Сообщество Империал: Междуречье - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Междуречье
Шумер , Аккад , Вавилония

  • 12 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Последняя »

Lion ответил:

    880

    6

    0

    4

    243
  • Статус:Центурион

Дата: 04 Май 2008, 19:21

Опять вынужден будем отклонитса от темы - поэтому постараюсь быть предельно краткым.

В культурном и генетическом смысле в нинешных персах преобладает тюркскый и арабский элемент, чем индоевропейский. Все дело в том, что Персия после 7-ого века много раз подвергалась настаяшему "наваднению" тюркских и арабских племен. Посудите сами

1. арабы - они сильно изменили культурный уровень персов в свою пользу,
2. огузы - эти прежде всего ГЕНЕТИЧЕСКИ изменили персов,
3. хореземцы - то же,
4. монголо-татары - то же,
5. туркмени - - то же (не забываете, что царство Сефевидов, которое считаетса Персидским - на самом деле была создана усилиями прежде всего кизилбашев - туркменских племен).

и В конце - ислам, который в культурно аспекте просто УНИЧТОЖЫЛ арийское начало в мировазрении и в культуре персов.

    Ayoe ответил:

      2 133

      29

      1

      136

      852
    • Статус:Примипил

    Дата: 05 Май 2008, 02:09

    Cтаровавилонский период

    Время от конца правления III династии Ура до 1595 г. до н. э., когда в Вавилонии установилось господство касситских царей, называют старовавилонским периодом. После падения III династии Ура в стране возникло много местных династий аморейского происхождения.

    Столицей государства амореи избрали основанный в ХХIII в. до н.э.
    шумерский город Кадингир (врата бога) и назвали его Вавилон
    (Баб-Илу). Династия, правившая в Вавилонии с 1894 по 1695 гг. до н.э.,
    называлась аморейской. Ее основателем был Сумуабул.

    план города Вавилона
    Вавилон вел скромное существование, то завоевывая, то теряя расположенные неподалеку города (Киш), то предпринимая малоэффективные кампании по Тигру и за Тигром.

    Голова мужчины.XXI-XVII вв. до н. э., Вавилон.
    Процесс возвышения Вавилона, в немалой степени связан с деятельностью Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), предпринявшего самые активные меры для объединения всего Двуречья в централизованное государство. После смерти ассирийского правителя Шамши-Адада I, при котором Ассирия превратилась в политическую и военную силу, Хаммурапи воспользовался возможностью начать политику военной экспансии. В результате действия принципа ?разделяй и властвуй? отдельные государства, не объединившиеся в союзы с другими, стали жертвами захватов названия годов с седьмого и до одиннадцатого года его царствования отмечают поражение Урука, Исина и Ура , разрушение города Мальгиума и вторжение в Ямутбал на другом берегу Тигра. За вспышкой военной активности наступило относительно мирное время, названия годов вплоть до двадцать девятого не отмечены какими-либо захватами. Но от тридцать первого года и до конца жизни Хаммурапи вел войны непрерывно. Наиболее продолжительной была война с Эламом, победу над которым удалось одержать только на 31 году царствования, но в результате подчинен и присоединен к Вавилонии весь юг Месопотамии. Войны приобрели в большей степени оборонительный характер. Разбил бывших союзников Рим-Сина из Ларсы (тридцать первый год), государство Мари, срыл его стены и присоединил его к Вавилонии (тридцать пятый год).

    Хаммурапи
    Еще при втором царе династии Сумуаиле делалась попытка составить единый
    для всей страны кодекс законов, который не сохранился. Хаммурапи на втором году царствования ?установил право по всей стране?, первый вариант законов не сохранился, но не ранее 30-х гг. был составлен, возможно, расширенный вариант, который и был обнаружен и детально исследован . Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества и отражают действие принципа талиона ?око за око, зуб за зуб?. Под влиянием тех правовых норм, которые были установлены на шумерском юге, начиная со времени Урукагины, и в законах Хаммурапи появились попытки учёта злой воли при определении наказаний за преступление. Кодекс законов Хаммурапи дает сведения о существовании денежного обмена, долгового права, моногамной семье, рабстве, системе судопроизводства, системе управления и др.

    Базальтовый столб, на котором высечены Законы Хаммурапи. XVIII в. до н. э.; Вавилон.
    Подробно касаться не буду , упомяну лишь некоторые особо примечательные .
    Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены каралось её утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека.
    Если врач был виновен в неудачной операции над "сыном мужа", то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

    Хаммурапи перед богом Шамашем. Рельеф стелы законов Хаммурапи из Суз.
    Последние годы царствования Хаммурапи были заполнены большими строительными работами над возведением укреплений на северных и северо-восточных границах Вавилонии. Названия двух последних годов царствования Хаммурапи показывают, что в большей степени он вынужден обороняться, сражаясь вблизи от столицы, на сорок втором году вдоль
    Тигра и Евфрата возводят стену, в следующем году земляную стену, как крайнее средство, строят для защиты Сиппара. В это время сын Хаммурапи
    Самсуилуна стал его соправителем. Для южных областей Шумера, сильно
    пострадавших от долгой и ожесточённой войны, он издал указ об облегчении
    податного бремени. Победоносные войны Хаммурапи дали Самсуилуне (1749-1712 гг. до н.э.) несколько лет мирного правления. Он использовал этот период для расширения ирригационной сети и строительной деятельности. Но уже на 9-м году правления кончился краткий период мира, пришлось отражать нападения воинственных горных племён ? касситов, населявших область к северо-востоку от Двуречья. Они объединились в племенной союз, вероятно, около 1795 г. до н.э. а в 1741 г. предприняли первый поход против Вавилонского государства. Их натиск имел лишь частичный успех; Самсуилуне, опиравшемуся на укрепления, воздвигнутые Хаммурапи на северо-восточной границе Вавилонии, удалось отстоять основную
    территорию государства. Касситы укрепились в предгорьях к северо-востоку.
    Давление на Вавилонию оказывали и старые враги Хаммурапи, в первую очередь эламский царь Римсина, который в коалиции с городами Эшнунна, Исин, Урук и др. напал на Вавилонию и завоевал ее южную часть. После напряженной борьбы нашествие эламитов было отражено, но сил для сопротивления другим вторжениям не хватало (хетты 1595-1518 гг. до н.э.) и касситы).
    К концу царствования Самсуилуны во главе движения южных городов стояли правители ?Страны моря?, т. е. той береговой полосы у Персидского залива, в болотах которой скрывались изгнанные из городов Шумера враги Хаммурапи и Самсуилуны.Цари ?Страны моря? усиливались по мере того, как Вавилонское государство слабело. Среди этих правителей был некто Илумаилу, объявивший себя потомком последнего царя династии города Исина. Поздневавилонская хроника свидетельствует о поражении Самсуилуны в борьбе с Илумаилу и отступлении на север. Илумаилу, закрепившийся на юге, вероятно, при поддержке Элама, продолжал после смерти Самсуилуны войну с его сыном. Согласно более поздней вавилонской хронике, успех продолжал сопутствовать Илумаилу. При последних представителях династии Хаммурапи враги вторгались в центральные области страны, угрожая сбору урожая на полях перед стенами самого Вавилона. Когда на горизонте Вавилонии появился новый враг, ослабленное государство уже не могло дать ему отпор.
    Врагом этим были хетты, пришедшие около 1600 г. до н.э. из Малой Азии;
    об этом походе говорится в хеттских и вавилонских источниках. В упомянутой
    более поздней вавилонской хронике повествуется о том, что люди хеттской страны пришли в страну Аккад и покончили с царством Вавилона, а хеттские анналы сообщают о походе на Вавилон царя Мурсили, который забрал там золото, серебро и привёл пленных к себе в хеттскую страну. С завоеванием Вавилона хеттским царем Мурсилисом начался ?Темный период?. Удар, нанесённый вторжением хеттами,настолько ослабил Вавилон, что он уже не мог противостоять новому нашествию с юга. После ухода хеттов цари ?Страны моря?, по-видимому, завоевали Вавилон и создали так называемую II вавилонскую династию. Угрозой для нее вновь стали касситы, борьба с которыми продолжалась 55 лет и закончилась их победой. Около 1518 г. до н.э. касситы завладели Вавилоном, изгнав царей династии ?Страны моря?.

      Ayoe ответил:

        2 133

        29

        1

        136

        852
      • Статус:Примипил

      Дата: 06 Май 2008, 02:47

      Средневавилонский (касситский)

      Касситы - горные скотоводческие племена, издревле населявшие центральные хребты Загроса. Они были хорошими коневодами, вследствие чего ударную силу их войска составляли боевые колесницы. Во второй половине XVIII в. до н.э. касситы начали вторжение в Верхнюю Месопотамию и около 1742 г. до н.э. овладели городом Терке на Евфрате, неподалеку от устья Хабура. Здесь возникло касситское царство Хана, об истории которого и царях, им управлявших, почти ничего не известно. В XVII в. до н.э. воспользовавшись ослаблением Вавилонии, касситы постепенно распространили свою власть на большую часть Нижней Месопотамии. Около 1595 г. до н.э. вскоре после разгрома Вавилона хеттами , касситы захватили Вавилон и перенесли сюда свою столицу.

      Королевская печать
      Первым достоверным касситским царем, правившим в Вавилоне, был Агум II. Власть его, очевидно, не признавалась в Приморье (Шумере), где правила самостоятельная династия. Эта область была покорена полностью только около 1450 г. до н.э. царем Агумом III . Касситы заимствовали язык, религию, обычаи, традиции и культуру вавилонян и полностью ассимилировались с ними. Длительное господство в Вавилонии этого полукочевого народа в значительной степени затормозило дальнейшее экономическое и культурное развитие страны, особенно развитие земледелия и ремесла. Известно, правда, об использовании в это время лошадей, при перевозке грузов и в военном деле. В денежном обращении Вавилонии этого периода, несмотря на появление золота, можно отметить даже некоторый регресс. Значительно чаще, чем раньше, имел место натуральный обмен. Касситское правление принесло отсталость, политический и культурный регресс. Вавилония и после свержения этой династии долгое время оставалась на вторых ролях в Двуречье. Основная линия развития Вавилонии этого периода характеризуется возросшей экономической ролью дворцовой организации, уменьшением авторитета царя, исчезновением частной экономической инициативы, а также каких-либо попыток социальных реформ.

      Месопотамия в XV в. до н.э.

      Касситская Вавилония в 1400 г. до н.э.

      Кратко по касситским правителям

      Агум II Какрайм (Agum II Kakrime) (c.1595-1545) - Король Мари. Он завоевал Вавилонию, когда Хетты ушли.

      Монументальная стелла
      Бурнабуриаш (Burnaburiash) I (c.1545-1500) - Подписал мирный договор с Пузур-Ашшуром III (Puzur-Ashur III) из Ассирии, согласно договору граница между обоими государствами должна была проходить по среднему течению Тигра.
      Каштилиаш III (Kashtiliash III) (c.1500-1470)О самом Каштилиаше почти ни чего не известно, но известно, что в его правление его брат Улам-Буриаш во главе кассито-вавилонского войска с вторгся в Страну Моря; сверг последнего царя тамошней династии Эйягамиля и провозгласил себя царём Страны Моря
      Улам-Буриаш (Ulamburiash) (c.1470-1465)После смерти брата он стал царём Вавилона, вновь объединив всю Нижнюю Месопотамию в единое государство.
      Агум (Agum) III (c.1465-1445) - Судя по поздней хронике подавил восстание в Стране Моря.
      Кадашман-Харбе I (Kadashman-Harbe I) (c.1445-1440)Важнейшим событием правления Кадашман-Харбе названо ?истребление сутиев (амореев) от восхода до заката солнца?.
      Караиндаш I (Karaindash) (c.1440-1430)-Подписал новое соглашение, подобное предыдущему с Ассирией. Он также построил новый храм Инанне в Уруке.

      Реконструкция фасада храма Инанне

      Курильгазу I (Kurigalzu I) (c.1430-1380) - Он был хорошим строителем, восстанавлив Ур, который был разрушен во время завоевания Приморья. Он также построил новую столицу, город Dur-Kurigalzu около Вавилона. Храмы города были посвящены Энлиль, Нинлу и Нинурте. Присутствие Шумерских богов в столице касситов свидетельствовало о степени их ассимиляции. Курильгазу I также много строил в Уруке и Эриду.

      Реконструкция фасада дворца в Уруке

      Храм Karaindash

      Раскопки Дур-Курильгазе













      P.S. Немного любопытного о взаимоотношениях касситов и Египта

      1) При Эхнатоне касситский правитель в Вавилоне Бурнабуриаш, после того как касситская царевна была отправлена в Египет, долго просил себе взамен в жены принцессу из Египта. Хотя в Египет отправили три мины лазурита и ?пять упряжей лошадей для пяти деревянных колесниц?, наряду с заверениями в том, что Вавилон не имеет никаких сношений с врагами Египта, Бурнабуриашу не дали даже знатной египтянки, которую для поддержания своего престижа он мог бы выдать за принцессу .
      2) Кадашман-Эллиль I (1377-1361 до н.э. или 1374-1360 до н.э.) старший сын Курильгазу I , продолжал поддерживать дружественные отношения с Египтом , в частности , с Аменхотепом III. Согласно Амарнским письмам, сестра Кадашман-Эллиля была замужем за этим фараоном, но не получила первенства среди других жён фараона. Кадашман-Эллиль сетует, что ни один из его посланцев не видел её при дворе правителя Египта. Позднее царь Вавилона отдал в жены Аменхотепу III и свою дочь. В свою очередь Аменхотеп отказал царю Вавилона в просьбе получить в жёны египетскую принцессу, заявляя, что: ?Раньше ни одна египетская принцесса не отдавалась (другому царю), как какая-то простая женщина?. Однако Аменхотеп III часто посылал Кадашман-Эллилю I золото и другие ценности для строительных проектов царя Вавилона. Несмотря на это, вавилонский царь жаловался на их малочисленность.

        cheremis ответил:

          2 767

          72

          3

          169

          3 106
        • Статус:Всадник

        Дата: 06 Май 2008, 19:50

        Lion (4.05.2008 - 20:21):

        Опять вынужден будем отклонитса от темы - поэтому постараюсь быть предельно краткым.

        В культурном и генетическом смысле в нинешных персах преобладает тюркскый и арабский элемент, чем индоевропейский. Все дело в том, что Персия после 7-ого века много раз подвергалась настаяшему "наваднению" тюркских и арабских племен. Посудите сами

        1. арабы - они сильно изменили культурный уровень персов в свою пользу,
        2. огузы - эти прежде всего ГЕНЕТИЧЕСКИ изменили персов,
        3. хореземцы - то же,
        4. монголо-татары - то же,
        5. туркмени - - то же (не забываете, что царство Сефевидов, которое считаетса Персидским - на самом деле была создана усилиями прежде всего кизилбашев - туркменских племен).

        и В конце - ислам, который в культурно аспекте просто УНИЧТОЖЫЛ арийское начало в мировазрении и в культуре персов.

        Все эти нашествия наложили такой же отпечаток на армян как и на Персов и в конце концов христианство уничтожило у армян все что осталось от арийской культуры гораздо раньше нежели это сделал ислам с персами .

          Lion ответил:

            880

            6

            0

            4

            243
          • Статус:Центурион

          Дата: 07 Май 2008, 18:12

          [VIA MILITERA]cheremis

          Отвечу 1-2 строками. Вы неправы - доказательства - Армянская средневековая культура и миравазрения народа есть нормальное продолжения до арабского, до огузского, до монголского и до татарского периода. У персов не так.

            Ayoe ответил:

              2 133

              29

              1

              136

              852
            • Статус:Примипил

            Дата: 10 Май 2008, 03:39

            Проект по созданию цифровой библиотеки клинописных текстов был начат в 1998 году, однако сегодня он приобретает особую значимость: специалисты опасаются того, что если древние тексты не будут переведены в электронную форму, они могут быть утрачены навсегда. В мире обнаружены около 120 тысяч табличек с клинописью, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры. Каждый год в Ираке расхищаются тысячи таких табличек и разными нелегальными путями попадают на мировой рынок древностей. Таблички с клинописью появлялись даже на интернет-аукционе eBay по стартовой цене в 1 доллар США.

            Как рассказал профессор востоковедения университета Калифорнии Роберт Энглунд, эти клинописные таблички слишком разбросаны по всему миру, и единственная возможность изучить их тексты, по всей вероятности, заключается в том, чтобы собрать эти таблички воедино при помощи интернета. В течение ближайших двух лет Энглунд намерен заниматься подборкой, систематизацией и фотографированием 120000 глиняных табличек, после чего результаты этой работы будут выложены в интернете.

            Таблички с клинописными текстами - древнейшие известные человечеству памятники письменности, при помощи которых можно узнать, как люди жили, трудились, правили, как и о чем писали в древней Месопотамии. В самых известных клинописных текстах можно найти ранние мифы о сотворении мира, правовые документы, медицинские советы и рецепты пива. Большая часть текстов носит бытовой характер: это бухгалтерские записи, рецепты и самые разнообразные списки: от учета домашней птицы до перечисления музыкальных инструментов.

            В цифровую библиотеку должны войти таблички, созданные в первое тысячелетие появления письменности, примерно с 3300 по 2000 гг. до нашей эры. Внешне эта письменность напоминает набор клинообразных знаков, соединенных линиями, поэтому она и носит название клинописи. На сайте университета Калифорнии уже выложены около 60000 текстов.

            http://cdli.ucla.edu...vam/vam_en.html
            http://cdli.ucla.edu...rmitage_en.html
            http://cdli.ucla.edu.../ashmolean.html
            http://cdli.ucla.edu...icp/icp_en.html
            http://cdli.ucla.edu...rst/hearst.html
            http://cdli.ucla.edu.../nypl/nypl.html
            http://cdli.ucla.edu...sey/kelsey.html
            http://cdli.ucla.edu.../horn/horn.html
            http://cdli.ucla.edu...unes/cunes.html
            http://cdli.ucla.edu/collections/cornell/c...ll_library.html
            http://cdli.ucla.edu...ns/wam/wam.html
            http://cdli.ucla.edu...ions/oi/oi.html
            http://cdli.ucla.edu...s/im/im_en.html
            http://cdli.ucla.edu...ah/mrah_en.html
            http://cdli.ucla.edu...ns/usc/usc.html

            Ссылки на тексты в виртуальной библиотеки

              Ayoe ответил:

                2 133

                29

                1

                136

                852
              • Статус:Примипил

              Дата: 19 Май 2008, 04:12

              Шумеры. Шумерский рай

              Вопрос о географическом расположении рая волновал умы богословов, поэтов и философов со времен средневековья.В еврейском и греческом текстах рай именуется этимологически различно. В древнегреческом языке paradeisos означает ?огражденное место? (из персидского pari-daeza). В древнееврейском gan значит ?сад, огород? от глагола ?хранить, ограждать?, eden ? ?скважина, источник? от глагола ?открывать месторождение, углублять?. Направление, в котором, согласно тексту Книги Бытия, расположено это ?огражденное место со скважиной?, обозначено еврейским словом kedem, значащим одновременно ?восток, начало, стародавние времена?. Стало быть, речь идет не только о пространственной, но одновременно и о темпоральной локализации рая ? ?на востоке давным-давно?. В 1956 г. в книге ?История начинается в Шумере? американский шумеролог С.Н.Крамер высказал гипотезу о расположении рая в стране Дильмун близ Шумера, а саму идею рая назвал шумерской: "Прежде всего, ? пишет он, ? есть основания полагать, что сама идея рая, сада богов, зародилась в Шумере.
              Шумерский рай, согласно поэме (об Энки и Нинхурсаг ) был расположен в стране Дильмун, очевидно в юго-западной части Ирана. В этой же стране Дильмун поместили позже свою ?страну живых? ? cтрану бессмертия ? вавилоняне, покоривший шумеров. Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на восток от Палестины, в Эдеме ? там, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Дильмун?. Гипотеза Крамера нашла продолжение в фундаментальном исследовании великого голландца Я.Ван Дейка о шумерской космогонии - в той его части, где приводится сравнение древнейшего шумерского космогонического фрагмента с цитированной выше Gen. 2:6 об орошении лица земли паром. Фрагмент этот, известный под условным названием Ukg.15 (Урукагина N 15), составлен в XXIV веке д.н.э., во время царствования Урукагины Лагашского (ок. 2318-2312 гг.) и состоит из 14 строчек. Первые четыре строчки пока не поддаются интерпретации, начиная с пятой текст гласит:

              ?Скважина воду испустила.
              Ан ? владыка, он ? в молодечестве своем встал.
              Ан и Ки друг на друга кричали (т.е. раскололись, отошли друг от друга ).
              Тогда Энки-Нинки не было,
              Энлиль не жил,
              Нинлиль не жила,
              День не проходил,
              Новый месяц не выходил?.

              Попробуем рассмотреть самый вероятный вариант локализации рая ? страну Дильмун ? на базе всех существующих шумеро-аккадских источников. Еще в 1880 г. один из первых ассириологов сэр Г.Раулинсон идентифицировал клинописный топоним Dilmunki как остров Бахрейн, основываясь на данных экспедиции капитана Дюрана, обнаружившей на Бахрейне каменный конус с посвятительной надписью. Надпись была адресована хорошо известному по другим текстам дильмунскому богу Инзаку (или Энзагу). Конус, к несчастью, впоследствии был утрачен, но факт связи дильмунского бога с Бахрейном подхватили следующие поколения археологов и филологов. Раскопки, проведенные на Бахрейне, в Кувейте (о. Файлака), на востоке Аравии уже в нашем столетии, выявили множество фактов, свидетельствующих о распространении цивилизации дильмунского типа на территории от Южного Двуречья (Убейд) до Аравийского полуострова. В этом историко-географическом пространстве были обнаружены ремесленные изделия и печати ?дильмунского типа?, а в Кувейте, кроме того, еще и клинописные тексты с упоминанием шумерского бога Энки и дильмунского Инзака. Кроме того, в Бахрейне удалось найти многочисленные погребения, датированные временем, синхронным протошумерскому периоду Убейд (конец IV тыс. до н.э.).

              Все эти новые сведения заставили исследователей кардинальным образом изменить свой подход к проблеме Дильмуна. В 1928 г. появилась статья ассириологов Э.Барроуза и А.Даймеля, в которой было предложено отождествить Дильмун не с одним только Бахрейном, а с частью Аравийского материка ? от Омана до Басры. Основанием для такого предложения послужили следующие текстовые аргументы:

              а) в глиняном цилиндре Ашшурбанапала сказано, что Дильмун находится ?в середине Нижнего моря? (Нижним морем жители Месопотамии называли Персидский залив), а в надписи Саргона II место обитания племени Бит-Якин определено ?от берега горькой реки до границ Дильмуна?. Т.е. в этих двух надписях Дильмун предстает якобы и как остров, и как материковая территория;

              б) греческий топоним для Бахрейна ? Tylos, а современное арабское слово Thalum употребляется для именования земли на противоположном от Бахрейна берегу.

              В 1963 г. С.Н.Крамер предложил локализовать Дильмун в районе Инда или в Балухистане ? на том основании, что в шумерском мифе о потопе Дильмун назван ?местом восхода Солнца?, а Бахрейн по отношению к Ираку находится на юге, а не на востоке. В 80-х годах гипотеза Дильмуна как гигантского историко-географического пространства была подхвачена филологами и археологами древнего Ближнего Востока. В частности, Б.Альстер полагает, что с точки зрения клинописной филологии наиболее предпочтительно считать Дильмун Бахрейном, но с точки зрения археологии понятие Дильмуна расширяется до большой территории стран Персидского залива, являющейся зоной межкультурных контактов.

              1. В документах раннешумерской эпохи из Шумера и Эблы отчетливо видно, что уже в Протописьменный период Дильмун был втянут в политико-экономические отношения с шумерскими городами, причем на него распространялась власть главных богов шумерского пантеона Энлиля и Энки (т.е. городов Ниппура и Эреду). Политические отношения в этот период проявляются в использовании граждан Дильмуна на общественных работах в Уруке, а экономические ? в импорте орудий труда, строительного леса, шерстяных изделий, лука, олова, серебра и меди из Дильмуна. Существовала даже должность ?сборщик податей с Дильмуна?, что может говорить о подчиненности этой территории шумерским городам. Известна также ?дильмунская ладья?, доставляющая лес из чужих стран (по более поздним текстам, из Магана и Мелуххи). Известна и мера веса ?дильмунский сикль?. Тексты показывают, что под Дильмуном в это время понималась территория, отделенная от Шумера водой, но относящаяся к Шумеру административно и связанная с ним несколькими общими культами.

              2. Тексты Аккада, Гудеа и III династии Ура показывают, что Дильмун ? это:

              а) место, откуда в гавани городов Южного Двуречья приходят торговые суда, груженые мукой;

              б) что на Дильмуне не хватает кожи и кожаных изделий, и эти товары везут на кораблях из Исина;

              в) что в Уре существует храм, названный в честь Дильмуна и посвященный Инанне;

              г) что при строительстве храма правитель Шумера с согласия местных богов может воспользоваться дильмунским строительным лесом. Печати из Файлаки, только появляющиеся на Дильмуне, свидетельствуют о проникновении дильмунцев на территорию Аравии в конце III династии Ура.

              3. Пик торговой деятельности дильмунцев приходится на Старовавилонский период, когда происходит проникновение печатей

              Религиозно-идеологические источники

              Объясняя подход по вопросу об именах дильмунских богов, невольно входим в область мифов Шумера, согласно которым есть только два места в мире (помимо священного Ниппура), обладающих абсолютным сакральным статусом ? это Дильмун и Аратта. Аратта находилась на восточном краю мира, Дильмун ? на южном. Поэтому обе эти земли были связаны с началом мира, с божественными МЕ и в аккадском именовались эпитетом kabtu ?почтенный, значительный?, которого удостаивались только старшие члены рода и богоизбранные государи.

              Итак, Дильмун и Аратта считаются у шумеров территориями, с которых начинался обитаемый мир и которые хранят в себе потенции всех форм этого мира. Земли эти воспринимаются общинным сознанием как ?старшие? и пользуются огромным уважением. К этому подводит, кроме уже сказанного, и их территориальный статус ?края земли?. Возникает семантическая цепочка ?край мира-начало мира-МЕ мира-почитание в мире?. В эту цепочку органически вписываются имена, фигурирующие в раннешумерских текстах ? nin-za3-ga, nin(-me)-sikil-la, где ?владыка края? органично связан с ?владычицей (изначальной) чистоты?. Принимая во внимание приведенные аргументы, можно допустить, что имена дильмунских богов ? шумерского происхождения, и что клинописные тексты, касающиеся Дильмуна (за исключением эблаитских и надписей из Файлаки), отражают один-единственный взгляд на эту область ? взгляд человека Древней Месопотамии, шумера и семита.

              ?Энки и Нинхурсаг? Записанный в Ниппуре Старовавилонского периода гимн-миф ?Энки и Нинхурсаг? с начала XX столетия считают древнейшим в мировой литературе описанием райской жизни и грехопадения. Начиная с Шейля, шумерологи были уверены, что именно этот текст послужил прообразом известной ветхозаветной истории об изгнании Адама в мир.

              Из содержания текста ясно, что в нем идет речь не об изгнании из рая (хотя мотив преступного познания выражен довольно ярко), а о возникновении жизни на Дильмуне и о распространении этой жизни по всему свету (под которым понимаются Шумер и Маган). Жизнь ? прежде всего воспроизводство и изобилие, поэтому ее субстанция проявлена на внешнем (орошение) и внутреннем (оплодотворение) планах. Земля и женщина здесь понимаются как носительницы единой репродуктивной функции, Энки ? как производитель, причем имеющий в сравнении с землей и женщиной вторичную, весьма подчиненную функцию. Доминанта женского особенно ярко проступает в формуле проклятия. В тексте напряженно сосуществуют мужское и женское, внешнее и внутреннее. Они все время переходят друг в друга и борются друг с другом. В результате происходит непрерывное действие жизни. В урской версии текста содержится вставка в 21 строчку, представляющая собой гимн изобилию Дильмуна. В этом гимне говорится: ?Море широкое изобилие свое пусть тебе принесет! Дильмун ? место жизни его благим пусть будет! Пусть его ячмень ? лучший ячмень! Пусть его финики ? крупными будут! Пусть урожай его ? тройной!? А среди стран-поставщиков перечислены Тукриш, Мелухха, Маган, Элам, Ур.

                Ayoe ответил:

                  2 133

                  29

                  1

                  136

                  852
                • Статус:Примипил

                Дата: 19 Май 2008, 04:14

                Шумеры. Шумерский рай (продолжение)

                Приведенные данные позволяют заключить, что текст ?Энки и Нинхурсаг? представляет собой идеологическую конструкцию позднешумерской эпохи, в которой дильмунские и маганские боги считаются произошедшими от шумерских, в то время как сами шумерские основатели пантеона помещены на Дильмуне. Между тем, в древнейших шумерских космогонических текстах мироздание начинается с Эреду и Ниппура. Приписывание именно Дильмуну статуса первой страны обитаемого мира, без упоминания Эреду, Ниппура и Аратты, позволяет нам датировать конструкцию концом III династии Ура- начальным этапом Старовавилонского периода, т.е. временем наибольшей торговой активности дильмунских городков и, вероятно, даже политического влияния Дильмуна. Тогда же, т.е. почти одновременно с возникновением, конструкция была зафиксирована в шумерской школе.

                ?Энки и устройство мира? Гимн о раздаче МЕ богом Энки представляет собой вариацию на тему новогоднего весеннего сюжета о вручении МЕ герою и его последующей интронизации. В тексте этого гимна Дильмун упоминается один раз ? в той части, где путешествующий Энки благословляет соседние с Шумером земли:

                219. К стране Мелухха подошел он,

                220. Энки ? царь Абзу ? судьбу ей определил:

                221. Черная страна! Стволы твои пусть велики, [лес твой] ? дерево-мес чужеземья да будет!

                222. Трон из него [пусть] в царском дворце находится!

                223. Пусть тростник твой велик, тростник чужеземья да будет!

                224. Пусть воин [твой ] оружие на месте битвы [оставит]!

                225. Быки твои пусть велики, быки чужеземья [да будут]!

                226. [Пусть] их крик криком туров чужеземья [будет]!

                227. Пусть великие МЕ богов будут для тебя [совершенны]!

                228. [Пусть] гребни петухов чужеземья ? из [сердол]ика!

                229. [Пусть] птица твоя ? птица Хайа!

                230. Крики ее пусть в царском дворце раздаются!

                231. Серебро твое золотом пусть будет!

                232. Медь твоя пусть оловом бронзы станет!

                233. Чужеземье! Все, что имеешь, пусть изобильным пребудет!

                234. Пусть люди твои [....]!

                235. Пусть [муж] твой, быку подобно, к сопернику своему выходит! (Дальше разбито)

                238. Ст[рану Диль]мун очистил, осиял,

                239. Нинсикиль ее поручил.

                240. [....] княжескому святилищу даровал, рыбу его ел.

                241. [Пальму] полю праведному даровал, финики е[е е]л.

                242. [..] x [..] Элам Мархаши [.....]

                243. Разбито.

                244. Царь силой, данной ему Энлилем,

                245. Их храмы порушил, их стены уничтожил.

                246. Серебро и лазурит ? их богатство ?

                247. Энлилю, царю всех стран, в Ниппур принес.

                248. Города не имеющего, храма не имеющего

                249. Марту ? Энки скотом одарил.

                Здесь путешествие Энки показано в такой последовательности: Мелухха ? Дильмун ? Элам и Мархаши ? Марту. Сперва упоминается нильская Эфиопия (юго-запад), затем Бахрейн (юго-восток), потом Иранское нагорье (восток) и Сирия (запад). Интересно, что в данном тексте Энки не проявляет благосклонности к Эламу и даже напротив того ? разрушает и разграбляет его храмы. Другим же странам он раздает МЕ ? источники жизни на весь год. Следует обратить внимание на то, что к Дильмуну здесь применяются два из трех эпитетов сакральной чистоты: sikil ?чистый?, zalag ?сияющий?. Энки препоручает страну богине Нинсикиль и дарует Дильмуну МЕ рыбоводства и разведения финиковых пальм. В гимне причудливо соединились представления разных исторических эпох.

                Упоминание о стране Марту и наделении ее скотом датируется не ранее конца III династии Ура-начала Старовавилонского периода, т.е. временем господства амореев в Месопотамии. Ранее этого времени в шумерских текстах не пишут о МЕ страны Марту, поскольку не считают ?западных? значительным народом. Вражда с Эламом длится с самого начала шумерской государственности, и мотив разрушения эламских храмов, несомненно, очень древний. Что же до Дильмуна, то здесь хронологически важны два момента: во-первых, Энки сам, своей волей, придает Дильмуну сакральный статус; во-вторых, Энки отдает Дильмун богине Нинсикиль, явно не будучи ее супругом, но, напротив, старшим богом, щедро одаряющим страну. Представление об отношениях шумерских и дильмунских богов как старших и младших совершенно соответствует данным текстов до III династии Ура и расходится с конструкцией текста ?Энки и Нинхурсаг?. Также важен для нас тот факт, что Дильмун становится святым не с самого начала и не сам по себе (как в запевке ?Энки и Нинхурсаг?), а вследствие доброй воли Энки. Таким образом, идеология отношений с Дильмуном, представленная в гимне ?Энки и устройство мира?, представляется значительно более ранней в сравнении с ?Энки и Нинхурсаг?.

                Это представление о Дильмуне как об одной из малых стран, получающих свою богиню и свою судьбу по воле старшего шумерского бога. В шумерской традиции известны два священных места, связанных с восходом Солнца и определением судьбы. Одно уже известно нам ? это Дильмун, где определяется судьба обитаемого мира и куда поселяют бессмертного праведника Зиусудру. Известен еще du6-ku3 (DUL.KUG) ?священный холм?, упоминаемый в мифологических и календарных контекстах. В частности, этим термином обозначались:

                1) название месяца в Ниппуре и Умме (iti-du6-ku3-dNanna);

                2) часть храма в Ниппуре, Эреду, Вавилоне, Ашшуре;

                3) праздник;

                4) название поля;

                5) место обитания первых богов;

                6) место определения судеб Шамашем и Мардуком;

                7) место восхода Солнца;

                8) синоним водной бездны;

                9) синоним подземного мира;

                10) место создания овцы и зерна.


                Так, в диалоге ?Овца и Зерно? Священный Холм понимается как ?гора Небес и Земли?, где живут судьи загробного мира Ануннаки. Энки, видя, как они насыщаются мясом и хлебом в своем жилище, предлагает Энлилю спустить Овцу и Зерно на землю. Энлиль исполняет его просьбу, и Исходя из текстовых свидетельств, нельзя предположить, что Дулькуг является реальным географическим объектом. Напротив, слишком много фактов говорит за то, что это мифологический первохолм творения, который у народов Ближнего Востока расположен, как правило, на востоке, в месте восхода Солнца. Его позднее отождествление с Дильмуном ? отождествление по функциональному признаку.

                В I тыс. до н.э. уже усвоили, что первые боги жили на Дильмуне, что там же живет бессмертный праведник, что Дильмун связан с именем Энки. С каким именно Энки ? никто не помнил. Показалось естественным связать Дильмун и Дулькуг по критерию святости, первородства.

                В тексте ?Энки и Нинхурсаг? представлена идеологическая конструкция времен Исина и Ларсы, согласно которой Энки и Нинсикиль ? боги Дильмуна, и именно отсюда началась история всего обитаемого мира, включая и шумерские города. Шумерские и дильмунские боги соотносятся здесь как равные по своему статусу родственники. По нашему мнению, такая конструкция может свидетельствовать, во-первых, об отсутствии шумероцентризма на момент ее создания, во-вторых, о значительных успехах дильмунской торгово-экономической деятельности, результатом чего было стремление семитских правителей Двуречья к сотрудничеству и даже к породнению с дильмунцами.

                В тексте ?Энки и Нинхурсаг? и в мифе о потопе время действия приходится на зимний период, о чем свидетельствует факт восхождения Солнца над Дильмуном. Б.Альстером установлено, что в Месопотамии восход солнца большую часть года наблюдается на востоке (район гор Загроса), и только зимой, после зимнего солнцестояния, солнце восходит на юго-востоке, в районе Бахрейна. Все описания Дильмуна и его божеств представляют собой взгляд не из самого Дильмуна, а из Южного Двуречья. Об этом говорит постоянная связь дильмунских событий с культом шумерского бога Энки, ?жившего? в самом южном городе Двуречья Эреду, вплотную подходившем к Персидскому заливу. Дильмун располагался в священной сфере обитания Энки (подземные воды и море).

                В I тысячелетии до н.э. произошло смешение Дильмуна и Дулькуга по функциональному критерию святости, первородства, отношения к восходу солнца и отношения к культу Энки. Специфически ?райские? черты Дильмуна в религиозно-идеологических текстах видны теперь довольно отчетливо. Это и место, откуда начинается мир, и место возникновения первого подземного пресноводного источника, и место насаждения первого сада, и место восхода Солнца (т.е. восток мира), и место первого греха, и место первого брака и, наконец, место бессмертной жизни первого праведника.

                Источник: Дильмун в клинописных текстах: история и легенда шумерского рая В.В.Емельянов Санкт-Петербургский Государственный университет

                  Старый ответил:

                    1 995

                    33

                    2

                    1 007

                    4 416
                  • Статус:Примипил

                  Дата: 19 Май 2008, 10:39

                  Как сражались шумеры.
                  Наглядную информацию об армиях шумеров ок. 2500 г. до н.э. дают мозаичный ?Штандарт из Ура? и так называемая ?Стела Коршунов?, изображающая победу правителя Лагаша Эаннатума над Уммой.

                  Штандарт из Ура.

                  Стела Коршунов.
                  Судя по ним, войска шумерских городов в середине III тыс. до н.э. состояли из тяжёлой и лёгкой пехоты и из колесниц. На колесницах сражались знать и сам царь. Правители носили позолоченные шлемы в виде причёски с оплетённой вокруг головы косой. Такой защитный головной убор имел войлочный подшлемник, крепившийся к нижнему краю шлема.
                  Основную ударную силу армии составляли тяжеловооружённые пехотинцы. Тяжёлая пехота представляла собой постоянное войско, по-видимому из служителей храмов. Единообразное вооружение выдавалось с храмовых складов. На ?Штандарте из Ура? показано, что тяжеловооружённые воины, держа копья обеими руками, наступают цепью, но на ?Стеле Коршунов? можно увидеть уже строй напоминающий фалангу.
                  Лёгкая пехота, вероятно, состояла из ополченцев, которые, по всей видимости, не применяли луков. В дальнейшем это привело к тому, что тяжёлая фаланга шумеров сравнительно легко оказалась разбита отрядами аккадских лучников.
                  Шумерские армии были хорошо обученными и сравнительно небольшими, достигая нескольких тысяч человек. Например, войско Лагаша насчитывало 5-6 тыс. воинов.
                  Манеру же боя шумерской пехоты можно реконструировать по приведённым изображениям. На "Штандарте из Ура" представленные бойцы из дружины правителя имеют на вооружении небольшие копья (если это не стилизация) и медные кинжалы (обнаружены в шумерских могилах), а защитное снаряжение состоит из бронзовых шлемов и плащей, обшитых бронзовыми (?) пластинками. Основа таких плащей была либо из войлока, либо из шкур. В любом случае она должна была быть плотной и крепкой. Чтобы следовать за колесницей предводителя, такая пехота должна быть достаточно манёвренной, способной не отставать во время атаки. Понятно, что в ближнем бою защитные плащи не могли служить надёжной защитой воину. Можно сделать вывод, что они предназначались практически только для прикрытия от метательных снарядов противника. Защитные свойства от летящих снарядов свободно свисающей материи (плотной ткани, кожи или шкуры) были хорошо известны и широко использовались в Древнем мире.
                  На "Стеле Коршунов" мы видим несколько иную манеру боя. Главное отличие от предыдущей - большие щиты, покрытые бронзовыми (?) умбонами, за которыми и прячутся бойцы. Сами щиты, вероятно, имеют плетёную из тростника основу, покрытую кожей. Величина же их явно указывает на то, что они не предназначены для ближнего боя. Наиболее вероятное их использование - опять же против метательных снарядов. Для действий такими громоздким щитом требовался отдельный боец-щитоносец, что впоследствии мы и видим у ассирийцев и персов. Более того, наличие предводителя перед "стеной щитов" указывает на то, что перед нами изображение не оборонительного строя , а строя в атаке.
                  Из-за щитов выставляются длинные копья, удерживаемые двумя руками. Видимо, это такие же бойцы, что и на "Штандарте из Ура", то есть не имеющие щитов. Действительно, на нижнем регистре рельефа (его практически никогда не показывают), где представлен предводитель на колеснице, явно атакующий врага, показаны бойцы, следующие за ним правильным строем, но не имеющие не только щитов, но и защитных плащей. Последнее можно объяснить тем, что, являясь сомнительной защитой в схватке, они ограничивали и боеспособность воина.
                  На основании данных изображений можно заключить, что манера боя шумеров состояла из двух этапов:
                  1. Под защитой больших щитов (или армированных плащей), прикрывающих строй от метательных снарядов, бойцы приближались на короткую дистанцию с противником.
                  2. Приблизившись к противнику, бойцы стремительным броском вступали в рукопашную схватку. Являясь профессионалами, они получали неоспоримое преимущество в ближнем бою. Косвенно об этом могут свидетельствовать многочисленные шумерские изображения поединков царей и героев как с людьми, так и с животными (в том числе и мифическими), демонстрирующих такой профессионализм.

                    Ayoe ответил:

                      2 133

                      29

                      1

                      136

                      852
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 21 Май 2008, 03:39

                    Откуда пришли шумеры?

                    Сразу нужно сказать, что сколько-нибудь точного ответа на этот вопрос специалисты не имеют. За столетний период развития шумерологии высказывались самые различные гипотезы о родстве шумерского языка. Так, еще отец ассириологии Раулинсон в 1853 году, определяя язык изобретателей клинописи, называл его ?скифским или тюркским?. Он именовал шумеров ?вавилонскими скифами? и полагал, что самоназванием их было ?аккадцы? (эту же ошибочную версию одновременно выдвинул и Ленорман). Некоторое время спустя Раулинсон уже был склонен сопоставлять шумерский язык с монгольским, но к концу жизни уверился в тюркской гипотезе. Основания для этого были следующие: во-первых, в шумерском и турецком к неизменяемому глагольному корню присоединяются с разных сторон префиксы и суффиксы; во-вторых, в обоих языках слово ?бог? звучит похоже: шумер. дингир и тур. тпэнгри. Что касается строя, то впоследствии выяснилось: шумерский и тюркский имеют одинаковые морфологические особенности, но это никоим образом не свидетельствует об их родстве ? просто они относятся к разряду агглютинативных языков. Второй аргумент, вроде бы убедительный, не находит дальнейших подтверждений в языковой лексике: кроме слова ?бог?, других похожих слов в шумерском и турецком не имеется. Несмотря на неубедительность шумеро-тюркского родства для лингвистов, эта идея все еще пользуется популярностью в тюркоязычных странах, в кругу лиц, занятых поисками знатных древних родственников.
                    После тюркских шумерский язык сравнивали с финно-угорскими (также агглютинативного строя), монгольским, индоевропейскими, малайско-полине-зийскими, кавказскими, суданскими, сино-тибетскими языками. Последняя на сегодняшний день гипотеза выдвинута И. М. Дьяконовым в 1997 году. По мнению петербургского ученого, шумерский язык может находиться в родстве с языками народов мунда, проживающих на северо-востоке полуострова Индостан и являющихся древнейшим доарийским субстратом индийского населения. Дьяконов обнаружил общие шумерского и мунда показатели местоимений 1-го 2-го лица единственного числа, общий показатель родительного падежа, а также некоторые сходные термины родства. Его предположение может быть подтверждено сообщениями шумерских источников контактах с землей Аратта ? аналогичный населенный пункт упоминается и в древнеиндийских текст; ведического периода.
                    Сами шумеры ничего о своем происхождении не говорят. Древнейшие космогонические фрагменты начинают историю мироздания с отдельных городов всегда это тот город, где создавался текст (Лагаш): или священные культовые центры шумеров (Ниппур, Эриду). Тексты начала II тысячелетия называют в качестве места зарождения жизни остров Дильмун (совр. Бахрейн), но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельств их воспринимать не стоит. Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе ?Энмеркар и владыка Аратты?. Здесь говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском городе Уруке, а другой ? на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. Притом оба правителя носят шумерские имена ? Энмеркар и Эн-сухкешданна. Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-индийском (конечно, доарийском) происхождении шумеров? Еще одно свидетельство эпоса: ниппурский бог Нинурта, сражаясь на Иранском нагорье с некими чудищами, стремящимися узурпировать шумерский престол, называет их ?дети Ана?, а между тем хорошо известно, что Ан ? самый почтенный и старый бог шумеров, и, стало быть, Нинурта состоит со своими противниками в родстве. Таким образом, эпические тексты позволяют определить если не сам район происхождения шумеров, то, по крайней мере, восточное, ирано-индийское направление миграции шумеров в Южное Двуречье.
                    Уже к середине III тысячелетия, когда создаются первые космогонические тексты, шумеры начисто забыли о своем происхождении и даже о своем отличии от остальных жителей Двуречья. Сами они называли себя санг-нгиг ? ?черноголовые?, но точно так же именовали себя на своем языке и месопотамские семиты. Если шумер хотел подчеркнуть свое происхождение, он называл себя ?сыном такого-то города?, то есть свободным гражданином города. Если он хотел противопоставить свою страну чужим странам, то ее он называл словом калам (этимология неизвестна, пишется знаком ?народ?), а чужую ? словом кур (?гора, загробный мир?). Таким образом, национальная принадлежность в самоопределении человека в то время отсутствовала; важна была принадлежность территориальная, которая зачастую объединяла происхождение человека с его социальным статусом. Откуда же, спросите вы, в таком случае взялось слово ?Шумер? и по какому праву мы именуем народ шумерами? Подобно большинству вопросов в шумерологии, этот остается открытым и по сей день. Как мы уже знаем, несемитский народ Месопотамии был назван так своим первооткрывателем Ю. Оппертом на основании ассирийских царских надписей, в которых северная часть страны названа ?Аккад?, а южная ?Шумер?. Опперт знал, что на севере жили в основном семиты, а их центром был город Аккад, ? значит, на юге должны были жить люди несемитского происхождения, и именоваться они должны шумерами. И он отождествил название территории с самоназванием народа. Как выяснилось впоследствии, это оказалось неверно. Что же касается слова ?Шумер?, то существует несколько версий его происхождения. Согласно гипотезе А. Фалькенштейна, слово это является фонетически измененным топонимом Ки-эн-ги(р) ? названием местности, в которой находился храм общешумерско: бога Энлиля. Впоследствии название топонима распстранилось на южную и центральную часть Двуречья и уже в эпоху Аккада в устах семитских правителе Двуречья исказилось до Шу-ме-ру (впервые в надписи Римуша). Датский шумеролог А. Вестенхольц предлагает понимать ?Шумер? как искажение словосочетания ки-эме-гир^ ? ?земля благородного язы (так называли свой язык сами шумеры). Существуют и иные, менее убедительные гипотезы. Таким образо наше именование несемитского населения Южного Двуречья ?шумеры?, идущее от Опперта, является значительной степени условным, поскольку основано на ложном отождествлении названия этноса и названия населяемого им ландшафта. Тем не менее оно является единственно возможным ввиду того, что сам этот народ никак не выделял себя из среды других обитателей Двуречья.
                    В российской ассириологической литературе можно встретить варианты ?Сумир?, ?сумерийцы?, ?шумерийцы?, но наиболее прижилось одинаковое именование территории, народа и страны ? ?Шумер? и ?шумеры?. Этого именования , наверное , и будут придерживаться в дальнейшем
                    .
                      • 12 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          10 Дек 2016, 06:22
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики