословии Моисея также сообщается о его незаконном рождении, путешествии по реке в корзине и т.д.). Исторические же (или претендующие на историчность) тексты сообщают о том, что до своего воцарения Саргон занимал должность царского садовника и чашеносца во времена правления Ур-Забабы. После поражения Киша, понесенного от войска Лугальзаггеси, в этом городе произошел какой-то переворот, и в результате этого переворота Саргон оказался на вершине власти. Пользуясь слабостью власти на севере страны, Саргон овладел не только северными городами, но и южным номом Урук (но вряд ли самим городом). После завоевания нома Урук он избрал своей столицей Аккад ? небольшой городок, местонахождение которого до сих пор неизвестно. Какое-то время Саргон и Лугальзаггеси управляли Двуречьем вместе: Саргон ? северными землями, Лугальзаггеси ? всеми южными, кроме нома Урук. Но затем, как это часто случается в истории, возникло политическое соперничество, которое и привело Шумер к новой войне.
          Противостояние Лугальзаггеси и Саргона ? первая серьезная развилка в истории Южного Двуречья. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией выбора пути, и путь этот пролегает в противоположные стороны. Документы, дошедшие от времени Лугальзаггеси, позволяют сделать вывод о традиционности его ?политической программы?. Завоевав Южное Двуречье, уммийский царь перебрался в традиционный военный центр шумеров Урук, добился избрания себя лугалем в Ниппуре и поставил свою власть на службу общинной олигархии. Если бы на его пути не возник Саргон ? можно было бы ожидать традиционного шумерского стремления к выделению своего города из числа других, отношения ?центр ? провинция?, ?старший город ? младший город?, перераспределения благ в пользу общинных авторитетов и высшего храмового жречества, отношения к богам скорее родственного (?отец ? сын?), чем нейтрально-иерархичного (?начальник ? подчиненный?). То есть, даже захватив всю территорию Двуречья, Лугальзаггеси не смог бы ничего сделать для объединения страны и для обеспечения согласованного единства в работе местных ирригационных систем. В результате возникли бы недовольные, по новому кругу пошли бы междоусобные войны городских правителей и требования вернуть страну в условия изначальной справедливости ? то есть, ко всеобщему равенству первобытной эпохи. Шумерский путь политического развития с самого начала был как бы ?закольцован?: в его начале ? борьба сильного лидера со своими соперниками за право обладания всей властью и всем имуществом, в его середине ? столкновение лидера и общины, которая не хочет усиления власти одного и требует его подчинения нормам коллективизма, в его конце ? приход нового лидера, который сперва поддерживает общинную справедливость, а потом начинает проявлять себя как прежний гегемон. Совершенно иной путь был уготован Месопотамии при Саргоне, и здесь не следует, вероятно, сбрасывать со счетов его этническое происхождение. Хотя семитское происхождение нигде и никак не подчеркивалось самим Саргоном (просто потому, что представления о национальности в это время не было), объективно оно весьма повлияло на всю историю Двуречья при его династии. Следует заметить, что именно для афразийских правителей (семитов и египтян) в древности свойственно стремление к унификации власти и политическому объединению страны, к обожествлению царя и жесткой иерархизации пантеона. Афразийское сознание любит единство непохожих феноменов, шумерское ? напротив, предпочитает множество похожих и даже подобных друг другу вещей.
          Исход этого соперничества решила военная подготовка и тактика обеих армий. Шумерское войско уже со времен Эанатума состояло из трех родов: легкой пехоты, вооруженной дротиками, боевыми палицами и булавами; тяжеловооруженной пехоты в шлемах и с длинными копьями; колесничных войск. Лук почему-то не пользовался у шумеров популярностью, хотя и был известен. Ходили шумеры сомкнутым строем, и притом как пешки в шахматах ? только вперед. Их армия не была мобильной, она не умела устраивать засады, внезапно нападать, разбившись на несколько флангов. Иначе дело обстояло в войсках Саргона. Основу его армии составляла легкая пехота, действующая рассыпным строем и делящаяся на лучников, копейщиков и воинов, вооруженных боевыми секирами. В боях против тяжеловооруженной шумерской пехоты, составлявшей костяк войска Лугальзаггеси, армия Саргона одерживала одну победу за другой, пока, наконец, не захватила в плен самого уммийского царя.Саргон У саргоновского войска был достойный противник: на стороне Лугальзаггеси воевали 50 энси различных городов. Но захватить царя в плен не означало отлучить его от власти, и Саргон прекрасно это понимал. Власть шумерского царя должна заканчиваться там же, где началась ? в священном Ниппуре. Поэтому Лугальзаггеси в медных оковах был проведен через ниппурские ?ворота Энлиля?, после чего лишился власти и был отдан на суд самого Энлиля ? точнее, его жрецов, скорее всего, приговоривших уммийского гегемона к смерти.

          Ниппур развалины храма Энлиля
          Короновавшись после этих событий в том же Ниппуре, Саргон начинает свое правление, пожалуй, самое длительное за всю историю Двуречья. Источники показывают, что он правил 55 лет и провел 34 крупных битвы. Из 55 лет правления Саргона нам известны события около 20 лет. За эти годы он совершил множество походов: на запад - в районы Сирии и Малой Азии, на восток в область Элама. Власть Саргона простиралась после победы над Лугальзаггеси от Сирии до Персидского залива; это было самое большое из когда-либо существовавших до сих пор государств. Политико-идеологические нововведения Саргона сводились к следующему:
          1)Замена номовой олигархии чиновниками, назначаемыми царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии.
          2)Создание массовой армии, набираемой из свободных общинников-земледельцев.
          3)Благоприятствование развитию торговли и ростовщичества, покровительство людям этих профессий.
          4)Сращивание жреческой и царской власти через выдвижение своих родственников и приближенных на высшие жреческие должности в шумерских храмах, а также через пользование храмовой землей.
          5)Введение единой системы мер и весов (в серебре и зерне ячменя) и попытка введения единого календаря.

          Приход Саргона и его династии к власти в Шумере, несомненно, означал и радикальные изменения в социальной структуре, связанные с переменой в мироощущении. Если, как уже говорилось выше, классическое шумерское общество предпочитает земледельческие и ремесленные ценности (мировой порядок, вечное возвращение, красоту и совершенство), то саргоновская идеология связана с ценностями воинского (единоначалие, подвиги и героизм) и торгово-ростовщического (свободная инициатива, договор, отношения купли-продажи, ответственность за нарушение обязательств) сословия. Системы ценностей двух этносов и исторических эпох оказались весьма различными. Поэтому неудивительно, что, как сообщают тексты предсказаний, ?в старости его , все страны возмутились против него и осадили его в Аккаде. Но Саргон вышел (из города), нанес им поражение, учинил им разгром?? В этих же источниках имеются сведения о народном восстании против Саргона и о том, что ему пришлось прятаться от восставших во рву.
          Примерные границы державы Саргона

            Ayoe

              2 133

              29

              1

              136

              852
            • Статус:Примипил

            Дата: 29 Апрель 2008, 03:47

            Кутии

            Преемники Саргона ? цари Римуш, Маништусу, Нарам-Суэн, Шаркалишарри и еще несколько менее известных потомков ? продолжали ту же политику по сращиванию жречества с царской бюрократией, умалению власти шумерской общинной олигархии и укреплению власти Аккада над сопредельными странами востока и запада. Некоторые из них (как, например, Римуш) пытались делать это радикальными средствами, убивая сотни и тысячи шумерских общинных лидеров. Но другие, и прежде всего Нарам-Суэн, пытались хотя бы формально сотрудничать с ними. Благодаря своим воинским подвигам на востоке и западе страны, гибкости своей внутренней политики и тому особому вниманию, которое он уделял старым шумерским храмам, Нарам-Суэн официально получил от богов Шумера и граждан своего города титул городского бога и даже собственный храм.

            Стела Нарам-Суэна из Суз. Победа царя над луллубеями.
            Впрочем, и его не пощадила поздняя традиция, приписавшая строителю нескольких ниппурских храмов страшное культовое преступление ? разрушение и осквернение храма Энлиля в Ниппуре.
            Никто из преемников Саргона не умер собственной смертью ? все они погибли в результате различных заговоров. Вообще, можно сказать, что положение Саргонидов в Шумере может быть оценено двойственно. С точки зрения политико-экономической, положительный характер нововведений вряд ли оспорим. С точки зрения идеологической, столь же мало оспорим факт несовместимости двух столь различных мироощущений. Жителей шумерских городов должно было раздражать постоянное желание семитских царей представлять себя героями, равняться с богами и даже ставить себя выше их. Известны имена собственные, популярные в то время: Шаррумкен-или ?Саргон мой бог?, Римуш-или ?Римуш мой бог?. Известны и тексты, сравнивающие Саргона с героем Гильгамешем, к которому шумерская словесность испытывала сложные чувства по тем же причинам (жаждал подвигов, желал полного обожествления и личного бессмертия). Одним словом, идеология Саргонидов не вписывалась в традиционные представления шумеров о месте человека в мире. Поэтому события, последовавшие за правлением Нарам-Сина, должны были восприниматься многими жителями Южного Двуречья как справедливое наказание аккадских ?титанов? за гордыню и самонадеянность. Позднейшая традиция показывает, что именно так и произошло.
            Уже в конце правления Нарам-Суэна на территорию Шумера вторглись кутии ? дикое племя, обитавшее к востоку от Двуречья. Разрушению подверглись многие города и даже их храмы. Последние цари Аккада были настолько слабы, что не смогли оказать достойного сопротивления чужеземцам. Страна совершенно погрязла в междоусобицах, и позднешумерская хроника, известная под названием ?Царский список?, перечисляет четырех претендентов на власть, вопрошая после этого: ?Кто был царем, кто не был царем ?? В такой ситуации захватить власть мог любой пришелец, обладающий необузданной дикой силой и не играющий по правилам соперничающих сторон. В силу обстоятельств, такими пришельцами стали именно кутии.
            Изображения кутиев до нас не дошли, мы не знаем из их языка ничего, кроме имен собственных, сохраненных клинописью; об их вооружении и организации их войска нам также ничего не известно. Племя кутиев само не правило Двуречьем; это было поручено чиновникам из аккадцев и шумеров. Кутийские вожди были заинтересованы только в дани. В эпоху кутиев особенно прославились два правителя II династии Лагаша ? Ур-Бау и Гудеа. Оба они были тонкими дипломатами и ловкими политиками, умевшими подольститься к захватчикам и извлечь максимальную выгоду от сближения с ними. В.К.Шилейко удалось показать, что правители Лагаша платили кутиям немалую дань, а взамен получили ряд привилегий, главной из которых было право на привлечение жителей Шумера к строительным работам в Лагаше. Однако, как показали позднейшие исследования, права лагашских правителей в Шумере были намного серьезнее. Уже Ур-Бау удается присоединить к Лагашу Урук и Ур, а дочь его была жрицей в Уре. Ур-Бау вел обширное храмовое строительство и был богатым и могущественным гегемоном. Его преемником стал муж другой дочери по имени Гудеа ? сын жрицы богини Гатумдуг, рожденный от священного брака. Гудеа оставил после себя множество пространных надписей на статуях и глиняных цилиндрах.

            Гудеа
            Из них мы узнаем об избрании его ?истинным пастырем? Шумера собранием номовых органов самоуправления и о том, что в руках этого пастыря находилась при кутиях практически вся территория Шумера и даже вечно враждебный Шумеру Элам. Надписи Гудеа сообщают также о его экспедициях за строительным лесом и камнем в районы Бахрейна, Сирии, Малой Азии и даже полуострова Индостан.
            Нет никакого сомнения в том, что правление Гудеа было временем господства старорежимной общинно-жреческой аристократии, желавшей вернуть страну на старый путь хотя бы в сфере идеологии. Интенсивно строились храмы, скрупулезно исполнялись древнейшие ритуалы, неукоснительно соблюдались табу и трудовые повинности, связанные с работой на храм. В своих надписях Гудеа, не называя себя царем, рассматривает свой статус как вполне царский ? даже упоминает о скипетре и тиаре как своих инсигниях. Но это представление о царе избираемом, как в старошумерское время, а не о царе-деспоте аккадского времени.
            В эпоху оккупации, когда внешняя активность недоступна народу, начинаются поиски самоуглубления и совершенствования. Их результатом всегда являются шедевры искусства и литературы. Так было в средневековой Руси при татарах, так было и в Шумере при кутиях. В эпоху Гудеа формируется классическое монументальное письмо ? самая красивая шумерская клинопись; изготовляются высокохудожественные прикладные изделия (инкрустированная мебель, дорогое оружие); совершенствуются искусство резьбы на печатях и портретная скульптура; появляются прекрасные по слогу и глубокие по содержанию культовые поэмы-гимны о деяниях правителя. Но это не дает нам основания для рассуждений о каком-то большом личном вкладе Гудеа в эти культурные мероприятия. Бесспорно, что они проходили под его покровительством, и весьма спорно, чтобы он сам принимал в них какое-то творческое участие (кроме обычных для энси ритуалов закладки первого кирпича, освящения уже построенного храма, участия в жертвоприношениях и т.д.).
            Участие лагашских правителей в жизни кутийских оккупантов было столь заметным, что впоследствии Лагаш, как город-предатель интересов коренного населения страны, будет исключен из всех исторических хроник, и его элите придется самостоятельно изготовлять свой царский список. Уже при потомках энси Гудеа два правителя ? Утухенгаль из Урука и Ур-Намму из Ура ? создают армию и объявляют кутиям войну. В одной из хроник Утухенгаль выступает как человек из народа, по рождению вялильщик рыбы. В надписи, составленной от его имени, говорится, что своим решением пойти войной на кутиев он ?обрадовал граждан Урука и Кулаба; его город, как один человек, встал за ним?. Власть кутиев вызвала в Двуречье такую ненависть, какой не вызывала, пожалуй, ни одна другая власть. В той же надписи Утухенгаля урукский правитель поносит кутиев такими словами: ?Жалящий змей гор, насильник против богов, унесший царственность Шумера в горы, наполнивший Шумер враждой, отнимавший супругу у супруга, отнимавший дитя у родителей, возбуждавший вражду и распрю в Стране?. Выступление шумеров против кутиев было поддержано еще и знамением богов ? к моменту начала битвы произошло лунное затмение, серьезно испугавшее предводителя армии кутиев Тирикана. Он бежал с поля битвы, но был выдан победившей шумерской армии жителями местечка, в котором пробовал укрыться со своей семьей.

            Ур-Намму

            P.S. Хотелось бы знать интересно это кому-нибудь ?

              Lion

                880

                6

                0

                4

                243
              • Статус:Центурион

              Дата: 29 Апрель 2008, 16:26

              Мне очень интересно, хотя в принципе я все это знаю...

                Ayoe

                  2 133

                  29

                  1

                  136

                  852
                • Статус:Примипил

                Дата: 29 Апрель 2008, 20:45

                III династия Ура

                После победы шумеров началась обычная междоусобная драка между Утухенгалем и Ур-Намму, к которой примкнул было и энси Лагаша Наммахани. Но ему сразу указали на место, припомнив процветание Лагаша при оккупантах. Остались двое претендентов на власть. Но Утухенгаль, осматривая плотину, внезапно оступился, упал в воду и утонул. Счастливая для урского царя развязка ! Именно Ур-Намму, став основателем III династии Ура, заложил основы нового государства и принципиально нового периода в истории Южного Двуречья.

                Стела Ур-Намму
                Этот период, завершающий этноисторическую жизнь шумеров, с полным основанием можно назвать политико-экономическим синтезом старошумерской и аккадской формы государственного устройства. И если экономически государство Ур-Намму оставалось все тем же двухсекторным хозяйством (хотя и с властью царя над значительной частью земли), то политически государство это было по-саргоновски деспотическим, ориентированным на объединение номов под властью единого центра и в социальном плане опиралось на царских чиновников. Считать государство Ур-Намму (оно также называется в науке ?царство Шумера и Аккада?) шумерским было бы неверно. Шумерский язык царил в школе, храме и канцелярии, но общались уже только по-аккадски. Что же касается идеологии и религии, то она тоже была смешанной шумеро-аккадской. Но шумерское начало в ней все же превалировало.
                После разгрома кутиев новому политическому лидеру Южного Двуречья пришлось выбирать путь дальнейшего управления страной. Либо это был прежний, старошумерский путь делегирования полномочий представителям местной знати, либо же путь полного и беспрекословного подчинения всех местных органов власти царской администрации. В этом последнем случае должна существовать и столица, в которой живет царь и его двор, причем столица это именно административно-политическая, а не культовый центр вроде древнего Ниппура. Экономическая ситуация, связанная прежде всего с необходимостью восстановления ирригационных сооружений, сделала первый путь нереальным. Для отвержения старого пути существовала и вторая серьезная причина: после победы над оккупантами трудно было выяснить, кто вынужденно им покорялся, а кто активно с ними сотрудничал; поэтому царь-победитель не мог безоговорочно доверять градоправителям и высшему жречеству. Таким образом, все вело к повторению саргоновского пути, только с усилением учета и контроля за материальным производством.

                Зиккурат Ур-Намму в Уре
                История шумерского государства при III династии Ура лучше всего известна по документам хозяйственной отчетности, дошедшим от следующего правителя ? Шульги (ок. 2093- ок. 2046). Шульги и его преемники оставили человечеству самый большой архив древних бухгалтерских ведомостей. Если сравнить количество этих ведомостей с общим числом глиняных табличек, получим не менее трети от этого числа. Так вот, документы эпохи Шульги показывают, что в это время шумерский царь был совершенно неограничен во власти. Никакой независимый законный орган не мог эту власть оспорить. Царь был окружен чиновниками, свободно сменяемыми и назначаемыми по его усмотрению. Что же касается некогда могущественных и независимых энси, то теперь они превратились в подданных, строго выполняющих приказания царя. Община был фактически ликвидирована как политический институт, хотя с ее правом на землю царю все равно приходилось считаться. Вся страна была разделена на административные округа, границы которых проходили по линиям ирригационных сооружений. В каждый округ царем назначался наместник и военачальник, следившие за работой городского энси и его администрации и отправлявшие с гонцами специальные донесения царю.
                Вся земля страны была определена по своему качеству, обмерена и сведена в земельные кадастры по округам. В то же время государственные хозяйства округов должны были поддерживать между собой тесные связи и контролироваться из Ура. Большая часть свободного населения была сведена в рабочие отряды, в которых работник мужского пола назывался гуруш (?юноша, молодец?), женского пола ? нгеме (?рабыня?). Работники были профессионально ориентированы, и все же ничто не мешало царским чиновникам перебрасывать их в любую отрасль хозяйства, отрывая от прежнего места и направления работы. Гурушей (будем называть их так, без различия пола) заносили в поименные списки с целью учета при выдаче пайков или при назначении на новый хозяйственный объект. Строго вели отчетность по больным и умершим. До наших дней дошла довольно жуткая ведомость учета смертности среди женщин и детей, тщательно разработанного надзирателями некоего лагеря. До сих пор неясно, идет ли речь о военнопленных или о царских гурушах, но во всех случаях документ этот впечатляет своей беспристрастностью в отношении человеческой судьбы и чем-то напоминает иные сводки, найденные в конце нашего века в архивах немецких и советских лагерей. Да и как прикажешь выжить на скудный паек, запечатленный на глиняном продовольственном аттестате: в него входили ячмень, кунжутное масло, пиво, рыба, изредка финики и никогда ? мясо. Упоминаются только туши падших овец.
                Кто же жил хорошо в это жестокое (и вынужденно жестокое) время ? Царские чиновники и, как ни странно, рабы в частных хозяйствах. Вся государственная махина держалась на скрупулезно точной работе писца-учетчика, жестокости надзирателя и покорности жреца. Шульги личным декретом повелевает брать в школы как можно больше детей, причем позволяется делать исключения и для детей из незнатных и нечиновных фамилий. Нет такого предмета, которому не нужна была бы опись, который не нужно было бы измерять и взвешивать. Самый ничтожный расход, вплоть до выдачи двух голубей к столу царицы или туши сдохшего барана на корм охотничьим собакам, фиксировался документом на глиняной плитке и закреплялся печатями ответственного чиновника и государственного контролера. Поэтому писцы были нужны постоянно, система школьного образования непрерывно развивалась и поддерживалась центром. Многие писцы оставлялись по окончании курса при школе и, помимо административной деятельности, занимались также обработкой произведений шумерской словесности, составлением первых исторических хроник и законов. Неплохо жили и находившиеся на царской службе судьи, и приближенные ко дворцу жрецы, и прославлявшие царскую власть музыканты. Что касается рабов, то, поскольку они принадлежали своим хозяевам, а не государству, то государство и не могло потребовать их для своих нужд. Раб в это время трудился по дому и имел свой небольшой земельный надел, из которого мог делать подарки, а иногда ? даже выкупать себя на волю. Рабы могли оспаривать по суду законность своего рабства, жаловаться в суд на кражу своего имущества, отводить свидетелей и требовать приведения к присяге собственного хозяина. Правда, шанс вырваться на волю через суд был для раба ничтожным, и чаще всего это происходило либо после смерти владельца, либо вследствие обыкновенного бегства.
                Цари III династии Ура воевали мало. Бои проходили, в основном, в традиционных для шумерской войны местах ? в районе Элама и предгорий Загроса. Правда, ходили и в Сирию, и в северную часть Месопотамии, и даже доходили до города Библ на территории Восточного Средиземноморья. При этом сочетали войну с дипломатическими договорами, так что армия нередко недополучала причитавшееся ей. Документы показывают, что активность армии в это время не очень высока, зато в большом количестве по дорогам Ближнего Востока ходят урские эмиссары в лице дипломатов и торговых агентов, призывающих пограничные с Шумером государства к активному сотрудничеству, обмену и торговле, прославляющих власть урского царя, к тому времени уже обожествленного.
                Обожествление Шульги и его потомков ? вопрос еще очень темный для исследователей. Есть предположение, что сам Шульги был обожествлен на 30-м году своего правления, но есть и мнение такого рода, что все тексты, в которых Шульги предстает как бог, составлены после его смерти (особенно это касается гимнов в его честь; в частности, это позиция В.В.Халло). В одном гимне сказано, что после смерти Шульги, как и подобает богу, отправился на небо (в то время как его отец Ур-Намму, будучи смертным, сошел в Подземный мир). Значит ли это, что обожествленного царя кремировали, или это только метафора ? Непонятно. Но зато совершенно ясно, что потомки Шульги обожествляли себя при жизни, и видели в таком обожествлении наследственный принцип: шумерский царь должен быть одновременно и шумерским богом. Под обожествленного царя подстраивался весь мировой порядок: в честь него существовали специальные ритуалы, в небе засияла звезда, названная в честь бога Шульги, а в урском календаре появился даже специальный месяц, связанный с праздником в честь бога Шульги.

                Хозяйственный документ в конверте

                Документ, вынутый из конверта

                Закладной глиняный гвоздь Гудеи, правителя Лагаша

                Хозяйственный документ о получении ячменя на корм скоту



                Коллекция хозяйственных документов III династии Ура
                http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/.../hm12_1_16.html

                  Ayoe

                    2 133

                    29

                    1

                    136

                    852
                  • Статус:Примипил

                  Дата: 29 Апрель 2008, 21:16

                  Закат Шумера и Аккаде

                  Между тем, история неспешно готовила падение урского государства. Внутренне шумерское государство уже давно было готово погибнуть. Чудовищная эксплуатация царских работников, разорение общинников, деятельность ростовщиков, голод и продажа детей в рабство ради куска хлеба ? все это могло служить горючим материалом для нового социально-исторического пожара. Тут как тут оказались и внешние враги, неизменно чующие слабость соседа ? эламиты на востоке и дикие племена западносемитских кочевых скотоводов (амореи) на западе. При царе Шу-Суэне была построена стена длиной примерно 200 км, отделявшая Шумер от кочевых племен. Но это не помогло, потому что вторжения могут быть очень разные. Самое простое ? когда враг просто перелезает через стену, желая захватить твое добро. Но в древности чаще бывало по-другому: через городские ворота в легальном порядке проходили в шумерское царство группы нищих беженцев, обменивавших какие-нибудь поделки или молочные продукты или желавших поступить в царскую армию. В голове у этих людей была только одна мысль ? как не пропасть с голоду; никаких политических или, упаси бог, идеологических целей они не имели. Шумеры относились к ним как к животным, презирая за неведение цивилизованной жизни. Но по мере того, как государство стало слабеть, дикие амореи почувствовали собственную силу именно в непричастности к его устоям. Их первобытность в такой ситуации пошла на пользу экспансии. Тогда и начались безнаказанные вояжи аморейских пастухов по полям Шумера, сперва стихийные и бесцельные, затем все более осмысленные и сокрушительные по размерам наносимого ущерба. Немало амореев было и в армии, и на царской службе, и у всех имелись родственники по ту сторону большой стены. Амореи скооперировались с давним, можно сказать, закадычным врагом Шумера ? Эламом. Но никаких видов на власть оба союзника пока не имели. Им помог случай.

                  Женская голова из Ура. Мрамор. Время III династии Ура. 31 - 22вв. до н. э.
                  Царь Ибби-Суэн послал своего военачальника Ишби-Эрру закупить в северо-западных округах страны большое количество ячменя. Недорого купив зерно у общинников, Ишби-Эрра отказался везти его в Ур и потребовал от царя невыполнимого ? 600 барж для доставки зерна. Ишби-Эрра отказал ему и посоветовал попросить баржи у городских энси, обещав заплатить двойную цену за доставленный ячмень. Но Ишби-Эрра вместо того, чтобы обратиться с просьбой о баржах, попросил у градоначальников согласия на организацию военного союза против центральной власти и потребовал, чтобы его признали царем. Так начался распад некогда могущественного государства. Все больше местных правителей отлагались от Ура, армия была дезорганизована общим кризисом, враг с двух сторон вошел в столицу Шумера и в 2003 (или в 1997) г. захватил ее. Ибби-Суэн в оковах был уведен в эламскую область Аншан. Эламиты ушли довольно быстро, потому что было куда. Амореи по понятной причине остались, и их вожди основали в шумерских городах свои династии, после чего началась уже совсем другая эпоха истории Двуречья, известная под названием ?Старовавилонский период?.
                  Уже во время III династии Ура население страны было смешанным шумеро-аккадским, так что нельзя говорить о национальном шумерском государстве. После падения Ура в состав населения Южного Двуречья влились амореи (известно около 50 их племен), мигранты с Кавказа хурриты, жители различных государств на территории Сирии, некоторые осевшие в Шумере немногочисленные эламиты. Неудивительно, что уже ко времени Хаммурапи шумерский этнос полностью растворился в соседних, оставив по себе только язык и достижения культуры (прежде всего письменность). Но люди, похожие на шумеров, встречаются в современном Ираке по сию пору, потому что ничто не меняется так быстро, как язык и так медленно, как генетическая основа этноса.

                  Шумерская клинопись

                  Развернутую информацию по политической истории Шумера и Аккада можно найти в изданиях:
                  Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М; 1959.
                  Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М; 1994.
                  История Древнего Востока. Т.1. Месопотамия. М; 1983.
                  История древнего мира. Т. 1. Ранняя древность. М; 1989.
                  Kramer S.N. The Sumerians: History, Culture, and Character. Chicago, 1963.
                  Postgate J.N. Early Mesopotamia: Society and Economy at the Dawn of History. London, New York, 1982.
                  Sallaberger W; Westenholz A. Mesopotamien: Akkade-Zeit und Ur III-Zeit. Freiburg Schweiz, 1998 (= Annaehrungen 3).

                    Ayoe

                      2 133

                      29

                      1

                      136

                      852
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 30 Апрель 2008, 00:50

                    Протошумерский период в истории Междуречья

                    Культуры северной Месопотамии эпохи неолита (VII ? V тыс. до н.э.): Джармо (ячмень, пшеница, одомашненная коза, первые 11 из 16 слоев не содержали керамики) - один из древнейших памятников производящего хозяйства, хассунская (в слоях VI тыс. до н.э. обнаружена керамика), халафская (река Хабур на сирийско-турецкой границе, V тыс. до н.э.).

                    В некоторых поселения халафской культуры обнаружены загадочные строения, названные толосами. Толосы ? это округлые глинобитные сооружения на каменном фундаменте от 3 до 9 м в диаметре. По-видимому, толосы являлись общинными складскими помещениями. Вместе с тем на основании обнаружения в некоторых толосах захоронений с горшками и статуэтками археологи склонны считать эти сооружения святилищами для захоронения знати. В Телль-Арпачае был раскопан самый большой из известных толосов. Он состоял из переднего зала длиной 19 м и главного помещения диаметром 10 м, при этом толщина стен составляла 2-2,5 м. К концу халафской культуры толосы исчезают в Передней Азии и сохраняются только на Кипре (первые киприоты - халафцы?).


                    Эпоха энеолита (последняя треть V - начало III тысячелетия до н.э.) Южной Месопотамии представлена последовательно возникающими археологическими культурами: Эль-Убейд (4500 г. до н.э.), Урук и Джемдет-Наср. Это свидетельствует о миграции месопотамских неолитических культур на юг по мере осушения Междуречья. По сравнению с северными районами, к 4500 г. до н.э. население Южной Месопотамии было невелико, и поселения там были большой редкостью.

                    раскопки в Эль-Убейде

                    образцы глиняной посуды

                    Инструменты
                    Убейдские земледельцы начали заселять месопотамскую пойму в тот период, когда на севере процветала халафская культура. Условия жизни были очень неблагоприятными. Самое древнее убейдское поселение - Эриду (4800 г. до н.э.). Мы не знаем, откуда пришли носители убейдской культуры, когда и почему эта культура возникла. Через тысячу лет после возникновения убейдское общество значительно усложнилось и распространило свое влияние на широкое географическое пространство, включая северную Месопотамию, вытеснив халафскую культуру.

                    Последние столетия IV-ого тысячелетия до н.э. характеризуются убыстрением темпов развития (до или после "Великого потопа" в Междуречье?). Одной из главных особенностей послеубейдского периода было развитие городских центров. Этот период называют урукским по имени одного из крупнейших в Шумере города-государства Урук (библ. Эрех, совр. Варка). Считается, что именно в этот период в Месопотамии появляются шумеры, называвшие себя "черноголовыми" (как и первые китайцы). Обосновавшись в устьях рек, небольшая группа шумеров овладела городом Эриду, который потом считали колыбелью своей государственности.

                    Эриду , современное состояние

                    Зиккурат в Эриду , современное состояние

                    Реконструкция храма в Эриду
                    По прошествии нескольких лет шумеры двинулись в глубь Месопотамской равнины, возводя или завоевывая новые города. Шумерский тип людей встречается в Ираке до сих пор. Это смуглые люди невысокого роста с прямым носом, курчавыми волосами и обильной растительностью на лице и на теле. Они принадлежат к средиземноморской и балкано-кавказской расам европеоидной большой расы. Шумеры тщательно сбривали растительность на лице , как и египтяне.
                    На рубеже III-IV тыс. на территории Южного Двуречья встретились и стали жить общим хозяйством 3 совершенно разных по происхождению народа. Первыми сюда пришли носители "бананового" (прототигритского?) языка (условно так называемого из-за большого числа слов с повторяющимися слогами типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесел и обработки металла, а также наименованиями некоторых городов. Носители "бананового" языка не оставили памяти о названиях своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но они известны археологам, т.к. были основателями земледельческого поселения, ныне называемого Эль-Убейд (убейдская культура). Шедевры керамики и скульптуры, найденные здесь, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры.
                      • 12 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          04 Дек 2016, 06:59
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики