Начало шумерской истории
Небольшой экскурс
На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья встретились и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа. Первыми сюда пришли носители языка, условно называемого ?банановым? из-за большого числа слов с повторяющимися слогами (типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесла и металлургии, а также названиями некоторых городов. Носители ?бананового? языка не оставили памяти о названии своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но их материальные следы известны археологам ? в частности, они были основателями земледельческого поселения, носящего ныне арабское название Эль-Убейд. Шедевры керамики и скульптуры, найденные здесь, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры. Вторыми в Двуречье пришли шумеры, основавшие на юге поселения Урук и Джемдет-Наср (также арабское название).
Урук
Реконструкция Урука
Зиккурат в Уруке
Образцы археологических находок из Урука 3000 год до н.э.
Образцы клинописи из Урука 3200 год до н.э.
Последними в первой четверти III тыс. до н.э. из Северной Сирии пришли семиты, осевшие большей частью на севере и северо-западе страны. Источники, дошедшие от всех эпох шумерской истории, показывают, что все три народа компактно проживали на общей территории, с той разницей, что шумеры жили в основном на юге, семиты ? на северо-западе, а ?банановый? народ ? и на юге, и на севере страны. Ничего похожего на национальные разногласия не происходило, и причина столь мирного сосуществования заключалось в том, что все три народа были пришельцами на этой территории, в одинаковой мере испытывали трудности жизни в Месопотамии и считали ее объектом совместного освоения. Определяющей для истории страны явилась организация сети магистральных каналов, которая просуществовала без коренных изменений до середины II тыс. до н.э. В своем исследовании ?Цивилизация и великие исторические реки? Л.И.Мечников разделяет историю человечества на три основных этапа ? речной, морской и океанический. В частности, для речного этапа характерна особая солидарность коллектива при организации ирригационных систем, бывших основой хозяйствования в это время. Именно такая солидарность, предельная сплоченность людей различного происхождения, говорящих на разных языках, вокруг одного общего дела, способствовала их дальнейшему культурному симбиозу. Результатом этого процесса стало общее самоназвание, которое все народы Двуречья воспринимали как знак своей этнотерриториальной идентификации.
С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств ? города. Они вырастали на месте первоначальных групп земледельческих поселений, которые концентрировались на отдельных осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. Города образовывались путем сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округи в один город дело чаще всего не доходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более чем 15 км и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать. Поэтому в одной округе обычно возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи. Каждую такую округу И.М.Дьяконов, по примеру египтологов, предложил называть ?номом?. По-шумерски она называлась ки, что означает ?земля, место?. Сам же город, бывший центром округи, носил название уру, что мы обычно переводим как ?город?. Однако, в аккадском языке этому слову соответствует алу ?община?, поэтому можно предположить тот же первоначальный смысл и для шумерского термина. Традиция закрепила статус первого огражденного поселения (т.е. собственно города) за Уруком, что вполне вероятно, поскольку археологами найдены фрагменты окружавшей это поселение высокой стены.
Каждый ном еще до концентрации населения в городах создавал собственный магистральный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался. Уже к началу III тыс. до н.э. в Двуречье существовали следующие номы:
Ном в долине реки Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.
Храм Тишпака в городе Эшнунна
Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.
Сиппар реконструкция ворот
Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.
Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.
Ном с центром в городе, шумерское имя которого до нас не дошло (араб. Абу-Салябих).
Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфрата с храмом в честь Энлиля.
Ном Шуруппак (совр. Фара) с храмом в честь бога Шуруппака ? также на Евфрате.
Ном Урук с храмом в честь Ана и Инанны.
Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь лунного бога Нанны. В этот же ном, вероятно, входил и город Эреду с храмом в честь Энки. Уже к началу III тыс. до н.э. Эреду был покинут своими жителями, перебравшимися в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило заболачивание и заиливание устья рек после отхода Персидского залива, в результате чего стало невозможно земледелие.
Ном Адаб с храмом в честь богини-матери Дингирмах.
Ном Умма с храмом в честь бога Шары.
Ном Ларак на русле канала между Тигром и И-нина-геной с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.
Ном Лагаш на канале И-нина-гена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога-воителя Нингирсу.
Центром каждого шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации нома, и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий, что постоянно дополнялось приносимыми богу жертвами. Ценности, которые скапливались на храмовых складах, служили, во-первых, запасным фондом для всей общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для международной торговли; в-третьих, для жертвоприношений; в-четвертых, для содержания служебного и рабочего персонала храма. В храмах впервые появляется письменность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. Месопотамский ном, город и храм являются теми основными структурно-территориальными подразделениями, которые впоследствии явятся, так сказать, действующими лицами политической истории Шумера.
(продолжение позже)
Небольшой экскурс
На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. на территории Южного Двуречья встретились и стали жить общим хозяйством три совершенно разных по происхождению и языку народа. Первыми сюда пришли носители языка, условно называемого ?банановым? из-за большого числа слов с повторяющимися слогами (типа Забаба, Хувава, Бунене). Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесла и металлургии, а также названиями некоторых городов. Носители ?бананового? языка не оставили памяти о названии своих племен, поскольку им не посчастливилось изобрести письменность. Но их материальные следы известны археологам ? в частности, они были основателями земледельческого поселения, носящего ныне арабское название Эль-Убейд. Шедевры керамики и скульптуры, найденные здесь, свидетельствуют о высоком развитии этой безымянной культуры. Вторыми в Двуречье пришли шумеры, основавшие на юге поселения Урук и Джемдет-Наср (также арабское название).
Урук
Реконструкция Урука
Зиккурат в Уруке
Образцы археологических находок из Урука 3000 год до н.э.
Образцы клинописи из Урука 3200 год до н.э.
Последними в первой четверти III тыс. до н.э. из Северной Сирии пришли семиты, осевшие большей частью на севере и северо-западе страны. Источники, дошедшие от всех эпох шумерской истории, показывают, что все три народа компактно проживали на общей территории, с той разницей, что шумеры жили в основном на юге, семиты ? на северо-западе, а ?банановый? народ ? и на юге, и на севере страны. Ничего похожего на национальные разногласия не происходило, и причина столь мирного сосуществования заключалось в том, что все три народа были пришельцами на этой территории, в одинаковой мере испытывали трудности жизни в Месопотамии и считали ее объектом совместного освоения. Определяющей для истории страны явилась организация сети магистральных каналов, которая просуществовала без коренных изменений до середины II тыс. до н.э. В своем исследовании ?Цивилизация и великие исторические реки? Л.И.Мечников разделяет историю человечества на три основных этапа ? речной, морской и океанический. В частности, для речного этапа характерна особая солидарность коллектива при организации ирригационных систем, бывших основой хозяйствования в это время. Именно такая солидарность, предельная сплоченность людей различного происхождения, говорящих на разных языках, вокруг одного общего дела, способствовала их дальнейшему культурному симбиозу. Результатом этого процесса стало общее самоназвание, которое все народы Двуречья воспринимали как знак своей этнотерриториальной идентификации.
С сетью каналов были связаны и основные центры образования государств ? города. Они вырастали на месте первоначальных групп земледельческих поселений, которые концентрировались на отдельных осушенных и орошенных площадях, отвоеванных у болот и пустынь еще в предшествующие тысячелетия. Города образовывались путем сселения жителей покидаемых деревень в центр. Однако до полного переселения всей округи в один город дело чаще всего не доходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более чем 15 км и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать. Поэтому в одной округе обычно возникало три-четыре или более связанных между собой города, но один из них всегда был главным: здесь располагались центр общих культов и администрация всей округи. Каждую такую округу И.М.Дьяконов, по примеру египтологов, предложил называть ?номом?. По-шумерски она называлась ки, что означает ?земля, место?. Сам же город, бывший центром округи, носил название уру, что мы обычно переводим как ?город?. Однако, в аккадском языке этому слову соответствует алу ?община?, поэтому можно предположить тот же первоначальный смысл и для шумерского термина. Традиция закрепила статус первого огражденного поселения (т.е. собственно города) за Уруком, что вполне вероятно, поскольку археологами найдены фрагменты окружавшей это поселение высокой стены.
Каждый ном еще до концентрации населения в городах создавал собственный магистральный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался. Уже к началу III тыс. до н.э. в Двуречье существовали следующие номы:
Ном в долине реки Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.
Храм Тишпака в городе Эшнунна
Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.
Сиппар реконструкция ворот
Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.
Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.
Ном с центром в городе, шумерское имя которого до нас не дошло (араб. Абу-Салябих).
Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфрата с храмом в честь Энлиля.
Ном Шуруппак (совр. Фара) с храмом в честь бога Шуруппака ? также на Евфрате.
Ном Урук с храмом в честь Ана и Инанны.
Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь лунного бога Нанны. В этот же ном, вероятно, входил и город Эреду с храмом в честь Энки. Уже к началу III тыс. до н.э. Эреду был покинут своими жителями, перебравшимися в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило заболачивание и заиливание устья рек после отхода Персидского залива, в результате чего стало невозможно земледелие.
Ном Адаб с храмом в честь богини-матери Дингирмах.
Ном Умма с храмом в честь бога Шары.
Ном Ларак на русле канала между Тигром и И-нина-геной с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.
Ном Лагаш на канале И-нина-гена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога-воителя Нингирсу.
Центром каждого шумерского города был храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации нома, и во главе ирригационных работ. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий, что постоянно дополнялось приносимыми богу жертвами. Ценности, которые скапливались на храмовых складах, служили, во-первых, запасным фондом для всей общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для международной торговли; в-третьих, для жертвоприношений; в-четвертых, для содержания служебного и рабочего персонала храма. В храмах впервые появляется письменность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. Месопотамский ном, город и храм являются теми основными структурно-территориальными подразделениями, которые впоследствии явятся, так сказать, действующими лицами политической истории Шумера.
(продолжение позже)