Wilmar (21 июля 2013, 20:38):
А имеет ли смысл в начале игры брать гос. капитализм и строительство заводов вообще? Или проще будет отдать это на откуп буржуям? Просто в начале игры денег мало.
Тут многое зависит от наличия в стране капиталистов. Если они есть и имееют деньги - можно сразу развязать руки, но чаще всего их нет. Посему, обычно нужно терпеливо выращивать "своего буржуя" в ручном режиме (ибо в начале игры денег мало у всех, а не только в казне). Сначала строить заводы приходится, в основном, самому, но попутно стоит помогать своей первой сотне-другой капиталистов (сделанных с помощью нац.фокуса) с их проектами (и не задирать им высокие налоги - разорятся, да и пошлины лучше держать пониже, если много нужного им нужно закупать за границей). Если те выживут - начнут приносить средства, которые снова будут ими во что-то вкладываться... и лет через двадцать-тридцать всего будет достаточно, чтобы взвалить на их плечи всё. Лучший способ проверить, как у буржуев с деньгами - посмотреть, как они вкладываются в железные дороги. Если вяло, сами ни одной достроить не могут, да и с государственными субсидиями не торопятся - значит, слабые они, заводы точно не потянут. А если способны довольно бойко строить ж/д хотя бы в самых важных регионах (даже если в половине случаев государство всё равно помогает с целью ускорения процесса) - всё нормально, буржуй богатый и ему есть что вкладывать в новые производства.
В итоге, хорошо откормленный буржуй легко может давать от трети до половины (а иногда и больше) всех налоговых поступлений, да ещё и строить фабрики с такой скоростью, что у человека на нужные кнопки просто терпения может не хватить тыкать (благо при полной свободе предпринимательства цены на фабрики для буржуев чуть ли не раза в четыре ниже, чем при том же госкапитализме). С другой стороны, влиять на развитие промышленности игрок может лишь опосредованно, через нац.фокусы и молитвы. Иногда бывает сложно заставить заложить танковый или радиозавод (как-то я даже специально начал из-за этого войну с соседом, чтобы оттяпать регион, где этот нужный завод был). Ладно, хоть электронику и автомобили с самолётами, как предметы роскоши, они и сами клепают бойко. Иногда буксуют с телефонами, но, обычно, в конце концов осваивают и начинают выдавать до половины, а то и двух третей мирового производства, если ресурсов хватит (а тут уже вопрос захваченных территорий, сфер влияния, пошлин и престижа).
Если же хочется контролировать экономику - социализм вам в помощь, когда появится. Буржуи не строят ничего, всё нужно делать ручками и за госсчёт, но свои приятные особенности и здесь есть, потому как своими руками можно создавать производственные комплексы, за счёт взаимодействия различных видов производств имеющие немалые бонусы (тогда как капиталисты обычно пихают заводы, куда можно подешевле и попроще, а не куда в итоге эффективнее всему комплексу - рынок-с). Да, такая экономика, выстроенная собственноручно, может быть значительно эффективнее рыночной... но от микроменеджмента и ручного контроля можно, на мой взгляд, с ума сойти.
И не забывайте самого главного: богатство государства определяется не количеством денег, лежащих в казне, а количеством средств, вращающихся в экономике (в том числе и расходуемых населением на покупки – чтобы деньги тратить, они должны быть). Казна – лишь малая часть от этого объёма и нужно следить, чтобы не отбирать у населения слишком много – иначе на произведённые товары не будет достаточного спроса на внутреннем рынке, а у производителей не будет денег на поддержание производства, что ведёт к торможению развития экономики. В начале игры положение вообще ужасающее, но коммерческие техи, связанные со снижением издержек производства (кажется, это называется «техническая эффективность или как-то так) и количеством требуемых ресурсов на единицу произведённой продукции вам в помощь.
И ещё: займы – дыра, через которую деньги из вашей экономики утекают к соседу, и чем дольше выплачиваешь проценты – тем больше утекает. Ещё бОльшая дыра - импортные товары. Купил импортный товар – вывел некую сумму из своей экономики в чужую. Продал свой за границу – вывел из чужой в свою. Следует учитывать, что торговля со странами в твоей сфере влияния рассчитывается по правилам внутреннего рынка, то есть, с неё не берутся пошлины, что делает товары более доступными для местного населения. Это выгодно, ибо можно приоритетно продавать свои товары в другую страну… но нужно быть осторожным, ибо если им нужны дефицитные у вас товары, то дефицит лишь возрастёт (поэтому любую часть Китая брать в сферу где-то до середины игры не просто бессмысленно, но и опасно – они обеспечивают огромный спрос и не дай бог его не удовлетворить – их кустари могут сожрать вашу ещё слабую промышленность за счёт своего огромного количества и, как следствие, относительной дешевизны своей продукции по сравнению с вашей промышленной).
И финальный совет: в мире хронический дефицит угля и железа. На мировом рынке за ними всегда выстраивается очередь (особенно за углём). Кто сидит на них – не теряет огромные суммы на закупку необходимого у соседа, а кому не хватило – проигрывает в темпах развития экономики, ибо предприятия работают не в полную силу, давая и неполную прибыль. Так что если с местоположением залежей с чисто геологической точки зрения не повезло, а захватить достаточное количество не удалось - нужно следить, чтобы высокий престиж и место в рейтинге держав ставили вашу страну в начале очереди на покупку этих товаров. И пошлины задирать в этом случае не стоит – удовольствие и так недешевое, заводы могут стать убыточными, если заставить их сильно переплачивать.
Короче говоря, Виктория - игра сложная (по сравнению с ней Европа3 выглядит кое-в-чём простой и даже примитивной). Первые партии 3-5 уйдут только на то, чтобы разобраться, как это всё работает. Благо, они тут не слишком длинные, в отличие от той же Европы. Но в данном случае, больше сложностей - больше возможностей, а значит, больше интереса.