Решил открыть специальную тему по вопросу, который часто возникает в других дискуссиях о Средневековье.
Не секрет, что Средние века породили концепцию "религиозной войны" - военных действий якобы по воле и во славу Всевышнего. Ни одна из крупнейших религий Европейско-Североафриканско-Ближневосточного региона не обошла стороной эту идею. Отдельные прецеденты бывали и в Античности, но только в Средневековье религиозная война занимает едва ли не центральное место в политике государств. В католицизме она приняла форму Крестовых походов (участие в которых время от времени принимала и православная Византия, когда сама не становилась их жертвой), а в исламском мире - форму Джихада (разновидность газавата, которым занимались все первые мусульманские шейхи, эмиры и халифы).
Исламские религиозно-завоевательные походы я оцениваю как менее жестокие к мирным иноверцам непосредственно в момент захвата, но более склонные к последовательному их притеснению потом. Особенно яркий пример - альмохады, фанатичное и могущественное движение, которое сменило более веротерпимых Альморавидов в Испании и Северной Африке. В 1146 г. Абд эль-Мумин, создатель империи альмохадов, предложил евреям Феса (столица Марокко) выбор: ислам или меч. Вскоре после этого почти все евреи Феса были убиты.
После взятия Константинополя турками в 1453 г. город был отдан на разграбление. "И тех, кто умолял о пощаде, - писал историк, - турки брали в плен, а их имущество растаскивали. Сопротивлявшихся с оружием в руках убивали".
Христиане, увы, иногда выглядели страшнее мусульман. Крестовые походы с самого начала были отмечены террором против мирного населения. На всем протяжении пути крестоносцев такие города как Антиохия, Алеппо, Апамея, Дамаск, Триполи, Бейрут и Иерусалим подверглись опустошительному насилию захватчиков. История поселения Маарат ан-Нуаман в декабре 1098 г., стала, возможно, верхом зверств крестоносцев (рядовые крестоносцы перебили население, а затем снесли до основания все стены и башни, дабы рассорившимся предводителям похода "не из-за чего было спорить друг с другом"). Однако взятие Иерусалима 15 июля 1099 г. также было отмечено теми же самыми излишками дикости, и только горстка евреев и мусульман смогла покинуть город живыми.
Еще более тотальным был террор католиков против еретиков-европейцев. "Крестовый поход против альбигойцев" фактически разорил богатейший Лангедок. 22 июля 1209 г. в городе Безье на площадь перед церковью святого Назария было согнано все население: тысячи мужчин, женщин и детей, которых крестоносцы подвергли резне, не разбирая пола и возраста. Из толпы доносились крики, что на площади есть и правоверные католики. Цистерцианский аббат Арно-Амори (духовный руководитель похода) в ответ произнес печально знаменитые слова: "Убивайте всех, Господь признает своих". В одном из своих донесений папе Иннокентию III этот легат хвастался, что уничтожил 20 тыс. жителей Безье. А в ходе 20-летней войны крестоносцы истребили в Лангедоке свыше миллиона жителей.
В середине XIII века даже появилась особенная философия "христианского" убийства. Епископ Парижский Вильгельм взялся по-своему объяснить притчу Спасителя о плевелах и пшенице:
Средневековые религиозные войны оказали влияние и на более поздние времена. "Варфоломеевская ночь" 24 августа 1572 г. и геноцид турками православных армян в ХХ веке (1,5 млн. только в 1915 г.) являются отголосками тех самых времен.
Я считаю религиозные войны величайшей дискредитацией религии как таковой. Предлагаю здесь обсудить это трагическое явление.
Как можно объяснить подобное изуверство?
Не секрет, что Средние века породили концепцию "религиозной войны" - военных действий якобы по воле и во славу Всевышнего. Ни одна из крупнейших религий Европейско-Североафриканско-Ближневосточного региона не обошла стороной эту идею. Отдельные прецеденты бывали и в Античности, но только в Средневековье религиозная война занимает едва ли не центральное место в политике государств. В католицизме она приняла форму Крестовых походов (участие в которых время от времени принимала и православная Византия, когда сама не становилась их жертвой), а в исламском мире - форму Джихада (разновидность газавата, которым занимались все первые мусульманские шейхи, эмиры и халифы).
Исламские религиозно-завоевательные походы я оцениваю как менее жестокие к мирным иноверцам непосредственно в момент захвата, но более склонные к последовательному их притеснению потом. Особенно яркий пример - альмохады, фанатичное и могущественное движение, которое сменило более веротерпимых Альморавидов в Испании и Северной Африке. В 1146 г. Абд эль-Мумин, создатель империи альмохадов, предложил евреям Феса (столица Марокко) выбор: ислам или меч. Вскоре после этого почти все евреи Феса были убиты.
После взятия Константинополя турками в 1453 г. город был отдан на разграбление. "И тех, кто умолял о пощаде, - писал историк, - турки брали в плен, а их имущество растаскивали. Сопротивлявшихся с оружием в руках убивали".
Христиане, увы, иногда выглядели страшнее мусульман. Крестовые походы с самого начала были отмечены террором против мирного населения. На всем протяжении пути крестоносцев такие города как Антиохия, Алеппо, Апамея, Дамаск, Триполи, Бейрут и Иерусалим подверглись опустошительному насилию захватчиков. История поселения Маарат ан-Нуаман в декабре 1098 г., стала, возможно, верхом зверств крестоносцев (рядовые крестоносцы перебили население, а затем снесли до основания все стены и башни, дабы рассорившимся предводителям похода "не из-за чего было спорить друг с другом"). Однако взятие Иерусалима 15 июля 1099 г. также было отмечено теми же самыми излишками дикости, и только горстка евреев и мусульман смогла покинуть город живыми.
Еще более тотальным был террор католиков против еретиков-европейцев. "Крестовый поход против альбигойцев" фактически разорил богатейший Лангедок. 22 июля 1209 г. в городе Безье на площадь перед церковью святого Назария было согнано все население: тысячи мужчин, женщин и детей, которых крестоносцы подвергли резне, не разбирая пола и возраста. Из толпы доносились крики, что на площади есть и правоверные католики. Цистерцианский аббат Арно-Амори (духовный руководитель похода) в ответ произнес печально знаменитые слова: "Убивайте всех, Господь признает своих". В одном из своих донесений папе Иннокентию III этот легат хвастался, что уничтожил 20 тыс. жителей Безье. А в ходе 20-летней войны крестоносцы истребили в Лангедоке свыше миллиона жителей.
В середине XIII века даже появилась особенная философия "христианского" убийства. Епископ Парижский Вильгельм взялся по-своему объяснить притчу Спасителя о плевелах и пшенице:
Цитата
"Иисус Христос не велит сберегать плевелы, но только пшеницу; когда нельзя сберечь первых, не вредя последней, то лучше не щадить их. Отсюда следует, что там, где нечестивые распространяются в ущерб народу божьему, не следует давать им размножаться, а надо их истреблять с корнем, и, конечно, телесной смертью, когда нельзя искоренить иначе. Тот, кто уверяет, что сегодняшние плевелы могут стать пшеницей, потому что могут обратиться к стезе истинной, совершенно прав, но такое обращение не есть факт. А то, что пшеница становится плевелом от общения с ним, это ясно и несомненно".
Средневековые религиозные войны оказали влияние и на более поздние времена. "Варфоломеевская ночь" 24 августа 1572 г. и геноцид турками православных армян в ХХ веке (1,5 млн. только в 1915 г.) являются отголосками тех самых времен.
Я считаю религиозные войны величайшей дискредитацией религии как таковой. Предлагаю здесь обсудить это трагическое явление.
Как можно объяснить подобное изуверство?