Кочкуров Ю. Маринеско действовал по правилам/ Ю.Кочкуров // Калининградская правда – 1991. – 20 июля
Так считает один из трех ныне живых членов экипажа «Вильгельма Густлофа», торпедированного легендарной подводной С-13.
Гейнц Шён... Это имя широко известно в Германии. Паренек из силезской крестьянской семьи, он был с детства влюблен в море. И добился своего. После стажировки на учебном парусном судне стал моряком. С началом второй мировой войны Гейнц попал на вспомогательный флот. На «Вильгельме Густлофе», потопленном легендарной С-13 под командованием Александра Маринеско, Гейнц был помощником капитана по финансовому снабжению. Гейнц уцелел, остался жив. Ему, тогда восемнадцатилетнему, крупно повезло. И все послевоенные годы Гейнц Шён посвящает истории гибели «Вильгельма Густлофа», истории морских сражений на Балтике. В его личном архиве более 50 тысяч уникальных документов. Это крупнейшее в мире собрание. Шёном написано семь книг. По его сценарию поставлено два фильма о трагической судьбе «Густлофа».
На днях господин Шён был гостем нашей редакции. Думается, читателям будет интересно познакомиться с одной из самых ярких и трагических страниц войны на Балтийском море. Что может быть достовернее свидетельств очевидца?
Господин Шён, одно время ходили слухи, что, мол, Александр Маринеско потопил плавучий госпиталь, каковым якобы был на самом деле «Вильгельм Густлоф»...
Это дезинформация. Действительно, «Густлоф» был плавучим госпиталем. Но до 20 ноября 1940 года. С тех пор он стал плавучей казармой для подготовки подводников. И выполнял эту функцию до самого конца. Его использовала вторая учебная дивизия подводных лодок. В последние дни своей жизни судно выполняло личный приказ гросс-адмирала Дёница. Оно переправляло в Киль 1.000 моряков-подводников, которым предстояло получить новейшие по тем временам дизель-электрические подводные лодки. Таким образом, залпы Маринеско нанесли флоту Германии очень сильный удар. 1000 подводников — это не абстрактное количество — это 30 укомплектованных «от и до» экипажей подлодок.
Однако на судне были тысячи гражданских лиц. Как они попали на борт!
15 января 1945 года началось массированное наступление в Восточной Пруссии. Люди, спасаясь, бросились в гавани. Было дано разрешение брать на борт беженцев. Тем более что наш девятипалубный «Вильгельм Густлоф» имел такую возможность. В Готтенхафене мы взяли на борт более 5.000 женщин и детей. Брали не всех желающих, а только тех, кто имел направление от местной организации нацистской партии.
Встал вопрос: как идти в Киль. Было два пути. Один — вдоль берега, где была вероятность минных полей. Второй по маршруту 58, которым пользовались военные корабли и который был «чист». Выбрали 58-й. Тем более что с подачи Дёница военные моряки Германии недооценивали совете кий подплав. Кроме того, на судне было фактическое двоевластие. Был капитан Фридрих Петерсон и военный командир подводник Вильгельм Цан.
30 января в 21.16 «Вильгельм Густлоф» подвергся торпедной атаке, как сейчас уже известно всем, подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско. Естественно, на судне началась паника. Был отдан приказ: шлюпки только для женщин и детей. Моряки прыгали прямо в море. «Вильгельм Густлоф» тонул 62 минуты. Из 6.600 человек, находившихся на борту, спаслись лишь 1.252 человека. Погибли 5.348 человек. Из них 3000 детей. Температура воздуха была в тот вечер минус 18 градусов по Цельсию. Меня и еще 564 человека спас эсминец ТЦ-36. Остальных — другие корабли.
Действия С-13 были правомерны. Еще раз повторю — «Вильгельм Густлоф» был плавказармой, он был вооружен зенитными орудиями, шел со светомаскировкой. Женщины и дети оказались на борту в силу обстоятельств, о которых я говорил выше,
Мне приходилось слышать, что «Вильгельма Густлофа» сопровождал огромный, в несколько десятков кораблей конвой...
Это досужие домыслы. На самом деле в конвое были один торпедолов ТФ-19, который вышел из строя по пути следования, и эсминец «Леве».
Извините, может быть, вопрос не очень тактичный, но как оцениваете Александра Маринеско в качестве боевого командира-подводника?
Безусловно, это, настоящий подводник. Насколько я знаю, по тоннажу потопленных им судов за определенное время ему нет равных.
Господин Шён, говорят, что есть польская версия местонахождения Янтарной комнаты. По некоторым данным, якобы она утонула вместе с вашим судном — «Вильгельмом Густлофом»...
Да, я в курсе такого предположения. Однако лично мне ни о каких подтверждающих его сведениях неизвестно. Тем не менее исключать этот вариант я не имею оснований. Польские экспедиции (кстати, не согласованные с федеральным правительством нашей страны, которому принадлежит сейчас судно) шесть раз отправлялись в район гибели «Густлофа». Однако погружения ничего не дали. Из-за недостаточного технического вооружения водолазов они так и не смогли проникнуть в нижние отсеки затонувшего «Густлофа».
У Германии нет проектов подъема судна?
Это ни к чему. После торпедной атаки Маринеско судно развалилось на несколько частей.
А почему бы вам не организовать экспедицию, чтобы удостовериться в правомерности или неправомерности польской версии!
Видите ли, дело еще в том, что лежащий на дне Балтики «Вильгельм Густлоф» получил в Германии статус места массового захоронения, кладбища. Тем не менее с разрешения правительства 10 августа я с группой специалистов выхожу к месту гибели «Вильгельма Густлофа», чтобы еще раз уточнить его координаты, посмотреть, в каком состоянии находится судно. Это мой долг. Из членов экипажа на сегодня живы лишь три человека... Из тех, кто спасся, я имею в виду беженцев, осталось 150 человек. А еще недавно, в 1985 году, нас было 400. Тогда мы устроили встречу на берегу Балтики. Годы бегут, как волны. Одни разбиваются о берег и исчезают, тут же нарождаются новые. Однако в памяти остается все.
Кстати, я привез с собой два фильма. Один о гибели «Вильгельма Густлофа» и надеюсь, во время встречи с общественностью Калининграда мне удастся их показать.
Господин Шён! Как сложилась ваша судьба после гибели «Вильгельма Густлофа»?
После гибели «Густлофа» я был направлен на пассажирский транспорт «Генерал Сан-Мартин». Он стоял в гавани Кенигсберга. На нем до конца войны сходил еще в одиннадцать походов. Из Данцига в Свиноустье и Копенгаген. Мы занимались эвакуацией беженцев. Несколько раз проходил над местом гибели «Вильгельма Густлофа».
После войны встал, если так можно сказать, на стезю писательства. Однако у нас только этим ремеслом не прокормишься. И я 37 лет проработал руководителем туристской фирмы. Сейчас получаю пенсию и пишу книги.
Скажите, Гейнц, с момента окончания войны прошло 46 лет, но, судя по вашим словам, вашему творчеству, вы до сих пор во многом живете ею? Почему?
Мне неловко говорить об этом. Но я не только живу, я болен той войной. Например, только с недавних пор я спокойно хожу по мостам. А много лет кряду мне это было просто не под силу: мне вдруг начинало казаться, что это не перила моста, а поручни «Вильгельма Густлофа». И надо прыгать! Надо прыгать! И я прыгал. И меня не раз вытаскивали из воды. То есть снова, как тогда, в январе 1945-го, спасали.
И еще: я до сих пор воздерживаюсь от приобретения личного автомобиля. Он чем-то страшно напоминает мне шлюпку, в которую меня тогда втащили...
Потом, вместе с Г. Шёном, членом комитета А. Маринеско В. В. Агеевым, мы сидели у меня дома. Говорили о воссоединении Германии, о перестройке, о Президенте Горбачеве и канцлере Коле, и о многом другом, что волнует, заботит, радует каждого человека, независимо от его национальной принадлежности, Был тоcт: «За тех, кто в море». А последний — «За мир, за дружбу».
— Я верю, — сказал, прощаясь, Гейнц Шён, — что Россия станет великой в полном смысле этого слова.
Мы — тоже...
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь