Сообщество Империал: Русско-шведская война 1788-1790 - Сообщество Империал

Renown

Русско-шведская война 1788-1790

Русско-шведская война 1788-1790
Тема создана: 03 января 2012, 10:05 · Автор: Renown
  • 5 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Последняя »
 Renown
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 03 января 2012, 10:05

Коль скоро возник вопрос о Чичагове вот здесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
решил пояснить на примере Выборгского сражения.

Выборгское сражение является самой результативной победой русского флота за всю его более чем трехсотлетнюю историю. Тем более обидно, что поражение шведов в этом бою могло быть еще более катастрофическим. Но обо всем по порядку.
Война, развязанная Густавом III, шла для Швеции очень неудачно. Шведы были разбиты при острове Гогланд, отбиты их атаки у острова Эланд, Ревеля и Красной Горки. На суше войска Мусина-Пушкина перешли в наступление и смогли захватить часть Финляндии.
Большим ударом для русского флота стала смерть Самуила Карловича Грейга 15 октября 1788 года. В принципе именно из-за этого война на море затянулась. Балтийский флот возглавил адмирал Василий Яковлевич Чичагов, человек робкий и нерешительный. Именно поэтому была прекращена блокада Свеаборга, нерешительно проведены Эландское и Красногорское сражения. Трудно сказать, чем руководствовалась Екатерина II при его назначении главнокомандующим. Весь офицерский состав требовал в главкомы способного и храброго вице-адмирала Александра Ивановича Круза, который в 1789 году имея 17 линейных кораблей против 22-х у шведов дал им бой у Красной Горки и смог в трехдневном бою отбить атаку превосходящего противника и не дать прорваться к Петербургу шведским судам с десантом. Более того – Ревельская эскадра Чичагова соединилась с Кронштадтской эскадрой Круза и теперь русские имели 27 кораблей, 11 фрегатов, 73 галеры, и 80 более мелких судов против 21 шведского линейного корабля, 8 фрегатов и 25 галер и 110 мелких судов (среди последних – в канонерские лодки с войсками, предназначенными для десанта у Петербурга). Шведы бежали в Выборгский залив, где их 26 мая 1790 года заблокировал Чичагов.
Шведская эскадра держалась компактно, готовясь к прорыву. Силы их были следующими:
ЛИНИЯ БАТАЛИИ ЗА ЛИНИЕЙ
Командующий пушки экипаж Наименование пушки экипаж Наименование
66 585 Dristigheten
56 448 Finland
40 338 Camilla 26 240 Styrbj?rn
64 561 R?ttvisan 32 250 Norden
Контр-адмирал Модее 74 632 Konung Adolf Fredrik
40 355 Eurydice
64 584 Dygden
64 557 Tapperheten
40 330 Fr?ja
Полковник Хюссингшёльд 74 568 G?ta Lejon
62 560 Wasa 36 242 Illerim
64 571 ?ran 10 54 Kossacken
64 465 Prins Fredril Adolf
64 545 F?derneslandet Lovisa Ulrica
Полковник Фуст 76 656 Wladislaw 32 240 Jarramas
Генерал-адмирал герцог Карл, контр-адмирал Норденшельд 74 631 GUSTAV III 18 213 Ulla Fersen
Полковник Фалстедт 64 545 F?rsigtigheten 12 79 Falk
64 600 Hedvig Elisabet Charlotta
64 545 ?mheten 12 75 Disa
44 369 Uppland 10 40 H?k
74 531 Drottning Lovisa Ulrica
Полковник Лейонанкер 74 605 Drottning Sophia Magdalena 12 118 Dragon
64 539 Manligheten 16 12 Esplendian
62 495 Prins Ferdinand
44 341 Gripen 32 240 Jarislawitz
40 358 Thetis
40 325 Galatee 34 Postiljon брандер
40 344 Zemire 20 Kasotka брандер
74 570 Enigheten 20 Oben?mnd брандер
Русские силы были разбросаны между выходами из Бьорке-Зунда и Выборгского залива. Отряд капитана 2 ранга Кроуна (3 фрегата и 2 куттера) лавировал у Питкопаса . Между отмелью Кюйнеми и банкой Пассалода располагался отряд контр-адмирала Ханыкова (3 фрегата). У банки Репье крейсировал контр-адмирал Илларион Повалишин с 5 линкорами и 1 бомбардирским судном. Центральные силы русского флота под командованием Чичагова, растянувшись от банки Репье до острова Ронд, находились напротив главных шведских сил. Бьорке-Зунд контролировала русская гребная флотилия под началом принца Нассау-Зигена.
Распределение русского флота по зонам сведено в таблицы:
Наименование Пушки Тип Примечания
Отряд капитана 2 ранга Романа Васильевича Кроуна (проход Питкопас)
Счастливый 8 куттер
Александра 38 фрегат
Венус 44 фрегат флагман
Премислав 42 фрегат
Летучий 28 куттер
Отряд контр-адмирала Петра Ивановича Ханыкова (отмель Кюйнеми)
Архангел Гавриил 38 фрегат
Брячислав 46 фрегат флагман
Елена 38 фрегат
Отряд контр-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина (банка Репье)
Пантелеймон 66 ЛК
Всеслав 74 ЛК
Св. Петр 74 ЛК флагман
Не тронь меня 66 ЛК
Принц Густав 74 ЛК
Победитель 18 Бомбардирское судно
Основные силы адмирала Василия Яковлевича Чичагова (Салпор –о. Ронд)
Царь Константин 74 ЛК Генерал-майор Скуратов
Саратов 108 ЛК Вице-адмирал Мусин-Пушкин
Двенадцать Апостолов 108 ЛК Бригадир Федоров
Святослав 66 ЛК
Ярослав 74 ЛК
Изяслав 66 ЛК
Св. Елена 74 ЛК
Мстислав 74 ЛК
Ростислав 108 ЛК адмирал Чичагов
Победоносец 66 ЛК
Три Иерарха 108 ЛК
Прохор 66 ЛК
Кир Иоанн 74 ЛК Бригадир Тет
Св. Николай Чудотворец 108 ЛК Контр-адмирал Спиридов
Храбрый 66 ЛК
Иоанн Креститель 108 ЛК Вице-адмирал Круз
Св. Князь Владимир 108 ЛК
Иезекииль 80 ЛК Бригадир Курманалеев
Отряд генерал-майора Лежнева (о. Ронд – Берёзовые о-ва)
Победослав 66 ЛК
Болеслав 74 ЛК флагман
Ианнуарий 66 ЛК
Принц Карл (приз) 64 ЛК
Отряд контр-адмирала Одинцова (Биорке-Зунд – Березовые о-ва)
Сысой Великий 74 ЛК
Иоанн Богослов 74 ЛК флагман
Америка 66 ЛК
За линией основных сил
Мстиславец 44 фрегат
Слава 38 фрегат
Вестник 29 фрегат
Нептун 18 фрегат
Подражислав 38 фрегат
Патрикий 38 фрегат
Меркурий 29 фрегат
Турухтан Госпитальное судно

Надежда Благополучия 38 фрегат
фрегат
Помощный 40 фрегат
Евангелист Марк 20 фрегат
Павел 38 фрегат
Страшный 14 Бомбардирское судно
Лебедка брандер
Александр 38 фрегат
Воин 38 фрегат
В 4 часа утра 22 июня шведский флот пришел в движение, дождавшись долгожданный ост, который позволял ему вырваться из выборгской ловушки. Герцог Карл приказал выстроить линию, под ее прикрытием с севера в нескольких колоннах шли иолы, галеры, канонерские лодки, транспорты. Около 6-ти утра голова шведской эскадры находилась у Крюсерорта, тогда как замыкающие еще у северной оконечности Пейсара. Тем временем гребная флотилия шведов вела бой с отрядом Лежнева, как только флот Густава III вытянулся со своей стоянки, канонерским лодкам, связавшим Лежнева боем, был дан приказ уйти за линию линкоров и фрегатов, который в свою очередь должны были начать движение. Однако сразу же 56-пушечный «Финланд» вылетел на мель.
Чичагов, увидев, что противник начал движение, так же приказал своим кораблям встать на шпринг и приготовиться к сражению. То есть, обладая большим преимуществом в силах, русский адмирал решил принять оборонительный бой, что совершенно непонятно. Возможно, он боялся маневрировать в Выборгской губе, изобилующей мелями и каменистыми островками; возможно, хотел провести бой по подобию Ревельского или Красногорского сражения. В 7 утра был дан приказ «фрегатам возвратиться ко флоту». Чичагов всерьез рассчитывал на бой в линии баталии.
Однако в шведские планы это совершенно не входило. Густав III и герцог Карл решили прорваться между Крбсерортом и банкой Ренье, навалившись всеми силами на отряд Повалишина. Головной 66-пушечный «Дристигхетен» нахально взял курс между 66-пушечным «Не тронь меня» и 74-пушечным «Всеславом» (расстояние между этими кораблями было 200-220 метров), и, приблизившись, осыпал русских книппелями и картечью. Повалишин ответил, но сказались особенности ближнего боя (расстояние между противоборствующими кораблями варьировалось от 50 до 70 метров) – шведы получали ужасные залпы в корпус, но проскакивали, поскольку на таком расстоянии бить по рангоуту и такелажу русские не могли. К 7.30 «Всеслав», весь в дыму, дрался на оба борта; «Не тронь меня» потерял капитана; на бомбардирском судне «Победитель» шведскими канонерскими лодками и малыми судами был сбит весь рангоут и мачты. Авангард шведов прорвался на большую воду.
Лишь к 8.30 утра Чичагов решил подбросить подкрепления Повалишину, и приказал вице-адмиралу Мусину-Пушкину отправить 2 корабля на помощь сражающимся. Тотчас же «Константин» и «Двенадцать Апостолов» обрубили канаты и поставили паруса, однако между ними и кораблями Повалишина находилась банка Репье, поэтому он сначала были вынуждены пройти к северу и лишь потом свернуть на северо-запад. Около 9-ти «Константин» уже приближался к «Не тронь меня». К этому времени отряды Повалишина и Ханыкова были сильно повреждены и не могли уже эффективно противостоять шведам, которые несколькими колоннами разнокалиберных судов шли мимо них и обстреливали со всех сторон. От прицельного наши корабли спасал густой дым от сотен пудов сгоревшего пороха, он же мешал вести прицельный огонь и по противнику.
Этот дым сыграл плохую шутку со скандинавами – около 9 утра на банку Репье вылетел 64-пушечный «Гедвиг-Элизабет-Шарлотта», чуть позже однотипный с ним «Эмхейтен» сел на мель у Пассалоды, там же приткнулись 74-пушечный «Ловиза Ульрика», фрегаты «Уппланд», «Ярославец», куттер, 2 галеры и 3 транспортных судна.
В этот момент перед шведской линией появился «Константин», который тотчас же попал под продольный огонь, на нем было сбито две брам-стеньги, причем русский корабль в ответ мог стрелять только погонными пушками.
Около 10.00 все пространство от мыса Крюсерорт к западу представляло собой поле боя. Немногочисленные русские корабли безуспешно старались противостоять прорыву шведского флота, когда в путь тронулись замыкающие шведские «Земира» и «Эникхетен». Чтобы не дать русским приблизиться, на отряды Повалишина и Ханыкова было спущено 3 брандера, но в дикой спешке на брандере «Постийон» забыли отрубить заведенный конец . «Эникхетен» снимался с якоря «по-гусарски» - заранее поставили паруса, а потом обрубили перлинь (буксирный трос), и корабль рванул с места. Брандер, привязанный к кораблю, просто въехал в корму и сцепился крюком с бизань-русленем. Пламя сразу же охватило весь корабль, он потерял управление и навалился на 40-пушечный фрегат «Земира», который через 10 минут так же ярко пылал.
Всю эту горящую массу потащило на русские «Всеслав» и «Пантелеймон», однако они успели отойти. На раскаленных шведах пушки, заряженные заранее командами, от жара начали стрелять сами по себе, причем часть из них довольно точно вела огонь по флагману Повалишина 74-пушечному «Святой Петр», вскоре пламя на кораблях противника достигло крюйт-камер и они взлетели на воздух . Тотчас же с русских кораблей были спущены шлюпки – спасать выживших шведов, но их было такое множество, что достать всех не смогли.
Оставшиеся два шведских брандера были перехвачены русскими и выведены на мель у острова Орисари, где догорали до полудня.
К 11.00 весь шведский флот вышел из Выборгской губы на большую воду, Чичагов упустил противника. Повалишин и Ханыков с малыми силами не смогли сдержать напор . Из 30 русских линкоров в бою участвовали лишь 6, причем ни одного 100-пушечного. Шведский историк Юлленгранат так комментирует этот эпизод Выборгского сражения: «Без сомнения, весь уцелевший шведский флот обязан своим спасением той странной нерешительности, с которою русский адмирал вступал под паруса для того, чтобы идти и становиться ему на пути. Многие хотели уверить, что он был от нас подкуплен для того, чтобы не делать нападения. Но это мнение голословно и не имеет никакого основания. Во всяком же случае, трудно было бы объяснить причины такой медленности и нерешимости русского адмирала. Остается только думать, что он до самого конца ожидал, что шведский флот обратится снова к большому проходу».
Сам Чичагов утверждал: он не перекрыл линию прорыва, поскольку думал, что шведы пойдут на юг, но это объяснение просто вгоняет в ступор, поскольку очевидно притягивание за уши – ведь в этом случае противник шел бы не к себе домой, а в сторону России! Если же проанализировать все приказы, данные адмиралом в промежуток между 7.00 и 11.00, складывается ощущение, что Чичагов либо был подкуплен шведами, либо в принципе не соответствовал своей должности. Он не допустил подхода на помощь Повалишину Кроуна, а когда эскадра Мусина-Пушкина все же снялась с якоря и была на ходу, ей сделан был сигнал пушечным выстрелом, буквально – по шканечным журналам: «Убавить паруса и не отдаляться от флота».
Лучше всего охарактеризовал весь этот бардак граф Салтыков в письме графу Безбородко: «Что делать, что наши морские витязи немножко созрели; это иначе и быть не может. Лета старые сопряжены с лишнею осторожностью. Оно для себя не худо; но для дела вообще – неуспешно. А к тому, ваше сиятельство, видите, что от несогласия и разноголосицы происходит; по пословице и выходит на правду – не слушайся ты старого, а слушайся бывалого. Вот бы мои батареи и в большую пользу были, потому что бы мы их сквозь строй провели и мало бы, надеюсь, прошло; но от несогласия ни одного, ни другого не успели. Я думаю, кто видел положение наших флотов, не скоро поверят, чтобы неприятель не токмо мог пройти, но как он мог и подумать этакое предприятие взять. Теперь Бога надо просить, чтобы своей потери мало было. Меня страшит погода для гребной флотилии: кажется, довольно велика была, может, и кораблей покачало. А за тем я и сам в сборах; все команды сбираю и вперед провожаю, чтобы и самому поспешить занять места нужные, пока Нептуны наши очистят берега; а то их, то есть шведов, снова гнездо заводится».
Но вернемся к бою. В 13.00 шведы были в 4 милях к SSW от Видшера, тогда как основные силы русских только снялись с якоря! Беспомощность Чичагова наложилась не низкую подготовку русских капитанов, корабли снимались с якоря по 4-5 часов! Однако вскоре Чичагов с 17 кораблями кинулся в погоню. Около 19.00 противники были у Гогланда, там русские нагнали отставший фрегат «Грипен» и 74-пушечный «София Магдалена», который после Красногорского сражения был поврежден и шел с фальш-мачтами, поэтому не мог поставить все паруса. Около 20.00 швед был атакован русскими кораблями, и, потеряв мачты, поднял белый флаг. Это была единственная победа главных сил!
Порадовал лишь Кроун – он ушел со своей стоянки около полудня, и когда шведы шли мимо Питкопаса он просто врезался на всех парусах в середину их галерного и шхерного флота. Он атаковал суда на оба борта, и один за другим шведы начали поднимать белые флаги. Противник был в смятении, с «Венуса» были спущены все наличные шлюпки для высадки призовых команд, но Чичагов и здесь умудрился испортить дело. Он тотчас же приказал Кроуну присоединиться к главным силам, причем повторил этот сигнал трижды, так что Кроун был принужден оставить свои призовые команды на волю судьбы. Часть из них в результате очутилась в плену на шведских судах.
Русский историк Головачев писал: «Если бы адмиралу Чичагову, вместо того, чтобы гоняться по морю за шведскими судами, в это время пришла только одна простая мысль: лечь в бакштаг на правый галс, хотя бы с худшею половиною своих судов и с полчаса только продержаться в этом направлении, то вся шведская флотилия сделалась бы для него самым легким призом. На 200 судах этой флотилии начальниками были у шведов младшие офицеры и унтер-офицеры. Они прошли сквозь огонь и дымный оглушительный водоворот у Крюсерорта и Орисари. В их ушах еще раздавались страшные удары от взрывов, и дым от большого Крюсерортского пепелища еще протягивался в их сторону. Все они готовы были сдаться по первому выстрелу с наших кораблей». Но адмирал и здесь смог все запороть.
Последним наверное призом русских стал 64-пушечный «Ретвизан», захваченный опять-таки благодаря Кроуну. Предоставим ему слово: «К рассвету наш флот сблизился со мною, а неприятельский находился у входа в Свеаборгский порт. Часть его вошла уже в шхеры; но около 20 судов были еще вне оных, за противным ветром; кроме того, два неприятельские корабля лежали в дрейфе, западнее входа. Снявшись с дрейфа и прибавив парусов, я взял курс к этим кораблям, за мною следовал адмиральский корабль, а прочие оставались назади.
Подходя к шхерам, адмирал привел в бейдевинд, сие заставило меня думать, что вблизи есть какая-нибудь опасность, о чем я спрашивал у моего пленного капитана, но он отвечал, что места сии ему неизвестны и я продолжал курс свой по прежнему. Ближайший ко мне корабль, под брейд-вымпелом, лежал тогда, при ветре Oст, бейдевинд левым галсом, намереваясь вероятно вскоре поворотить на другой галс и взять оным к проходу в Свеаборг. Я шел правым галсом. Встретясь с кораблем, я сделал по нем залп с правого борта и получил с него таковой же. В сие время я увидел наш корабль «Изяслав», следующий за мною к тому же неприятельскому кораблю. Поворотив под ветром на левый галс, он казалось хотел атаковать командора. Из сего я заключил, что лучше оставя сей корабль во власть «Изяслава» следовать мне с «Венусом» за другим неприятельским судном, которое казалось мне фрегатом и потому было соразмернее слабым силам моего фрегата. Но подойдя к нему ближе, когда он открыл по мне огонь из ретирадных
бортов, и тем убил у меня часового у флага, я увидел свою ошибку, а мой пленный мне сказал, что это был 64-пушечный корабль «Ретвизан», построенный Чапманом по новому плану. Я чувствовал, что сражение с ним будет тяжело, имея у фрегата такие недостатки, но делать было нечего, и я решился атаковать его; к тому же, корабль «Изяслав», пройдя командорский корабль, не сделав по нем ни выстрела, поворотил на правый галс и шел казалось мне на помощь. Однако надежда моя на него была напрасна : он снова поворотил на левой галс к командору; я каждую минуту ожидал, что он откроет огонь по нем, а сам положил уже вступить в сражение с «Ретвизаном» одному.
С начала я думал атаковать его, став между им и шхерами, чтоб действовать левым бортом, где все орудия у меня были целы, но он находился от каменьев в столь близком расстоянии, что я опасался попасть на оныя или на мель, почему и должен был атаковать его с другой стороны, где имел две подбитые пушки.
Догоняя его, я начал бой, когда лег с ним борт о борт. Спустя несколько времени фрегат мой стал уходить вперед, имея крюйсель на стеньге, я хотел было положить и грот-марсель на стеньгу, но рассудив, что сие увалит меня под ветер, придержался круче и начал выходить к нему под нос. Тогда дав ему залп, я принудил его спустить свой флаг и поднять Российский.
Прекратив сражение, продолжавшееся около часа, я приказал командиру «Ретвизана» явиться ко мне на своем катере, а между тем спустился в палубу, где не имел офицера, чтоб осмотреть батарею! Когда же возвратился на верх, то с удивлением увидел приближающийся «Изяслав», который подойдя к «Ретвизану», уже сдавшемуся, сделал по нем залп. Шведы, опасаясь повторения того же, подняли под русским флагом еще шведский. После сего командир «Изяслава» послал на «Ретвизан» свою команду и отвел его к адмиралу. В сем деле я потерял убитыми с 5 или 6 человек и также имел несколько раненых, кроме того повреждены были все стеньги».
Выборгское сражение завершилось. Шведы потеряли 7 линейных кораблей («Финланд», «Гедвиг-Элизабет-Шарлотта», «Эмхейтен», «Ловиза Ульрика», «София Магдалена», «Эникхетен», «Ретвизан») 3 фрегата («Камила», «Аппланд», «Земира»), около 10 малых судов, 4500 человек убитыми, раненными и пленными. Потери русских – 300 матросов.
В Швеции эту битву назвали «Выборгские шпицрутены», поскольку прорыв шведского флота у банки Репье очень напоминал проход солдат «сквозь строй». Поражение Густава III при Выборге заставило Швецию искать с Россией мира.
Адмирал Чичагов был награжден орденом Святого Георгия I класса, хотя в английском или голландском флоте его за такое командование ждали бы трибунал и виселица.


От себя добавлю, что упущенный Чичаговым шведский гребной флот устроил нашим галерам чуть позже Рончесальм.
Но Георгия I класса у него не отобрали.
Сынка же скорее всего просто наградили по протекции папаши.
     Ratsha
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 03 января 2012, 11:22

    Renown
    А, кстати, давно хотел спросить Вас, камрад, насколько обоснованны рассказы о том, что корабли Повалишина представляли к концу боя "безжизненные коробки, с палуб которых стекала кровь через шпигаты"? Кое-кто писал, что они даже на время спустили свои флаги. Правда, писали об этом "аффтары" типа 3.14Тараса... Поэтому даже сумлеваются, что русский флот потерял всего лишь 300 человек в этой баталии...
    По моему, так это байка... Каждый факт спуска флага перед лицом неприятеля подлежал расследованию и карали за это сурово...
       Renown
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 03 января 2012, 11:25

      Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьRatsha (03 января 2012, 11:22):

      Renown
      А, кстати, давно хотел спросить Вас, камрад, насколько обоснованны рассказы о том, что корабли Повалишина представляли к концу боя "безжизненные коробки, с палуб которых стекала кровь через шпигаты"? Кое-кто писал, что они даже на время спустили свои флаги. Правда, писали об этом "аффтары" типа 3.14Тараса... Поэтому даже сумлеваются, что русский флот потерял всего лишь 300 человек в этой баталии...
      По моему, так это байка... Каждый факт спуска флага перед лицом неприятеля подлежал расследованию и карали за это сурово...


      Писал об этом Юлленгранат, но шканечные журналы русских это просто опровергают. Подробности можно посмотреть в МИРФ.
         Shiza
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 03 января 2012, 12:31

        Кроун молодчик, как всегда, сработал хулиганисто и с азартом. Renown, а какой Ваш взгляд на необходимый действия? Спустить часть кораблей с центральной позиции к месту прорыва? Но уверенность что маневр не ложный могла появиться только после прорыва не менее трети кораблей. До этого отправлять значительные силы было рисковано за невозможностью их возвращения в линию. И если бы шведы сменили направление, то выделенные корабли смогли бы атаковать только с подветра и не в месте прорыва, а лишь югозападнее, по линии движения. Налицо невозможность атаковать одновременно, поскольку оставшиеся силы, даже при обрубке верпов, не смогли бы сразу развить скорость и идти паралельной колоной выделенным силам, за выучку Вы лучше меня знаете. Оба варианта, реальный и предложеный, имели риск. Адмирал выбрал свой. С галерным флотом, тоже не все так бездарно. После прорыва шведов(наша неудача) было стремление к реваншу,нагнать и разгромить основные силы, отпускать наиболее быстроходные корабли, или ослаблять свои силы не резон. В условиях шхер гребной флот очень важен, но не является основой шведских ВМС. Так что это тоже не более чем допустимый риск. Дальнейшие действия того же Кроуна доказали небезосновательность приказа о погоне за основным противником вместо поддержки призовых партий.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Dietrich
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 03 января 2012, 16:31

          Где-то читал, что даже при таком развитии событий была реальная возможность пленения Густава III в Выборгском сражении .Так ли это???
             Renown
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 03 января 2012, 16:50

            Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDietrich

            Так ли это???

            Да, так. Когда Кроун врезала в середину шведского галерного флота - Густав как раз там находился на своей яхте. Если бы не приказ Чичагова - короля взяли бы в плен. После работы русского историка Головачева (В‚Ф.Головачев. Действия русского флота в войне со шведами в 1788-1790 гг. СПб, 1873) прочитавший этот труд император Александр III на государственном уровне запретил называть корабли в честь адмирала Чичагова. Запрет действует до сих пор.
               Shiza
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 03 января 2012, 19:19

              Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьRenown (03 января 2012, 16:50):

              Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDietrich

              Так ли это???

              Да, так. Когда Кроун врезала в середину шведского галерного флота - Густав как раз там находился на своей яхте. Если бы не приказ Чичагова - короля взяли бы в плен. После работы русского историка Головачева (В‚Ф.Головачев. Действия русского флота в войне со шведами в 1788-1790 гг. СПб, 1873) прочитавший этот труд император Александр III на государственном уровне запретил называть корабли в честь адмирала Чичагова. Запрет действует до сих пор.

              Это говорит далеко не в пользу императора. Выводы и действия сделанные на основе послезнания никак не могут быть обьективными. Или Густав держал свой именной флаг на яхте и это зафиксировали в шканечном "Венуса" или соседей?
                 Renown
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 03 января 2012, 19:22

                Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьShiza

                Или Густав держал свой именной флаг на яхте и это зафиксировали в шканечном "Венуса" или соседей?

                Это известно из шведских источников. Юлленгранат, Андерсен
                   Dietrich
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 04 января 2012, 15:24

                  Читал в книге Широкорада А.Б."Гроза с Севера", что Густав находился не на яхте, а на одной из галер,которая спустила флаг в виду угрозы уничтожения ее "Венусом" Кроуна и король решил сдаваться на милость победителя ,но призовая партия на галеру послана не была и она благополучно удрала с места боя.При этом дается прямая ссылка на доклад Чичагова-сына..Что пишут шведы по этому поводу???
                     Renown
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 04 января 2012, 19:17

                    Для просмотра ссылки ЗарегистрируйтесьDietrich

                    что Густав находился не на яхте, а на одной из галер,которая спустила флаг в виду угрозы уничтожения ее "Венусом" Кроуна и король решил сдаваться на милость победителя ,но призовая партия на галеру послана не была и она благополучно удрала с места боя.При этом дается прямая ссылка на доклад Чичагова-сына..Что пишут шведы по этому поводу???

                    Головачев соновываясь на данных Юлленграната говорит о том, что Густав находился на одной из яхт среди кораблей галерного флота. В принципе - ничего сверхъестественного - поскольку перед выходом из Выборга король руководил действиями галерного флота.
                      • 5 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      ЗСтолетняя война
                      Леопард против Лилии
                      Автор w w1tek9
                      Обновление 27 марта 2024, 06:53
                      ФВойна в фэнтези и фантастики
                      Тактик, стратегия, сражения, эволюция военного дела.
                      Автор C Carnosaurus
                      Обновление 20 марта 2024, 20:05
                      СThe Seven Years' War (Семилетняя Война)
                      Данный мод посвящен Семилетней войне (1756-1763)
                      Автор в вертер
                      Обновление 16 марта 2024, 19:33
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени XVIII-XIX век Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 11:13 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики