Сообщество Империал: Архив Общеисторического (Том 1) - Сообщество Империал

VIR

Архив Общеисторического (Том 1)

Архив Общеисторического (Том 1)
Тема создана: 14 января 2006, 13:10 · Автор: VIR
  • 710 Страниц
  • Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • Последняя »
 Mr. Alex
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 31 марта 2006, 14:41

Т - 26

Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.

Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.

Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90?. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22?. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.

В качестве приборов наблюдения а боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.

На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели (570 кг и 1330х1128х648мм).

Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).

Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении. Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста. В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины. Так, в 1935 г. корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака. В 1931 г. установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц. В 1937 г. начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ не турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т. В 1938 г. машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обо. 1938 г., затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.

В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 г. машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях первого периода Великой Отечественной войны.

Попытки оснастить Т-26 пушкой предпринимались с момента принятия его на вооружение.

Еще весной 1931 г. главный конструктор Т-26 С.Гинзбург предложил изготовить и установить башню с 37-мм пушкой и пулеметом ДТ. Однако в 1931 г. такое решение не прошло через высшие инстанции: считалось, что двухбашенная схема лучше подходит для выполнения задач по "очистке окопов". Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии шеститонным танком "Виккерс" (прототипом нашего Т-26), М.Тухачевский писал (стиль и орфография сохранены)

"...касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп. Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер.

В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны...

Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты..."

Тем не менее, в начале 1932 г. встал вопрос об усилении вооружения Т-26, так как чисто пулеметные машины не могли "поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей". В марте 1932 г. на Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон (АНИОП) прибыл танк Т-26, вместо правой башни которого была установлена малая орудийная башня опытного танка Т-35-1, вооруженная 37-мм пушкой ПС-2. Башня испытывалась обкаткой и стрельбой и показала удовлетворительные результаты. По окончании испытаний башня с танка была демонтирована и переставлена на Т-35-1.

В апреле 1932 г малые орудийные башни от Т-35-1 испытывались еще на двух Т-26. По окончании испытании рекомендовалось вооружать подобным образом часть танков Т-26.

Орудие ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но не было принято на вооружение Красной Армии. Поэтому для вооружения "двухбашенников" Главное артиллерийское управление рекомендовало 37 мм пушку Б-3 (5К), созданную на основе немецкого орудия фирмы "Рейнметалл". По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньший откат и меньший размер казенной части, что позволило установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок последней.

Однако завод ? 8 имени Калинина не смог наладить выпуск пушек Б-3 в необходимых количествах. Кроме того, с лета 1932 г все наличные орудия Б-3 передавались для вооружения танков БТ-2. Поэтому в окончательном варианте на части двухбашенных Т-26 устанавливалась хорошо освоенная промышленностью 37 мм пушка ПС-1 (или "Гочкис-ПС") При этом орудия Б-3, стоявшие на некоторых Т-26, были демонтированы.

Первые пушечные "двухбашенники" поступили на вооружение в мехбригаду им.Калиновского (МВО), 11-й мехкорпус (ЛВО) и 6-ю мехбригаду (ОКДВА) По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, пушечные "двухбашенники" передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения.

Точными данными о том, сколько всего пушечных "двухбашенников" было изготовлено, авторы не располагают. По планам перевооружения 37-мм пушкой должен быть оборудован каждый пятый танк По данным на 1 апреля 1933 г., в РККА имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 были с пушкой. Учитывая, что всего в 1931-1933 гг. промышленность изготовила 1627 Т-26 в двухбашенном исполнении, а также ограниченное количество орудий ПС-1, можно предположить, что пушкой было вооружено около 450 машин.

Однако это не помешало им поучаствовать в советско-финской войне, где эти танки приняли свое боевое крещение. Пушечные "двухбашенники" имелись в составе 369-го отдельного танкового батальона (ОТБ) (по состоянию на 13 декабря 1939 г семь Т-26 с 45-мм пушкой, два Т-26 с 37-мм пушкой, два пулеметных Т-26, шесть танков Т-37), 100 ОТБ (по состоянию на 10 декабря 1939 г 40 Т-26 с 45-мм пушкой, два Т-26 с 37-мм пушкой, пять пулеметных Т-26), 317 ОТБ (по состоянию на 13 марта 1940 г шесть Т-26 с 45-мм, один Т-26 с 37-мм пушкой, пять пулеметных Т-26), 368 ОТБ (по состоянию на 30 ноября 1939 г пять Т-26 с 45-мм пушкой, пять Т-26 с 37-мм пушкой, семь пулеметных Т-26) и ряда других частей. В ходе боевых действий несколько машин было потеряно.

В апреле 1940 г. принимается окончательное решение о снятии пушечных "двухбашенников" с вооружения и переделке их в бронетранспортеры, ремонтные машины и заправщики. Однако начавшееся 1940-1941 гг. широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило выполнить это решение.

К началу Великой Отечественной войны в составе танковых частей РККА имелось еще довольно много пушечных "двухбашенников". Например, в 23-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса (по состоянию на 22 июня: две польских танкетки TKS, девять XT-26, 17 танков Виккерс Мк, и 340 Т-26 с 45 мм пушкой, два Т-26 с 37 мм пушкой и восемь пулеметных Т-26), 21-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса (на 22 июня имелось: 121 Т-26 с 45-мм пушкой, 22 XT-130/133, 39 пулеметных Т-26, шесть Т-26 с 37-мм пушкой, два СТ-26, восемь транспортеров Т-26, три Т-38), 35-й танковой дивизии 9 мехкорпуса (на 1 июня 1941 г.: 79 Т-26 с 45-мм пушкой, 40 пулеметных Т-26, четыре Т-26 с 37-мм пушкой, десять тягачей Т-26, семь танкеток Т-27, один XT-26).

В 1937-1938 гг. пушечные "двухбашенники" были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин, тем более, что снаряды к 37 мм пушкам Гочкиса уже не выпускались..

К началу Великой Отечественной войны в составе танковых частей РККА имелось еще довольно много пушечных "двухбашенников". Например, в 23-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса (по состоянию на 22 июня: две польских танкетки TKS, девять XT-26, 17 танков Виккерс Мк, и 340 Т-26 с 45 мм пушкой, два Т-26 с 37 мм пушкой и восемь пулеметных Т-26), 21-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса (на 22 июня имелось: 121 Т-26 с 45-мм пушкой, 22 XT-130/133, 39 пулеметных Т-26, шесть Т-26 с 37-мм пушкой, два СТ-26, восемь транспортеров Т-26, три Т-38), 35-й танковой дивизии 9 мехкорпуса (на 1 июня 1941 г.: 79 Т-26 с 45-мм пушкой, 40 пулеметных Т-26, четыре Т-26 с 37-мм пушкой, десять тягачей Т-26, семь танкеток Т-27, один XT-26).

Довольно много пушечных "двухбашенников" имелось в составе 25-го мехкорпуса (ХВО): на 1 июня 1941 г. в нем числилось шесть БТ, 76 Т-26 с пушкой и 81 двухбашенный Т-26 (из них не менее 32 пушечных). С началом войны дивизии корпуса были переброшены на Западный фронт, где 13 июля получили задачу наступать на Жлобин.

Небезынтересно привести выдержку из доклада командира 55-й танковой дивизии о действиях сводного батальона Т-26 (к началу боев имел 36 Т-26, из них 18 двухбашенных - 10 пулеметных и 8 пушечных): "Положение батальона Т-26 55 ТД, участвовавшего в бою за Жлобин. на 13.07.41 г. батальон состоял из 36 танков, в настоящее время находятся в лесу Убарки 9 машин. Остальные остались на территории противника. Из недостоверных источников известно, что 11 танков действуют в тылу у немцев, об остальных сведений нет. Задача батальону поставлена не была, а только сказано: "Идти на западную окраину Жлобин". Батальон дрался самоотверженно, поддерживая 117 СД. Батальоном уничтожено 17 танков противника. Когда наша пехота стала отходить, танки сдерживали наступление противника, но противник пустил тяжелые танки, и дальнейшая борьба для части наших танков (двухбашенных -Прим. авт.) стала невозможной, и они стали отходить. 9 танков успели переправиться за Днепр, остальные были заняты борьбой с противником и задержались. Когда они подошли, мост был взорван. Запрошенное мной командование 63 СК и 117 СД сведений о батальоне не дали, так как сами их не имеют".

Конечно же, пушечные "двухбашенники" не могли тягаться с немецкими танками: бронепробиваемость пушки ПС-1 была крайне низкая, да к тому же к этим орудиям практически не было снарядов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, многие "двухбашенники" были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 г большая часть этих танков была потеряна, хотя отдельные машины еще встречались в составе танковых частей весной-летом 1942 г. Некоторые из них подвергались значительным переделкам.

Например, в апреле 1942 г. техниками 29-й танковой бригады Волховского фронта был отремонтирован двухбашенный танк Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением. Однако, поскольку башни танка восстановить не удалось, "первоначально предполагалось его использование в качестве бронированного трактора... По предложению тов. Мирошникова в боевом отделении танка был установлен трофейный 80-мм миномет и трофейный пулемет за броневым щитком для ведения огня против пехоты... За 15 дней боев танк применялся для поддержки пехоты, подавления пулеметных гнезд и корректировки огня дальнобойной артиллерии более 70 раз. Эффективность танка превзошла все ожидания... Успешное применение танка показывает, что он из бесполезного транспортного средства превратился в грозную боевую машину.

Опыт тов. Мирошникова заслуживает обобщения и широкого распространения во всех танковых частях..."

До настоящего времени сохранился единственный образец двухбашенного Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением, находящийся в Военно-историческом музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
Технические характеристики
Назначение Непосредственная поддержка пехоты
Тип Легкий с пушечно-пулеметным вооружением
Год выпуска 1933
Боевая масса, т 9.4
Экипаж, чел. 3
Макс. скорость,км/ч 30
Вооружение 45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ, установленные в башне
Боекомплект 136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке-96) и 2898 патронов
Бронирование Противопульное: лоб, борт, корма и башня - 13 мм; крыша - 10 мм; днище - 6 мм
Тип гусеницы Мелкозвенчатая цевочного зацепления
Число траков

108
Ширина трака, мм 260
Шаг трака, мм 90
Число опорных катков 2х8
Число поддерживающих катков 2х4
Тип механизма натяжения гусеницы Кривошипный
Длина опорной поверхности, мм 2765
Колея, мм 2180
Клиренс. мм 380
Запас хода по топливу по шоссе, км 120
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град - 40
угол крена, град - 40
ширина рва, м - 2.0
высота эскарпа, м - 0.75
глубина брода, м - 0.8
толщина сваливаемого дерева, м - 0.3
Количество машин, изготовленных серийно (с 1931 по 1940 г.) Около 11 тыс
Габаритные размеры, мм: длина - 4620
ширина - 2440
высота - 2330
     Mr. Alex
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 31 марта 2006, 14:43

    ИСУ-152

    Тяжелая САУ ИСУ-152 представляет собой шасси танка ИС, в передней части которого установлена бронированная рубка со смонтированной в ней гаубицей-пушкой МЛ-20. Компоновочная схема машины характерна для всех советских средних и тяжелых САУ. В рубке находится боевое отделение, совмещенное с отделением управления, а моторно-трансмиссионная установка размещена в кормовой части и отделена от рубки перегородкой. Гаубица-пушка МЛ-20 в массивной броневой маске, защищающей противооткатные устройства, расположена справа от центральной оси машины. Подвижная часть маски дополнительно служит уравновешивающим элементом. Слева от орудия находится место механика-водителя, оснащенное смотровым прибором.

    Тяжелые САУ предназначались для разрушения полевых и долговременных фортификационных сооружений, борьбы с танками на дальних дистанциях, поддержки пехоты и танков в наступлении. Боевой опыт показал, что ИСУ-152 способны успешно решать все эти задачи. Выявилось и своеобразное "разделение труда" между ИСУ-152 и ИСУ-122: 3 первые лучше подходили для штурмовых действий и борьбы с укреплениями, а последние - для истребления вражеской бронетехники. Хотя как было сказано выше, ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское "Зверобой" и немецкое Dosenoffner (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей сближаться на огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии и поражать цель выстрелами прямой наводкой. Демонстрировали ИСУ-152 и неплохую живучесть под огнем противника. Например, в ходе Петсамо-Киркинесской операции с 7 по 29 октября 1944 года в Заполярье 5 ИСУ-152 3-й батареи 339 ОТСАП поддерживали 2-й батальон 7-й гвардейской танковой бригады и части 14 стрелковой дивизии. В ходе боя вражеский снаряд поразил самоходку командира батареи А. А. Белоусова, скользнув по стволу орудия и срикошетировав от лобовой брони. Двумя снарядами самоходчики уничтожили ДОТ, но получили попадание из другого в гусеницу. От него гусеница разорвалась и также был сорван опорный каток, в результате чего ИСУ-152 развернулась бортом к противнику и потеряла ход. За считанные секунды грозная машина превратилась в отличную мишень для врага. В этой тяжелой ситуации грамотно действовал экипаж самоходки: имитировал пожар и с помощью другой ИСУ-152 лейтенанта И. С. Обухова отбуксировал поврежденную в укрытие. Позже тросом удалось эвакуировать и гусеницу. На машине насчитали несколько вмятин от снарядов, но пробоин не было. С помощью ремонтников за один час экипаж устранил повреждения и самоходка вновь вступила в бой.

    Технические характеристики
    Длина 6770 мм
    Высота 2480 мм
    Ширина 3070 мм
    Масса, т 46
    Скорость максимальная км/ч 35
    Запас хода, км 145
    Экипаж 5 человек
    Двигатель дизель В-2ИС, 550 л.с.
    Вооружение 1x152.4-мм пушка-гаубица МЛ-20
    1x12.7-мм пулемет ДШК
    Бронирование:

    90 - 22 мм
       Mr. Alex
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 31 марта 2006, 14:45

      ИС2

      Почти в раз с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели ИС-2. Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на ИС-2 устанавливалась 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

      Под маркой ИС-2 в октябре 1943 года , танк был принят в серийное производство, которое было развернуто в начале 1944 года. При массе в 44 тонны, незначительно превосходившей массу танка КВ-1С, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми.

      Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И.Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-2 на 18 см по сравнению с КВ-1С.

      В октябре 1943 года под руководством Н.Ф. Шамшурина была осуществлена проработка варианта танка ИС с более мощной танковой пушкой Д-25 калибра 122-мм. После успешного завершения государственных испытаний танк был отправлен на испытательный полигон под Москвой, где из данной пушки с расстояния 1500 м произведен обстрел немецкого танка PzKpfW V "Panther". Первый же снаряд пробил лобовую "Panther" (кстати, сходной по массе, да и по габаритам) и, не утратив своей энергии, прошил все внутренности, ударил в кормовой лист корпуса, вышиб его по швам сварки и отбросил его от машины на несколько метров.
      Технические характеристики
      Длина 9830 мм
      Высота 2730 мм
      Ширина 3070 мм
      Клиренс 420 мм
      Длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4360 мм
      Ширина траков:
      650 мм
      Удельное давление на грунт:
      0,78 кг/см кв.
      Масса 44 т
      Экипаж 4 человека
      Боекомплект 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г, три 7,62-мм пулемета ДТ, 12,7-мм пулемет ДШК (не на всех образцах)
      Бронирование:

      лоб корпуса/угол наклона:120 мм/30-60?
      башня/угол наклона:160-90 мм/70-72?
      борт/угол наклона:90 мм/75-90?
      корма/угол наклона:60 мм/49?
      крыша:20-30 мм
      днище:20-30 мм
         Mr. Alex
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 31 марта 2006, 14:49

        СРЕДНИЙ ТАНК Т-34
        Боевая и техническая характеристика Т-34-76
        Общие данные
        Вес ................................................. 28,5 т
        Габариты:
        длина .............................................. 5,9 м
        ширина ............................................. 3,0 м
        высота ............................................. 2,4 м
        ширина колеи ...................................... 2,45 м
        клиренс ........................................... 400 мм
        Скорость движения:
        средняя скорость по дорогам ................. 25-30 км/час
        средняя скорость по местности .................. 18 км/час
        Запас хода:
        по грунтовой дороге ............................... 230 км
        по шоссе .......................................... 300 км
        Проходимость и преодолеваемые препятствия:
        Удельное давление на грунт ............... около 0,66 кг/см2
        Глубина брода ........................................ 1,3 м
        Высота вертикальной стенки .......................... 0,73 м
        Ширина рва ........................................... 3,4 м
        Подъем ................................................. 30°
        Крен ................................................... 20°
        Вооружение
        Пушка 76-мм Ф-34 ......................................... 1
        Пулеметы ДТ:
        спаренный с пушкой ..................................... 1
        передний (радиста) ..................................... 1
        запасный (с пехотными сошками) ......................... 1
        Снаряды ............................................ 71 (36)
        Патроны ................................ 1893 (30 мага-зинов)
        Двигатель
        Дизель В-2К двенадцатицилиндровый с V-образным расположением
        цилиндров под углом 60°
        Степень сжатия .......................................... 15
        Мощность двигателя и обо-роты:
        эксплоатационная при 1700 об/мин. ............... 400 л.с.
        минимально-устойчивые обороты
        на холостом ходу ...................... не выше 600 об/мин
        максимальное число оборотов .................. 2050 об/мин
        Топливная система
        Топливо ............. дизельное марки ДТ или газойль марки Э
        Общая емкость четырех ба-ков .......................... 460 л
        Трансмиссия
        Главный фрикцион ..................... многодисковый, сухой,
        трение-сталь по стали;
        ведущих дисков - 10, ведомых - 12
        Коробка перемены передач трехходовая, четырехскоростная;
        четыре передачи вперед, одна назад
        Бортовые фрикционы ................... многодисковые, сухие,
        трение - сталь по стали;
        ведущих дисков - 21, ведомых - 22
        Ходовая часть
        Движитель .................. гусеничный, направляющие колеса
        спереди, ведущие колеса сзади
        Гусеничная цепь ...................... зацепление гребневое,
        при помощи роликов;
        траков - 74, ширина траков - 550 мм
        Ведущие колеса ..................... двухдисковые с роликами
        Направляющие колеса ..... стальные с обрезиненными бандажами
        Опорные катки ..................... по пяти с каждого борта,
        с обрезиненными бандажами-грузошинами
        Подвеска ......................... пружинная, индивидуальная
        Аптечка медицинская ...................................... 1
        Первые работы по созданию танка с противоснарядным бронированием у нас начались в 1936 г. Проект под названием "малый танк тяжелого бронирования" разрабатывался на заводе ?185 в Ленинграде. Танк должен был при боевой массе 22 т иметь броню толщиной 60 мм. Весной 1938 г. были изготовлены несколько экземпляров танка Т-46-5, известного также как изделие 111 (отсюда и его другое название Т-111). В литой башне конической формы устанавливалась 45-мм пушка. Масса танка достигала 32 т. Именно на этих машинах впервые применили соединение толстых броневых листов электросваркой. За создание танка Т-46-5, хотя дело по ряду причин ограничилось только изготовлением экспериментальных образцов, группу конструкторов и рабочих завода наградили орденами. Среди них был и М. И. Кошкин, получивший орден Красной Звезды.
        Т-46-5 - чисто гусеничный танк. Тем не менее, полностью отказаться от колесно-гусеничных машин тогда еще не смогли. В то же самое время (1937-1938 гг.) разрабатывался колесно-гусеничный танк противоснарядного бронирования, так называемое изделие 1 15. Эта машина при весе 33 т имела броню толщиной до 50 мм с наклонным расположением броневых листов. Схема вооружения сохранилась такая же, как на Т-28 и Т-29. Впрочем, в металле эта машина так и не появилась.

        Сложно писать о танке, о котором, кажется, известно почти все и написаны десятки монографий, брошюр и статей. Самый знаменитый отечественный танк был прямым потомком БТ-5/БТ-7. Непосредственными прототипами Т-34 стали экспериментальные колесно-гусеничный танк А-20 и чисто гусеничный А-32. Индекс А, который обыгрывается иногда в популярной литературе как ?автострадный?, на самом деле означает одно из изделий номенклатуры Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна. Так, под индексом А могли скрываться и оборудование для железной дороги, и трактор, и вагонетка для донбасских шахт. Так что нет никаких оснований утверждать, что А-20 расшифровывается как ?автострадный танк?.
        Проведенные совместные испытания А-20 и А-32 летом 1939 г. на полигоне в Харькове выявили сходство их тактико-технических характеристик. Обе машины развили одинаковую скорость на гусеницах ? до 65 км/ч. По результатам испытаний, прототипом для нового танка, получившего предварительный индекс А-34, был взят танк А-32.
        Два изготовленных в начале 1940 г. прототипа танка Т-34 в марте ушли своим ходом в Москву (причем пробегом руководили создатели танка, М. Кошкин и А. Морозов) и 17 марта в числе других образцов нового вооружения были продемонстрированы руководителям ВКП(б) и армии. После этого было принято решение о начале серийного производства танков на ХПЗ ? 183. План на 1940 г., вначале установленный в 150 машин, вскоре был увеличен вчетверо. Но до 1941 года с заводского конвейера сошло лишь 115 танков.
        Себестоимость Т-34 равнялась в 1940 г. 429 596 рублей по отчетам завода ? 183, а по отчетам Наркомата среднего машиностроения ? 510 000 рублей.
        В конце 1940 г., зимой, три серийные машины были отправлены в пробег Харьков ? Кубинка ? Смоленск с целью выявить конструктивные недостатки. Офицерами НИИ БТ, которые находились в танках, было выявлено столько огрехов конструкции, что представленный ими в крайне отрицательных выражениях отчет заместителю наркома обороны маршалу Советского Союза Г.К. Кулику вызвал к жизни приказ Кулика, прекращавший дальнейшее производство и приемку Т-34. Взамен было предложено ускорить разработку нового танка, Т-34М (А-43), защищенного 75-мм броней и имевшего ходовую часть несколько другого типа, с поддерживающими катками. Г. Кулик и начальник Автобронетанкового управления Я. Федоренко прямо советовали продолжить производство БТ-7М или ускорить постановку на конвейер танка Т-50. Руководство завода ? 183, не согласившись со столь нелестной оценкой своего детища, настаивало на продолжении производства танка, предложив лишь снизить втрое (до 1 000 км) гарантийный пробег каждой машины. Окончательно разрешил этот спор маршал К.Е. Ворошилов, хотя и снятый за результаты финской войны с должности наркома обороны, но как член Политбюро ЦК ВКП(б) и старый большевик сохранивший влияние на Сталина и предсовнаркома Молотова. Именно он порекомендовал продолжить производство Т-34 до того момента, как будет построен Т-34М, существовавший лишь на бумаге и в виде деревянного масштабного макета. Через полгода, летом 1941 г., станет ясно, сколь верным оказалось данное решение. Отработанное производство танка на двух заводах, в Харькове и Сталинграде, могло быть освоено с помощью специалистов ХПЗ имени Коминтерна и на новых предприятиях, в то тяжелое для страны время осени ? зимы 1941 г., когда танки на фронте стали цениться буквально на вес золота.
        Всего с начала производства в 1940 г. и до 22 июня 1941 г. ХПЗ (? 183) и СТЗ (Сталинградский тракторный), освоившим в 1941 г. новый танк, было изготовлено 1 225 танков Т-34. С началом Великой Отечественной войны в производство нового танка включился завод ?Красное Сормово? в Горьком (завод ? 112 Наркомата судостроительной промышленности, освоивший в 1930гг. строительство подводных лодок).
        ?Тридцатьчетверки?, по штатам 1940 г., должны были входить во вновь организуемые механизированные корпуса. В каждой из двух танковых дивизий, входивших в состав корпуса, должно было числиться 375 танков (из них 210 ? - Т-34). В механизированной дивизии -275 танков (из них 17 ? Т-34). Остальные танки ? БТ и Т-26, а в танковых дивизиях ? еще по 63 новейших тяжелых танка КВ.
        Следовательно, только для полноценного пополнения бронетехникой, согласно утвержденным штатам тридцати механизированных корпусов, формирование которых началось во второй половине 1940 г., требовалось не менее 8 760 танков Т-34.
        Серьезным недостатком танка являлся плохой обзор для экипажа. Кроме того, у части недостаточно доработанных (конструктивно ?сырая? машина была отправлена для массового производства) нередко выходили из строя бортовые фрикционы. Было явно недостаточно и люков для посадки ? высадки экипажа, что являлось немаловажным условием для эвакуации экипажа в случае пожара или иных боевых повреждений. Но важнейшим, самым главным недостатком Т-34 было то, что боекомплект нередко детонировал при прямом попадании вражеского снаряда, и не обязательно в боеукладку. Кроме того, воспламенение баков с горючим по той же причине также вызывало детонацию. Нередко танкисты, при наличии такой возможности, предпочитали пойти служить в экипажи легких Т-60 или Т-70 (с бензиновыми автомобильными двигателями), чем на Т-34.
        Осенью 1941 г. из-за недостатка дизельных двигателей В-2 на часть танков Т-34 устанавливался карбюраторный двигатель М-17. При этом снижалась паспортная скорость танка. Несколько десятков Т-34 осенью того же 1941 г. получили вместо штатной 76,2-мм пушки 57-мм. Эти танки находились в составе 21-й танковой бригады, принимавшей участие в обороне Москвы осенью 1941 г. Кстати, всерьез рассматривался вопрос о вооружении танка именно этим орудием, производство предполагалось развернуть на Сталинградском танковом заводе. И только необходимость направлять 57-мм пушки в первую очередь на оснащение противотанковых артиллерийских дивизионов не позволила вооружать все ?тридцатьчетверки? этим орудием. Да и действие фугасного 76,2-мм снаряда гораздо мощнее, чем 57-мм, а танки в первую очередь предназначались не для борьбы с себе подобными, а для усиления пехоты и борьбы с вражеской артиллерией.
        Именно на Т-34 4-й танковой бригады воевал лейтенант Дмитрий Лавриненко, советский танковый ас, уничтоживший вместе со своим экипажем 52 немецких танка до момента своей гибели поздней осенью 1941 г. под Москвой.

        В 1941 г. себестоимость Т-34 снизилась почти вдвое, в среднем до 249 256 рублей.
        Почти все танки образца 1940 г. были потеряны в боях начала войны. Танки 1941 и 1942гг. (первых выпусков) применялись на фронте довольно длительное время. Дольше всего на Ленинградском фронте ? там ?тридцатьчетверки? этого типа принимали участие в наступлении в январе 1944г. и Выборгской наступательной операции летом того же года.
        В 1942 г. промышленность дала фронту 12 527 танков Т-34. Себестоимость производства танка составляла в 1942г. 165 810 рублей на заводе ХПЗ (? 183); 209 700 рублей на заводе ? 112 (?Красное Сормово?) в Горьком; 273 800 рублей на Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске и 312 700 рублей на омском заводе ? 174. Себестоимость танка снижалась главным образом из-за того, что машина упрощалась в производстве. Так, только в 1941 г. было внесено несколько тысяч усовершенствований, упрощавших технологию и, соответственно, снижавших себестоимость. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и широкое применение на малоквалифицированных участках работы труда подростков, принудительное привлечение автомобильного и гужевого транспорта от колхозов и совхозов.
        Боевое применение
        22 и 23 июня 3-й, 6-й, 1 1-й, 12-й. 14-й и 22-й механизированные корпуса Красной Армии вступили в тяжелые бои в районе Шауляя, Гродно и Бреста. Чуть позднее в бой пошли еще восемь мехкорпусов. Наши танкисты не только оборонялись, но и контратаковали. С 23 по 29 июня в районе Луцк-Ровно-Броды они вели ожесточенное встречное танковое сражение против 1-й танковой группы генерала Э. Клейста. Слева по ней ударили со стороны Луцка 9-й и 19-й мехкорпуса, а с юга от Броды 8-й и 15-й. В сражении участвовали тысячи танков. Т-34 и KB 8-го мехкорпуса сильно потрепали 3-й немецкий моторизованный корпус. И хотя контрудар поставленной цели (отбросить противника за госграницу) не достиг, наступление противника затормозилось. Он понес большие потери - к 10 июля они составили до 41% начального количества танков. Но враг наступал, подбитые танки оставались в его руках, и весьма эффективно действовавшие ремонтные подразделения немцев быстро вводили их снова в строй. Наши подбитые или оставшиеся без горючего и взорванные экипажами, оставались в руках противника.

        В ходе войны на часть танков Т-34 стали устанавливать (в основном на машинах выпуска СТЗ) 57-мм пушку ЗИС-4, снаряд которой имел большую бронепробиваемость, чем снаряд Ф-34 (76 и 120 мм для обоих типов снарядов при тех же условиях). ЗИС-4 по существу являлась переделкой противотанковой пушки ЗИС-2. Конечно, уменьшение калибра, а значит, и массы снаряда привело к резкому снижению эффективности его осколочно-фугасного действия. И хорошо, что такими экспериментами увлекаться не стали, хотя по плану завод ?183 должен был выпустить около 400 Т-34 с 57-мм пушкой.
        Делались и попытки усилить броневую защиту корпуса Т-34. В самом начале войны КБ завода ?183 было предложено принять меры по увеличению толщины лобовой бро ни корпуса и башни до 60 мм и изготовить две улучшенные машины) в августе 1941 г. Предполагалось что с 1 января 1942 г. СТЗ перейдет на выпуск таких машин. В осажден' ном Ленинграде провели экранировку лобовых частей корпуса и башни уже выпущенных танков листам толщиной до 15 мм. В 1942 г. завод ?112 выпустил точно не установленное количество машин с наваренными экранными плитками на верхнем лобовом листе. Тем самым толщина брони в этом месте увеличилась до 75 мм.

        1942 год принес новые улучшения в конструкции Т-34, направленные на повышение его боевой мощи, маневренности, а также упрощение конструкции. На танке ставились пушки либо Ф-32, либо Ф-34. Последняя длиной ствола 41,3 калибра. Баллистические характеристики Ф-34 были такими же, как и у знаменитой дивизионной пушки ЗИС-3 и пушки ЗИС-5 тяжелого танка КВ. Теперь уже ствол пушки выступал за переднюю часть корпуса. Боекомплект составлял 97 или 100 выстрелов. Для увеличения свободного объема в башне опоры цапф пушки были вынесены вперед за ее лобовую часть. Это и вызвало появление на ней выпуклой наделки. Литая башня получила шестигранную форму. На ее крыше было уже два люка - командира и заряжающего. Введена пятискоростная коробка передач (вместо четырехскоростной), что улучшило тяговые характеристики двигателя. Устанавливались более эффективные воздухоочиститель и всережимный регулятор топливного насоса. Катки употреблялись либо с обрезинкой, либо с внутренней амортизацией, как сплошные, так и облегченные, с ребрами жесткости, к тому же в разных сочетаниях. Была установлена более мощная радиостанция 9-Р вместо 71-ТК-3, причем она теперь ставилась на всех машинах, а не только на командирских.
        Танки Т-34-76 образца 1942 и 1943 гг. находились в составе всех бронетанковых частей Красной армии вплоть до конца войны, принимая участие во всех крупнейших наступательных операциях. Эти танки летом 1945 г. были переброшены в Забайкалье и на Дальний Восток.

        Т-34-85

        Одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне ? под Курском была одержана в тот момент, когда советские бронетанковые и механизированные войска в качественном отношении уступали немецким (см. ?Бронеколлекцию? ? 3, 1999 г.). К лету 1943 года, когда наиболее болезненные конструктивные недостатки Т-34 были устранены, у немцев появились новые танки ?Тигр? и ?Пантера?, заметно превосходившие наши по мощи вооружения и толщине брони. Поэтому в ходе Курской битвы советским танковым частям, как и прежде, приходилось полагаться на свое численное превосходство над противником. Лишь в отдельных случаях, когда ?тридцатьчетверкам? удавалось приблизиться к немецким танкам почти вплотную, огонь их пушек становился эффективным. На повестку дня остро встал вопрос о кардинальной модернизации танка Т-34.

        5 мая 1943 года ГКО принял постановление ? 3289сс ?Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок?. В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.
        Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода ? 9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танко-самоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката. В июне первые Д-5Т изготовили в металле.

        Производство Т-34, на котором в башне новой конструкции была установлена 85-мм пушка Д-5Т, созданная Ф.Ф. Петровым на базе зенитки такого же калибра, началось осенью 1943 г. на заводе ? 112 ?Красное Сормово?. Но официально индекс Т-34-85 был присвоен новой модификации лишь в начале 1944 г. После производства небольшой серии танка с пушкой Д-5Т на новую машину, официально принятую на вооружение 23 января 1944 г., начали устанавливать пушку С-53 конструкции В.Г. Грабина.
        Примерно в это же время были готовы опытные образцы других 85-мм танковых орудий: ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мещанинов, А.М.Волгевский и В.А.Тюрин), а артиллерийский завод ? 92 ? пушку ЛБ-85 А.И.Савина. Таким образом, к середине 1943 года к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, предназначавшиеся для вооружения среднего танка
        Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм.
        Испытания новой пушки в старой башне, проведенные на Гороховецком полигоне, закончились неудачей. Два человека, находившиеся в ставшей еще более тесной башне, не могли нормально обслуживать пушку. Резко сократился и боекомплект. Стало очевидным, что альтернативы башне с расширенным погоном нет.

        Вместе с тем выяснилось, что победившая в конкурсных испытаниях пушка С-53 не может быть установлена в башню, сконструированную сормовичами. При установке в этой башне у пушки был ограничен угол вертикальной наводки. Требовалось или изменить конструкцию башни, или установить другую пушку, например Д-5Т, которая свободно бы компоновалась в сормовскую башню.
        Постановлением ГКО от 1 января 1944 года С-53 приняли на вооружение Красной Армии. С марта начался выпуск этих пушек в пуско-наладочном режиме, а с мая ? в потоке. Соответственно в марте цеха завода ? 183 в Нижнем Тагиле покинули первые танки Т-34-85, вооруженные С-53. Вслед за головным к производству таких машин приступили заводы ? 174 в Омске и ? 112 ?Красное Сормово?. При этом на части танков сормовичи по-прежнему устанавливали пушки Д-5Т.
        У ?тридцатьчетверок? с пушками С-53 или ЗИС-С-53 башня стала трехместной, а командирская башенка была сдвинута ближе к ее корме. Радиостанцию перенесли из корпуса в башню.
        В феврале ? марте 1944 года танки Т-34-85 начали поступать в войска. В частности, примерно в это время их получили соединения 2-го, 6-го, 10-го и 11-го гвардейских танковых корпусов.
        В заметных количествах Т-34-85 использовались в ходе наступления в Белоруссии, начавшегося в конце июня 1944 года. Они составляли уже более половины из 811 ?тридцатьчетверок?, принимавших участие в этой операции. В массовом же порядке Т-34-85 применялись в боевых действиях в 1945 году: в Висло-Одерской, Померанской, Берлинской операциях, в сражении у озера Балатон в Венгрии. В частности, накануне Берлинской операции укомплектованность танковых бригад боевыми машинами этого типа была почти стопроцентной
        За пределами же Советского Союза Т-34-85 участвовали в боевых действиях практически на всех континентах и вплоть до самого последнего времени. К сожалению, указать точное число переданных в ту или иную страну танков этого типа не представляется возможным, тем более, что поставки эти осуществлялись не только из СССР, но и из Польши и Чехословакии.
        После 1945 года Т-34-85 в разное время состояли на вооружении в Австрии, Албании, Алжире, Анголе, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Гане, Гвинее, Гвинее-Биссау, ГДР, Египте, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Кипре, Китае, КНДР, Конго, Кубе, Лаосе, Ливане, Ливии, Мали, Мозамбике, Монголии, Польше, Румынии, Северном Йемене, Сирии, Сомали, Судане, Того, Уганде, Финляндии (трофейные советские), Чехословакии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, ЮАР (трофейные ангольские), Югославии, Южном Йемене. По состоянию на 1996 год танки этого типа еще имелись в армиях Кубы (400 единиц, в основном в береговой обороне), Албании (70), Боснии и Герцеговины, Хорватии, Анголы (58), Гвинеи-Биссау (10), Мали (18), Афганистана и Вьетнама.
        Последний случай боевого применения танков Т-34-85 имел место в ходе гражданской войны в Югославии в 1991 ? 1997 годах. Боевые машины этого типа использовались здесь всеми противоборствующими сторонами, поскольку до распада Югославии они имелись в войсках территориальной обороны практически всех союзных республик. ?Тридцатьчетверки? неплохо показали себя в боевых действиях, хотя и были самыми устаревшими танками на этой войне. Слабость их брони экипажи пытались компенсировать навешиванием на борта стальных листов или мешков с песком. Правда, Т-34-85 главным образом применялись не как танки, а как самоходные артустановки, ведя огонь с места.
           Mr. Alex
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 31 марта 2006, 16:29

          Тяжелый танк Т-35

          Красная Армия всегда была сторонницей тяжелых танков, а в 1930-е годы разрабатывались даже проекты 100-тонного танка. Такие проекты остались на бумаге, но менее амбициозные воплотились в проект танка Т-32. Танк, созданный под явным влиянием британского ?Виккерс Индепендент? ? коммерческой разработки, к добыванию деталей которой советские специалисты приложили немалые усилия, ? был только промежуточной моделью при создании серийного тяжелого танка Т-35. По сторонам и ниже основной башни, несущей короткоствольную 76,2-мм пушку, устанавливались две башни с 37-мм пушками и две пулеметные башенки, еще одна пулеметная установка размещалась в передней части корпуса. Численность экипажа составила 11 человек! Первый Т-35 был построен в июле 1932 г., а впервые танк представили публично на ежегодном первомайском параде в 1933 г. Его громадные размеры и впечатляюще смотревшееся вооружение вызвали международную шумиху. При этом почти не заметили ни тот факт, что большая длина делала танк очень сложным в управлении, ни малую толщину брони. Орудия могли вести прицельный огонь только при остановке танка. Вдобавок к этому при движении на местности Т-35 оказывался неуклюжим зверем и имел ограниченный запас хода. Производство его было очень медленным. Всего собрали около 60 Т-35. Их держали вблизи Москвы для показа на военных парадах под губительным оком Сталина. Небольшое количество приняло участие в кампании против Финляндии. Оставшиеся на ходу Т-35 были потеряны в 1941 г., несколько штук были захвачены, но без горючего.

          Тактико-технические характеристики
          Экипаж 11 человек
          Мощность двигателя 500 л.с. (373 кВт)
          Боевая масса 45,0 т (99 235 фнт)
          Максимальная скорость хода 30 км/ч (18,63 мили в час)
          Запас хода 150 км (93,15 мили)
          Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 9,72х3,20х3,43 м (31,89х10,50х11,25 фт)
          Основное вооружение 1х76,2-мм (3-дм) и 2х45-мм (1,78-дм) пушки
          Толщина брони от 11 мм(0,43дм) до 30мм(1,18дм)
             Mr. Alex
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 31 марта 2006, 16:30

            Быстроходный танк БТ-5
            Быстроходный танк БТ-5

            ?Быстроходные танки? БТ были созданы на основе американской конструкции танка ?Кристи?, отличавшейся индивидуальной пружинной подвеской и возможностью движения на гусеницах или на колесах, в роли которых выступали опорные катки большого диаметра. БТ-1 представлял собой опытный танк, БТ-2 подвергся широким испытаниям, прежде чем был принят к производству в начале 1932 г. Модели БТ-3 и БТ-4 к производству приняты не были. БТ-5 появился в 1935 г. Он был быстроходен, имел высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к массе танка) и хорошее вооружение, состоявшее из 45-мм (1,78-дм) пушки с высокой начальной скоростью снаряда и спаренного с ней пулемета. БТ-5, оснащенный двигателем на основе авиационного, мог на большой скорости двигаться по местности на своих сравнительно широких гусеницах, и эту способность неоднократно демонстрировал на довоенных маневрах. Конструкция корпуса и башни была полностью клепанной. Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна строил БТ тысячами, ив 1941 г. они составляли значительную часть советского танкового парка. Около 50 были направлены в Испанию для участия в гражданской войне на стороне республиканцев, а полученные там уроки были учтены в следующих моделях. Существовало несколько модификаций, включая командирский танк с поручневой антенной вокруг башни. На 1941 г. БТ-5 уже не удовлетворяли боевым требованиям ни по своему вооружению, ни по бронированию, однако они стали основой для конструкции советских танков, которым суждено было выиграть войну.

            Тактико-технические характеристики
            Экипаж 3 человека
            Мощность двигателя 400 л.с. (298,4 кВт)
            Боевая масса 11,5 т (25 357 фнт)
            Максимальная скорость хода 72 км/ч (44,71 мили в час)
            Запас хода 200 км (124,2 мили)
            Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 5,58х2,23х2,25 м (18,31х7,32х7,38 фт)
            Основное вооружение 45-мм (1,78-дм) пушка
            Толщина брони от 6 мм (0,24 дм) до 13 мм (0,51 дм)
               Mr. Alex
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 31 марта 2006, 16:30

              Быстроходный танк БТ-7

              БТ-7 представлял собой развитие БТ-5, учитывающее уроки боев с японскими войсками на Халхин-Голе. Он сохранил практически те же элементы силовой установки и ходовой части, но отличался сварным корпусом с наклонными лобовыми листами ? для повышения защищенности, сварной конической башней и новыми гусеницами. Редко использовавшаяся способность БТ-5 двигаться на колесах со снятыми гусеницами сохранилась. БТ-7 имели несколько модификаций, включая командирские танки, которые к 1941 г. чаще имели штыревые антенны вместо рамочных поручневых. БТ-7 представлял собой огнеметный танк, а БТ-7А ? танк артиллерийской поддержки с короткоствольной 76,2-мм (3-дм) пушкой в увеличенной башне. Последняя модификация БТ-8 имела дизельный двигатель и установку в башне кормового пулемета. Было построено только 706 БТ-8 ? сравним с 7000 или около того танков БТ других моделей. БТ-7 проявили себя во время вступления Красной Армии в Польшу, вызванного в 1939 г. германским вторжением, и в Финляндии в ходе Зимней войны. Однако во время вторжения Германии в Россию в 1941 г. боевая карьера танков серии БТ закончилась. Они явно отставали по вооружению и бронезащите, особенно от Рг-Ш и Рг-ГУ, и в течение 1942 г. оставшиеся танки были выведены из боевых частей.

              Тактико-технические характеристики
              Экипаж 3 человека
              Мощность двигателя 500 л.с. (373 кВт)
              Боевая масса около 14,0 т (30 870 фнт)
              Максимальная скорость хода 86 км/ч (53,41 мили в час)
              Запас хода 250 км (155,25 мили)
              Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 5,66х2,29х2,42 м (18,57х7,51х7,94 фт)
              Основное вооружение 45-мм (1,78-дм) пушка
              Толщина брони от 6 мм (0,24 дм) до 13 мм (0,51 дм)
                 Mr. Alex
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 31 марта 2006, 16:32

                Тяжелый танк КВ-1

                Для замены Т-35 предлагался тяжелый танк Т-100. Он имел две башни ? в одной устанавливалась 76,2-мм, во второй 45-мм (1,78-дм) пушка, ? но оказался громоздким и трудно управляемым. От этого проекта отказались в пользу более простого тяжелого танка, названного КВ-1. На первых КВ-1 часто выходили из строя сцепление и коробка передач, так что потребовалось время на доводку. Основное вооружение составляла 76,2-мм пушка. Хотя броня танка была толще, чем у других серийных танков того времени, этого уже было недостаточно. Компенсировать недостаток бронирования пытались креплением накладных бронелистов (?экранов?) на лобовую часть корпуса и башни. Последующие улучшения включали установку 76,2-мм пушки с большей длиной ствола и башни, свариваемой из литых броневых деталей. Защищенность КВ-1 непрерывно пытались повысить, чтобы сделать их по возможности неуязвимыми для германских противотанковых пушек. Однако дополнительное бронирование не компенсировалось добавлением мощности двигателя, остававшейся неизменной. КВ-1 оставались в производстве до 1943 г. После этого производство хотели переключить на КВ-85, вооруженный 85-мм (3,35-дм) пушкой в новой башне ? такое же сочетание было принято для Т-34-85. КВ-85 построили только 130 штук.

                Тактико-технические характеристики
                Экипаж 5 человек
                Мощность двигателя 600 л.с. (447,6 кВт)
                Боевая масса около 43,0 т (94 815 фнт)
                Максимальная скорость хода 35 км/ч (21,74 мили в час)
                Запас хода 335 км (208,03 мили)
                Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 6,68х3,32х2,71 м (21,92х10,89х8,89 фт)
                Основное вооружение 76,2-мм (3-дм) пушка
                Толщина брони от 25 мм (0,98 дм) до 75 мм (2,96 дм)
                   Mr. Alex
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 31 марта 2006, 16:33

                  Тяжелый артиллерийский танк КВ-2

                  Непосредственно после того, как был проработан проект КВ-1, решено было создать его модификацию для непосредственно огневой поддержки, вооруженную тяжелым орудием. В результате появился тяжелый артиллерийский танк КВ-2 . Первоначально планировали установить в увеличенную башню 122-мм (4,81-дм) гаубицу, но вскоре выбор сделали в пользу 152-мм (6-дм) гаубицы в новой высокой башне. Корпус и шасси КВ-1 при этом остались практически без изменений. КВ-2 строился в значительно меньших количествах, чем КВ-1, что было совершенно справедливо. КВ-2 достаточно хорошо проявил себя в атаках финских укреплений в 1940 г., но в боях с германскими войсками в 1941 г. картина была другая. Высокая коробчатая башня, вмещающая четырех членов экипажа, была столь громоздка, что ее быстрый разворот оказывался очень сложным делом, особенно при наклоне танка. Ее большая масса делала КВ-2 мучительно тихоходным и малоустойчивым. Большинство КВ-2 было потеряно в первые месяцы германского вторжения, а производство свернуто в тот же год в связи с эвакуацией завода. Существовала только одна модификация, отличная от оригинала и известная как КВ-2Б. Ее собирали на шасси КВ-1 Б, отличавшегося уширенными гусеницами для лучшей проходимости по слабым грунтам и снегу, а также установленным в корпусе курсовым пулеметом. Планы на 1943 г. включали замену пушки танка КВ на 85-мм (3,35-дм), а один КВ-2 использовался для испытаний 107-мм (4,22-дм) модифицированной морской пушки, планировавшейся как основное вооружение танка КВ-3. Обе схемы не были приняты.

                  Тактико-технические характеристики
                  Экипаж 6 человек
                  Мощность двигателя 600 л.с. (447,6 кВт)
                  Боевая масса 52,0 т (114 660 фнт)
                  Максимальная скорость хода 26 км/ч (16,15 мили в час)
                  Запас хода 225 км (139,73 мили)
                  Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 6,8х3,32х3,28 м (22,31х10,89х10,76 фт)
                  Основное вооружение 152-мм (6-дм) гаубица
                  Толщина брони от 30мм (1,18дм) до 110 мм (4,33дм)
                     Mr. Alex
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 31 марта 2006, 16:34

                    Тяжелый танк ИС-1

                    Танк ИС-1 (ИС ? ?Иосиф Сталин?) не выпускался в больших количествах, но обозначил собой важный шаг советского танкостроения, приведший к созданию наиболее мощного танка первых послевоенных лет. ИС представлял собой новую разработку, базирующуюся на узлах КВ, но с модифицированными корпусом, подвеской, трансмиссией и двигательной установкой. Он был лучше бронирован и оснащался новой башней с 85-мм (3,35-дм) пушкой, аналогичной Т-34-85, который к тому времени (конец 1943 г.) уже ставился на производство. Необходимость усилить вооружение вызвала эксперименты со 100-мм (3,94-дм) и 122-мм (4,81-дм) пушками, причем лучшие показатели давала 100-мм. Однако возможности 122-мм пушки оказались ненамного ниже, имелась возможность производить ее в больших количествах, а также установившееся производство 122-мм боеприпасов (для 100-мм боеприпасов такие возможности были ограниченны). В качестве нового основного вооружения танка было выбрано 122-мм, но на ИС-1 его так и не установили. Вместо этого усилия сосредоточили на более перспективном танке ИС-2. Некоторое количество ИС-1 использовалось на Украине в качестве тяжелых танков прорыва, для чего они прекрасно подходили. Всего было построено 100 или около того танков ИС-1, позднее доведенных до стандарта ИС-2.

                    Тактико-технические характеристики
                    Экипаж 4 человека
                    Мощность двигателя 600 л.с. (447,6 кВт)
                    Боевая масса около 46,0 т (101 430 фнт)
                    Максимальная скорость хода 40 км/ч (24,84 мили в час)
                    Запас хода 250 км (155,25 мили)
                    Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 8,32х3,25х2,9 м (27,3х10,66х9,51 фт)
                    Основное вооружение 85-мм (3,35-дм) пушка
                    Толщина брони от 30 мм (1,18 дм) до 160 мм (6,3 дм)
                      • 710 Страниц
                      • Первая
                      • 4
                      • 5
                      • 6
                      • 7
                      • 8
                      • 9
                      • 10
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      САрхив модификаций Total War
                      Коллекция модов к MTW, RTW и M2TW
                      Автор K Korvin
                      Обновление 14 апреля 2024, 16:12
                      SSiglo de Oro: Asia [архив]
                      Мод проекта Siglo de Oro об Азии XVI века
                      Автор R Ravelin
                      Обновление 13 апреля 2024, 18:11
                      TИсторический архив Tenebris Saeculorum
                      Сбор материалов и место для дискуссий по эпохе Темных Веков
                      Автор R Ravelin
                      Обновление 24 марта 2024, 19:45
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 23:08 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики