Т - 26
Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90?. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22?. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения а боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели (570 кг и 1330х1128х648мм).
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении. Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста. В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины. Так, в 1935 г. корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака. В 1931 г. установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц. В 1937 г. начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ не турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т. В 1938 г. машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обо. 1938 г., затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.
В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 г. машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях первого периода Великой Отечественной войны.
Попытки оснастить Т-26 пушкой предпринимались с момента принятия его на вооружение.
Еще весной 1931 г. главный конструктор Т-26 С.Гинзбург предложил изготовить и установить башню с 37-мм пушкой и пулеметом ДТ. Однако в 1931 г. такое решение не прошло через высшие инстанции: считалось, что двухбашенная схема лучше подходит для выполнения задач по "очистке окопов". Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии шеститонным танком "Виккерс" (прототипом нашего Т-26), М.Тухачевский писал (стиль и орфография сохранены)
"...касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп. Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер.
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны...
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты..."
Тем не менее, в начале 1932 г. встал вопрос об усилении вооружения Т-26, так как чисто пулеметные машины не могли "поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей". В марте 1932 г. на Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон (АНИОП) прибыл танк Т-26, вместо правой башни которого была установлена малая орудийная башня опытного танка Т-35-1, вооруженная 37-мм пушкой ПС-2. Башня испытывалась обкаткой и стрельбой и показала удовлетворительные результаты. По окончании испытаний башня с танка была демонтирована и переставлена на Т-35-1.
В апреле 1932 г малые орудийные башни от Т-35-1 испытывались еще на двух Т-26. По окончании испытании рекомендовалось вооружать подобным образом часть танков Т-26.
Орудие ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но не было принято на вооружение Красной Армии. Поэтому для вооружения "двухбашенников" Главное артиллерийское управление рекомендовало 37 мм пушку Б-3 (5К), созданную на основе немецкого орудия фирмы "Рейнметалл". По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньший откат и меньший размер казенной части, что позволило установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок последней.
Однако завод ? 8 имени Калинина не смог наладить выпуск пушек Б-3 в необходимых количествах. Кроме того, с лета 1932 г все наличные орудия Б-3 передавались для вооружения танков БТ-2. Поэтому в окончательном варианте на части двухбашенных Т-26 устанавливалась хорошо освоенная промышленностью 37 мм пушка ПС-1 (или "Гочкис-ПС") При этом орудия Б-3, стоявшие на некоторых Т-26, были демонтированы.
Первые пушечные "двухбашенники" поступили на вооружение в мехбригаду им.Калиновского (МВО), 11-й мехкорпус (ЛВО) и 6-ю мехбригаду (ОКДВА) По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, пушечные "двухбашенники" передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения.
Точными данными о том, сколько всего пушечных "двухбашенников" было изготовлено, авторы не располагают. По планам перевооружения 37-мм пушкой должен быть оборудован каждый пятый танк По данным на 1 апреля 1933 г., в РККА имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 были с пушкой. Учитывая, что всего в 1931-1933 гг. промышленность изготовила 1627 Т-26 в двухбашенном исполнении, а также ограниченное количество орудий ПС-1, можно предположить, что пушкой было вооружено около 450 машин.
Однако это не помешало им поучаствовать в советско-финской войне, где эти танки приняли свое боевое крещение. Пушечные "двухбашенники" имелись в составе 369-го отдельного танкового батальона (ОТБ) (по состоянию на 13 декабря 1939 г семь Т-26 с 45-мм пушкой, два Т-26 с 37-мм пушкой, два пулеметных Т-26, шесть танков Т-37), 100 ОТБ (по состоянию на 10 декабря 1939 г 40 Т-26 с 45-мм пушкой, два Т-26 с 37-мм пушкой, пять пулеметных Т-26), 317 ОТБ (по состоянию на 13 марта 1940 г шесть Т-26 с 45-мм, один Т-26 с 37-мм пушкой, пять пулеметных Т-26), 368 ОТБ (по состоянию на 30 ноября 1939 г пять Т-26 с 45-мм пушкой, пять Т-26 с 37-мм пушкой, семь пулеметных Т-26) и ряда других частей. В ходе боевых действий несколько машин было потеряно.
В апреле 1940 г. принимается окончательное решение о снятии пушечных "двухбашенников" с вооружения и переделке их в бронетранспортеры, ремонтные машины и заправщики. Однако начавшееся 1940-1941 гг. широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило выполнить это решение.
К началу Великой Отечественной войны в составе танковых частей РККА имелось еще довольно много пушечных "двухбашенников". Например, в 23-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса (по состоянию на 22 июня: две польских танкетки TKS, девять XT-26, 17 танков Виккерс Мк, и 340 Т-26 с 45 мм пушкой, два Т-26 с 37 мм пушкой и восемь пулеметных Т-26), 21-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса (на 22 июня имелось: 121 Т-26 с 45-мм пушкой, 22 XT-130/133, 39 пулеметных Т-26, шесть Т-26 с 37-мм пушкой, два СТ-26, восемь транспортеров Т-26, три Т-38), 35-й танковой дивизии 9 мехкорпуса (на 1 июня 1941 г.: 79 Т-26 с 45-мм пушкой, 40 пулеметных Т-26, четыре Т-26 с 37-мм пушкой, десять тягачей Т-26, семь танкеток Т-27, один XT-26).
В 1937-1938 гг. пушечные "двухбашенники" были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин, тем более, что снаряды к 37 мм пушкам Гочкиса уже не выпускались..
К началу Великой Отечественной войны в составе танковых частей РККА имелось еще довольно много пушечных "двухбашенников". Например, в 23-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса (по состоянию на 22 июня: две польских танкетки TKS, девять XT-26, 17 танков Виккерс Мк, и 340 Т-26 с 45 мм пушкой, два Т-26 с 37 мм пушкой и восемь пулеметных Т-26), 21-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса (на 22 июня имелось: 121 Т-26 с 45-мм пушкой, 22 XT-130/133, 39 пулеметных Т-26, шесть Т-26 с 37-мм пушкой, два СТ-26, восемь транспортеров Т-26, три Т-38), 35-й танковой дивизии 9 мехкорпуса (на 1 июня 1941 г.: 79 Т-26 с 45-мм пушкой, 40 пулеметных Т-26, четыре Т-26 с 37-мм пушкой, десять тягачей Т-26, семь танкеток Т-27, один XT-26).
Довольно много пушечных "двухбашенников" имелось в составе 25-го мехкорпуса (ХВО): на 1 июня 1941 г. в нем числилось шесть БТ, 76 Т-26 с пушкой и 81 двухбашенный Т-26 (из них не менее 32 пушечных). С началом войны дивизии корпуса были переброшены на Западный фронт, где 13 июля получили задачу наступать на Жлобин.
Небезынтересно привести выдержку из доклада командира 55-й танковой дивизии о действиях сводного батальона Т-26 (к началу боев имел 36 Т-26, из них 18 двухбашенных - 10 пулеметных и 8 пушечных): "Положение батальона Т-26 55 ТД, участвовавшего в бою за Жлобин. на 13.07.41 г. батальон состоял из 36 танков, в настоящее время находятся в лесу Убарки 9 машин. Остальные остались на территории противника. Из недостоверных источников известно, что 11 танков действуют в тылу у немцев, об остальных сведений нет. Задача батальону поставлена не была, а только сказано: "Идти на западную окраину Жлобин". Батальон дрался самоотверженно, поддерживая 117 СД. Батальоном уничтожено 17 танков противника. Когда наша пехота стала отходить, танки сдерживали наступление противника, но противник пустил тяжелые танки, и дальнейшая борьба для части наших танков (двухбашенных -Прим. авт.) стала невозможной, и они стали отходить. 9 танков успели переправиться за Днепр, остальные были заняты борьбой с противником и задержались. Когда они подошли, мост был взорван. Запрошенное мной командование 63 СК и 117 СД сведений о батальоне не дали, так как сами их не имеют".
Конечно же, пушечные "двухбашенники" не могли тягаться с немецкими танками: бронепробиваемость пушки ПС-1 была крайне низкая, да к тому же к этим орудиям практически не было снарядов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, многие "двухбашенники" были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 г большая часть этих танков была потеряна, хотя отдельные машины еще встречались в составе танковых частей весной-летом 1942 г. Некоторые из них подвергались значительным переделкам.
Например, в апреле 1942 г. техниками 29-й танковой бригады Волховского фронта был отремонтирован двухбашенный танк Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением. Однако, поскольку башни танка восстановить не удалось, "первоначально предполагалось его использование в качестве бронированного трактора... По предложению тов. Мирошникова в боевом отделении танка был установлен трофейный 80-мм миномет и трофейный пулемет за броневым щитком для ведения огня против пехоты... За 15 дней боев танк применялся для поддержки пехоты, подавления пулеметных гнезд и корректировки огня дальнобойной артиллерии более 70 раз. Эффективность танка превзошла все ожидания... Успешное применение танка показывает, что он из бесполезного транспортного средства превратился в грозную боевую машину.
Опыт тов. Мирошникова заслуживает обобщения и широкого распространения во всех танковых частях..."
До настоящего времени сохранился единственный образец двухбашенного Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением, находящийся в Военно-историческом музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
Технические характеристики
Назначение Непосредственная поддержка пехоты
Тип Легкий с пушечно-пулеметным вооружением
Год выпуска 1933
Боевая масса, т 9.4
Экипаж, чел. 3
Макс. скорость,км/ч 30
Вооружение 45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ, установленные в башне
Боекомплект 136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке-96) и 2898 патронов
Бронирование Противопульное: лоб, борт, корма и башня - 13 мм; крыша - 10 мм; днище - 6 мм
Тип гусеницы Мелкозвенчатая цевочного зацепления
Число траков
108
Ширина трака, мм 260
Шаг трака, мм 90
Число опорных катков 2х8
Число поддерживающих катков 2х4
Тип механизма натяжения гусеницы Кривошипный
Длина опорной поверхности, мм 2765
Колея, мм 2180
Клиренс. мм 380
Запас хода по топливу по шоссе, км 120
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град - 40
угол крена, град - 40
ширина рва, м - 2.0
высота эскарпа, м - 0.75
глубина брода, м - 0.8
толщина сваливаемого дерева, м - 0.3
Количество машин, изготовленных серийно (с 1931 по 1940 г.) Около 11 тыс
Габаритные размеры, мм: длина - 4620
ширина - 2440
высота - 2330
Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. На шариковой опоре подбашенной коробки устанавливалась башня цилиндрической формы с нишей, расположенной в кормовой части. На крыше башни имелось два люка для посадки экипажа, запираемых изнутри вращающимися на петлях крышками. Броневые катаные листы толщиной 8-13 мм соединялись заклепками. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли.
Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. По своему времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90?. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22?. Для легких и средних зарубежных танков, имевших противоснарядное бронирование, пушка была серьезным оружием. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
В качестве приборов наблюдения а боевой обстановке применялись смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башне. Средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки, а у командирских - танковая приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне. Радиостанция обеспечивала связь при работе в качестве телефона на расстоянии до 15 км на ходу и до 30 км на стоянке. Она размещалась в нише башни. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части, имел сравнительно небольшие массогабаритные показатели (570 кг и 1330х1128х648мм).
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м).
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования, состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении. Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя. Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса. Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста. В процессе серийного производства Т-26 было создано свыше 25 модификаций этой машины. Так, в 1935 г. корпус и башню начали изготавливать сварными, увеличили вместимость топливного бака. В 1931 г. установили дополнительный 7,62-мм танковый пулемет в нише башни, ввели съемные бандажи катков, изменили механизм натяжения гусениц. В 1937 г. начали применять зенитный 7,62-мм пулемет ДТ не турельной установке на крыше башни, танковое переговорное устройство на три абонента ТПУ-3, фару-прожектор и форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). При этом масса танка увеличилась до 9,75 т. В 1938 г. машина получила коническую башню, сваренную из броневых катаных листов толщиной 15 мм, в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. На Т-26 стали устанавливать новую 45-мм танковую пушку обо. 1938 г., затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км.
В 1939 г. была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи с усиленной защитой, изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни. Вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 73 кВт (97 л.с.), поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 г. машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни, покрыли бакелитовым лаком топливные баки. Масса танка с экранами превысила 13 т. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Их изготовили около 11 тысяч. Эти машины принимали участие в боях первого периода Великой Отечественной войны.
Попытки оснастить Т-26 пушкой предпринимались с момента принятия его на вооружение.
Еще весной 1931 г. главный конструктор Т-26 С.Гинзбург предложил изготовить и установить башню с 37-мм пушкой и пулеметом ДТ. Однако в 1931 г. такое решение не прошло через высшие инстанции: считалось, что двухбашенная схема лучше подходит для выполнения задач по "очистке окопов". Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии шеститонным танком "Виккерс" (прототипом нашего Т-26), М.Тухачевский писал (стиль и орфография сохранены)
"...касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп. Расположение башен танка бок-о-бок очень выгодно позволяет танку развить сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер.
В этот ответственный момент танку недостает, как видится, еще одной огневой точки в виде пулемета или легкой пушки, направленной вперед по ходу для подавления целей (как то: пулемет, пушка) из второй линии обороны...
Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты..."
Тем не менее, в начале 1932 г. встал вопрос об усилении вооружения Т-26, так как чисто пулеметные машины не могли "поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей". В марте 1932 г. на Артиллерийский научно-испытательный опытный полигон (АНИОП) прибыл танк Т-26, вместо правой башни которого была установлена малая орудийная башня опытного танка Т-35-1, вооруженная 37-мм пушкой ПС-2. Башня испытывалась обкаткой и стрельбой и показала удовлетворительные результаты. По окончании испытаний башня с танка была демонтирована и переставлена на Т-35-1.
В апреле 1932 г малые орудийные башни от Т-35-1 испытывались еще на двух Т-26. По окончании испытании рекомендовалось вооружать подобным образом часть танков Т-26.
Орудие ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но не было принято на вооружение Красной Армии. Поэтому для вооружения "двухбашенников" Главное артиллерийское управление рекомендовало 37 мм пушку Б-3 (5К), созданную на основе немецкого орудия фирмы "Рейнметалл". По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньший откат и меньший размер казенной части, что позволило установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок последней.
Однако завод ? 8 имени Калинина не смог наладить выпуск пушек Б-3 в необходимых количествах. Кроме того, с лета 1932 г все наличные орудия Б-3 передавались для вооружения танков БТ-2. Поэтому в окончательном варианте на части двухбашенных Т-26 устанавливалась хорошо освоенная промышленностью 37 мм пушка ПС-1 (или "Гочкис-ПС") При этом орудия Б-3, стоявшие на некоторых Т-26, были демонтированы.
Первые пушечные "двухбашенники" поступили на вооружение в мехбригаду им.Калиновского (МВО), 11-й мехкорпус (ЛВО) и 6-ю мехбригаду (ОКДВА) По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, пушечные "двухбашенники" передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения.
Точными данными о том, сколько всего пушечных "двухбашенников" было изготовлено, авторы не располагают. По планам перевооружения 37-мм пушкой должен быть оборудован каждый пятый танк По данным на 1 апреля 1933 г., в РККА имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 были с пушкой. Учитывая, что всего в 1931-1933 гг. промышленность изготовила 1627 Т-26 в двухбашенном исполнении, а также ограниченное количество орудий ПС-1, можно предположить, что пушкой было вооружено около 450 машин.
Однако это не помешало им поучаствовать в советско-финской войне, где эти танки приняли свое боевое крещение. Пушечные "двухбашенники" имелись в составе 369-го отдельного танкового батальона (ОТБ) (по состоянию на 13 декабря 1939 г семь Т-26 с 45-мм пушкой, два Т-26 с 37-мм пушкой, два пулеметных Т-26, шесть танков Т-37), 100 ОТБ (по состоянию на 10 декабря 1939 г 40 Т-26 с 45-мм пушкой, два Т-26 с 37-мм пушкой, пять пулеметных Т-26), 317 ОТБ (по состоянию на 13 марта 1940 г шесть Т-26 с 45-мм, один Т-26 с 37-мм пушкой, пять пулеметных Т-26), 368 ОТБ (по состоянию на 30 ноября 1939 г пять Т-26 с 45-мм пушкой, пять Т-26 с 37-мм пушкой, семь пулеметных Т-26) и ряда других частей. В ходе боевых действий несколько машин было потеряно.
В апреле 1940 г. принимается окончательное решение о снятии пушечных "двухбашенников" с вооружения и переделке их в бронетранспортеры, ремонтные машины и заправщики. Однако начавшееся 1940-1941 гг. широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило выполнить это решение.
К началу Великой Отечественной войны в составе танковых частей РККА имелось еще довольно много пушечных "двухбашенников". Например, в 23-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса (по состоянию на 22 июня: две польских танкетки TKS, девять XT-26, 17 танков Виккерс Мк, и 340 Т-26 с 45 мм пушкой, два Т-26 с 37 мм пушкой и восемь пулеметных Т-26), 21-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса (на 22 июня имелось: 121 Т-26 с 45-мм пушкой, 22 XT-130/133, 39 пулеметных Т-26, шесть Т-26 с 37-мм пушкой, два СТ-26, восемь транспортеров Т-26, три Т-38), 35-й танковой дивизии 9 мехкорпуса (на 1 июня 1941 г.: 79 Т-26 с 45-мм пушкой, 40 пулеметных Т-26, четыре Т-26 с 37-мм пушкой, десять тягачей Т-26, семь танкеток Т-27, один XT-26).
В 1937-1938 гг. пушечные "двухбашенники" были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин, тем более, что снаряды к 37 мм пушкам Гочкиса уже не выпускались..
К началу Великой Отечественной войны в составе танковых частей РККА имелось еще довольно много пушечных "двухбашенников". Например, в 23-й танковой дивизии 12-го мехкорпуса (по состоянию на 22 июня: две польских танкетки TKS, девять XT-26, 17 танков Виккерс Мк, и 340 Т-26 с 45 мм пушкой, два Т-26 с 37 мм пушкой и восемь пулеметных Т-26), 21-й танковой дивизии 10-го мехкорпуса (на 22 июня имелось: 121 Т-26 с 45-мм пушкой, 22 XT-130/133, 39 пулеметных Т-26, шесть Т-26 с 37-мм пушкой, два СТ-26, восемь транспортеров Т-26, три Т-38), 35-й танковой дивизии 9 мехкорпуса (на 1 июня 1941 г.: 79 Т-26 с 45-мм пушкой, 40 пулеметных Т-26, четыре Т-26 с 37-мм пушкой, десять тягачей Т-26, семь танкеток Т-27, один XT-26).
Довольно много пушечных "двухбашенников" имелось в составе 25-го мехкорпуса (ХВО): на 1 июня 1941 г. в нем числилось шесть БТ, 76 Т-26 с пушкой и 81 двухбашенный Т-26 (из них не менее 32 пушечных). С началом войны дивизии корпуса были переброшены на Западный фронт, где 13 июля получили задачу наступать на Жлобин.
Небезынтересно привести выдержку из доклада командира 55-й танковой дивизии о действиях сводного батальона Т-26 (к началу боев имел 36 Т-26, из них 18 двухбашенных - 10 пулеметных и 8 пушечных): "Положение батальона Т-26 55 ТД, участвовавшего в бою за Жлобин. на 13.07.41 г. батальон состоял из 36 танков, в настоящее время находятся в лесу Убарки 9 машин. Остальные остались на территории противника. Из недостоверных источников известно, что 11 танков действуют в тылу у немцев, об остальных сведений нет. Задача батальону поставлена не была, а только сказано: "Идти на западную окраину Жлобин". Батальон дрался самоотверженно, поддерживая 117 СД. Батальоном уничтожено 17 танков противника. Когда наша пехота стала отходить, танки сдерживали наступление противника, но противник пустил тяжелые танки, и дальнейшая борьба для части наших танков (двухбашенных -Прим. авт.) стала невозможной, и они стали отходить. 9 танков успели переправиться за Днепр, остальные были заняты борьбой с противником и задержались. Когда они подошли, мост был взорван. Запрошенное мной командование 63 СК и 117 СД сведений о батальоне не дали, так как сами их не имеют".
Конечно же, пушечные "двухбашенники" не могли тягаться с немецкими танками: бронепробиваемость пушки ПС-1 была крайне низкая, да к тому же к этим орудиям практически не было снарядов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, многие "двухбашенники" были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 г большая часть этих танков была потеряна, хотя отдельные машины еще встречались в составе танковых частей весной-летом 1942 г. Некоторые из них подвергались значительным переделкам.
Например, в апреле 1942 г. техниками 29-й танковой бригады Волховского фронта был отремонтирован двухбашенный танк Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением. Однако, поскольку башни танка восстановить не удалось, "первоначально предполагалось его использование в качестве бронированного трактора... По предложению тов. Мирошникова в боевом отделении танка был установлен трофейный 80-мм миномет и трофейный пулемет за броневым щитком для ведения огня против пехоты... За 15 дней боев танк применялся для поддержки пехоты, подавления пулеметных гнезд и корректировки огня дальнобойной артиллерии более 70 раз. Эффективность танка превзошла все ожидания... Успешное применение танка показывает, что он из бесполезного транспортного средства превратился в грозную боевую машину.
Опыт тов. Мирошникова заслуживает обобщения и широкого распространения во всех танковых частях..."
До настоящего времени сохранился единственный образец двухбашенного Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением, находящийся в Военно-историческом музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
Технические характеристики
Назначение Непосредственная поддержка пехоты
Тип Легкий с пушечно-пулеметным вооружением
Год выпуска 1933
Боевая масса, т 9.4
Экипаж, чел. 3
Макс. скорость,км/ч 30
Вооружение 45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ, установленные в башне
Боекомплект 136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке-96) и 2898 патронов
Бронирование Противопульное: лоб, борт, корма и башня - 13 мм; крыша - 10 мм; днище - 6 мм
Тип гусеницы Мелкозвенчатая цевочного зацепления
Число траков
108
Ширина трака, мм 260
Шаг трака, мм 90
Число опорных катков 2х8
Число поддерживающих катков 2х4
Тип механизма натяжения гусеницы Кривошипный
Длина опорной поверхности, мм 2765
Колея, мм 2180
Клиренс. мм 380
Запас хода по топливу по шоссе, км 120
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град - 40
угол крена, град - 40
ширина рва, м - 2.0
высота эскарпа, м - 0.75
глубина брода, м - 0.8
толщина сваливаемого дерева, м - 0.3
Количество машин, изготовленных серийно (с 1931 по 1940 г.) Около 11 тыс
Габаритные размеры, мм: длина - 4620
ширина - 2440
высота - 2330