Воздушный бой. Взгляд с двух сторон.зайчикmop_78June 30th, 2013
Утром 8 мая 1944 года для удара по кораблям и транспортам противника в порту Котка вылетела группа Пе-2 12 гвардейского пикировочного авиационного полка. Прикрытие пикировщиков обеспечивали Як-9 из 21 истребительного краснознаменного авиационного полка, ведущим группы прикрытия был майор Кудымов Дмитрий Александрович.
Кудымов Дмитрий Александрович
Удар Пе-2 наносили с пикирования бомбами калибра 250 и 100 кг. В налете незначительные повреждения получил транспорт «Greta Thorden», на котором был ранен один матрос.
В районе цели Пе-2 были атакованы истребителями противника. Истребители прикрытия вступив в бой прикрыли бомбардировщики. В результате воздушного боя на счет наших истребителей записали несколько истребителей противника.
У нас потерь не было, только некоторые самолеты получили повреждения. Также пострадал самолет майора Кудымова. В своих мемуарах «Огненная высота» он написал об этом.
« ...На полуразвороте истребитель тряхнуло так, что я едва не вылетел из кабины вместе с привязными ремнями. В лицо впились осколки стекла от колпака, на колени посыпались щепки от фонаря и приборной доски. В кабину ворвался ветер.
Зенитный снаряд? Самолет трясло, как телегу на кочках. Бросаю взгляд на плоскости — верхняя обшивка правой сорвана, из баков струей хлещет бензин. С трудом развернул истребитель влево и увидел, как из-под самого носа моего «яка» выскочил «фокке-вульф».
Так вот кого я принял за ведомого!..
Ослепленный яростью, я дал полный газ — наказать стервятника! Но тут же пришел в себя. Гитлеровец, конечно, не упустит случая расправиться со мной, как бог с черепахой, на это они мастаки. Единственная возможность спастись — немедленно прыгать... Отпадает и это: верный плен.
Черный едкий дым заполнял кабину, самолет терял высоту. А впереди уже заканчивал боевой разворот подбивший меня «фокке-вульф»... Ну-ка, «Олег», выручай, браток, повоюем в последний раз!
Как бы там ни было, а истребитель успевает поднять нос, и я направляю самолет навстречу противнику. Впиваюсь в окуляр прицела и… вижу пикировщик майора Лазарева, который заслоняет собой меня.
Так мы поменялись ролями: теперь уже «петляковы» прикрывали меня от атак немецких истребителей. Остались позади горящие суда и причалы Котки, отстали «мессеры» и «фоккеры». Передав меня под охрану двух пикировщиков — у истребителей сопровождения горючее уже на исходе, — майор Лазарев повел основную группу на аэродром. Дотянуть бы до ближайшего острова Лавенсаари. Этот островок в Финском заливе оказался неприступным бастионом для немцев. Здесь имелась даже небольшая взлетно-посадочная полоса, на которую я и рассчитывал.
Наконец-то показался Лавенсаари. Спасибо, «Олег», — выдюжил.
На истребитель было страшно смотреть: весь фюзеляж разбит снарядами, хвостовое оперение держалось на честном слове, тяги руля глубины перебиты. Из баков сочились последние капли горючего».
Недавно были переведены на русский язык мемуары финского асса Илмари Ютилайнена (в 1939—1944 годах сбил 94 советских самолета) «Я бил «сталинских соколов». 8 мая 44 года он записал на свой счет Як-9.
Эйно Илмари Юутилайнен
«8 мая мы мчались в небо, задрав носы, и поднялись. на максимальную высоту, а в это время пикировщики Пе-2 уже сбрасывали бомбы повсюду над Коткой. Истребители сопровождения перехватили нас, поэтому мы не смогли догнать бомбардировщики. Противник начал отход, пока мы набирали высоту, уворачиваясь от русских истребителей. Казалось, что вражеским самолетам нет конца. Они встречали нас буквально на всех высотах, пока мы поднимались на 33 000 футов, но и там было полно русский Вражеские истребители были новыми Як-9, и это была первая возможность попробовать, чего они стоят в бою.
Я выровнял самолет, имея значительную скорость и начал высматривать бомбардировщики, но пикировщики уже исчезли вдали. Сначала я подумал, что ко мне приближается пара наших истребителей, но когда они подлетели ближе, я опознал их как Як-9. Они держались выше меня и, похоже, меня не видели.
Я повернул за ними и открыл огонь из всех стволом по лидеру, прежде чем успел удалиться хотя бы на 150 метров от меня. Одно колесо шасси русского самолета вывалилось, и его скорость резко снизилась. Другой «як» продолжал удирать.
Я снова дал длинную очередь, теперь уже с расстояния 100 метров. Я видел, как снаряды моих пушек попал в фюзеляж, вырывая огромные куски обшивки. Из мотора потянулась струя густого черного дыма, скорость русского самолета продолжала снижаться. Наконец истребитель вспыхнул и свалился на крыло, после чего пошел спиралью в море, весь охваченный огнем. Он упал в воду где-то около Гогланда.
Что ж, я неплохо приветствовал новую советскую технику в небе Финского залива.
Я начал высматривать новые цели, но вокруг никого не было. Лишь наши истребители кружили вверху. Затем и услышал по радио голос командира эскадрильи майора Эйка Лукканена, который приказывал нам возвращаться на базу.
Позднее парни из радиоперехвата сказали мне, что и сбил командира группы истребителей прикрытия. Когда я дал первую очередь, он радировал, что его самолет поврежден, и приказал другому пилоту заменить его. После этого он больше ничего не сообщал, потому что его самолет уже падал в море, пылая»