Мир:
1. Следующие государства: Дания/Швеция, Англия, Франция, Австрия, Польша, Московия (Россия), Кастилия/Арагон (Испания), Турция, Португалия, Венеция и Бургундия — являются игровыми. У этих стран должно быть не менее 6 провинций с родной культурной группой в период с 1453 по 1500 гг., не менее 10 провинций — с 1500 по 1550 гг., и не менее 15 — после 1550 года.
2. Если настройка внутренней политики «Армия-Флот» равна 5—10, то эти 6/10/15 провинций не могут быть анклавами, а должны образовывать единую территорию со столицей (то есть, находится в Европе). Если настройка ВП «Армия-Флот» равна 0—4, то правило с анклавами не действует, то есть столица может быть окружена провинциями других держав. Острова не считаются анклавами/единой территорией со столицей (если не имеют к ней доступа через пролив).
Комментарий: под провинциями имеются ввиду провы с населением от 1К человек и выше (то есть в те, которые уже нельзя посылать колонистов). Почему с родной культурной группой? Потому что провинция из другой культурной группы приносит примерно в 2 раза меньше МП, чем провинция, где культура — государственная для страны. А где именно провинции расположены — не важно, даже колонии на другом конце света теперь приносят МП и лимит флота (последний зависит только от БН). Поэтому такой важности провинций в Европе, где находится столица — в ЕУ3 уже нет.
3. Игроку, написавшему AAR по сессии, может быть по его желанию либо снижена инфляция на 2%, либо снижен ББ на 8 пунктов, либо добавлено в казну 200% подушной подати, либо повышена стабильность на 2 пункта, либо сделан сдвиг любой настройки ВП на 1 пункт. Игроку, пришедшему вовремя к началe сессии, полагается бонус в размере половины вознаграждения за написанный AAR. Такой же бонус будет предоставлен 1 игроку, написавшему лучший (по мнению участников форума) AAR по прошедшей сессии (победитель определяется всеобщим тайным голосованием на форуме, итоги которого подводятся утром в воскресенье).
Война:
1. Война не ограничена по срокам.
2. Война прекращается, если в результате предложения мира стабильность проигравшего начинает падать на ?1; таких предложений в течение всей войны должно быть 5; шестое предложение проигравший обязан принять (на паузе), если оно опять понижает стабильность, при этом значение стабильности проигравшего не имеет значения (т.н. правило 6 стабхитов).
3. Война между странами также завершается принудительным миром в случае, если:
Столица проигравшего захвачена противником, и при этом численность гарнизона крепости в ней — максимальна.
У проигравшего оккупировано противником как минимум 10 европейских провинций из числа имеющих связь со столицей по суше, или же оккупированы все европейские провинции, имеющие связь со столицей по суше (в случае, когда таких провинций меньше 10).
Военная усталость страны при этом больше или равна +5, или же война при этом длится не менее 3 лет.
3. Имеется определённый максимум провинций, который может взять выигравшая сторона в войне между людьми. Для этого используется специальное обозначение — очки провинций (ОП):
Вассалитет — 3 ОП.
Смена религии — 2 ОП.
Отказ от щитов — 0.5 ОП за провинцию.
Выделение новой страны или снятие вассалитета с вассала — 1.5 ОП. При этом можно выделять за одну войну не более 2-х стран, и только если количество получаемых ими провинций не больше 3-х ОП в сумме.
Получение провинции с ТЦ — 3 ОП, провинции с населением в 1К и выше — 1 ОП, колонии — 0.5 ОП (вне зависимости от местонахождения провинций). При этом отъём колоний во время войны через спец. кнопку армий — ничем не ограничен.
Игрок может взять от другого игрока не более 3-х ОП за войну. Никаких ограничений на мирные договора с АИ — нет.
4. В случае, если война ведётся между альянсами игроков-людей (то есть как минимум на одной стороне сражается 2 человека и более), победители могут получить от проигравших не более 6-и ОП на весь альянс (включая АИ-союзников), а одной стране не может отойти по миру больше 3-х ОП. При этом не имеет значения, каким именно образом будет заключён мир: будет ли это один единственный договор между главами альянсов или же несколько сепаратных миров.
5. Если вы были вассализированы другим человеком, то:
Вы должны оставаться вассалом не менее 20 лет.
Вы не можете войти в любой другой альянс, кроме альянса вашего сюзерена.
Вы должны принять предложения альянса/торгового соглашения/соглашения на проход войск от вашего сюзерена.
Вы не можете вступить в войну без разрешения сюзерена.
Кроме этого, вы можете делать всё, что хотите.
6. Если вам была сменена религия военным путём, то вы должны оставаться с ней не меньше 20 лет, даже если ваш правитель, во время правления которого была осуществлена смена, уже умер.
IV. ЗАПРЕЩЕНО
1. Нарушать 5-летний мир с любым государством.
2. Аннексировать военным путём любые однопровинчатые государства, если у вас нет постоянного КБ на них в виде щитка, или если ваш ББ больше 20.
3. Давать займы АИ.
4. Выделять вассалов во время войны, чтобы помешать противнику.
5. Объявлять «фальшивую» войну для различных целей (например, для снятия Защитника Веры).
6. Объявлять войну АИ, которое входит в альянс с игроком, с которым у вас 5-ти летний мир.
7. Нанимать пиратов и атаковать вражеский флот маленькими флотами с целью препятствовать десантированию или отступлению на корабли армии противника.