Сообщество Империал: Реформы Эхнатона - Сообщество Империал

Haktar

Реформы Эхнатона

Великий реформатор Древнего Египта
Тема создана: 05 мая 2007, 02:06 · Автор: Haktar
  • 7 Страниц
  • Первая
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
 Haktar
  • Imperial
Imperial
Основатель

Дата: 05 мая 2007, 02:06

ЭХНАТОН (1419?1400 до н.э.), десятый фараон XVIII династии, сын Аменхотепа III и царицы Тии. Эхнатон знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия. З.Фрейд, опиравшийся на традиционную хронологическую схему, согласно которой Эхнатон царствовал ок. 1340 до н.э., видел в нем предтечу и даже наставника Моисея. Однако другие ученые настаивают на пересмотре этой даты и относят правление Эхнатона ко времени ок. 830 до н.э. (более чем через 500 лет после Моисея), считая его современником таких царей, как Ахав в Израиле, Иосафат в Иудее и Салманасар III в Ассирии.
В детстве Эхнатон болел, а возможно, его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула, которым ведали жрецы бога Амона. Позже, уже будучи фараоном, он возвысил старого слугу по имени Пареннефер, оказавшего ему в детстве какую-то неоценимую услугу, а к своему собственному имени часто добавлял прозвище, означавшее ?Выживший, чтобы жить долго?. Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.

Царствование Аменхотепа III было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта (по крайней мере, со времен строительства пирамид). Аменхотеп являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с протомидийским царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа являлась Ассирийская держава, территория которой простиралась от халдейских городов Южной Месопотамии до областей хеттов (хатти) в Центральной Анатолии, а влияние распространялось еще далее на запад.

Аменхотеп III был любителем роскоши и, по крайней мере на склоне лет, человеком распущенным. Реальная власть принадлежала царице Тии, титулы которой свидетельствуют о ее могуществе. После смерти Аменхотепа III она управляла государством в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.

Новый фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона, провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском ? атеном), культ которого был распространен уже во времена Аменхотепа III и Тии. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя (?Амон доволен?) на Эхнатон (?слуга Атону?). Более того, он уничтожил имя ?Аменхотеп? на памятниках своего отца (что для египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя ? древнего соперника Фив ? он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, стрительством и украшением которой следил самолично, получившую название Ахетатон (?Место власти Атона?). Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и прововедовал свое учение среди последователей. В центре культа Атона стояла Маат ? одновременно богиня правды и само понятие ?правда?. Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat ? ?живущий в правде?. Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом ?потаенного? Амона, святилища которого были скрыты во тьме. Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, каждый из которых заканчивался дарующей жизнь рукой.

Эхнатон женился на своей двоюродной сестре, красавице Нефертити (дочери Эйе, брата Тии), от которой имел по крайней мере четырех дочерей. Однако Тии сохранила свое могущество. На 12-м году правления Эхнатона ее изображали как лицо, по своему рангу превосходящее ее племянницу, ? в двойной короне, в сопровождающих надписях именовали ?Великой женой царя?, а ее шестилетняя дочь Бекетатон была названа ?Царской дочерью его тела, любимой им?. В том же году Нефертити, разведенная или впавшая в немилость, исчезает с исторической сцены. Между тем пассивная политика Эхнатона в отношении близившегося распада восточной части державы, что грозило серьезными экономическими трудностями, помогла жрецам Амона ускорить внутренний кризис.

На 17-м (последнем засвидетельствованном в источниках) году правления Эхнатона один из его сыновей (имя его матери не установлено) ? Сменхкара ? был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в простой яме, как и тело Тии, возможно, покончившей жизнь самоубийством. После этого в Фивах недолго правил Эйе в качестве 13-го и последнего фараона XVIII династии.

Информация взята с Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

Imp

Цитата

Эхнатон (Аменхотеп IV)

Славословие Атону Фараона Эхнатона
и правительницы Нофер-нефру-Атон. (XIV в. до н.э.)

О, живой Атон, твой восход прекрасен,
Ты приносишь в жизнь утра свежий ветер;
Как же ты велик, - будет день твой ясен,
Как же ты красив, - будет день твой светел,

О, как ты горишь над землёй высоко,
Даришь миру свет, созданный тобою,
Для твоей земли вечный свет востока,
И весь мир пленил ты своей любовью.

Горячи лучи солнечного света,
Вся земля тобой целый день согрета.

Но приходит ночь, краски мира стёрты,
Вся земля во тьме призрачной и мёртвой,
И людей живых не спасут затворы,
И в жилища их проникают воры,

В наступившей мгле люди слепы, глухи,
На ночной земле змеи, львы и духи,
Всюду смерть царит, всё объято тьмою -
Ты покинул мир, созданный тобою.

Посветлел восток, о, Атон, воскресни,
Значит - новый день, значит солнце живо,
И тебе во славу слагают песни,
И боится тьма солнечного взрыва.

Будишь ты людей, ты их лиц коснулся,
И они к тебе воздевают руки,
От твоих лучей целый мир проснулся,
И вернулись вновь запахи и звуки.
И для добрых дел люди вновь готовы,
Ты приносишь жизнь, день даруешь новый.

На твоих лугах тучный скот пасётся,
И летают птицы и пахнут травы,
Вся земная жизнь тобой  спасётся,
И цветы цветут для твоей же славы.

Корабли плывут по теченью Нила,
И резвятся рыбы, не зная горя,
И своим теплом жизнь сохранило
Солнце в водах рек и великого моря.

Сотворил ты женщину и мужчину,
И от их любви в мир приходят дети,
Как в утробе матери жизнь сыну,
Ты даруешь жизнь всему на свете,
И зародыш ждёт вашей первой встречи,
И кричит дитя, видя свет  впервые,
Ты ему отверзаешь уста для речи,
И твоим дыханием - все  живые.

Высоко над нами летают птицы,
И пищит птенец в скорлупе яичной,
Ты даёшь тепло, чтобы мог родиться
Утром он, в мир новый и непривычный.
И в свой час выходит твоё созданье,
Ты даёшь ему свет, тепло, дыханье.

Как разнообразны твои творенья,
Ты - единый бог, значит нет  иного,
Как же благодатно твоё горенье
Для всего небесного и земного.
Сотворил ты землю своею волей,
Сотворил людей и животных разных,
Сотворил ты скот, что гуляет в поле,
Крокодилов злобных и птиц прекрасных,
О, Атон великий, ты сделал земли
Вечного Египта, и те, что чужды,
Каждого живого теплом объемли,
Удовлетворяющий его нужды.
Каждому ты время его отмерил,
Каждому ты жизнь его доверил.

Сотворил людей, чей вид необычен,
Для всего живого ты повелитель,
Их окраска, а так же, язык различен,
Разделил народы ты, разделитель.

Сотворил ты Нила святые воды,
Ты явил его единым желаньем,
Чтобы были живы твои народы,
Чтобы были живы твои созданья,
О, владыка земли и каждого дома,
Сотворил ты людей и разные страны,
Каждому сиянье твоё знакомо,
Каждому знакомы твои туманы,
В них великий Нил ты явил на небе,
На земле вода возродится в хлебе.
Как чудны твои замыслы, о, владыка
Вечности и всего земного,
Каждый от мала и до велика
Благодарен влаге мира иного.

Днём твои лучи каждый сад питают,
И твоею силой все процветают.

Сотворил ты четыре времени года,
Чтобы жили в мире твои созданья,
Свежестью зимы оживёт природа,
Летом её греет твоё дыханье.
Сотворил ты небо, что есть над нами,
Чтобы видеть жизнь твоего народа,
Наступает ночь - мы согреты снами
О тебе, и ждём твоего восхода.

Красота земли нам дана из света
Города, деревья, поля и реки,
Если ты взойдёшь, все мы видим это,
Ибо ты, Атон, бессмертен вовеки.
Над землёй мы видим тебя глазами -
Красота жива днём, когда ты с нами.

Ты пребудешь в сердце моём вовек,
О, земли владыка и небосклона,
И познать не сможет тебя человек,
Исключая сына твоего Эхнатона,
Посвятил его ты в свою науку,
Наделил его ты своею властью,
Над людьми свою простираешь руку,
Даровав ему мир, добро и счастье.
Весь народ земли жив одним тобою,
Всякий труд оставят они на закате,
Ты владеешь их жизнью и их судьбою,
И всю ночь они молят тебя о возврате.
Оживишь ты снова их на восходе,
И воздвигнешь вновь для своего сына,
Ибо жив правитель в своём народе,
Ибо власть твоя и его - едина.
И взойдёт на небо Атон великий,
И осветит землю Египта снова
Для живущего по правде владыки,
Да будет исполнено его слово
Сына Ра, владыки венцов - Эхнатона,
Наделённого властью над миром сущей,
Во имя божественного закона,
И супруги его, во веки цветущей.


Imp
     Magnus_Maximus
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 03 августа 2011, 17:27

    А что там еще говорить-то после работ Перепёлкина?
       Redkout
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 05 августа 2011, 22:30

      Magnus_Maximus
      А правда, что он во сне видел повседневную жизнь той или иной эпохи с точностью до деталей? Быт, костюмы...
         Александрович
        • Imperial
        Imperial
        Палач

        Дата: 05 августа 2011, 22:51

        Redkout
        Если грамотно принять, то и не такое превидится. :020:
           Ярославец
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 13 сентября 2013, 13:43

          Политеизм древних египтян настолько у всех навяз в зубах, что уже стал аксиомой.
          Но вот что выбрал доктор Г.Бругш из текстов всех периодов (цит. По: Бадж «Египетская религия. Египетская магия», 1996):
          -Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не существует, Бог Единственный, Который все сотворил…
          -Бог изначален, Он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было…
          -Бог вечен…Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать всегда…
          -Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не может знать его образа…
          -Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным. Имя Его-тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их…

          Эти тексты показывают, что идеи и верования египтян, касающиеся Бога, были почти идентичными еврейским и мусульманским представлениям более позднего времени. Просвещенные классы никогда не ставили многочисленных «богов» наравне с Богом. Многочисленные божества или отражали имя одного Бога, или характеризовали стихии, или были просто местными божествами, имевшими различный статус по мере изменения политической ситуации.
          Другими словами, древние египтяне ничего не имели против монотеизма. Реформы Эхнатона изменили лишь форму поклонения (осталось только одно имя и одна "икона" - солнечный диск), что для консервативных египтян было непривычным и поэтому не прижилось. Интересы многочисленного жречества пострадали. А слабая внешняя политика довершила непопулярную религиозную реформу.
             Вера Бакшевникова
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 24 февраля 2015, 16:40

            Интересно, что для введения единобожия он выбрал единственного в Египте абстрактного бога
               Ярославец
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 26 марта 2016, 11:23

              Чем были вызваны религиозные реформы Эхнатона? При Тутмосе 3 был сохранен культ Амона, сам он когда-то был жрецом и никогда нге забывал о щедрых подношениях храму Амона в Карнаке. В южном храме Бухена сохранился картуш Тутмоса III, где он назван "возлюбленным Амоном-Ра, владыкой тронов Обеих земель"Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Вместе с тем При Тутмосе III существовал еще целый ряд религиозных центров, где поклонялись различным местным ипостасям Хора, которые впоследствии распространились в других храмах Северной Нубии. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Религиозные воззрения его сына Аменхотепа 2 можно назвать необычными, если не реакционными. Кроме Амона, он почитал Хнума, Птаха и Осириса, бога-крокодила Себека, богиню Астарту, богинь-кошек Бастет и Сехмет, змею Уаджет и двух Хатхор. Есть основания считать, что в его гробнице были возобновлены человеческие жертвоприношения ( цит. по:«Египетская мифология» . ЭКСМО-2002)
              Создание единого государства, объединившего египетскую, нубийскую, западносемитскую и частично хурритскую культурные традиции, привели в конечном итоге к религиозному перевороту Эхнатона и созданию одной из древнейших религий, содержащих элементы монотеизма, в качестве ответа на усиление политического и экономического могущества жрецов, также вызванного успешной военной деятельностью Тутмоса IIIДля просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 Алекс К
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 07 ноября 2021, 22:58

                Реальная причина и цель религиозной реформы Эхнатона

                Спойлер (раскрыть)


                Более подробное и детальное описание причины религиозной реформы Эхнатона и её цели приведено по ссылке:

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, автором которой я и являюсь.

                На усмотрение администрации конечно, но хотелось бы выделить заявленную мной причину и цель реформы Эхнатона в отдельную тему. Думаю, Эхнатон и реальная причина его реформы заслуживают к себе такого отношения - обсуждения в отдельной теме. Пока у меня нет возможности открыть эту тему, поэтому и обращаюсь к администрации и автору данной темы, учитывая его личное вполне позитивное отношение к персоне Эхнатона.
                   Старый
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 08 ноября 2021, 04:37

                  Алекс К :066:

                  Большая просьба: при выкладке столь обширных текстов пользуйся кнопкой SP (спойлер), которая именно для этого и создана... :008:


                  Алекс К

                  На усмотрение администрации конечно, но хотелось бы выделить заявленную мной причину и цель реформы Эхнатона в отдельную тему. Думаю, Эхнатон и реальная причина его реформы заслуживают к себе такого отношения - обсуждения в отдельной теме. Пока у меня нет возможности открыть эту тему, поэтому и обращаюсь к администрации и автору данной темы, учитывая его личное вполне позитивное отношение к персоне Эхнатона.


                  Думаю, отдельной темы не требуется, т.к. все обсуждения реформ Эхнатона (в т.ч. и религиозных...) вполне укладываются в ветку, посвящённую самому Эхнатону... Поэтому не стоит "плодить сущностей"... :046:
                    • 7 Страниц
                    • Первая
                    • 4
                    • 5
                    • 6
                    • 7
                     Похожие Темы
                    EРеформы в Europa Barbarorum 2
                    Описание проведения реформ
                    Автор a alexey74
                    Обновление 05 июня 2023, 13:52
                    КПроект реформы раздела "Кинематограф" и его обсуждение
                    Проект реформы раздела "Кинематограф" и его обсуждение
                    Автор C Candramelekh
                    Обновление 05 марта 2023, 16:58
                    РРеформы и контреформы 2-й половины XIX века.
                    Их причины, цели, результаты и необходимость.
                    Автор W Wallerstein
                    Обновление 19 февраля 2021, 21:19
                    Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                    РегистрацияВход на форум 
                    Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                    Стиль:Language: 
                    «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 01:23 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики