ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-3
После изучения группой научных сотрудников, возглавляемой инженером-полковником А. Завьяловым, характера боевых повреждений, полученными танками в ходе Курской битвы (обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни), принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту в рамках существующей массы. В конце лета 1944 года работами по модернизации занялись два КБ ? завода ?100 (Ж.Я. Котин, А.С. Ермолаев) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) (Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи).
КБ ЧКЗ предлагало оставить моторно-силовой агретат танка неизменным, а в конструкции корпуса (конструктор Малинин) обойтись косметическими мерами ? введением катанного лобового листа толщиной 160 мм при неизменных бортах и корме. Но главной особенностью проекта была оригинальная приплюснутая сфероидная башня со 122-мм пушкой Д-25, разработанная конструктором Г.В. Крученых. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2. Разработка ЧКЗ была более интересна для серийного производства, так как позволяла освавать выпуск нового танка параллельно с ИС-2.
Базируясь на разработках Опытного завода ?100 по объектам 244, 245 и 248, конструкторы Г.Н. Москвин и В.И. Таротько составили всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название ?щучий нос?. При этом стало возможным не только снизить массу корпуса, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Переход к полностью сварному корпусу с исключением крупных литых деталей также объяснялся перегрузкой литейного производства, занятого изготовлением литых башен для танков ИС-2. Одновременно была предложена башня с увеличенной до 180 мм толщиной лобовой брони и более мощный двигатель (600-650 л.с.). За счет некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки общая высота танка уменьшилась на 0,3 м, по сравнению с ИС-2.
Оба проекта были представлены наркому танковой промышленности В.А. Малышеву. Первый представлял директор и главный конструктор Опытного завода Ж.Я. Котин, второй ? директор ЧКЗ И.М. Зальцман и главный конструктор Н.Л. Духов. Рассмотрев проекты, Малышев принял компромиссное решение: взять форму носовой части корпуса от одного проекта, а башню от другого.
21 октября 1944 года новый танк, носящий название ?Кировец-1? (?Объект 703?, ведущий инженер М.Ф. Балжи) вышел на ходовые испытания, по окончании которых, танк был отправлен на подмосковный полигон для прохождения войсковых испытаний, где его осмотрел зам. командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров. После войсковых испытаний ?Объект 703? представили Г.К. Жукову и А.М. Василевскому. В декабре 1944 года маршалы доложили о новой машине И.В. Сталину, который и подписал решение ГКО о приеме танка на вооружение Красной Армии под индексом ИС-3 и производстве его на ЧКЗ.
Ходовая часть ИС-3 состояла из шести опорных катков с внутренней амортизацией на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса. Подвеска опорных катков ? индивидуальная торсионная. В каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
Башня ? литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотровой прибор заряжающего МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находился смотровой прибор командира ТПК-1.
Механизм поворота башни ? планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.
122-мм пушка Д-25Т снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Боевая скорострельность составляла 2-3 выстр./мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. Прицел ? телескопический шарнирный ТШ-17.
Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. До прекращения производства в середине 1946 года было изготовлено 2311 единиц. Из них до конца Великой Отечественной войны ? 29. Танки ИС-3 учатия в войне не принимали, однако, они сыграли важную роль в разгроме японской Квантунской армии в августе-сентябре 1945 г
7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад союзных войск в честь окончания второй мировой войны. Парад принимали Главнокомандующий советскими оккупационными войсками маршал Г.К.Жуков, командующий 3-й американской армией генерал Джордж Паттон, английский генерал Робертсон и французский Кениг. Кроме того, присутствовало большое количество высших чинов, как советских, так и союзных войск. Парад открыли пешие колонны: перед генеральской трибуной промаршировали пехотинцы из 9-го стрелкового корпуса 5-й советской ударной армии, за ними шли солдаты из 2-й французской пехотной дивизии, альпийские стрелки и зуавы, блеснула выправкой 131-я английская пехотная бригада. Замыкала пеший строй тысяча парашютистов из 82-й американской воздушно-десантной дивизии. После короткого перерыва к зрителям приблизилась механизированная колонна, которую открывали 32 легких танка М24 "Генерал Чаффи" и 16 бронеавтомобилей М8 из американского 705-го танкового батальона, за ними шли танки и бронетранспортеры французской 1-й танковой дивизии. Англичане выставили на парад 24 танка "Комета" и 30 бронеавтомобилей 7-й танковой дивизии. И, наконец, в заключение парада по Шарлоттенбургскому шоссе прошли 52 танка ИС-3. Сводный танковый полк был сформирован на базе 71-го гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии. Новые советские тяжелые танки произвели сильное впечатление на наших западных ?союзников?.
ИС-3 поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков Советской Армии, где они эксплуатировались до 70-х годов. Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков, ставших следствием ряда конструктивных просчетов и ошибок, допущенных при его проектировании. Поэтому уже в 1946 году создали комиссию по анализу дефектов ИС-3, к которым относились выход из строя двигателя, коробки передач, элементов бронекорпуса в районе МТО и др.
В конце 50-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-ЗМ. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация узлов и агрегатов с более современными танками.
При модернизации в конструкцию танка были внесены следующие изменения и дополнения:
- увеличена жесткость корпуса путем введения планок в кормовой лист и раскосов в днище, в днище под КП вырезано отверстие и закрыто крышкой, приваренной внакладку, для увеличения зазора между КП и днищем;
- пулемет ДШК заменен на модернизированный ДШ КМ, а пулемет ДТ- на ДТМ;
- уплотнен вращающийся колпак командирского люка;
- установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя;
- вместо В-11-ИС-3 установлен двигатель В-54К-ИС максимальной мощностью 520 л.с. при 2000 об./мин. Воздухоочистители типа "Мультициклон" заменены на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли из первой ступени. В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом; на корме предусмотрено крепление двух 200-литровых бочек с топливом;
- усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменены сальниковые уплотнения;
- в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения. На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска. На части танков снята система командирского управления. Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими;
-установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120.
Следует подчеркнуть, что модернизация в значительной степени повысила надежность танка. Однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение.
В Советской Армии танк эксплуатировался до 1970-х годов.
ИС-3 принимали участие в арабо-израильских войнах в составе армии Египта. В этих войнах ему противостояли американские и английские танки израильтян, которые были намного новее ветеранов ИС-3. Однако даже в этой ситуации им была предоставлена возможность достойно проявить себя.
5 июня 1967 года израильские войска перешли в наступление на Синайском полуострове ? началась война, получившая название ?шестидневной?. Решающую роль в операциях на сухопутном фронте играли танковые и механизированные соединения, основу парка которых с израильской стороны составляли американские танки М48А2 с 90-мм пушками, английские ?Центурион? Мк.5 и Мк.7, модернизированные в Израиле путем установки 105-мм пушки, а также модернизированные танки М4 ?Шерман? с французскими 105-мм пушками.
С египетской стороны им противостояли танки советского производства Т-34-85, Т-54, Т-55 и ИС-3. Последние, в частности, имелись в составе 7-й пехотной дивизии, занимавшей оборону на рубеже Хан-Юнис ? Рафах. 60 ИС-3 имела 125-я танковая бригада, позиции которой находились близ Эль-Кунтиллы.
Тяжелые танки советского производства (как, впрочем, и все остальные) могли стать серьезным противником для израильтян. Однако этого не произошло, хотя несколько М48 было ими подбито. В условиях высокоманевренного боя ИС-3 проигрывали более современным танкам израильтян. Сказывались малый темп огня, ограниченный боекомплект и безнадежно устаревшая СУО (для сравнения ? на М48А2 стоял оптический прицел-дальномер и двухплоскостной стабилизатор наведения). Плохо приспособленными для работы в жарком климате были и двигатели ИС-3.
Но самое главное ? боевая подготовка египетских танкистов была несравненно ниже, чем израильских. Сказывался низкий общеобразовательный уровень основной массы личного состава, затруднявший освоение боевой техники. Невысоким был и морально-боевой дух солдат, не проявивших необходимой стойкости и упорства. Последнее обстоятельство хорошо иллюстрирует уникальный с точки зрения танкового боя, но типичный для ?шестидневной? войны эпизод. Один ИС-3М был подбит в районе Рафаха ручной гранатой, случайно влетевшей в... открытый башенный люк. Египетские танкисты шли в бой с открытыми люками, чтобы иметь возможность быстрее покинуть танк в случае его поражения.
Солдаты 125-й танковой бригады, отступая, просто бросили свои танки, в том числе и ИС-3М, которые достались израильтянам в совершенно исправном состоянии. В итоге египетская армия потеряла 73 танка ИС-3 и ИС-3М. К 1973 году она располагала лишь одним танковым полком на этих боевых машинах. Данных о его участии в боевых действиях нет.
Армия обороны Израиля (АОИ) использовала захваченные у арабов ИС-3М (их в Израиле называли ?танк Сталин? или ?танк Сталин-3?) до начала 70-х годов, в том числе и в качестве тягачей. При этом изношенные двигатели В-54К-ИС заменялись на В-54 от трофейных танков Т-54А. Одновременно от последних заимствовали и крышу МТО.
К арабо-израильской войне 1973 года с нескольких танков ИС-3М были сняты двигатель и трансмиссия, на освободившемся месте размещён дополнительный боезапас, а сами танки установлены на наклонных бетонных поверхностях, позволявших придавать стволам их пушек угол возвышения в 45° (максимальный угол возвышения 122-мм пушки Д-25Т танка ИС-3 составлял не более 22°). Два таких ИС-3 использовались в ходе ?Войны на истощение? 1969-1970 гг в укреплённом пункте (УП) ?Темпо? (?Оркаль?) так называемой ?Линии Бар-Лева? (самый северный УП из расположенных вдоль Суэцкого канала, в 10 км к югу от Порт-Саид), ещё два ? в УП ?Будапешт? (на берегу Средиземного моря, в 12 км к востоку от Порт-Саид). После истощения запасов трофейных боеприпасов к пушкам Д-25Т использование танков ИС-3 прекратилось и в ходе боевых действий они вновь попали в руки египтян.
Революционная для своего времени конфигурации корпуса и башни оказали огромное влияние на послевоенное мировое танкостроение. В конструкции таких танков как М48 ?Генерал Паттон?, Леопард-I отчетливо просматриваются особенности конструкции, позаимствованные у ИС-3. По праву можно сказать, что ИС-3 стал крупной вехой в истории мирового танкостроения.