russell
Quote
Исторически шумеры вроде бы первая цивилизация передней азии?
Собственно , кто древнее Египет , Шумер , Хараппа или Джирофт большой вопрос . Но скорее если придерживаться традиционной науки ( не считать что Сфинксу 10000 лет , пока это не доказано ) из лидеров Египет выпадает , и пальму первенства пока следует отдать аборигенам Междуречья , которые говорили на так называемых "банановых языках" (из-за большого числа слов с повторяющимися слогами (типа Забаба, Хувава, Бунене).
Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесла и металлургии, а также названиями некоторых городов. Носители "бананового" языка не оставили памяти о названии своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но их материальные следы известны археологам ? в частности, они были основателями земледельческого поселения, носящего ныне арабское название Эль-Убейд. Найденные шедевры керамики и скульптуры, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры. К сожалению из-за "Великого Потопа" ( который прослеживается во многих городах южн. Междуречья ) и произошел по всей видимости в XXXIII в . до н.э. ( если правильно помню ) следов этой культуры сохранилось очень мало . Но по всей видимости она уже являлась первым государственным образованием ( а не просто неолитическим городом как Иерихон и Чатал-Гуюк) .
Quote
Насколько велико их влияние на последующие цив.? Краем уха слыхал, что большинство ветхозаветных "парадоксальных" сюжетов родом оттуда.
Шумерская литература оказала на древнееврейскую глубокое и сильное влияние. Поэтому одной из увлекательнейших сторон перевода клинописных текстов является установление сходства или параллелей между шумерскими и библейскими сюжетами.
Убедительным примером таких параллелей может служить миф "Энки и Нинхурсаг". Содержание этого мифа о рае.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Если в моем коротком изложение , то ниже:
В стране Дильмун - "чистой", "непорочной", "светлой" "стране живых", не знающих ни болезней, ни смерти, - не было пресной воды, столь необходимой для жизни растений и животных. Поэтому Энки, великий шумерский бог воды, приказал богу солнца Уту доставить в Дильмун воду с земли. Когда это было исполнено, Дильмун превратился в божественный сад, где зеленые поля перемежались с цветущими лугами.
В райском саду богов великая богиня-мать Нинхурсаг (возможно, первоначально она была матерью-землей) вырастила восемь растений. Ей это удалось только после довольно сложной процедуры, во время которой на свет появилось три поколения богинь, зачатых богом воды, причем - это подчеркивается в поэме неоднократно - все они появились на свет без страданий и мук. Но Энки, по-видимому, пожелал отведать растений, выращенных Нинхурсаг. И вот его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги один за другим, дает их своему господину, и Энки съедает все без остатка.
Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть. И для того, чтобы не смягчиться и не изменить своего решения, она покидает общество богов.
Здоровье Энки начинает ухудшаться. Восемь его органов поражает болезнь. По мере того как он все быстрее теряет силы, остальные боги погружаются в траур и простираются во прахе. Даже бог воздуха Энлиль, царь всех шумерских богов, не может справиться с бедой. И тут неизвестно откуда появляется лиса. Она говорит, что за соответствующее вознаграждение может найти Нинхурсаг. Лиса выполняет свое обещание. Каким-то способом - этот отрывок текста, к сожалению, поврежден - она заставляет богиню-мать возвратиться к богам и исцелить умирающего Энки. Нинхурсаг садится рядом с ним, спрашивает, какие части тела у него болят, и, по мере того как он их называет, производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит.
Есть основания полагать, что сама идея рая, сада богов, зародилась в Шумере. Шумерский рай, согласно поэме, был расположен в стране Дильмун. В этой же стране Дильмун поместили позже свою "страну живых" - страну бессмертия - вавилоняне. Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на восток от Палестины, в Эдеме - там, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Дильмун.
Далее, отрывок, в котором бог солнца Уту орошает Дильмун водой, принесенной с земли, весьма напоминает слова Библии: "Но пар поднимался с земли и орошал всю поверхность земли" [Книга Бытия, 2, 6].
Рождение богинь без мук и страданий проливает свет на происхождение проклятия Евы, обреченной в муках рожать детей своих. А эпизод, когда Энки съедает восемь растений, навлекая на себя гнев матери-богини Нинхурсаг, напоминает сцену с запретным плодом дерева познания добра и зла, погубившим Адама и Еву, которые были прокляты за этот грех.
Пожалуй, наиболее интересным результатом анализа шумерской поэмы и Библии является вытекающее из него объяснение загадочной истории сотворения Евы, "матери всех живущих", из ребра Адама. Почему из ребра? Почему древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, когда речь шла о создании Евы, чье имя, согласно библейской традиции, означает "та, кто дает жизнь"?
Это можно объяснить тем, что в основе библейской легенды о рае лежит литературная традиция шумерской поэмы о Дильмуне. На шумерском языке ребро обозначается словом "ти". Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть "госпожа ребра". Но шумерское слово "ти" означает также "давать жизнь". Таким образом, в шумерской литературе "госпожа ребра" благодаря своего рода игре слов превратилась в "госпожу, дающую жизнь". Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке "ребро" и "дающая жизнь" звучат по-разному.
В принципе про потоп я уже упомянул вкратце . История про ветхозаветный потоп , описывает события происходившие в Междуречье , сейчас на память не вспомню , но гора там точно не Арарат (Масис) , а другая ; гораздо ниже и ближе к шумеру распологалась .
На сегодня пожалуй хватит , итак много букв